Как получить EMBA сразу на двух континентах

«Преподаватели бизнес-школы не пересадят тебе мозг даже за самые большие деньги», – шутит Елена Гусакова. – Свою жизнь ты в любом случае делаешь сам». Елена начинала карьеру в Москве как юрист. Вышла на высокооплачиваемую позицию – и решила получить новую профессиональную специализацию. Совершить карьерный маневр помогла программа Executive MBA Global – International Relationship and Management, проект двух бизнес-школ – London Business School и Columbia Business School. О том, как поступить на эту программу, как организована учеба в режиме «Лондон – Нью-Йорк», и как эффективно воспользоваться полученными знаниями – в интервью Елены Гусаковой Executive.ru.

Все в двойном объеме

Executive.ru: В 2013 году вы получили диплом об одновременном окончании двух лучших бизнес-школ мира. В чем особенности такого параллельного обучения?

Елена Гусакова: Я училась без отрыва от работы, поочередно посещая Лондон и Нью-Йорк. Это было очень интересно. Возможности и инфраструктура двух школ, нетворкинг – все это в двойном объеме! Кроме того, ты становишься частью сообщества выпускников как LBS, так и CBS. Это тоже замечательное преимущество.

Executive.ru: Обозначьте ключевые точки вашей карьеры. Какие задачи и на каком этапе решало бизнес-образование?

Е.Г.: На момент поступления я была юристом достаточно высокого уровня, самостоятельно руководила проектами. При этом я понимала, что как юрист, наверное, выше уже не вырасту. Задача состояла в том, чтобы перейти в инвестиционный департамент, чтобы руководить не только юридической, но и финансовой стороной дел. За этими знаниями я и пошла в бизнес-школу, здесь мне помогли перепрофилироваться в финансиста.

В школе много внимания уделяли созданию и ведению своего бизнеса. Меня это увлекло. Получилось интересно: именно на программе EMBA я поняла, что хочу работать на себя, а не в больших организациях. Сначала хотела делать свой онлайн-проект по бизнес-образованию и юридической помощи, но друзья-консалтеры уговорили поработать с ними. В результате я стала партнером в их небольшой компании, оставив на время идею своего бизнеса.

Мои друзья оказывали услуги в сфере налогового консалтинга. Он очень востребован среди состоятельных клиентов. Мы много работали с банками. В итоге меня пригласил на позицию клиентского менеджера швейцарский банк UBS. И в ноябре 2016 года я переехала в Цюрих. Мне очень нравится клиентская работа. Работа юристом не давала возможности реализовать различные стороны личности и возможностей. Сейчас все это реально благодаря кардинальным карьерным изменениям, которые произошли в том числе с помощью получения Executive MBA.

Как поступить: GMAT, эссе, ценности

Executive.ru: Какое вступительное испытание было самым сложным?

Е. Г.: Главным вызовом был GMAT – тест на логику и математику на английском языке. Три месяца я усиленно готовилась к нему и сдала очень хорошо. В свою очередь, могу посоветовать поступающим не затягивать со сдачей GMAT и заранее спланировать подготовку к этому экзамену, так как она занимает много времени.

Еще одним испытанием было эссе на основе, по большому счету, стандартных вопросов – о сущности лидерства, карьерных планах и так далее. Программа, на которую я поступала, существенный акцент делала на международном опыте. Нужно было описать в этом контексте свою работу. Кроме того, я удачно сыграла на гендерном факторе: отметила, что мне важно, как женщине, получить это образование, чтобы чувствовать себя более уверенно в мире мужчин.

Так что для эссе нужно готовить веские аргументы. И если при поступлении на full time MBA-программу важны именно академические знания, и их проверяют в первую очередь, то на Executive MBA другая ситуация: здесь обращают внимание на опыт работы, лидерский потенциал.

После этого я прошла собеседование в Лондоне. Для меня это была самая простая часть из всей вступительной программы. Каждая бизнес-школа провозглашает свои ценности. Важно понять, насколько они соответствуют твоим собственным и, исходя из этого, формулировать и объяснять мотивы поступления. Меня, например, спросили, что я принесу в школу и чем буду полезна сокурсникам. Я рассказала о своих преимуществах, добавив в конце, что умею устраивать хорошие вечеринки. В ответ обрадовались и сказали, что именно таких людей бизнес-школа и ищет.

Executive.ru: Сложностей с обучением на английском языке не возникало?

Е.Г.: Нет, никаких. Я вообще не считаю английский язык иностранным и уверена, что его знание – само собой разумеющееся. Не знать английский в современном мире – нонсенс.

За что мы платим бизнес-школе

Executive.ru: Как было организовано обучение на программе Executive MBA Global, учитывая, что слушатели живут по всему миру и при этом работают?

Е.Г.: Занятия проходили раз в месяц три дня – с четверга по субботу – в Лондоне или Нью-Йорке. Конечно, необходимость периодически отсутствовать на работе создавала трудности. А когда я летала в Нью-Йорк, это означало отсутствие на работе в течение недели. Сначала было очень тяжело, потом привыкла. Начальству, конечно, не нравилось такое положение дел, но, тем не менее, мне дали возможность учиться, за что я очень благодарна.

Все учащиеся этой программы – топ-менеджеры с большим уровнем ответственности, и для многих из них впоследствии стало открытием, что без их присутствия компания не рухнула и не случился конец света. Для многих это стало настоящим сломом сознания.

Executive.ru: Что самое ценное в получении EMBA – то, что не получишь на других образовательных программах?

Е.Г.: Как таковая учеба на программе уровня Executive уже не так важна. Подбор слушателей очень продуманный, точечный. В результате ты общаешься с профессионалами высочайшего уровня. Поэтому платишь не столько за программу, сколько за уровень общения и окружения. Стараешься наладить контакты. Люди идут на EMBA уже не ради учебы как таковой, а за связями, общением, смыслом жизни.

Никто не дерется за оценки. Хотя, конечно, были люди, для которых они имели значение и которые расстраивались, когда не получали высший бал. Но все же общение здесь равноценно учебе, если не важнее ее.

Executive.ru: Как проходили занятия? В чем особенности обучения людей, которые уже много успели добиться?

Е.Г.: Формат обучения был достаточно стандартным для Executive-программы. В этом плане все бизнес-школы работают по схожим схемам. Создается study group из четырех-пяти человек. Все задания выполняются вместе. Ответственность за каждый аспект можно распределить, но группа получает общий зачет. Лекции по разным предметам идут первые полдня, реже – до вечера. Итоговый экзамен по предмету каждый сдает сам, формат определяется преподавателем. В целом программа очень интенсивная, потому что Executive MBA, по сути, предполагает освоение материала в объеме программы full time, но в гораздо более сжатые сроки.

Executive.ru: Кто из одногруппников запомнился?

Е.Г.: В школе учились студенты более двадцати национальностей. В классе было около 75 человек. Много американцев и россиян. Несколько европейцев. Один слушатель из Бразилии, один китаец, слушательница из Латвии. Абсолютно все – успешные топ-менеджеры. Данная программа – одна из лучших в мире для суперпрофессионалов, она достаточно дорогая (на тот момент стоила около $150 тыс.), поэтому позволить себе ее могут лучшие и уже добившиеся признания. У нас в группе был даже один астронавт из NASA.

Помимо основной программы, каждый слушатель делал презентацию своей страны с выездом в один из ее городов. Так что, помимо учебы, я еще постоянно путешествовала. Слушатели-россияне организовали одногруппникам экскурсию по Москве. Американский астронавт познакомил нас с Техасом, и так далее.

Что касается жизни после окончания школы, могу сказать, что процентов сорок нашего класса ушли с работы и строят свой бизнес. Со всеми выпускниками-москвичами я поддерживаю связь и после получения диплома. Это очень интересные люди, которые готовы помочь советом в случае необходимости.

Executive.ru: Вам понравился американский стиль обучения?

Е.Г.: Америка – динамичная высококонкурентная страна. Все так или иначе заточено под деньги и их зарабатывание. Уровень образования, особенно финансового, на порядок выше. На работе удержаться трудно, поэтому люди очень стараются. Постоянная гонка заставляет все время быть в тонусе и все время что-то изобретать. Здесь даже лекции похожи на шоу. У каждого преподавателя своя фишка. Преподаватели делали кейсы, рассказывали истории из своей практики. И все без исключения очень старались.

Executive.ru: Кто из преподавателей запомнился больше остальных?

Е.Г.: Профессор Амир Зив преподавал бухгалтерский учет. Казалось бы, скучнее предмет придумать сложно. А у него были свои фишки, истории, рассказы, приколы. Все это вкупе с новым галстуком на каждой лекции делало его незабываемым. Это очень талантливый человек и великолепный преподаватель. Пожалуй, это был любимый преподаватель всего потока.

Executive.ru: Программу, которую вы прошли, характеризуют как очень гибкую. В чем это выражается?

Е.Г.: Продолжительность учебы составляет 20 месяцев. В течение первых десяти преподаются единые для всех дисциплины: корпоративные финансы, лидерские программы, методики проведения переговоров. Вторые десять месяцев – уже предметы по выбору, исходя из предпочтений слушателя.

Executive.ru: Какие предметы выбрали вы?

Е.Г.: Отдала предпочтение soft skills – дисциплинам, не связанным с финансами. Очень понравился предмет Personal Leadership & Success. Мне были интересны эти дисциплины как области знания, связанные с людьми и человеческой психологией. Мы рассматривали вопросы о самоорганизации, самоопределении, счастье и его поиске, личностных ценностях и приоритетах. Нас даже учили медитировать. Это очень полезная практика, которая дает потрясающий эффект – освобождает ум, помогает услышать себя, сконцентрироваться.

Счастье менеджера

Executive.ru: Как определяют счастье в бизнес-школе?

Е.Г.: Это понимание себя и своих целей, их реализация. Важно выяснить, что больше всего приносит удовлетворение в жизни? Секс? Карьера? Деньги? Деньги, кстати, являются мотиватором только до определенного уровня. Скажем, для Америки это доход выше $150 тыс. в год. После достижения этой планки в игру вступают уже другие критерии.

Кроме того, человеку важно быть частью социальной группы, общаться с другими людьми. Мы разбирали суть построения жизни как цепи небольших целей. Такой подход приносит большое удовлетворение, дает ощущение счастья и полноценной жизни. Изучали целеполагание. Сама цель может быть недостижима, но при этом нужно жить в соответствии со своими ценностями и в любой жизненной ситуации делать максимум возможного, чтобы приблизиться к цели.

Нас учили техникам убеждения, проведения переговоров, влияния. Кроме того, я прошла предпринимательский курс. Его вел известный преподаватель Стив Бланк. Он запустил много стартапов и рассказывал о том, как начать свое дело. Например, на его взгляд, не стоит досконально просчитывать финансовую модель будущего дела, а надо продать первый продукт.

Executive.ru: Вы не оставили идею создать собственный бизнес?

Е.Г.: Если бы меня не переманил UBS, то я бы однозначно создала свое дело, и хочу это сделать до сих пор. Думаю, рано или поздно я этим займусь.

Executive.ru: В какой стране, на ваш взгляд, высококлассному профи комфортнее всего открывать бизнес?

Е.Г.: Россиянину – однозначно в России. В Америке слишком сильная конкуренция. Американцы быстрые, агрессивные гении продаж. Но дело даже не в этом. Чтобы там подняться, нужно получить местное образование, знать национальные особенности ведения бизнеса, язык. В этом плане мы им не соперники. Мы думаем и ведем бизнес по-другому. В Европе начать дело проще, ритм жизни здесь более спокойный. Но это также подразумевает знание страны, людей и деловых традиций. Так что я бы посоветовала начинать в России, а потом уже в случае успеха расширять бизнес за рубеж.

Executive.ru: Что главное дало вам бизнес-образование за рубежом?

Е.Г.: Свободу передвижения, уверенность в том, что себя я найду и реализую в любом случае. У меня нет строгой привязки к конкретной стране. Я гражданин мира, и бизнес-школа усилила это качество.

Диплом MBA дал мне возможность поменять направление работы – и пуститься в свободное плавание. Тут, наверное, имеет значение и гендерный аспект. Мне как женщине не всегда хватает уверенности что-то делать, пока я не получу сто пятьдесят дипломов по новой специальности. Я, конечно, шучу, но многие успешные мужчины на тему бизнес-образования совершенно не заморачиваются, и у них все прекрасно и без MBA.

И, конечно, никакого волшебства в программе Executive MBA Global нет. Тебе расширят кругозор, познакомят с определенными людьми. Но если ты ожидаешь в результате какого-то нереального эффекта, то такие надежды не оправданы. Бизнес-знания для карьеры важны, но свою карьеру ты делаешь сам.

Executive.ru: Кому тогда необходимо идти в бизнес-школу?

Е.Г.: Full time-программа будет полезна, если ты делаешь карьеру в американских или английских банках. Бизнес-образование – важная часть американской money-машины. Хочешь хорошую должность – должен предъявить соответствующий диплом. А в России диплом MBA не такой важный пункт резюме.

Что касается непосредственно программы Executive MBA, то на нее приходят уже по другим причинам. В жизни практически каждого успешного человека наступает момент, когда он не понимает, куда двигаться дальше. Для многих обучение в бизнес-школе становится долгожданным «волшебным пинком»: как я уже говорила, многие из нашего класса после получения диплома создали свое дело. Ты получаешь богатый жизненный опыт, моделируешь различные ситуации, набиваешь шишки в учебной обстановке, получаешь более ясную картину того, что и как функционирует. Бизнес-образование также помогает отсечь лишнее. Я, например, поняла, что не хочу ни жить, ни работать в Америке.

Но если знаешь, чего хочешь в жизни и идешь к своей цели – особой роли бизнес-образование здесь не сыграет. Это своеобразный костыль, но совершенно факультативный.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.