Что не так с российским рынком MBA?

У программ MBA в нашей стране есть особенности, которые связаны с молодостью рынка бизнес-образования и его регулированием на государственном уровне. 

Cитуация с МBA в России

В классическом понимании программа MBA относится к высшему образованию, и дает выпускникам степень магистра делового администрирования (Master of Business Administration). Однако в России MBA считается программой дополнительного образования, у которой нет единой классификации. Отсюда возникает сильный разброс стоимости: от 25 тыс. за короткие курсы до нескольких миллионов рублей за полноценные программы, которые отвечают международным стандартам.

Средняя цена MBA в Москве — от 600 тыс. до 1,4 млн руб. Как правило, слушатели не понимают, почему стоимость так варьируется, и в чем особенности той или иной программы. А некоторые эксперты считают мини-MBA набором тренингов и маркетинговым ходом школ для привлечения слушателей. Ведь на короткие программы чаще поступают молодые люди, которые только получили высшее или среднее образование, и не могут себе позволить полный курс MBA. Они стремятся получить практические знания быстро и дешево, однако такие форматы отличаются от классической программы, которая включает не менее 650 аудиторных часов по международной классификации AMBA.

Еще 15 лет назад степень MBA, полученная как в зарубежных, так и в российских бизнес-школах, играла роль карьерного лифта: диплом мастера делового администрирования получали единицы, и не было столь высокой конкуренции среди выпускников. Сейчас на рынке появилось множество новых игроков, и бизнес-образование стало доступнее. На программы MBA зачастую поступают топ-менеджеры средних российских компаний, которые нуждаются в инновационных знаниях и методах управления бизнесом на депрессивном рынке.

В глобальном плане интерес к программам бизнес-образования увеличился. Так, в прошлом году 70% бизнес-школ в США отметили рост заявок на программы MBA. Тенденция связана с тем, что в период экономической неопределенности международные компании нуждаются в таких выпускниках. Эксперты международной образовательной организации GMAC (Graduate Management Admission Council) замечают, что интерес к MBA увеличился и во время рецессии 2007-2009 года, тогда управленцы тоже стремились получить больше практических навыков для антикризисного менеджмента.

По данным исследования рекрутинговой компании Hays, больше половины работодателей (60%), считают, что степень MBA влияет на развитие карьеры, при этом она не является решающим фактором при выборе кандидата. Представители компаний считают, что диплом мастера делового администрирования наиболее важен для определенных отраслей бизнеса: 91% респондентов отмечают необходимость MBA для сферы стратегического развития бизнеса и инноваций, 46% — для маркетинга и PR, 30% — для продаж.

Если говорить о классическом российском MBA, то его показатель в международных рейтингах на сегодняшний день невысок. Так, в рейтинг европейских бизнес-школ от Financial Times попали два российских учебных заведения — бизнес-школы СПбГУ и РАНХиГС, которые заняли 51 и 58 строчки, соответственно. Выпускники международных вузов оказались более успешными: из 50 руководителей, которые оказались в рейтинге РБК-500, 33 человека имеют международный диплом MBA, и лишь 17 — российский.

Зачастую российский диплом MBA хотят получить иностранцы из международных компаний, релоцированные в российское представительство. Для успешного ведения бизнеса им надо узнать особенности местного рынка и расширить рабочий нетворк. 

Недостатки российских бизнес-программ

Бизнес-образование в России действительно отличается от западного. Лидерские компетенции, критическое мышление, умение работать в команде, внимание к деталям и комплексный подход к задачам — основные качества, которых не хватает выпускникам MBA. 

Пандемия наглядно показала значение soft skills для бизнеса. В ситуации, когда необходимо менять испытанные стратегии и строить все с нуля, для руководителей оказались важнее не технические навыки, а умение находить перспективы развития, просчитывать риски, мотивировать команду и грамотно распределять задачи. В западных вузах развитию этих компетенций уделяют особое внимание, поскольку они более востребованы на рынке труда: требования к гибким навыкам встречается в описаниях вакансий в четыре раза чаще, чем к hard skills. При этом программы во многих российских учебных заведениях все еще фокусируются на жестких навыках. 

Другая проблема российского MBA, которая встречается у большинства консервативных школ, — акцент на теоретические знания и оторванность от практики. Классическое бизнес-образование строится на методе кейсов, который был придуман в Гарвардской бизнес-школе. Кейсы должны разбирать реальные проблемы предприятий и быть жизненными. Тем не менее на практику ориентируются многие бизнес-школы, включая «Сколково», РАНХиГС и СПбГУ. 

Наконец, MBA в нашей стране зачастую не хватает логичности. Учеба состоит из отдельных тематических модулей, которые не всегда связаны между собой. Альтернатива такому подходу — ступенчатый принцип, в котором дисциплины связаны на каждом этапе учебы, и постепенно усложняются от базовых до продвинутых, отдельные предметы проходят в сквозном формате.

Преимущества российского MBA

Стоит отметить, что при правильном выборе бизнес-школы в России слушатели найдут больше достоинств, чем недостатков. Помимо стоимости обучения, которая на порядок ниже, чем в международных школах, учащиеся создают нетворк среди руководителей компаний и разбирают кейсы, которые относятся непосредственно к российскому рынку. Если цель специалиста — построить карьеру именно в России, то логично получить диплом в отечественной бизнес-школе. 

Прежде всего, надо обратить внимание на учебные заведения с хорошей репутацией, у которых разработана программа по развитию soft skills, и имеется доступ к экспертам рынка. Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования отмечает, в России не более 150 бизнес-школ, которые реализуют качественные программы MBA. При этом уровень бизнес-образования в них ничуть не уступает западному и адаптирован под российские реалии. 

Какие изменения необходимы

Из вышеперечисленного следует, что классический MBA не сможет существовать в нынешнем формате: он должен либо измениться, либо полностью исчезнуть. Если мы выберем первый путь, то в России появится MBA нового поколения, с акцентом на практику и развитие soft skills, логичной программой и гибким форматом обучения. 

Размытое предложение на рынке мешает сформировать единые стандарты бизнес-образования в России. При выборе учебного заведения важно смотреть на стандарты преподавания, методологию, состав преподавателей и сертификацию школ. Например, на так называемую тройную корону — три самые престижные мировые сертификации AMBA, EFMD, AACSB.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Средняя цена MBA в Москве — от 600 тыс. до 1,4 млн руб.

Эм.. Как может средняя цена быть в в таком диапазаоне? Автор, что для Вас явлется средней ценой? А что - среднем по выборке?

 

Руководитель, Москва

Бизнес-образование в России действительно отличается от западного. Лидерские компетенции, критическое мышление, умение работать в команде, внимание к деталям и комплексный подход к задачам — основные качества, которых не хватает выпускникам MBA. 

Все-таки бизнес-образование и МБА - это сильно не одно и тоже..

Руководитель, Москва

Из этого следует, что классический MBA не сможет существовать в нынешнем формате:

Из чего ЭТОГО?

Руководитель, Москва

В статье есть тезисы, факты, которые из подтверждают, но не очень с логикой и единой идеей. Хотя заголово и соотвествует содержанию статьи, что бывает не часто..

IT-менеджер, Красноярск

Занятная по своей структуре статья. Ее можно условно разбить на "захват" (Cитуация с МBA в России), "ведение" (Недостатки российских бизнес-программ), "подсечка" (Преимущества российского MBA) и "фиксация противника" в конце приема (Какие изменения необходимы). 

Интересно, в какое место воронки продаж я "упал"?))) 

Аналитик, Нижний Новгород

Цитата: "Лидерские компетенции, критическое мышление, умение работать в команде, внимание к деталям и комплексный подход к задачам — основные качества, которых не хватает выпускникам MBA."

Екатерина, Вы понимаете, что по сути высказываете оценочное суждение относительно целого слоя менеджеров у которых низкие лидерские качества и отсутствует критическое мышление (критическое мышление либо есть, либо его нет). Высказывание чудовищное по своей сути. А может Вы просто перекладываете ответственнолсть за качество обучения на недостатки слушателей курсов? А что, очень удобно. Как же можно научить людей не обладающих критическим мышлением в основной своей массе? 

Цитата: "При выборе учебного заведения важно смотреть на стандарты преподавания, методологию, состав преподавателей и сертификацию школ. Например, на так называемую тройную корону — три самые престижные мировые сертификации AMBA, EFMD, AACSB."

Предлагаете поставить бизнес-образование под британский контроль?

Партнер, Красноярск

В классическом понимании программа MBA относится к высшему образованию

небезызвестный Хазин утверждает, что "МВА - уровень советского торгового техникума", и тут я с ним полностью согласен )))

Еще 15 лет назад степень MBA, полученная как в зарубежных, так и в российских бизнес-школах, играла роль карьерного лифта

и слава Б-гу, это помутнение в мозгах прошло

Для успешного ведения бизнеса им надо узнать местный рынка и расширить рабочий нетворк.

В этой фразе прекрасно - всё. Шедевр...

Наконец, MBA в нашей стране зачастую не хватает логичности

В части сравнительно честного отъёма денег у учащихся - всё предельно логично. В части понимания принципов реального управления - таки да, с логикой беда. И это во всех странах и это родовая травма МВА

классический MBA не сможет существовать в нынешнем формате

и халва аллаху! )))

Итого - МВА это неэффективная инвестиция в собственное развитие, в тусовку и связи - тут да, возможен результат, но как лотерея, а не система

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Основной минус российского MBA тот, что бизнесу пытаются учить люди, никогда в бизнесе не работавшие, не говоря уж о достижении каких-то результатов. Когда приходит учиться бизнесмен-практик, то он видит, что ему фактически пересказывают не самые свежие учебники, при этом попытки перевести "обучение" в плоскость практический кейсов заканчиваются или резким пресеканием "ухода от темы" преподавателем, либо его же истерикой (видел лично). Поэтому отзывы в кулуарах в большинстве отрицательные, и репутация MBA сейчас ниже плинтуса.

Действительно, ещё недавно МВА было значимо для карьерного лифта (причем мне лично ни один HR не смог объяснить - почему). И люди, делавшие карьеру, шли и платили. Сейчас, наконец-то, работодатель в массе понял, что МВА ни ума, ни сердца кандидату не добавляет, и пошел резкий спад интереса к теме. 

Отсюда и "плач ярославны" в статье.

Начальник участка, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:

Основной минус российского MBA тот, что бизнесу пытаются учить люди, никогда в бизнесе не работавшие, не говоря уж о достижении каких-то результатов. Когда приходит учиться бизнесмен-практик, то он видит, что ему фактически пересказывают не самые свежие учебники, при этом попытки перевести "обучение" в плоскость практический кейсов заканчиваются или резким пресеканием "ухода от темы" преподавателем, либо его же истерикой (видел лично). Поэтому отзывы в кулуарах в большинстве отрицательные, и репутация MBA сейчас ниже плинтуса.

Действительно, ещё недавно МВА было значимо для карьерного лифта (причем мне лично ни один HR не смог объяснить - почему). И люди, делавшие карьеру, шли и платили. Сейчас, наконец-то, работодатель в массе понял, что МВА ни ума, ни сердца кандидату не добавляет, и пошел резкий спад интереса к теме. 

Отсюда и "плач ярославны" в статье.

Я думаю тут есть еще и финансовый момент. На рынке МБА конкуренция цены упали и банально не хватает денег на качественных преподователей, поэтому преподают вузовские специалисты. Естественно у них ни опыта, ни навыков нет. К примеру я встречал вузовских преподавателей экономических дисциплин у них нет понимания чем директор от собственника отличается и тд. Чему они могут научить? 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.