Как попасть в цифровое будущее с помощью MBA

Как поставить на службу своей карьере цифровые знания и дистанционные образовательные технологии? Как справляться с растущими информационными нагрузками и планировать работу в условиях постоянных изменений? Об этом – в интервью с директором Высшей школы бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ) Аллой Канке (на фото в анонсе).

Как сократить разрыв между бизнес-практикой и обучением

Executive.ru: Появление новых технологий отражается на методах ведения бизнеса и ожиданиях работодателей. Возможно ли сделать так, чтобы образовательный цикл в бизнес-школе не отставал от технологического?

Алла Канке: На мой взгляд, это вряд ли получится. В первую очередь потому, что скорость технологических изменений намного превышает инерционное отставание общественных институтов. Для того чтобы вывести на рынок новую серьезную образовательную программу, требуется много времени. Ее необходимо разработать, нужно получить положительное заключение на ее соответствие установленным требованиям и профессиональным стандартам, учесть рекомендации вышестоящей организации. К тому же образовательный цикл по своей сути реактивный: новые программы формируются по мере надобности. Но предвидеть то, что потребуется в будущем, очень важно, чтобы сохранять конкурентоспособность на образовательном рынке.

Executive.ru: Как этого добиться?

А.К.: Я вижу выход в том, чтобы комбинировать солидные универсальные программы и подвижные курсы, отражающие требования времени. Важно только эти требования почувствовать. Хорошую помощь в этом могут оказать профессиональные ассоциации, если они будут собирать информацию о новейших требованиях бизнеса и на их основе разрабатывать профстандарты, базовые ориентиры для новых программ. Такой процесс реально существует и совершенствуется. Но он требует времени. Мы не сможем полностью ликвидировать отставание между бизнес-практикой, технологиями и обучением, а вот поработать над сокращением разрыва – вполне.

Как программа отвечает на вызовы цифровой экономики

Executive.ru: Как риски и вызовы цифровой экономики отражаются в программе MBA ВШБ?

А.К.: Один мы уже затронули – риск отставания в развитии. Для школы это означает постоянное обновление содержания образовательных программ.

Другой фундаментальный риск – рост опасности информационных утечек и мошенничества в интернете – связан с природой цифровой экономики, в которой невозможен тотальный контроль. Реагируя на этот риск, мы включили ряд вопросов по информационной безопасности в программу МВА.

Скорость изменений, происходящих в экономике, – это тоже риск, и необходимо учить, как с ним справляться.

На перечисленные вызовы в программе МВА отвечает блок «Информационные технологии в бизнесе».

Executive.ru: Как вы совершенствует программы?

А.К.: В этом году мы запустили магистерскую программу «Управление устойчивым развитием бизнес-систем». Она подойдет для менеджеров, которые нацелены не только на поддержание жизнедеятельности предприятия или фирмы, но и дальнейшее совершенствование бизнес-процессов, повышение эффективности в компании.

Полным ходом идет сейчас создание новой программы МВА «Стратегия развития бизнеса» в сетевом формате, который мы будем реализовывать с одной ведущей школой, специализирующейся на онлайн-обучении. Достоинство этого курса в том, что он будет доступен слушателям из регионов, сочетая традиционные и дистанционные формы получения знаний.

В новых программах мы целенаправленно уделяем повышенное внимание темам, связанным со стратегией цифрового развития бизнеса, управлением большими данными, созданием структур интегрированных операций. В этих знания заинтересовано все больше наших слушателей. И они их получают. Приходите на защиту аттестационных работ – и вы увидите компетентных специалистов по управлению.

Executive.ru: На чем вы делаете акцент, разрабатывая программы?

А.К.: На качестве содержания и качестве преподавания. В сентябре прошлого года ВШБ ГУУ успешно провела процедуру аккредитации программы МВА в Association of MBA’s (АМВА International, UK), одной из трех самых престижных мировых организаций, оценивающих качество бизнес-образования. После всестороннего и тщательного анализа аккредитационный совет АМВА отметил высокий уровень программы ВШБ ГУУ, подтвердил ее соответствие международным стандартам и продлил ее аккредитацию еще на пять лет. Не без гордости хочу заметить, что в России всего 12 бизнес-школ имеют такую аккредитацию.

Большой вес имеет для нас и аккредитация в Национальном совете делового и управленческого образования (НАСДОБР). Обе эти аккредитации – своеобразный знак качества и уровня образовательной деятельности ВШБ ГУУ, которая в ноябре 2018 года будет праздновать свой первый юбилей – 10 лет со дня образования.

Как научиться управлять цифровой информацией

Executive.ru: На каком уровне находится цифровая грамотность слушателей, которые поступают на программу MBA ВШБ? Что показывает ваш анализ?

А.К.: Трудно представить современного специалиста с высшим образованием, не обладающего цифровыми навыками. Уверенно могу сказать, что наши слушатели умеют использовать и создавать контент на основе цифровых технологий. Они успешно осуществляют поиск и обмен информацией, находят ответы на вопросы, организуют взаимодействие с другими людьми и активно используют социальные сети (особенно в профессиональной сфере). Такие компетенции можно назвать базовыми. Другое дело – специальные цифровые компетенции, которые требуются современному менеджеру для эффективной работы.

Executive.ru: Расскажите о них подробнее.

А.К.: Речь идет о работе с большими объемами информации – умении пользоваться современными информационными устройствами и профессиональными программами, облачными технологиями. Также важно иметь представление о защите информации, быть способным организовать свое профессиональное информационное пространство и владеть методами анализа и обработки данных. А главное – уметь работать с информацией как с критически важным бизнес-активом. Это важный момент и для развития предпринимательских навыков. Ведь бизнесмен должен уметь играть и роль предпринимателя, и менеджера, и инвестора, и лидера.

Есть также другая сторона – личностная. Это те навыки, которые мы определяем, как soft-skills: способность выстраивать эффективные коммуникации – профессиональные и социальные, потребность и умение учиться и совершенствоваться.

Есть еще очень специфические персональные навыки, которые становятся все более востребованными. Это многофункциональность, богатое воображение, инновационный потенциал. Менеджеру нужно уметь хорошо и связно писать, нужны высокая скорость принятия решений, гибкость и неординарность мышления.

Executive.ru: Какие курсы в программе MBA Вашей бизнес-школы позволяют слушателям эти компетенции развивать?

А.К.: ВШБ ГУУ – одна из первых школ, которая ввела блок Soft-skills как самостоятельный раздел в программе МВА. Также проводится двухдневный мастер-класс «Стратегия развития предпринимательских навыков» и совместно с Российским отделением Международной ассоциации информационного менеджмента (Association for Intelligent Information Management, AIIM), реализуется программа «Специалист по управлению информацией».

Трансформация обучения: офлайн + онлайн

Executive.ru: Бизнес-школы активно внедряют сейчас в обучение онлайн-модули, геймификацию, виртуальную и дополненную реальность, дистанционные форматы. Что предлагает ВШБ?

А.К.: Легкие элементы геймификации широко используются у нас уже сегодня. Слушатели программы МВА много времени работают онлайн: через интернет они получают доступ к учебным материалам, обратную связь от преподавателей, общаются с коллегами, обсуждают свои проекты, решают практические задачи. Сейчас наш университет приобретает новое оборудование для онлайн-обучения, и в будущем это позволит расширить спектр онлайн-курсов и сервисов.

Executive.ru: Насколько востребованы цифровые обучающие форматы? Легко ли их осваивают слушатели?

А.К.: Наиболее популярны наши дистанционные курсы по бизнесу и менеджменту: их 17 по самым востребованным направлениям. Люди бизнеса живут в постоянном цейтноте, у них нет времени на очные курсы и поездки в школу, плотный деловой график вносит правки в планы и расписания. А онлайн-курс можно начать в любое время, без ограничений. Наши программы и платформа для дистанционного обучения позволяют учиться все 24 часа в сутки. Это очень удобно для занятых людей.

Знания по индивидуальному плану

Executive.ru: Цифровая экономика требует развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации. Как развить эти навыки в процессе обучения в бизнес-школе?

А.К.: Через выполнение самостоятельных заданий. Например, чтобы освоить навыки бизнес-планирования и предпринимательства, наши слушатели разрабатывают бизнес-планы. Обучаясь на программе, они получают помощь преподавателей, имеющих бизнес-опыт, и могут запустить собственный проект по этому плану.

Простой, но очень действенный механизм для отработки навыков самоорганизации и планирования – выполнение домашних заданий. Мы ориентируем слушателей на то, чтобы такая самостоятельная работа выполнялась с использованием современных информационных технологий. А выставление дифференцированных оценок по 100-балльной системе мотивирует их на завершение обучения по той или иной дисциплине с наилучшим результатом.

Executive.ru: Какие качества нужны менеджеру, чтобы быть эффективным в условиях неопределенности и постоянных перемен? Можно ли их развить с помощью обучения на программе MBA?

А.К.: Разумеется. Она позволяет развить и закрепить высокую скорость принятия решений, инновационное мышление, системный подход к менеджменту. Наша программа MBA включает вопросы, связанные с управлением изменениями, развитием бизнеса, рисками, кросс-культурным менеджментом, стратегическим планированием, управлением конфликтами. На занятиях используются не только классические, но и активные формы обучения – деловые игры, практическое бизнес-планирование, дискуссии. Вся система получения знаний направлена на общение, обмен мнениями, опытом, развитие творческого потенциала.

Executive.ru: Каким образом программа MBA учитывает индивидуальные потребности слушателей, позволяет им построить персональную траекторию обучения?

А.К.: Персональная траектория определяется задачами, которые ставит перед собой человек. Большинство слушателей четко представляют, зачем к нам пришли: кому-то не хватает профессиональных знаний – управленческих, маркетинговых или логистических, у кого-то есть шанс продвинуться по карьерной лестнице, но сугубо техническое образование тормозит продвижение. Кто-то задумал начать собственное дело: нужны знания, связи, коллеги и единомышленники. И два года на MBA позволяют эти задачи решить: выстраиваются полезные связи, создаются и оцениваются проекты, находятся решения для конкретных реально возникающих на рабочем месте проблем. Бывает, что в ходе учебы специалист переоценивает свои задачи, переосмысливает свои цели – и его индивидуальная траектория тоже меняется.

Очень редко, но приходят слушатели, которые плохо представляют, зачем им МВА. Они или поддаются влиянию коллег, или ищут способ выйти из профессионального застоя. Но даже с таким упрощенным подходом к «траектории обучения» программа МВА приносит позитивный результат: у подавляющего большинства наших выпускников увеличивается доход.

Executive.ru: Есть ли у ваших выпускников запрос на продолжение образования после получения диплома MBA? Как он может быть удовлетворен в условиях цифровой экономики?

А.К.: Запрос есть, и нам есть что предложить. Выпускники программы МВА подключаются к программе МВА-Club и пользуются специальными привилегиями. В рамках клуба мы проводим тренинги и мастер-классы, предоставляем специальные скидки на программы бизнес-образования. Кроме того, выпускник имеет возможность в течение трех лет бесплатно посещать занятия по любым дисциплинам программы в пределах 72 аудиторных часов.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Сегодня знания меняются так быстро, что никакие университеты и МВА за ними не успевают. К примеру, мы еще не научились использовать технологии 3D, а уже вовсю развивается 4D. Университетские и МВА-шные программы требуют длительного согласования, да и нет таких, кто будет учить других.

Консультант, Украина
Александр Жириков пишет:

Сегодня знания меняются так быстро, что никакие университеты и МВА за ними не успевают. К примеру, мы еще не научились использовать технологии 3D, а уже вовсю развивается 4D. Университетские и МВА-шные программы требуют длительного согласования, да и нет таких, кто будет учить других.

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Андрей, поэтому нужно объединить науку, производство (бизнес) и бизнес-образование в единую систему. Сейчас дипломы никому не нужны, как и научные степени кандидатов и докторов наук. Нужны Знания, воплощенные в жизнь (продукцию и социальную сферу), только при таком варианте Россия будет бежать быстрее других а жизнь людей станет лучше.

Аналитик, Ростов-на-Дону

Вопрос к автору: что такое "высокая скорость принятия решения" менеджером ? Что такое "скорость принятия решения" в авиации я знаю, а вот в менеджменте - никак не въеду. И в чем она измеряется ?

Преподаватель, Уфа
Александр Жириков пишет:

Сегодня знания меняются так быстро, что никакие университеты и МВА за ними не успевают. К примеру, мы еще не научились использовать технологии 3D, а уже вовсю развивается 4D. Университетские и МВА-шные программы требуют длительного согласования, да и нет таких, кто будет учить других.

Подтверждаю, работаю в ведущем вузе в области информационных технологий, быть в курсе новых информационных технологий для преподавателя - значит работать параллельно специалистом на производстве и еще все вечера напролет слушать курсы на английском языке.

Даже для будущих управленцев приходится читать каждый год по другому.

Консультант, Красноярск

Спасибо, очень интересное интервью.Какая огромная разница подходов, оценок и стремлений между официальным высшим образованием, например в сфере АПК и в этой статье.

очень понравилась идея подключать к образовательным процессам профессиональные ассоциации.А к участникам диалога вопрос на мою текущую тему- в каком возрасте следует готовить детей к профессиональной деятельности? Почему школьники и их родители. чаще всего, думая об обрзовании, не включают в как обязательное образование. системы МВА

Партнер, Москва
Николай Перов пишет:
Почему школьники и их родители. чаще всего, думая об обрзовании, не включают в как обязательное образование. системы МВА

И правильно делают. Программы МВА умерли давно в конце ХХ века. Бизнесу не нужны мастера АДМИНИСТРИРОВАНИЯ бизнеса. Бизнесу нужны Мастера РАЗВИТИЯ бизнеса (MDB). Пока... такой программы нет. Вернее, в России в Мастерской концептуального мышления Андрея Теслинова она рождается набирает структуру. В основе программы курс "Директор по развитию" (справка: год не общался может что-то изменилось). Я в 2013 изучал в объеме 4 модуля. Потом стало 5-ть. Из своего понимания о структуре это набор дисциплин кафедры марксизма - ленинизма, только вместо заключительного предмета "Научный коммунизм" будет "Философия и технологии формирования и развития целеустремленных социальных систем".

Алла Канке пишет: "наши слушатели разрабатывают бизнес-планы. Обучаясь на программе, они получают помощь преподавателей, имеющих бизнес-опыт, и могут запустить собственный проект по этому плану".

19 лет назад, в 1999 году, меня учили писать бизнес-план на программе "Профессионального диплома по менеджменту Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании" (МИМ ЛИНК г.Жуковского). А для диплома МВА, мне еще пришлось учиться целых 1,5 года и три месяца надо было писать диплом. Да диплом - это бизнес-план с защитой перед сборной комиссией академики-практики, но в полноценном формате близком к кандидатской. 20 минут доклад и "пытки" оппонентов. И все равно это учебный проект - по нему бизнес не разовьешь. Я не стал писать диплом, так как мне учебный формат не интересен, я хотел пойти на программу Db, но на 2015 год ШБ ОУ им зажал свою программу и не разрешал создавать аналог. Неужели так снизился стандарт российских бизнес-школ???!!! Скорее всего да... ПОТОМУ ЧТО преподаватель из УФЫ пишет:

Андрей Захаров пишет:
для будущих управленцев приходится читать каждый год по другому.

Читать.... надо сказки детям и внукам перед сном. А со взрослыми, да еще с успешными (любой управленец успешен. Он смог достигнуть статуса руководителя, а таких в Мире 30-40%%, которые всем и на различных уровнях управляют социальными системами во всех отраслях), надо заниматься АНДРАГОГИКОЙ РАЗВИТИЯ. Конечно, мультики, кинушки, крестики-нолики на экране, ролевые игры и кейс-стади.... без этого никуда. Правда все это было за долго 1981-83 года, и активно применялось для подготовки офицеров-ракетчиков для подводных лодок с крылатыми телеуправляемыми ракетами (сейчас это называется разовый ударный БПА). Таких семь штук запустил с 1983 по 1987 год. А сколько было не учебных ролевых игр "пожар в отсеке", "поступление воды в соседний" и т.д. и т.п. И три длительных кейс-стади по 60 суток без всплытия. Две под Америку - в ответ размещение Першингов в Европе. А последняя в Средиземке - "Догонялки за ударным авианосным соединением США".Вот это защита, так защита бизнес-плана. Не правда ли?

Что изменилось? Картинки на мониторах стали ярче? По сущности ничего!!! Все дидактические инструменты, методы и подходы давно применяются, и давно-давно отрабатывается "soft-skills, как способность выстраивать эффективные коммуникации – профессиональные и социальные, потребность и умение учиться и совершенствоваться. В Росси раньше был широко известен учебник А. В. Суворова "Наука побеждать". Прошу не путать с предателем с псевдонимом Суворов, который про Ледокольный флот и Аквариумы пишет. Я имею в виду генералиссимуса А. В. Суворова, который Бонапартия гонял по Европе, а прежде чем Очаков у турок отнять, создал целый Аква-парк , и так веселил и тренировал своих офицеров и солдат на различных аттракционах: "крепостной ров", "крепостная стена", "тир на бегу", "мушкетеры в Турции", "рукопашный бой с янычаром" и т.д., что потом турки и кликнуть не успели. Правда и у русских не все в порядке - селфи не успели сделать. Вот бизнес-план, так бизнес-план.


Александр Жириков пишет:
Сегодня знания меняются так быстро, что никакие университеты и МВА за ними не успевают.

Фундаментальные знания быстро не меняются. Мы возвращаемся в натурфилософию, а если по современному, управленцы должны знать о знании в областях ЭНБИКС (добавил "Э" - энергия, в-первую очередь психическая или пассионарность). А те кто оказывает вспоможение в развитии взрослых управленцев - должны знать, что они должны знать о знании в ЭНБИКС, то есть обладать 3-м уровнем рефлексии/саморефлексии.

Так о чем статья???

Честь имею,

Юрий Родионов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.