Программа «Управление маркетингом», или Какие маркетологи нам нужны?

На правах рекламы

Уже состоялось более десяти выпусков. Около 75% в процессе учебы и в следующий после окончания год поднимаются как минимум на одну ступеньку вверх.

Б. Токарев, директор программ «Маркетинг» АНХ при Правительстве РФ.

Если сравнивать нынешнее положение с серединой 90-х годов, то видны серьезные изменения большинства руководителей в восприятии роли маркетинга для предприятия. Тогда, на заре становления рынка (не буду спорить с теми, кто считает, что последний до сих пор не сформировался), востребованы были специалисты-маркетологи, как правило, в западных представительствах и совместных предприятях. Поэтому и предложений в области маркетингового бизнес-образования было совсем немного, продолжительность обучения редко, когда доходила до двух недель, а содержание было «доморощенным» либо «импортным», но примерно одинакового качества и полезности. Я бы охарактеризовал те программы обучения, как ликбез в области маркетинга.

В настоящее время, в 2002 году, та ситуация видится какой-то очень далекой и нереальной. Отношение к маркетингу кардинально улучшилось. Сейчас спрос имеется либо на узкотематические семинары (например, «Исследования своими руками», «Организация дистрибуции», «Директ-маркетинг»), либо на продолжительные и глубокие. В серьезных программах конкуренцию составляют 3 вида подготовки профессиональных маркетологов:

— МВА западный (специализация — маркетинг);

— МВА отечественный (специализация — маркетинг);

— профессиональная переподготовка.

Обсуждение и анализ МВА-программ достаточно подробно велись на данном сайте. Не хотелось бы продолжать ту дискуссию. Отмечу лишь, что обе они имеют свои SWOT’ы.

Программа профессиональной переподготовки относится к разряду дополнительного (к высшему) образования. Это не исключает необходимости и обязательности прохождения стандартных процедур аккредитации учебного заведения при Минвузе и сертификации каждой программы. Но суть таких программ — это коммерческое предложение на рынке, в котором учтен реальный спрос на подготовку соответствующих специалистов.

В прошедшие годы спрос на такие программы изменялся примерно следующим образом. Сначала дружно обучали кадровиков, потом бухгалтеров, банкиров, финансовых директоров, и в течение всего этого времени — директоров различных рангов. Возможно, последовательность была несколько иной. И только начиная с 2000 года стал расти спрос на серьезную подготовку маркетологов. Подошел черед тех, кто занимается рынком и конкуренцией.

Велика сила самообразования по учебникам и на собственном опыте. Но, к сожалению, хороших и практичных учебников очень мало, а собственный опыт часто оказывается однократным, после чего приходится искать новую работу.

Так какие же маркетологи нам нужны? Грамотные, неординарные, знающие теорию и умело применяющие ее на практике. Эти критерии очевидны, но как сделать из хорошего специалиста, имеющего «перпендикулярное» по отношению к сегодняшней работе образование, современного маркетолога? По диплому — это филолог, педагог, технарь, математик и т. д. Ему было бы нелишним иметь экономическое образование, быть психологом, иметь навыки социолога, знать математику и владеть современными информационными технологиями, быть коммуникабельным вдобавок.

Примерно так я рисую для себя идеальный образ маркетолога. И вижу, что таковых буквально единицы. Это очень немногочисленная категория специалистов, обладающих энциклопедическими знаниями и успевших поработать в разных компаниях на должностях, начиная с низших. А остальных-то необходимо научить! И не факт, что тот, кто сейчас возглавляет отдел маркетинга на предприятии, в особенности в отечественном среднем и малом бизнесе, делает свою работу грамотно и эффективно. Отсюда возникает спрос на подготовку специалистов-маркетологов. Программы профессиональной переподготовки направлены на удовлетворение этого спроса. Сказать точнее — не просто маркетолога, а в большей степени управленца-маркетолога!

Программы профессиональной переподготовки длятся обычно около 1 года (более 500 аудиторных часов). Чаще всего используется вечерняя форма: несколько раз в неделю вечером после работы плюс субботы. Самая большая проблема таких программ (честно сказать, и всех МВА тоже) — увязать необходимую теорию с практикой.

Решение этой проблемы состоит в том, чтобы сплести нити теории с появившимся отечественным опытом. Скептики говорят, что преподавателей теории как таковых у нас нет. Не соглашусь с этим утверждением. За прошедшие 10 лет такие преподаватели побывали во многих западных школах бизнеса, учились сами и преподавали за рубежом, получая за свою работу весьма высокие рейтинги. Другие скептики утверждают, что практики не готовы делиться своим опытом с другими. Тоже неверно. Могу назвать несколько десятков фамилий известных менеджеров и руководителей компаний, которые уже не первый год сотрудничают с известными российскими бизнес-школами. Среди них — члены Сообщества И. Манн, И. Качалов и не члены О. Чернозуб, С. Картышов, С. Фролов, П. Залесский. Можно возразить, что у них имеется подспудный мотив, нацеленный на продвижение себя лично и услуг своих компаний. Наверное, это так, но то, что они развивают рынок грамотных специалистов, дают методологию практической работы и действенных приемов, перевешивает все сопутствующие издержки. Перечисленные специалисты получают на наших программах самые высокие оценки.

Итак, проблема методологическая решается. Следующий вопрос — о структуре программы и выборе дисциплин. В своей программе я исхожу из следующих соображений (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура программы подготовки управляющих маркетингом

Две дисциплины являются основополагающими в программе: экономика фирмы и управление предприятием (менеджмент). Было бы, конечно, неплохо, в этот фундамент заложить несколько дополнительных «камней»: психологию, социологию, деловое общение в значительно большем объеме.

Дальше идут дисциплины специализации. Основы современного маркетинга — это философия маркетинговой деятельности. Небольшой по количеству учебного времени блок определяет место маркетинга в системе менеджмента фирмы. Практический маркетинг — подробный и глубокий разговор о том, что представляет каждое направление маркетинговой деятельности по отдельности, каковы его особенности, какова практика применения, чего ожидать в результате использования. Направления изучения: аналитическая работа, ценообразование, формирование спроса и стимулирование сбыта, продажи, дистрибуция, интегрированные маркетинговые коммуникации, исследования, информационные технологии и др.

Завершает программу самый важный блок: стратегический маркетинг и планирование маркетинговой деятельности. Опыт общения с представителями различных компаний показывает, что худо-бедно, но инструментарий маркетинговой деятельности уже сложился. Некоторые компании научились очень эффективно использовать отдельные инструменты маркетинга — например, рекламу, директ-маркетинг, — но в целом система маркетинга еще не всегда складывается. Она начинается с выработки сознательной маркетинговой стратегии, которая не противоречит стратегии всего менеджмента, не входит в противоречия с позицией топ-менеджмента и собственников. Из стратегии вытекает необходимость планирования маркетинговой деятельности в целом, а также отдельных маркетинговых кампаний и программ. Эти проблемы находят отражение в создании и удержании брэнда.

Есть еще ряд проблем, которые накладывают свой негативный отпечаток на бизнес-образование. Среди них — неразрешимость проблемы с прохождением практики. Неоднократные попытки автора статьи организовать практику наталкивались на отсутствие заинтересованности принимающих фирм, на осторожность, основанную на конфиденциальности работы, и пр.

Встречи и беседы с руководителями компаний приводят к мысли о необходимости введения углубленной специализации в подобных программах. Например, компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламой, продвижением товаров и услуг, уже испытывают недостаток в подготовленных кадрах именно по этим дисциплинам.

Все, что сказано, основано на практическом опыте организации и проведения бизнес-обучения. У нас состоялось более 10 выпусков управляющих маркетингом. Выпускники показывают стабильный карьерный рост: около 75% в процессе учебы и в следующий после окончания год поднимаются как минимум на одну ступеньку вверх. Думается, что все вместе мы движемся в правильном направлении.

Новый набор уже начался. Подробности здесь: marketing.ane.ru.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
Это лишь подтверждает, что с оружием надо уметь обращаться. Вот обратный пример, недавнее покуше...
Mini sk self
Сергей Корчанов
Делить руководителей на типы можно разными способами.Адизес предложил свой вариант.Работают ли ег...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.