Когда двенадцать лет назад Яна Драпкина решила получить MBA за рубежом, общение на английском языке ей давалось непросто. И на первых порах это стало проблемой. Но в итоге она не только закончила одну из самых престижных бизнес-школ мира, но и основала образовательный проект EducationIndex.ru, помогающий другим воплотить в реальность мечты, которые кажутся невозможными. Предпринимательница уверена: главное – мыслить масштабно, видеть перспективу и планомерно идти к поставленной цели. О том, к чему нужно приготовиться, решив поступить в британскую бизнес-школу, о трудностях учебы и самых ярких MBA-впечатлениях Яна Драпкина рассказала в интервью Executive.ru.
Рождение мечты
Executive.ru: Что привело вас в London Business School? Ответы на какие вопросы вы искали?
Яна Драпкина: Моя карьера началась довольно рано. Начав работать в 17 лет, высшее образование я получила на вечернем отделении экономического факультета МГУ имени Ломоносова и затем окончила Высшую коммерческую школу при министерстве Экономразвития. Карьера моя успешно развивалась. В 23 года я возглавила отдел sales & marketing у одного из самых крупных российских дистрибьюторов автозапчастей, а в 27 лет в моем подчинении было уже около 90 человек. Работать было интересно, но в то же время было очевидно, что я достигла потолка в моей компании.
Осознание того, что нужно двигаться дальше стало главным мотиватором для поступления в бизнес-школу. Через MBA я хотела определить мой дальнейший карьерный путь. Вторая причина заключалась в желании интернационализации. Я хотела пожить и поучиться в среде, отличной от российской, посмотреть мир, расширить границы своего мировоззрения.
Executive.ru: Почему бы тогда не устроиться на работу в крупную международную компанию и не поработать за границей?
Я.Д.: Резонный вопрос. Здесь тоже есть несколько причин. Во-первых, до учебы на MBA я никогда не училась очно. Мне хотелось настоящей полноценной учебы и студенческой жизни. Кроме того, когда в 17 лет я начинала работать, в нашей компании было всего шесть человек, когда же уезжала в Лондон – несколько тысяч. Опыта было много, он был очень богатым. И у меня было ощущение, что мне не хватает именно солидного международного образования, а не другого опыта работы.
Тест по английскому
Executive.ru: Почему выбор пал именно на London Business School?
Я.Д.: Здесь все просто. Расскажу небольшую предысторию. Мой уровень английского языка к моменту поступления, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Это был low intermediate. И я сделала ошибку: стала готовиться к GMAT-экзамену до того, как подняла уровень языка хотя бы до upper intermediate. Вербальная часть теста мне никак не давалась и не позволяла сдать тест на нужный для топовой школы балл. Поэтому, не сдав GMAT с нужным результатом, в феврале 2005 года я на месяц уехала в Англию, чтобы вплотную заняться языком в местной языковой школе, которая сделала для меня индивидуальный учебный курс по вербальной части GMAT.
Прорыв, который я совершила за месяц погружения в языковую среду, был значительным. Вернувшись в первых числах марта домой, я сдала GMAT, и мой балл был достаточным, чтобы поступать в любую бизнес-школу. Однако к тому моменту из топ-10 бизнес-школ мира открытым оставался прием только в две – London Business School и Tuck School of Business, Dartmouth University в США. В эти школы я и подала документы. Поступила в обе и встала перед выбором между Британией и США. И Лондон – крупный и динамичный – победил небольшой город, где расположена американская школа, хотя впоследствии я слетала по обмену на четыре месяца и в Tuck Business School.
Executive.ru: Вы вообще не рассматривали учебы в одной из российских бизнес-школ? В вашем образовательном wish-листе они не значились?
Я.Д.: Когда я поступала на MBA, в России не было бизнес школ с мировым именем. Заявляла о себе Стокгольмская школа экономики, но все же лучшие бизнес школы мира не имели присутствия в России.
Другая причина заключалась в том, что даже хорошая российская бизнес-школа остается российской. В нее не стремится поток иностранных студентов, и большинство преподавателей также выходцы из России. А я хотела получить международный опыт, жить и учится в интернациональной среде. Это сложно в России даже сейчас, не говоря уже о реалиях тех лет.
Финансовый вопрос
Executive: В Европе много достойных учебных заведений. Чем бизнес-образование в Британии отличается от других европейских стран?
Я.Д.: London Business School и бизнес-школы других английских университетов достаточно интернационализированы. Пожалуй, этим они и отличаются. В большинстве европейских школ того времени граждане страны, в которой расположена бизнес школа, составляли большую или существенную часть курса, за исключением нескольких ведущих школ Франции, Испании и Голландии. В London Business School на моем потоке учились студенты из более чем 70 стран.
Executive.ru: Сколько стоило обучение? Многих потенциальных студентов тревожит и нередко останавливает возврат инвестиций, сделанных в MBA.
Я.Д.: Моя программа стоила около 45 тыс. фунтов за два года обучения. Стоимость проживания на тот момент в Лондоне составляла около 10 тыс. фунтов в год. В общей сложности набралась солидная сумма порядка 70 тыс. фунтов. Конечно, это серьезная инвестиция и для того времени, и сейчас. Возврат на эту инвестицию нужно рассчитывать. Поэтому большинство студентов поступают в LBS по направлениям «Инвестиции и банковское дело» или «Консалтинг»: работа в этих сферах позволяет быстрее окупить вложенные в учебу деньги. Люди часто берут в долг, инвестируют эти средства в свое дорогое образование, получают высокооплачиваемые позиции и в течение нескольких лет отдают долг, накопленный за годы учебы.
Мне повезло: у меня была доля в моей компании. Вырученные от продажи доли средства помогли мне профинансировать учебу и не слишком думать о деньгах в последующие два года, пока я училась и жила в Лондоне. Но случаи, когда люди заканчивают учебу с большим долгом перед банком, не редкость. Среди моих сокурсников таких было достаточно. Однако я не слышала о том, чтобы у кого-то по завершении программы возникли сложности с выплатой долга. Большинство моих сокурсников зарабатывает хорошо или очень хорошо.
Executive.ru: Как выпускники MBA ищут работу? Как вы выбирали свой дальнейший путь?
Я.Д.: LBS активно сотрудничает с лучшими международными работодателями. Дальнейшему росту карьеры способствуют встречи студентов с представителями крупных компаний еще в процессе учебы. Последние зачастую сами присматривают себе сотрудников во время летней практики и стажировок, чтобы заполучить сильных выпускников.
Но я по завершении программы MBA решила не искать работу, а открыть собственное дело. Самостоятельно пройдя путь выбора школы, подготовки документов к поступлению, учебы на MBA и сделав немало ошибок на этом пути, я решила открыть бизнес, который бы помогал студентам находить зарубежные программы и вузы, лучшим образом отвечающие их мечтам и возможностям.
Второй год учебы я посвятила исследованию модели бизнеса, который хотела создать. Дипломным проектом стал бизнес-план, который получил оценку «A» и одобрение моего ментора, профессора предпринимательства Джона Бэйтца. Это придало мне больше уверенности в том, что я на правильном пути.
Как готовить мотивационное письмо
Executive.ru: У многих поступающих возникают проблемы с мотивационным письмом. Как вы его готовили?
Я.Д.: На самом деле мотивационное письмо является вступительным испытанием только наполовину. Оно по сути – уже непосредственный элемент обучения, поскольку заставляет автора задуматься о своих карьерных и жизненных устремлениях.
Поступающим я советую постараться определить карьерные желания и наметить траекторию развития карьеры не только для написания мотивационного письма, а в первую очередь для того, чтобы начать идти к своим целям еще до MBA и активно продолжить это движение во время учебы. Какая отрасль вам больше интересна? Какая функция? В какой стране хотели бы учиться? Какая неэгоистичная цель заставляет ваше сердце биться сильнее?
Часто спрашивают, о чем писать в письме, если нет четкого видения карьерных и жизненных целей. Многие поступают в бизнес-школы для того, чтобы выйти из зоны комфорта, сменить обстановку и подумать о целях своей жизни. Это нормально. Но письмо-то предполагает, что человек для себя все уже решил! Я в своем письме честно сообщила, что, хотя у меня есть понимание того, что я хочу делать в жизни на глобальном уровне, у меня нет четко сформулированной карьерной цели, и я надеюсь, что школа поможет мне ее обрести.
Поскольку мой английский оставлял желать лучшего, я готовила письмо на русском языке. Но в идеале писать сразу на английском. При этом не обязательно владеть языком в совершенстве. Достаточно уметь грамотно излагать мысли.
Executive.ru: Содержание письма зависит от выбранной школы?
Я.Д.: Если речь идет не о топовой бизнес-школе, где не очень большой конкурс, то подготовить письмо проще. Нужно представить и описать себя и род своих занятий через несколько лет, а если четкого представления нет, то попытаться составить этот план. Это поможет понять, как образование будет использоваться с учетом планомерного поступательно го развития карьеры .
Если же планируется поступление в топовую школу, то здесь также нужно работать с целеполаганием, о котором я говорила выше, но добавляется еще один важный момент. Нужно изучить требования бизнес-школы к поступающим и отобразить их в письме. Школа всегда описывает качества и навыки людей, которых ищет. Например, Гарварду нужны амбициозные лидеры, а Стэнфорд любит предпринимателей.
Составьте небольшую табличку: в строках укажите качества, которые школа ценит превыше всего, а в столбцах – документы, прилагаемые к заявке на поступление, которые эти качества подтверждают. На пересечении этих граф и будет значиться ответ. Например, у вас есть рекомендация от работодателя, в которой он свидетельствует о вашей ответственности и аналитичности. И так далее. При этом в письме не следует рассказывать о качествах, документальное подтверждение которых у вас и так есть. Например, диплом мехмата МГУ уже свидетельствует о высоких аналитических способностях кандидата. Поэтому в письме лучше сделать акцент на качествах, документального подтверждения которых у вас нет.
Учеба и быт
Executive.ru: Как была устроена учеба? Чем был наполнен ваш самый обычный день?
Я.Д.: Первый год обучение было посвящен general MBA. То есть мы изучали всего понемногу. Часть предметов можно было выбрать, но большинство было обязательными. Второй год обучение предполагал специализацию. Я выбрала предпринимательство. В London Business School очень популярны финансовые направления, консалтинг. Удобно то, что студент может определяться со специализацией до последнего момента, попробовать разные дисциплины, чтобы понять, что ему по душе.
Привычной студенческой резиденции у школы нет. Учатся уже взрослые люди, которые сами решают жилищный вопрос. Многие снимают квартиры, часто – вскладчину, это очень удобно. Есть много квартир с общей кухней, но отдельными комнатами, где можно жить по три-четыре-пять человек. Тем не менее, у школы есть договоренности с некоторыми студенческими домами, расположенными в разных частях Лондона. Цены на жилье в центре Лондона запредельные даже по московским меркам. Я снимала небольшую студию в центре города рядом с Ридженс-парком и каждый день ходила в школу через парк или мимо квартиры Шерлока Холмса и музея Мадам Тюссо.
Интенсивность программы была очень высокой, и с учетом уровня моего английского языка это создавало реальные трудности в течение первых 2-3 месяцев учебы. Дни пролетали очень быстро, особенно в первые полгода. Учеба начиналась в девять утра, длилась до обеда с перерывом на ланч. Вторая половина дня отводилась на самоподготовку, различные студенческие активности.
Вообще английские университеты славятся своими мероприятиями. Жизнь была очень интенсивной и насыщенной. Бессонные ночи случались весьма часто. Для многих такой ритм был слишком тяжелым, тем более что большинство студентов люди – весьма ответственные. Так вот, после нашего выпуска по многочисленным просьбам школа немного облегчила программу. Хотя и в London Business School, и в других школах считается, что умение расставлять приоритеты и справляться со стрессом – одно из ключевых качеств студентов MBA, и предполагается, что плотный график учебы способствует развитию этих качеств.
По пятницам проходил традиционный Sundowners: люди шли в паб общаться в неформальной обстановке. Это были веселые, шумные, теплые встречи. В субботу мы не учились, но в этот день могли проходить какие-то школьные мероприятия.
Executive.ru: Кто и как вас учил? Кто из преподавателей запомнился больше всего? Чем методика обучения отличалась от российской?
Я.Д.: Доступность преподавателей в LBS меня удивила и порадовала. Любого из профессоров можно было запросто остановить в коридоре, чтобы задать интересующий вопрос, или пригласить на чашку кофе. Тот факт, что преподаватели были выходцами из разных стран – Германии, Франции, США, Португалии, Италии, Индии и других – позволял обретать не только формальные знания, но и знакомиться с культурой и мировоззрением умных и знающих представителей своих стран. Несмотря на то, что мы учились в Лондоне, преподавателей-англичан было меньшинство.
Еще могу отметить, что, в отличие от российского, в Англии образование максимально практично. И, кроме того преподаватели стремятся помочь студентам поделиться их собственным опытом. Каждый из семи иностранных студентов, учившихся в нашей группе, рассказывал о практике бизнеса в своей стране, а преподаватели нас активно к этому подталкивали. Моим ментором по предпринимательству стал профессор Джон Бэйтс, и он до сих пор иногда помогает мне советами.
Еще очень хочется отметить профессора Джона Малленса. Он автор множества деловых бестселлеров. По его книгам и лекциям я писала бизнес-план, делала анализ рынка. Очень сильными были также предприниматели по стратегии и финансами.
Executive.ru: Есть мнение, что западное бизнес-образование не совсем подходит для российских реалий, поскольку больше заточено под работу на относительно стабильных рынках. А в России кризис – почти перманентное состояние…
Я.Д.: Я не совсем с этим согласна. Работать в кризисных ситуациях учат и за рубежом. Тем более, что падение рынков, причем весьма серьезное, случается во всем мире. Рушатся и солидные банки, и вековые консалтинговые компании. А новые бизнесы и даже отрасли создаются отнюдь не только в развивающихся экономиках. Теория финансов также создана на Западе.
В России, конечно, свои реалии. Сказывается и волатильность валюты, и непрозрачные отношения государства с бизнесом. Если говорить об антикризисном управлении, то в России, наверное, действительно, есть темы, которые не могут быть раскрыты западными теоретиками и практиками. В России, наверняка, есть сильные школы, отражающие реалии, которым за рубежом не могут обучить. Тем не менее, в топ-руководстве крупных западных компаний, оперирующих на территории РФ, руководителей с дипломами западных бизнес-школ, к сожалению, пока значительно больше, чем держателей российских дипломов. А это говорит о многом, согласитесь.
После выпуска
Executive.ru: Вы сказали, что еще в LBS начали работать над проектом, который впоследствии превратили в бизнес. Что это за компания?
Я.Д.: Как раз во время моей учебы London Business School стала активно развивать предпринимательскую специализацию, и это было очень своевременным для меня, поскольку к концу первого курса я задумалась о создании нового бизнеса. Я решила помогать людям из России ориентироваться в мире высшего образования за рубежом и поступать именно в те вузы, которые выбраны при первом рассмотрении вариантов.
Много пришлось поработать над реализаций этой идеи, чтобы предложить абитуриентам простой и отлично работающий пошаговый алгоритм принятия решения о том, что, где и как изучать. Но в итоге мы создали удобный поисковик программ высшего образования зарубежных вузов educationindex.ru, который, учитывая специфику русскоязычной системы образования, направляет наших студентов в поиске программы и университета. Поскольку уходят в прошлое времена, когда поступление в зарубежный университет осуществлялось исключительно через агента-посредника, мы запустили функцию, позволяющую пользователям задавать вопросы об интересующих их вузах и программах сотрудникам зарубежных университетов напрямую, и рады тому, что большая часть пользователей нашего сайта получает ответы от зарубежных вузов в течение 24-48 часов.
На сайте представлено много полезной информации о том, как составить максимально убедительный пакет документов для поступления, постоянно обновляется раздел о стипендиях для талантливых ребят. А для тех, кому требуется индивидуальная помощь в подборе нужного вуза или программы, составлении документов на поступление или заявки на стипендию, работают наши опытные консультанты – выпускники лучших вузов мира. Головной офис компании расположен в Великобритании. И есть офис в Москве.
Партнерский материал
Я готов поверить во все:
и в то, что полные затраты составляли 70 тысяч фунтов (стоимость обучения 45 тысяч фунтов + 2 года аренды жилья по 10 тысяч фунтов получается 65 тысяч фунтов, что, два года жизни в Лондоне помимо аренды обошлись в 5 тысяч фунтов???),
я готов поверить в то, что выпускница LBS НЕ понимает, что значительная часть инвестиций - неполученная в течение двух лет зарплата, хотя этому наверняка учили,
я готов даже поверить, что можно снимать студию в центре Лондона за указанную сумму - мне нечем это опровергнуть,
короче, я готов поверить во все сомнительное, что есть в этой статье.
Я НЕ поверю, что Sundowners когда-то были по пятницам, они всегда были по четвергам (просто потому, что по пятницам обычно нет занятий) и НЕ поверю, что это можно забыть.