Почему управленческий учет эффективно внедрять точечно

Скажу сразу, что мы с Вильфредо Парето против системы управленческого учета. Понятие «система» подразумевает, что учетом будут охвачены все 100% задач управления. А Парето принципом 20/80 сразу клеймит неэффективностью те 80% управленческого учета, которые дают всего лишь 20% результата.

Мое участие в двух десятках проектов, связанных с управленческим учетом, это подтверждает. Его комплексная постановка на предприятии влечет за собой большие затраты. При этом к прямым расходам на внедрение добавляются затраты труда. В ходе проекта существующие сотрудники вынуждены тратить больше рабочего времени, по сравнению с обычным режимом. Штат сотрудников тоже будет увеличен, так как появится новый функционал. Созданные рабочие места требуют закупки техники. Если планируется автоматизация комплексного управленческого учета, то еще и добавляются расходы на покупку программного обеспечения.

В любом случае, подобные проекты меняют все бизнес-процессы компании сверху донизу. Кстати, по статистике только 30% из них успешны. А теперь только представьте, что 80% всех этих расходов совершенно неэффективны!

Однако, есть и другой способ заставить управленческий учет работать на вас. Практика сама подсказала название для этого метода – «точечный». Его суть гениальна в своей простоте. Точечный учет направлен на конкретную проблему или задачу компании, решение которой измеряется в денежной сумме. В этом случае легко сравнить затраты на внедрение и ведение учета по проблеме с финансовым эффектом от ее решения.

Говоря языком военных, точечный управленческий учет можно сравнить с точным бомбометанием, когда боеприпас может попасть в дом, где засели террористы. Тогда как сплошной больше похож на ковровые бомбардировки, которые применялись США против Вьетнама. В этом случае, поражение цели скорее было случайным.

Как правило, точечный учет эффективен в следующих сферах:

  • поиск резервов предприятия;
  • снижение затрат (настоящих или потенциальных);
  • уменьшение рисков;
  • рост выручки, доходов, прибыли;
  • учет и финансы холдинговой структуры;
  • улучшение работы с клиентами;
  • оперативное управление производством.

Кейс: точечный учет производственных заказов

Дано. На заводе производятся резино-технические изделия. Изготовление РТИ разделено на три передела: подготовка сырой резины; вулканизация изделия, проверка на стенде. Продукция создается в цехе исключительно под заказ, заказчики – несколько крупных постоянных клиентов. Практически всеми контрактами предусмотрены серьезные санкции за просрочку поставки. Эти просрочки периодически возникают по организационным причинам. В ходе работы нет информации о проценте выполнения заказов.

Ограничения. В соответствии с бухгалтерским учетом приход готовой продукции осуществляется после проверки на стенде качества. На практике бригадир сдает выработку приемщику ОТК в конце смены. Изделия проверяются, затем в конце следующей смены попадают на склад. Еще через день накладная доходит до бухгалтера по производству.

Таким образом, информация о готовой продукции появляется в 1С:УПП через три-пять дней после проведения вулканизации, которая считается главной производственной операцией. Если на этот момент есть угроза просрочку исполнения заказа, то принимать какие-то управленческие решения для ускорения уже поздно.

Необходимо решить. Добиться выполнения 100% заказов в срок, чтобы снизить санкции за просрочку и улучшить взаимоотношения с постоянными клиентами. После анализа стало очевидно, что просрочка появляется из-за отсутствия контроля производственных заказов. В бухгалтерском учете информация появляется недостаточно быстро для принятия управленческих решений. Такие проблемы легко решаются точечным управленческим учетом. Ее цена = повышение лояльности клиентов + снижение расходов на оплату санкций. Вариантов решения минимум два.

Решение первое: «рукопашное» или excel-ное. Она было фактически реализовано на заводе РТИ следующим образом. Для контроля производственных заказов были разработаны новые операции управленческого учета. Их начал выполнять сотрудник экономического отдела. Огромный плюс такого решения – оно может заработать «прямо с завтрашнего дня», никакой специальный проект внедрения не нужен. Минус – это отсутствие автоматизации, влекущее значительные затраты рабочего времени.

Выбранный сотрудник в файле-отчете формата MS Excel в начале рабочего дня обновляет по каждому заказу следующую информацию:

  • крайний срок заказа;
  • количество заказанных изделий;
  • количество фактически произведенной продукции;
  • процент выполнения заказа.

Факт произведенной продукции для отчета предоставляется начальниками смен по приходу на работу. Это делается в виде телефонограммы, если нужна особая срочность, и/или в виде оперативных накладных с подписью, если средняя срочность. Отчет после обновления ложится на стол руководителей отдела продаж, закупок, и при необходимости – генерального директора.

При выявлении возможного выхода на просрочку по какому-либо заказу, сначала определяются его причины, а затем принимаются необходимые решения, чтобы ускорить выполнение:

  • При недостатке сырья – производится его дополнительный закуп и/или его переброска из резервов другого заказа, менее срочного.
  • При неполадках оборудования – перераспределение нагрузки на исправную технику, возможно за счет дополнительных смен.
  • При авральной загрузке, когда заказов слишком много (как правило, в конце отчетного периода) вводятся дополнительные смены или принимаются другие меры.

Решение второе: автоматизированный учет заказов. Схожая задача была решена на другом производстве, относящемся к пищевой отрасли. В этом случае вместо введения дополнительных ручных операций и сотрудника, рабочие места начальников смен были автоматизированы. Были установлены компьютеры, которых раньше не было в цехе, с учетной программой. В программу начальники смен после завершения технологической варки и фасовки майонеза, вбивали количество произведенной продукции. Плюсы такого решения – абсолютная оперативность, когда объем произведенной продукции появлялся в отчетах практически онлайн. Минусы – достаточно дорогое внедрение, которое длилось больше полугода. В ходе проекта пришлось провести несколько обучений начальников смен, половина из которых уволилась, не согласившись работать по-новому.

Таким образом, ценой оперативности и низких трудозатрат стали высокая стоимость и длительный срок внедрения. Пришлось даже дополнительно программировать учетную информационную систему. Однако, информация, которую вводили начальники смен, стала основой для работы бухгалтерии, а соответствующая операция была снята с бухгалтера по производству. Это исключило двойной ввод и уменьшило общие трудозатраты.

Выводы из практики

  • Системный подход к управленческому учету не всегда оправдан, так как влечет большие дополнительные затраты, а 80% учета дает всего 20% результата. Этих недостатков лишен точечный подход к учету.
  • Если есть возможность получить информацию из других источников, видоизменяя и ускоряя их работу, то, конечно, нужно ее использовать. Это даст существенное снижение затрат по проекту и в дальнейшей работе. Ближайший наш помощник – это бухгалтерский учет.
  • Как правило, управленческий учет нужен там, где бухгалтерский учет запаздывает или когда в нем нет соответствующей информации, необходимой для принятия управленческого решения.
  • Внедрение точечного управленческого учета возможно разными способами, в зависимости от степени автоматизации операций. Чем больше автоматизации, тем сложнее и дороже проект внедрения, но меньше трудозатрат в дальнейшей работе.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант по корп. финансам

Спасибо, интересно, что есть более ли менее реальные кейсы и, по крайней мере, понятно, о чем статья.
Только когда Вы описывали разницу между первым вариантом (когда экономист вел учет в экселе) и вторым вариантом (когда была проведена автоматизация в специальной программе), Вы что-то упустили.

Я так понимаю, автоматизация затрагивала несколько операций:
1 - связь начальника цеха с экономистом (она была убрана при автоматизации)
2 - ввод количества произведенной продукции "в компьютер" (условно не изменился, то экономист вносил в Эксель, то начальник цеха вносит в какую-то программу, трудоемкость не сильно снижается)
3 - хранение данных (наверное, было упрощено)
4 - формирование отчета из учетных данных (видимо, был запрограммирован отчет)
5 - связь этих "управленческих" данных с бухгалтерией

Были установлены компьютеры, которых раньше не было в цехе, с учетной программой. В программу начальники смен после завершения технологической варки и фасовки майонеза, вбивали количество произведенной продукции. Плюсы такого решения – абсолютная оперативность, когда объем произведенной продукции появлялся в отчетах практически онлайн. Минусы – достаточно дорогое внедрение, которое длилось больше полугода.

Так вот то, что Вы здесь перечислили - это только 1 и 2 операции. Но они сами по себе ничем не отличаются от автоматизации в экселе.
По первой операции - если поставить в цех компьютер, начальник цеха так же может вводить данные в эксель или в гуглодокс. Это никак не связано с внедрением какой-то сложной программы.
По третьей и четвертой операциям - то, что здесь написано, можно сделать на 1С часов за 25 работы (из них всего часов 10 программирования). Плюс несколько дней на закупку и установку компьютеров - что со всем этим можно делать полгода?

Поэтому, как я понимаю, полгода ушло на то, чтобы связать это с бухгалтерией (пятый пункт).

Консультант по корп. финансам

И все-таки скажу против принципа Парето.
Автоматизировать точечно можно, пока комплексной системы управленческого учета (хотя это и не только управленческого учета касается) в представлении нет.

Со временем, если бизнес будет развиваться, связь между точечными наработками начнет разваливаться, и тогда систему со всеми ее 80/20 "проблемами" все равно придется выстраивать.

Поэтому все точечные автоматизации - это наброски для будущей системы учета, которые помогают лучше понять бизнес-процессы для себя и сформулировать в будущем требования к ней.

Пытаться обманывать себя и много лет работать на точечных "дописках" - это не вариант. Придется рано или поздно или переходить на нормальную ERP-систему и выбрасывать их, или, бесконечно дописывая и переписывая, получить ее самописный аналог. Что сложнее и трудозатратнее - большой вопрос

Финансовый директор, Якутск

Статья интересная. И проблема затронутая в ней очень актуальна.

Хотя сейчас без цифровых технологий невозможно обойтись, но сам процесс внедрения информационных технологий особенно в сфере управленческого учета весьма нетривиальная задача из собственной практики могу выделить несколько моментов:

1. Стоимость программного обеспечения для комплексного ведения учета (системы сплошного управленческого учета) очень высока, и зачастую особенно для малых и средних предприятий (100-200 сотрудников) несоизмерима с потенциальными выгодами от ее внедрения.

2. Стоимость внедрения программного обеспечения, чтобы от системы управленческого учета был хоть какой-то эффект необходима огромная подготовительная работа иначе велика опасность просто утонуть в огромном количестве информации, море различных показателей и индикаторов, + цунами из всякой разной отчетности.

3. Стоимость а главное продолжительность обучения сотрудников работе с такой системой. И здесь тоже много нюансов о которых стоит упомянуть отдельно:

- Обучаемость, в статье кстати об этом сказано что часть сотрудников может просто уволиться, не сумев или не захотев овладевать дополнительными "ненужными" знаниями и компетенциями.

- Безопасность, ведь придется дать доступ в учетную систему абсолютно "посторонним" слабо обученным пользователям, и тут возможна и утечка информации, и искажение вводимых данных, и потеря (удаление) ранее введенной информации.

4. Стоимость текущего сопровождения такого программного обеспечения (как минимум специалист на аутсорсинге, а в особо сложных случаях и IT отдел в 2-3 человека.)

В такой ситуации выстраивание точечной а не сплошной системы управленческого учета может помочь существенно улучшить процессы принятия управленческих решений в малом бизнесе за очень и очень скромные деньги.

P.S.

Кстати грамотно разработанная программа на экселе с возможностью работы нескольких пользователей через защиту ячеек для ввода данных, организацию справочников, создание подшивок и объединенных таблиц для экспорта и импорта данных позволяет существенно упростить освоение таких программ, да и обработку для выгрузки данных в бухгалтерскую учетную систему написать не сложно.

Финансовый директор, Москва
Андрей Панахов пишет:
Придется рано или поздно или переходить на нормальную ERP-систему

вы где-нибудь встречали 100% автоматизацию упр.учета: и планирования и отчетности? нормальная ERP-система этого не гарантирует. проверено.

Консультант по корп. финансам
Лариса Лотоцкая пишет:
вы где-нибудь встречали 100% автоматизацию упр.учета: и планирования и отчетности? нормальная ERP-система этого не гарантирует. проверено.

ERP-систему тоже дописывать нужно, но эти дописки все равно придется делать с нуля

Управляющий партнер, Новосибирск
Андрей Панахов пишет:
Спасибо, интересно, что есть более ли менее реальные кейсы и, по крайней мере, понятно, о чем статья.
Только когда Вы описывали разницу между первым вариантом (когда экономист вел учет в экселе) и вторым вариантом (когда была проведена автоматизация в специальной программе), Вы что-то упустили.
Я так понимаю, автоматизация затрагивала несколько операций:
1 - связь начальника цеха с экономистом (она была убрана при автоматизации)
2 - ввод количества произведенной продукции "в компьютер" (условно не изменился, то экономист вносил в Эксель, то начальник цеха вносит в какую-то программу, трудоемкость не сильно снижается)
3 - хранение данных (наверное, было упрощено)
4 - формирование отчета из учетных данных (видимо, был запрограммирован отчет)
5 - связь этих "управленческих" данных с бухгалтерией
Были установлены компьютеры, которых раньше не было в цехе, с учетной программой. В программу начальники смен после завершения технологической варки и фасовки майонеза, вбивали количество произведенной продукции. Плюсы такого решения – абсолютная оперативность, когда объем произведенной продукции появлялся в отчетах практически онлайн. Минусы – достаточно дорогое внедрение, которое длилось больше полугода.
Так вот то, что Вы здесь перечислили - это только 1 и 2 операции. Но они сами по себе ничем не отличаются от автоматизации в экселе.
По первой операции - если поставить в цех компьютер, начальник цеха так же может вводить данные в эксель или в гуглодокс. Это никак не связано с внедрением какой-то сложной программы.
По третьей и четвертой операциям - то, что здесь написано, можно сделать на 1С часов за 25 работы (из них всего часов 10 программирования). Плюс несколько дней на закупку и установку компьютеров - что со всем этим можно делать полгода?

Поэтому, как я понимаю, полгода ушло на то, чтобы связать это с бухгалтерией (пятый пункт).

Сначала начальник смены вел выработку у себя в журнале отдельном, на бумаге, и в накладную вписывал, потом передавал экономисту, а тот уже в ексель вводил. А стал сразу вводить в MS Axapta, без экономиста, на момент внедрения была именно такая программа.

Кое-что сократить пришлось в статье, что бы ясность была, а скуки не было:) но кейсы оба реальные. Второй кейс к пищевке относится, после автоматизации кстати, за год в 2-3 раза увеличилось количество заявок клиентов, которые обработать стало возможно.

Связь с бухучетом была такая, после проверки всех документов бухгалтером по производству, он нажимал на кнопку "утверждение", данные попадали в бухучет.

Управляющий партнер, Новосибирск
Андрей Лихтин пишет:
Статья интересная. И проблема затронутая в ней очень актуальна.
Хотя сейчас без цифровых технологий невозможно обойтись, но сам процесс внедрения информационных ...

Андрей! Пожимаю руку практику:)

Конечно, в статье не удалось затронуть философию учета и автоматизации. Нужно добавить еще, что есть крупные предприятия, которые работают в глубинке, и качество кадров оставляет желать лучшего.

С другой стороны, спор между ERP (читай системной автоматизацией учета) и точечным внедрением наиболее выгодных решений практически вечен. Я знаком с предприятиями, когда прибыльный успешный бизнес работает в глубинке, без автоматизации упручета.

Просто бизнес-процессы выстроены не в автоматизированной системе, а в головах руководства, а те, в свою очередь осуществляют грамотное оперативное управление и плюс постоянное "наведение дисциплины":). Обходятся одним бухучетом в 1С.

Управляющий партнер, Новосибирск
Андрей Панахов пишет:
И все-таки скажу против принципа Парето.
Автоматизировать точечно можно, пока комплексной системы управленческого учета (хотя это и не только управленческого учета касается) в представлении нет...

Андрей, я не зря в статье привел статистику 30% успешности проектов. Если уже точно описывать эту цифру, то это количество успешных проектов по внедрению ERP систем. Часто внедрения оказывались такими масштабными и дорогостоящими, что разоряли предприятия.

И потом, ERP система, и комплексная автоматизация упручета дает экономический эффект для ограниченного количества предприятий. Как правило, это холдинг на высококонкурентном рынке (производство майонеза, например), где для важных рыночных решений нужны данные именно по предприятию в целом.

Для России еще важный фактор, что крупные холдинги работают в виде большого числа юридических лиц, однако экономическую и управленческую информацию нужно очищать от внутренних оборотов. Если Вы на высококонкурентном рынке, то ждать информацию по холдингу через месяц после отчетного квартала (или месяца) - означает разорение

Управляющий партнер, Новосибирск
Лариса Лотоцкая пишет:
Андрей Панахов пишет:
Придется рано или поздно или переходить на нормальную ERP-систему
вы где-нибудь встречали 100% автоматизацию упр.учета: и планирования и отчетности? нормальная ERP-система этого не гарантирует. проверено.

Лариса, да встречал:) на базе MS Axapta, сейчас по-другому называется программа, сам участвовал в проекте. Работает предприятие уже больше 10 лет после внедрения, на высококонкурентном рынке

Консультант по корп. финансам
Антон Звягин пишет:
Андрей, я не зря в статье привел статистику 30% успешности проектов. Если уже точно описывать эту цифру, то это количество успешных проектов по внедрению ERP систем. Часто внедрения оказывались такими масштабными и дорогостоящими, что разоряли предприятия.

И мы знаем причины этого. Я просто делаю упор на то, что если у компании не получается внедрить ERP-систему, поддерживать набор точечных решений в рабочем системном состоянии ей тоже будет сложно. Конечно, работа на "костылях" создает иллюзию автоматизации и отсрочивает кризис, но не решает проблему.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini sk self
Сергей Корчанов
Делить руководителей на типы можно разными способами.Адизес предложил свой вариант.Работают ли ег...
3
Евгений Равич
Из недавних версий - случайно услышал: роковой выстрел (их было несколько) произошел случайно и ...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.