Зачем директору по логистике обучение на Global EMBA?

Герой интервью – Сергей Бортничек. Этой осенью его ждет интересное погружение в мир западного бизнес-образования. В сентябре начало первого модуля учебы по совместной программе Global EMBA двух университетов – Kellogg и WHU. Редакция Executive.ru пообщалась с ним накануне его отъезда в Германию в кампус школы. Сергей считает, что сейчас благоприятный момент, когда можно найти чуть больше времени на обучение. В планах – совмещать работу и учебу. Сергей поделился своими мыслями, зачем директору по логистике EMBA, чего он ожидает и в чем видит главную ценность этой программы для себя.

Executive.ru: Ваша профессиональная область – логистика. Вы успели поработать в разных отраслях. В какой индустрии интереснее всего заниматься логистикой?

Сергей Бортничек: На мой взгляд, логистика ритейла, которой я занимался в Metro Group и «Аптечной сети 36,6», наиболее сложна и развита с точки зрения процессов. В Panalpina я занимался организацией транспортно-таможенных проектов, связанных с перевозкой буровых вышек и объемного оборудования для нефтяной и газовой отрасли. Было интересно, особенно в тот период, когда меня захватывала перспектива проводить большую часть времени в командировках на Дальнем Востоке или Крайнем Севере. Но по уровню эмоциональной вовлеченности и отдачи ни один проект невозможно сравнить с Чемпионатом Мира по футболу 2018 или Олимпиадой в Сочи 2014.

Executive.ru: Какими качествами должен обладать директор по логистике таких масштабных в рамках страны мероприятий?

C.Б.: Одна из важных задач директора по логистике – выстроить простые, но эффективно работающие процессы. Они должны работать здесь и сейчас, у нас нет времени на их отладку. Они сразу должны «взлететь».

Еще одна особенность таких проектов заключается в том, что огромное количество контрагентов и участников появляется в самый последний момент. Надо уметь работать с большим количеством стейкхолдеров, быть готовым находить решения в условиях конкуренции за ресурсы в кратчайшие сроки. Каких-нибудь ресурсов всегда не хватает.

Executive.ru: Можете вспомнить случай, который вас порадовал или огорчил по итогам этих проектов?

C.Б.: Чтобы провести соревнования по лыжному спорту, необходима соль. Она используется для подготовки лыжных трасс. Сочи в 2014 году во время Олимпиады с погодой повезло, но было несколько дней, когда проведение соревнований было под вопросом, было очень тепло. В последний момент лыжная федерация сообщила, что та соль, которая была закуплена для подготовки лыжных трасс, не подходит. Нужна соль другого помола, чтобы не сорвать проведение соревнований. Именно этого вида соли в России не было. Решение приняли вечером, а соревнования начинались в полдень следующего дня. Буквально за считанные часы наша команда нашла подходящего поставщика соли, который находился в Швейцарии. У него в наличии на складе была соль необходимого помола. Нашли самолет, который оперативно доставил соль. Таможенное оформление прошло в секунды. К утру соль была уже на трассах.

Эта история порадовала и огорчила одновременно. Позитивный момент – лыжные соревнования состоялись, команда справилась, все молодцы. Что касается негативных аспектов: расстраивает, что мы что-то не учли, раз такая ситуация имела место быть. Надо признать, что в этом бизнесе не получается быть перфекционистом. Как бы ты критически не мыслил, все спланировать до мельчайших деталей просто невозможно. Надо всегда быть готовым, что все может пойти не так. План живет до стартового свистка – так можно охарактеризовать работу крупных спортивных ивентов. Это не означает, что не нужно планировать. Большую часть времени, в течение которого живет организационный комитет, мы готовимся, в том числе и планируем: определяем сервисы и уровни сервисов, которые сильно отличаются друг от друга применительно к каждой клиентской группе, детализируем операционные и ресурсные планы, тренируемся и обучаем персонал... При этом сама реализация проекта занимает несколько месяцев или недель до и во время проведения самих соревнований. Очевидно, что много чего идет не так. Это нормально. Не стоит относиться к этому, как к чему-то неожиданному.

Executive.ru: Какой ключевой вопрос постоянно надо себе задавать, чтобы быть хорошим логистом?

C.Б.: На мой взгляд, логистика в этом плане не сильно отличается от других предметных областей. Главный вопрос, который надо задавать себе, чтобы быть успешным, интересно ли тебе то, чем ты занимаешься? Если интерес пропал, пришло время что-то поменять.

Второй вопрос: как ты развиваешься в своей области? Не стоишь ли на месте? Когда ты в последний раз читал что-то по своей специальности? Когда ты в последний раз узнал что-то новое по своей профессии?

Не менее важные вопросы – о команде. Насколько твоя команда счастлива? Насколько хорошо ты помогаешь ей? Какая твоя роль в этой команде?

Executive.ru: В чем ваш секрет управления командой?

C.Б.: Команде надо доверять – это основная вещь, которую я для себя вынес из последних проектов. До этого все проекты, которыми я занимался, были в сфере моей профессиональной компетенции. Я прекрасно знал и понимал все задачи, как их можно сделать, какого результата от коллег ждать на свои просьбы. В целом я мог заменить любого из сотрудников. Это дает возможность перепроверять, влезать в детали и контролировать, и на это можно тратить бездну времени. Когда я занялся, например, ЧМ, у меня появилось несколько областей, в организации которых у меня не было никакого опыта. Например, питание и размещение. Я не мог не довериться полностью тем людям, которые со мной работают и разбираются лучше меня в этих вопросах. К чему привел этот подход? Первое – доверие чрезвычайно окрыляет людей. Они делают намного больше, чем ты от них ожидаешь. Второе – у тебя как у руководителя освобождается время на другие задачи, которые с точки зрения управления чрезвычайно важны и ты просто должен находить ресурсы, чтобы рефлексировать для их выполнения. К примеру, одной из важнейших задач лидера является определение общей цели, ее формулирование и визуализация. Он должен убедиться, что команда одинаково ее понимает и чувствует.

Сама по себе цель таких спортивных мероприятий как Олимпиада и ЧМ настолько всех мотивирует, что в отличие от регулярного бизнеса, нет необходимости дополнительно стимулировать команду. Они готовы взять на себя ответственность и решить задачу. Они не могут подвести других и самое главное – самих себя.

Executive.ru: Давайте вспомним ваш карьерный путь, когда мысль об MBA проникла в вашу голову, и вы всерьез задумались об этом шаге?

C.Б.: В начале 2000-х я уже об этом задумался. Я закончил МГИМО, международно-правовой факультет. По специальности я юрист, но выбрал логистику в качестве направления для развития своей карьеры. В тот момент я понял, что юриспруденция – это не мое и очень хорошо, что я так мало времени на нее потратил. Мне хотелось получить профильное управленческое образование. В 2007 году была моя первая попытка поступить в Чикагскую бизнес-школу, лондонский кампус. Попытка была неудачной, я не поступил. На тот момент я работал в «Аптечной сети 36,6» на позиции директора по корпоративной логистике. Работодатель был готов оплатить мою учебу. Сейчас я понимаю, что как студент я более полезен программе в процессе обучения, чем моя более ранняя версия в 29 лет. Студенты EMBA добавляют в процесс обучения не меньше ценности, чем преподаватели. К собеседованию я отнесся очень спокойно и, может быть, даже расслабленно, пришел в джинсах и клетчатой рубашке, когда вокруг меня многие были в костюмах и галстуках.

Executive.ru: Почему вы решились на вторую попытку?

C.Б.: Деятельность оргкомитета ЧМФ заканчивается, и я стою на развилке, чем заниматься дальше. Можно продолжать карьеру event-менеджера. Такого уровня проектов не так много в России, но их много в мире, поэтому можно двигаться в сторону международной карьеры. Можно вернуться в supply chain. Можно задуматься над тем, чтобы начать свой бизнес, или рассматривать позиции уровня general management, что кажется более логичным, учитывая, чем я занимался последние четыре года. Я еще не определился, в каком направлении точно хочу двигаться. Обучение на EMBA – это возможность посмотреть шире на ситуацию с других точек зрения и ответить себе на вопрос – что дальше.

Вторая причина – время. Я об этом думал последние десять лет, сейчас мне 40, если не сейчас, то когда?

Executive.ru: Почему EMBA Kellogg-WHU?

C.Б.: Один из важных критериев выбора для меня – возможность совмещать работу и учебу. Работы всегда много, и возможность модульного обучения в этом плане помогает решить вопрос. Первый и второй модуль я буду совмещать со своей текущей работой, которую через несколько месяцев заканчиваю. Следующие модули я также планирую совмещать уже с новой работой, и со своим будущим работодателем я буду обсуждать свое отсутствие шесть раз в год в качестве части своего компенсационного пакета.

Второй критерий – стоимость. Моя программа не должна была стоить более $100 тыс., включая затраты на проживание и перелеты. Я сам оплачиваю обучение, поэтому сразу определил для себя допустимый бюджет.

Третий критерий – география. Я сразу отсеял американские школы из-за сложной логистики: дороже, дальше и дольше добираться. Остались Франция, Англия, Германия, Испания. Дальше надо было определиться со страной. Я уже был немного знаком с немецкой школой WHU. В 2006 году именно сюда я приезжал на недельную стажировку Metro Program Advanced от компании Metro Group. Когда я увидел совместную программу Kellogg – WHU, она сразу попала в мой шорт-лист. Далее пазл сложился очень просто: предложение школы и мои возможности по времени совпали. У меня была возможность приехать на «День поступления». Часть дня была посвящена разным лекциям, общению с выпускниками, вторая часть – разным тестам и интервью. День поступления проходил в январе в выходной, что оказалось удобным для меня, в 2018 году я уже не мог брать отпуск или отгул на работе, с февраля мы работали практически без выходных. Сам процесс поступления, обстановка, задания, общение – все меня очень воодушевило и зарядило. Это позволило окончательно определиться, и я сделал свой выбор.

Executive.ru: Школа предложила какую-то помощь в финансировании обучения?

C.Б.: Я претендовал на грант, и даже получил его, но небольшой, около 10% от стоимости обучения.

Executive.ru: Какие школы еще рассматривали?

С.Б.: Я связался со всеми интересными мне школами и был в контакте с представителями приемных комиссий, получал новости, полезную информацию, в том числе об их мероприятиях. Также воспользовался возможностью пообщаться с представителями бизнес-школ в Москве в рамках мероприятия QS World MBA Tour. В тот момент мне были интересны три школы: Kellogg WHU, IMD и Frankfurt School. С каждой я с удовольствием встретился на индивидуальных встречах MBA Connect, успел пообщаться со всеми за один день в одном месте.

Executive.ru: Как будет проходить обучение?

С.Б.: Программа модульная. Всего 13 модулей. Каждый модуль продолжительностью одна неделя, проходит один раз в два месяца. Большая часть модулей будет проходить в Германии, две недели в Чикаго. Минимум два предмета на выбор в разных городах на свое усмотрение. Список городов большой. Я еще не определился с предметом по выбору.

Executive.ru: Какие ожидания от EMBA?

C.Б.: Я не жду, что EMBA принесет мне сиюминутный финансовый или карьерный рост. Окупаемость программы – для меня не приоритет. Я даже допускаю, что обучение может никак не повлиять на доход. Важную роль лично для меня сыграли первые и последующие впечатления от знакомства со школой, погружения в эту среду. Я съездил, посмотрел, заглянул в этот мир и ощутил, что это просто «кайф». Совершенно очевидно, что меня ждут увлекательные годы взаимодействия и общения с интересными, умными, мотивированными людьми.

Executive.ru: Какие вы ставите себе цели и что хотели бы получить от курса?

С.Б.: Во-первых, новые знания. Я люблю учиться. Хотя сам доступ к знаниям сейчас не так критичен как раньше. Можно открыть Сourserа и выбрать любой курс, но, как мы знаем, это не помогает. Нужна мотивирующая среда, которая заставляет это делать.

Школа – отличная возможность окунуться в такую среду. Тебя окружают пятьдесят зрелых, опытных и амбициозных людей, которые, как и ты, сидят ночами над экономическим анализом, чтобы выглядеть достойно и на равных участвовать в дискуссиях, которые состоятся в аудиториях, или вносить свой вклад в групповые задания. Это меня очень мотивирует.

Второе – это общение. Я уже успел ощутить силу нетворкинга, даже не начав учиться, но попав в качестве будущего студента в базу контактов Kellogg. Во время ЧМ со мной связалось несколько выпускников, которые были в России, обращались за помощью. Интересное чувство: ты не знаешь этих людей, но они ведут себя уверенно и даже не сомневаются, что ты им поможешь. И я осознаю, что также буду обращаться к выпускникам в Шанхае или Африке, если мне понадобится их поддержка, и они тоже будут чувствовать внутреннюю потребность помочь.

Executive.ru: Для многих первый барьер для поступления и обучения – это английский язык. Как правило, начинают с того, что подтягивают уровень. Была ли у вас такая сложность на пути?

C.Б.: Я закончил МГИМО, моими основными языками были французский и немецкий. Что касается английского, я самоучка. За годы работы английский сильно подтянулся и вышел на хороший уровень. Мне надо было сдать TOEFL или IELTS. Я выбрал второй. Готовился именно к сдаче экзамена на специальных курсах и занимался с преподавателем по скайпу. Через italki.com я нашел носителя языка, журналиста, который помог мне в подготовке к эссе.

Executive.ru: Насколько сложно было сдавать GMAT?

C.Б.: Для поступления на программу, которую я выбрал, GMAT не нужен. Но во время «Дня поступления» были тесты, в которых был один из блоков на математическую смекалку. Тем не менее, я прошел курсы по подготовке к сдаче GMAT просто для того, чтобы потренироваться и привести себя в форму. Надо признать – хотя за последние восемь лет я много полезных компетенций приобрел и прокачал разные soft skills, некоторые навыки растерял, например, в области статистического или финансового анализа. К примеру, слово «EBIDTA» ушло из моего ежедневного лексикона восемь лет назад. Просто почувствовал необходимость восстановить математический аппарат, поэтому прошел подготовку к GMAT.

Executive.ru: Как прошло ваше интервью со школой?

С.Б.: Их было несколько. Во второй половине Admission day начинается цепочка встреч. Все они разные. На одной тебе дают задание на логику и смекалку, на второй просят решить бизнес-кейс, на третьей вам дают групповой кейс (притом, что со всеми участниками группы ты только что познакомился), а на одной из них с тобой просто беседуют. Эти встречи оставили у меня блестящие впечатления. Я получил удовольствие от процесса. Меня удивило, что в этот день в школу пришло около 20 выпускников разных лет от 2001 до 2017 годов. Все они принимали активное участие в процессе приема новых студентов. Это зрелые, харизматичные и состоявшиеся люди, которые работали как волонтеры, отдавая долг своей альма-матер. Они очень хорошо «продавали».

Executive.ru: Что лично для вас было самым неожиданным, с чем вы уже успели столкнуться в этой новой среде?

C.Б.: Пожалуй, нетворкинг. Буквально закончилась одна из лекций на Admission day, и сразу начинается какой-то нетворкинг-марафон. Уже через несколько секунд студенты предыдущего потока активно тебя вовлекают в новые знакомства. Выясняют, чем ты занимаешься, пытаются тебя представить человеку, который пересекается с тобой по теме и потенциально может быть полезен и интересен.

Executive.ru: С какими организационными сложностями вы успели столкнуться?

C.Б.: По европейским меркам школа находится в тихом отдаленном месте, куда не так просто добраться. Но с другой стороны это хорошо – отдаленность влияет на стоимость проживания. Она стоит в 2-3 раза меньше, если сравнивать с проживанием в Лозанне, где находится IMD. Это кстати еще один из критериев, который повлиял на мой выбор.

Основная сложность – найти время, чтобы готовиться. Сейчас я просыпаюсь в 6:00, чтобы у меня было минимум два часа в день, чтобы позаниматься.

Executive.ru: Для многих, кто решился на этот шаг, очень важна поддержка близких, кто поддерживает вас?

C.Б.: Все поддерживают. Год назад, когда я в очередной раз серьезно задумался об EMBA, я еще раз все взвесил и решил, что финансово не готов. Я прекрасно понимаю альтернативную стоимость этих денег. Семья, дети растут…Когда я поделился своими сомнениями с супругой, что, пожалуй, у нас не хватит средств на это мероприятие, именно она предложила решение: продать один актив, небольшую квартиру, которую мы планировали отдать старшему сыну через четыре года.

Executive.ru: Семья готова пройти это испытание вместе с вами?

C.Б.: Супруга точно готова. Что касается детей, то мы можем учить их собственным примером. Я уверен – ежедневно видеть занимающегося учебой отца по утрам будет им очень полезно.

Executive.ru: Перед тем, как выбрать школу, удалось ли вам пообщаться с другими ее выпускниками? Какие советы они вам дали?

С.Б.: Я много общался с выпускниками. Они охотно делились своим опытом. Одна из главных рекомендаций была с первых дней включаться в нетворкинг, не ждать окончания обучения. Некоторые фокусировались именно на учебе и оставляли на потом построение связей. Но, как оказалось, это одна из главных ценностей, которую ты приобретаешь в школе. Еще один совет по коммуникациям – забыть о каких-либо языковых барьерах и общаться. И главный совет – пахать дома, самостоятельно много заниматься, чтобы входить в аудиторию подготовленным.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.