Если есть в Европе место, где столетиями пересекаются пути международного бизнеса – то это, безусловно, Голландия. Программы Rotterdam School of Management (RSM, Erasmus University) гармонично сочетают ценности, основанные на мультикультурности и сотрудничестве, с управленческими технологиями, позволяющими добиваться лидерства в современной конкурентной среде. Это одна из ведущих бизнес-школ Европы, выпускники которой достигли высот в бизнесе и политике. О том, какие преимущества получают слушатели программ MBA RSM – в интервью Executive.ru с директором школы по маркетингу и работе с абитуриентами Брэндоном Кирби.
Сделать лучше себя, бизнес и мир
Executive.ru: Какие ценности, которых придерживается ваша бизнес-школа, определяют ее особенности?
Брэндон Кирби: Прежде всего – это ориентация на устойчивое развитие. В данном случае имеется в виду не просто развитие отдельной компании. Речь о таком развитии бизнеса, когда высокие экономические результаты позволяли делать лучше окружающий мир. Именно за таким подходом, по нашему убеждению, будущее. И RSM широко известна именно благодаря управленческим практикам, которые позволяют решать эту задачу.
Вторая ценность, на которую мы опираемся, – это сотрудничество. Мы мотивируем наших слушателей на работу в команде, достижение взаимных интересов благодаря объединению общих усилий. Такой тип лидерства позволяет справляться с любыми вызовами и находить новые возможности как на локальном уровне, так и в международном масштабе.
Executive.ru: Какие преимущества получают слушатели программ RSM?
Б.К.: После окончания обучения мы содействуем в получении визы, позволяющей проживать в ЕС в течение года и заниматься поиском работы. Особенно это интересно представителям стран, которые не входят в Евросоюз, но планируют работать в одной из европейских компаний.
Второй важный момент: наши программы ведутся на английском языке. Если вы не разговариваете на немецком, французском или итальянском языках, но хотите учиться и работать в Европе, Роттердам – отличное место для старта. Это интернациональный город, где живут люди 177 национальностей. У нас крупнейший в Европе порт, представлено множество международных корпораций.
И главное, что получают наши студенты, – это высокое качество знаний, позволяющих успешно возвращать инвестиции, вложенные в обучение. В 2017 году наша программа full-time MBA вошла в десятку в рэнкинге журнала Forbes. И в рейтинге европейских бизнес-школ по версии Financial Times за 2016 год RSM вошла в топ-10.
Executive.ru: Что хотят получить от бизнес-образования абитуриенты, которые к вам поступают?
Б.К.: Большинство ориентируются на получение международного опыта. Бизнес все больше приобретает интернациональный характер. Спрос на специалистов, понимающих особенности разных стран и умеющих работать с представителями других культур, растет.
Многие проявляют интерес к устойчивому развитию. Эти люди мечтают делать бизнес-проекты, которые позволяют не только зарабатывать, но и позитивно влиять на мир. И они ищут бизнес-школы, которые разделяют данную философию.
Еще одна тема, на которую растет спрос на протяжении последних пяти лет, – это предпринимательство. Поэтому мы включили вопросы, связанные со стартапами и развитием новых проектов, в наши лекции и курсы, которые слушатели школы могут выбрать дополнительно к основной программе.
На протяжении последних лет мы отмечаем рост интереса к нашей бизнес-школе. Только в 2017 году количество заявок на обучение увеличилось в два раза. Этот результат отчасти определен нашим местом в рэнкингах, отчасти – изменением политической ситуации в мире, а также изменением подхода к продвижению RSM.
Фокус на лидерстве
Executive.ru: На чем еще фокусируется ваша бизнес-школа?
Б.К.: Чтобы руководить бизнесом в XXI веке, важны не только академические знания в области менеджмента, но и лидерские качества, яркая личная индивидуальность и эффективность. Мы верим: чтобы управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Очень многое здесь основано на эмоциональном интеллекте, саморегуляции, саморефлексии и эмпатии. Эти навыки лежат в основе нашей программы по развитию персонального лидерства (Personal Leadership Development – PLD), в рамках которой мы предоставляем курсы и практический опыт, развивающий личность слушателей.
Executive.ru: Почему лидерские качества стали сегодня такими важными в наборе навыков, которыми должен обладать эффективный руководитель?
Б.К.: Еще 10-15 лет назад программы MBA в основном фокусировались на навыках, связанных с управлением финансами, слияниями и поглощениями и другими функциональными сферами. А сейчас ситуация в экономике меняется, и меняется образ лидера. В конечном итоге, чтобы вести за собой, нужно уметь понимать людей. Поэтому в компаниях растет спрос на специалистов, которые хорошо владеют так называемыми soft skills. Недавно мы проанализировали несколько исследований на эту тему. И результаты показали, что 15-17 навыков из 20, которые работодатели ищут в кандидатах, включают именно soft skills: навыки коммуникации, письменного изложения информации, развитый эмоциональный интеллект.
Executive.ru: Что предлагает ваша бизнес-школа для развития персонального лидерства?
Б.К.: Наша программа PLD сфокусирована на трех областях, развивающих персональные качества слушателей: карьера, осознание себя и отдельные конкретные навыки. Последняя часть сфокусирована на развитии прикладных техник, в которых люди нуждаются, например, презентация и деловая переписка. Вторая часть посвящена развитию эмоционального интеллекта через различные симуляции, эссе, сессии обратной связи. А самая важная часть работы проходит во взаимодействии с карьерными коучами, которые не только помогают слушателям понять, кто они есть, но и направить процесс их личной трансформации или формирования персонального бренда.
Три формата MBA
Executive.ru: В чем ключевые отличия разного типа программ, которые предлагает ваша бизнес-школа – MBA/ Executive MBA/ Global OneMBA?
Б.К.: По своему составу классическая программа full-time MBA на 97% интернациональная. Средний возраст слушателей – 29 лет, стаж работы около шести лет. Эта программа позволяет развить навыки персонального лидерства и профессиональные навыки. Обучение на ней включает не только теорию и кейсы, но и управленческий консультационный проект с ярко выраженной лидерской составляющей. Проект этот выполняется под запрос конкретной компании, которая ставит реальную бизнес-задачу. Слушатели работают над ним в команде. Результат – презентация, которую проектная команда представляет заказчику и в которой обозначают способы решения поставленной задачи.
Состав слушателей программы EMBA несколько иной: 60% голландцы, порядка 40% – представители других стран. Средний возраст 34 года, опыт работы порядка десяти лет. Продолжительность программы 22 месяца. Обучающие модули проходят в Роттердаме еженедельно по выходным. Программа рассчитана на тех, кто хочет сочетать учебу с работой.
А Global OneMBA – это международная программа для руководителей продолжительностью 21 месяц. Реализуется она в содружестве с четырьмя другими бизнес-школами: School of Management Xiamen University в Китае, The University of North Carolina at Chapel Hill в США, EGADE – Tecnológico de Monterrey в Мексике и Fundação Getulio Vargas в Бразилии. Из слушателей этих школ создается своеобразный международный класс. Это опытные руководители, отвечающие за принятие решений в компаниях, в возрасте 40+, с опытом работы от 10 до 14 лет. Цель такой программы – изучение методов трансформации бизнеса, проведение изменений в компаниях.
Executive.ru: Как организовано обучение на ней в RSM?
Б.К.: Слушатели Global OneMBA раз в месяц выполняют групповую работу, приезжая в Роттердам. Кроме того, они посещают разные страны мира. Например, первая резиденция – в Северной Каролине, где расположена американская партнерская школа. Здесь слушатели встречаются со спикерами очень высокого уровня – послами, генеральными директорами, которые рассказывают, как вести бизнес в США. Они посещают компании и знакомятся с американской бизнес-средой. Глобальный класс включает 100-250 человек, и все они собираются в одной резиденции. Помимо США, также есть резиденции в Индии, Китае, Мексике и Бразилии.
Уникальность этой программы в том, что слушатели разных школ образуют международные команды, каждая из которых работает над одним маркетинговым проектом. При этом члены команды не видят друг друга в течение полугода от одной резиденции до другой и работают над проектом в дистанционном формате, преодолевая разницу во времени и технологические вызовы. Цель такого формата – воссоздать реальную атмосферу работы в глобальной бизнес-команде.
Кейсы плюс личный опыт
Executive.ru: На какие методы вы опираетесь в обучении?
Б.К.: Некоторые из наших классов, особенно на программе full-time MBA, представляют микс кейсов и практических эмпирических заданий. Интерес слушателей работать с кейсами сейчас несколько ниже, чем это было раньше. Если 20 лет назад во время обучения на программах MBA было достаточно раздать студентам кейсы для работы и ознакомления, а затем обсудить их в формате дискуссии, то теперь слушатели хотят приобретать практический опыт. Поэтому мы используем различные онлайн-симуляции, чтобы помочь нашим слушателям протестировать практические знания.
Тем не менее, я считаю, что нужно быть осторожным, когда даешь людям только то, что они хотят. Вы также должны им дать и то, что им необходимо. Например, некоторые кейсы и концепции существуют вне времени и стоят того, чтобы иметь о них представление.
Executive.ru: Какие новые курсы RSM представила в 2017 году?
Б.К.: В перечень курсов по выбору мы добавили курс по Big Data, а также курс по использованию в маркетинге нейронауки. Последний уникален тем, что в нем исследуется потребительское поведение на основе знаний из нейробиологии.
Еще одна новинка, которую мы внедрили в 2017 году и планируем развивать в дальнейшем, – это обучающие поездки. Сейчас сформированы программы семи поездок на различные темы. Например, поездка в Лиссабон посвящена предпринимательству, в Лондон – финансам. Поездка в Торонто была посвящена финтехам, блокчейну и криптовалютам. Наряду с нашей программой PLD, это отличные примеры того, как мы следим за изменениями в мире и стараемся интегрировать их в наш образовательный контент.
Европа или Америка?
Executive.ru: Какой совет вы бы дали людям, выбирающим между бизнес-школами и Европы и США?
Б.К.: Очень важно думать о том, где хотите оказаться после окончания обучения. Если вы планируете работать в США, то я бы рекомендовал американские бизнес-школы. То же самое касается Европы.
Второй момент, на который важно обратить внимание, это продолжительность программ. В США много двухлетних программ MBA. Их можно рекомендовать тем, кто рассчитывает сделать мощный скачок в карьере, и тем, кому важен опыт стажировок в нескольких компаниях. Но важно учесть такой параметр, как стоимость обучения. Двухлетние программы MBA требуют крупных личных инвестиций.
И последнее. Если вы хотите получить опыт общения в международной среде, то я бы рекомендовал европейские бизнес-школы.
Executive.ru: Каким вы видите идеального абитуриента, поступающего в RSM?
Б.К.: Мы ищем людей, которые хотят изменить мир. Нам интересны люди, которые хотят меняться сами и открыты другим точкам зрения. А также люди, которые готовы делиться своим опытом. Именно они, собравшись вместе, делают программы MBA по-настоящему уникальными.
Фото: rsm.nl, facebook.com
Партнерский материал