«Никогда не берите на работу обладателей диплома MBA – они разрушат вашу компанию», – предупреждал Питер Тиль, сооснователь PayPal. К такому выводу он пришел, размышляя над причинами, по которым в начале XXI века надулся и лопнул пузырь доткомов. А лопнул он в немалой степени из-за того, что в 1990-е годы Силиконовую долину наводнили выпускники программ MBA, обладавшие чересчур дженералистскими познаниями и не имевшие узкопрофильной специализации.
С тех пор многое изменилось. Все больше программ делового образования США включают в учебный план hard skills, в том числе – основы программирования, методы обработки данных и навыки принятия решений с опорой на количественные сведения. Как следствие, спрос на выпускников MBA в американских стартапах растет.
По данным TransparentCareer, среди стартапов, готовых нанимать выпускников бизнес-школ, 66% представляют сферу новых технологий, интернета и электронной коммерции, 6% – фармацевтику, биотехнологии и производство медицинской техники, 4% – производство пищевых продуктов, напитков и табака, 4% – сферу диверсифицированных финансовых услуг, 3% – образовательную сферу. Статистика эта включает в себя как занятость на полный рабочий день, так и приглашение новоиспеченных обладателей MBA на стажировку.
При этом на стадии pre-seed, когда бизнес-идея есть только в самом общем виде, в сотрудниках с дипломами MBA нуждаются только 5% американских компаний. На стадии seed, когда тестируется прототип и подыскивается инвестор, эта потребность вырастает до 10%. На этапе инвестиционного раунда А – до 18%, а на раунде В – до 15%. Что касается молодых компаний, успешно прошедших раунд В, то они склонны приглашать на работу выпускников бизнес-школ в 47% случаев.
Динамика ежегодного вознаграждения сотрудника с MBA в зависимости от стадии развития среднестатистического американского стартапа такова:
Тип мотивации |
Стадия pre-seed |
Поздняя стадия |
Оклад |
$84,3 тыс. |
$114,8 тыс. |
Бонусы |
$15 тыс. |
$16,4 тыс. |
Общая сумма компенсаций |
$99,3 тыс. |
$131,2 тыс. |
Доля акционерного капитала |
22,5% |
0,06% |
За последние два года 68% выпускников программ MBA получили предложение стать акционерами стартапа. Это важный мотивирующий фактор, если учесть, что оклад обладателя диплома MBA в стартапе на $15,4 тыс. меньше, чем та сумма, которую ему предложили бы в больших корпорациях. При этом о намерении создать собственные компании заявляют всего 4,6% выпускников бизнес-школ.
Начиная с 2013 года Poets & Quants составляет ежегодный рейтинг бизнес-школ, чьи выпускники основали наибольшее количество стартапов за последние пять лет. В 2017 году впервые за все время существования рейтинга Harvard Business School уступила пальму первенства в пользу Stanford Graduate School of Business:
Бизнес-школа |
Количество стартапов |
Средний объем инвестиций в стартап |
Доля выпускников, запустивших стартап |
Количество выпускников, запустивших стартап |
Stanford Graduate School of Business |
24 |
$40 млн |
15% |
61 |
Harvard Business School |
24 |
$26 млн |
7% |
65 |
Wharton |
12 |
$49 млн |
6% |
50 |
Columbia Business School |
11 |
$24 млн |
4% |
31 |
Northwestern Kellogg |
8 |
$10 млн |
2% |
13 |
Кроме того, Poets & Quants отслеживает наиболее успешные стартапы выпускников MBA за этот же период. Если судить по объему привлеченных инвестиций, то в лидерах компании, занимающиеся доставкой еды.
Компания, сфера деятельности |
Объем инвестиций |
Основатели |
Бизнес-школы основателей |
Страна и год основания |
Deliveroo, доставка еды |
$475 млн |
Уильям Шу, Грег Орловски |
Wharton |
Великобритания, 2013 |
Linio, электронная коммерция |
$230 млн |
Уилсон Симино, Фернандо Д’Алессио, Ульрик Ноэль, Педро Фрейре |
NYU Stern, MIT Sloan, Harvard Business School |
Мексика, 2012 |
DoorDash, доставка еды |
$187 млн |
Тони Чу, Энди Фэнг, Иван Моор, Стэнли Тэнг |
Stanford Graduate School of Business |
США, 2013 |
NuBank, финансовые технологии |
$178 млн |
Давид Велес |
Stanford Graduate School of Business |
Бразилия, 2013 |
Grofers, доставка еды |
$166 млн |
Альбиндер Дхиндса, Саураб Кумар |
Columbia Business School |
Индия, 2013 |
За последний год сто наиболее успешных стартапов выпускников программ MBA сумели привлечь в общей сложности $2,9 млрд. В рейтинге 2016 года этот показатель составлял $5,2 млрд, а в 2015 году – $4,9 млрд.
Еще два года назад монополистами в этом рейтинге были Stanford и Harvard: их питомцы основали 71 из 100 упомянутых в нем компаний. В 2017 количество представительств этих бизнес-школ снизилось до 48 стартапов. Зато в рост пошли Wharton, Columbia и Kellogg: в общей сложности с именами их выпускников ассоциируется 31 успешный бизнес-проект.
По материалам: transparentcareer.com, forbes.com, poetsandquants.com
Фото: pixabay.com
Я рад тому, что большее количество выпускников школ МВА занимаются делом. А не ищут теплое место в крупных корпорациях. Те, кто учатся в Harvard Business School и Stanford Graduate School of Business, сами по себе не бедные. И скорей всего их родители закончили подобные учебные заведения. Так что, им потом привлечь инвестиции от компаний, где работают их родители, не так и проблематично. Еще раз, я только "ЗА". Хорошо бы, чтобы те дети российских предпринимателей, кто учится в американских и английских бизнес-школах, не терялись в родительских компаниях, а создавали здесь в России новые бизнесы. Вместо того, чтобы гонять на дорогих папиных авто, между битьем баклуш, и раскидыванием не заработанных ими денег в ночных клубах.