Целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Так звучит онтологический принцип холизма. Что это и как поможет вывести бизнес на новый уровень?
Термин «холизм» имеет несколько определений, но в самом широком его значении, это подход при котором различные процессы — научные, биологические, философские — следует рассматривать только как целостные системы, а не как совокупность частей.
Первым проводником целостного мышления стал Иоганн Вольфганг Гёте — немецкий философ и государственный деятель XVIII века. В начале XX века немецкий психолог Макс Вертгеймер провел ряд экспериментов, которые доказали, что мы воспринимаем мир не из отдельных кусочков, а единым образом. В дальнейшем это проникает во все сферы жизни – экономика, политика, бизнес.
Большинство управленцев опираются на пять концепций, которые выделил в научных трудах Филип Котлер – американский экономист и маркетолог:
- Концепция совершенствования производства – одна из старейших в бизнесе. Она исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
- Концепция совершенствования продукта. Она означает, что любой вид товара можно продать на рынке, если он имеет высокий уровень качества.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий. Состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
- Концепция интегрированного маркетинга или традиционная маркетинговая концепция. Утверждает, что для достижения целей предприятия нужно выявлять потребности своей целевой аудитории и предлагать товары и услуги, которые удовлетворяют их лучше, чем продукция конкурентов. Цель традиционной концепции – формирование прибыли за счет наилучшего удовлетворения спроса.
- Социально-этическая концепция. Согласно ей при выстраивании рекламной кампании идет перенос акцента с самого товара и его производства на удовлетворение потребностей потребителя, этичность и социальную пользу.
Рассмотрев все концепции управления, становится понятно, что следовать только одной из них малоэффективно в современном мире.
Холистическая концепция, простым языком – это перенос акцента с товара на покупателя и с продажи товаров на удовлетворение нужд потребителя. Она призывает компанию к сотрудничеству со всеми: сотрудниками компании, поставщиками, посредниками — только почувствовав себя участниками общего дела, они смогут обеспечить целевых потребителей наивысшей ценностью.
Перестроить структуру компании, где она сотрудничает с потребителем – шаг, который в дальнейшем станет движущей силой развития.
Программа SKOLKOVO Executive MBA поможет переосмыслить уже имеющийся опыт и увидеть целостную картину того, как должен быть устроен ваш бизнес в рамках холистического подхода. Уже в процессе обучения вы сможете применять полученные знания на практике в режиме реального времени и изучите международный опыт с примерами его локализации.
По специальному предложению Early Bird можно пройти обучение со скидкой, если зарегистрироваться заранее. Осенний набор стартует 28 сентября, а зимний – 7 декабря.
Партнерский материал