Как быстро и эффективно обучить продавцов для сети магазинов

«НОВЭКС» – одна из крупнейших за Уралом оптово-розничных сетей по торговле косметикой, парфюмерией, бытовой химией и товарами для дома. В 2000 году в Барнауле открылся первый розничный магазин сети, а сейчас в семи регионах работает более 260 магазинов «НОВЭКС». В штате компании – три тыс. сотрудников, а в товарной матрице – более 22 тыс. наименований. 

Три года назад руководство компании решило перевести обучение сотрудников в онлайн-формат: четыре бизнес-тренера и коллеги-наставники уже физически не справлялись с обучением нового персонала для сети, растущей на 10-20% в год.

В этой статье я расскажу, как выстроить дистанционное обучение, чтобы оно принесло реальную пользу бизнесу – улучшило сервис, увеличило средний чек, повысило лояльность покупателей. Вот несколько правил на основе нашего опыта, которые помогут достичь этих целей.

1. Заручитесь поддержкой руководителей розницы

Как успешно внедрить онлайн-обучение в ритейле? Завербуйте в союзники территориальных директоров розничной сети: если они поймут ценность этого формата, то смогут успешно вовлечь в обучение всех сотрудников. В противном случае, большинство работников отнесутся к электронным курсам как к навязанной сверху дополнительной нагрузке.

Перед запуском пилотного проекта мы опросили руководителей всех магазинов сети – 193 человека. Опрос решил одновременно две важнейшие задачи: показал, каких знаний больше всего не хватает сотрудникам магазинов и вовлек в реализацию проекта руководителей розницы.

2. Начните с курсов, напрямую влияющих на продажи

Так вы быстрее достигните результата и проще его оцифруете. В случае с «НОВЭКС» это были курсы по бизнес-процессам и ассортименту. Новые сотрудники изучают торговые марки, свойства товаров, программу лояльности, стандарты работы.

Мы разработали специальные диалоговые тренажеры в конструкторе для онлайн-курсов iSpring Suite. Диалоговые тренажеры моделируют разговор с клиентом, с их помощью продавцы учатся грамотно презентовать товар, корректно работать с возражениями и успешно закрывать сделки.

После завершения программы новички сдают тесты и выполняют практические задания, которые помогают оценить результаты. Более опытные сотрудники уже знают, как рассказать покупателям о преимуществах корейской косметики или керамических ножей, поэтому они получают доступ в систему дистанционного обучения (СДО), где сами выбирают для себя сферы, в которых хотят нарастить опыт.

Через пять месяцев после запуска программы специалисты оценили ее результаты. По данным «тайного покупателя», благодаря грамотным продавцам уровень сервиса в магазинах вырос на 7%, а средний чек – на 6,56%. 

3. Привлекайте внутренних экспертов для создания качественного контента

Эксперты помогают оптимально упаковать в небольшой формат максимальный объем информации. При подготовке курса мы задаем им «отсекающие» вопросы, например: «Без данного блока или раздела процесс будет работать?» или «Если не пояснять данный вопрос, к каким критичным ошибкам или сбоям это приведет?».

Такой подход позволяет вычленить главное и расставить приоритеты, отобрать информацию для основного курса и для дополнительных материалов, доступных обучающимся по ссылке. К созданию контента мы привлекаем как специалистов «НОВЭКС», так и наших контрагентов: курсы по ассортименту помогают готовить наши поставщики. 

4. Подбирайте СДО под конкретные задачи бизнеса

СДО – главный инструмент в дистанционном обучении, это своеобразный онлайн-университет, который позволяет создавать и хранить электронные курсы для сотрудников, оценивать успеваемость персонала и выдавать результаты в виде понятной статистики. СДО должна быть проста в использовании, чтобы сотрудники не потеряли интерес к учебе из-за технических сбоев и неудобного интерфейса. 

Для нас было важно, чтобы разобраться в системе могли люди без технического образования – HR-специалисты, бизнес-тренеры и руководители. Кроме того, необходимо было, чтобы СДО обладала возможностями геймификации, давала детальную статистику и поддерживала удобную мобильную версию для смартфонов. Мы протестировали 13 вариантов платформ и остановились на iSpring

5. Протестируйте запуск системы обучения на фокус-группе

Если по какой-то причине формат не зайдет, провал будет не столь болезненным. А вы сможете оперативно изменить программу, скорректировать контент, разработать новые подходы к обучению и уже потом масштабировать опыт на всю сеть.

В «НОВЭКС» новую систему обучения внедряли постепенно: в течение пяти месяцев после запуска программы ее «обкатали» на 60 магазинах из трех регионов присутствия компании. Параллельно решили не отказываться от очного обучения, а перестроить его. Теперь в подготовке продавцов используют смешанный формат: теорию сотрудники изучают онлайн, а отрабатывают навыки на очных встречах. Это позволяет тренеру уделить больше внимания практике и не тратить время на повторение прописных истин из регламентов. 

Например, проходя тренинг по управлению персоналом, сотрудник дистанционно изучает модель компетенций и основы контроля, а на очном тренинге учится применять полученные знания, оценивает модель компетенций, разбирает кейсы - в том числе и примеры из своей рабочей практики. Такой формат обучения позволяет индивидуально отработать навыки с каждым сотрудником и максимально эффективен при подготовке руководителей. Кроме того, смешанный подход снизил нагрузку на тренеров: теперь при обучении этому курсу экономится 8 тренинг-часов. 

6. Регулярно обновляйте учебный контент и собирайте обратную связь

В «НОВЭКС» создают новые курсы и добавляют информацию в уже существующие модули ежемесячно. Благодаря этому сотрудники не теряют интереса к учебе, новинки формируют у персонала привычку регулярно заходить в СДО. Только за первые четыре месяца с момента запуска проекта на каждого сотрудника, в среднем, пришлось по 21 активности. То есть один сотрудник проходит по пять курсов в месяц. Сейчас мы каждый месяц актуализируем один-два курса по бизнес-процессам, запускаем 15-16 микрокурсов по новинкам ассортимента и 3-4 практических задания по ассортименту.  

Обратная связь – очень важный элемент в обучении, который позволяет решить сразу несколько задач: усилить вовлеченность сотрудников в процесс, оценить их удовлетворенность обучением и работой в компании в целом и получить идеи для новых курсов. Разрабатывая модули по отработке soft skills, мы обязательно ориентируемся на приоритеты и желания пользователей. Например, благодаря обратной связи от наших сотрудников у нас появился новый инструмент обучения – практические задания по ассортименту. Сейчас у сотрудников магазина особенно востребованы видеокурсы по макияжу. 

7. Создайте условия для применения полученных знаний на практике

Самое сложное в любом процессе обучения – перенос полученных навыков в повседневную работу, а ведь именно это и является нашей основной задачей. Для ее достижения мы работаем по двум направлениям.

Во-первых, обучаем обратной связью во время прохождения курса. Мы разрабатываем для курсов задания на применение новых знаний на практике: «как ты презентуешь покупателю этот товар», «что скажешь покупателю, если у него возникли сомнения», «выгрузи документ в программу, чтобы напечатать ценник». На ответы сотрудников даем развернутую обратную связь: объясняем, что он сделал правильно, как можно было сделать лучше, к каким последствиям может привести его ошибка и как их можно будет исправить. Такой отклик помогает закрепить навык и добавляет уверенности. 

Во-вторых, формируем обучающую среду в магазинах, прежде всего, за счет вовлечения руководителей. Мы создали для них специальный чек-лист, с помощью которого можно прямо в торговом зале в беседе с сотрудником проверить, насколько хорошо он усвоил новые знания.

Это не только отличный инструмент контроля, но и часть системы мотивации: сотрудник понимает, что его непосредственный начальник заинтересован в результатах обучения, он может продемонстрировать руководителю приобретенные знания и навыки и получить обратную связь. Такой комплексный подход делает перенос знаний на практику безболезненным и позволяет эффективно решать повседневные бизнес-задачи.

Узнать больше об удобной платформе для обучения сотрудников можно на сайте iSpring

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель группы, Москва

Хорошо - но не хватает ещё одного принципа: учебные материалы должны быть максимально простыми, доходчивыми и по возможности визуализированными, а лучше всего в видеоформате 

Системный аналитик, Екатеринбург

Расскажите, если не секрет, как смогли организовать обязательные обучения  розничного персонала поставщиками, если у вас есть таковые?

Просто посещаемость вебинаров - это проблема, а некоторые из них прописаны в контрактах и у нас в сети должны быть обучены чётко определенное минимальное число людей.

На живые тренинги продавцы ходят охотно, ведь все знают, что потом вечером будет банкет за счёт вендора, а вот с онлайн обучением всё иначе

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Никита Гуцал пишет:

На живые тренинги продавцы ходят охотно, ведь все знают, что потом вечером будет банкет за счёт вендора, а вот с онлайн обучением всё иначе

Попробуйте совместно с вендором организовать онлайн банкет с вручением сертификатов (можно в теже рестораны, кафе)

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Сергей Лозинский пишет:

Хорошо - но не хватает ещё одного принципа: учебные материалы должны быть максимально простыми, доходчивыми и по возможности визуализированными, а лучше всего в видеоформате 

Сергей, согласна с вами. Мы в работе используем Чек-лист по наполнению контента, в котором отражены принципы доходчивости, "одна мысль-один слайд", требования к визуализации и проч. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Никита Гуцал пишет:

Расскажите, если не секрет, как смогли организовать обязательные обучения  розничного персонала поставщиками, если у вас есть таковые?

Просто посещаемость вебинаров - это проблема, а некоторые из них прописаны в контрактах и у нас в сети должны быть обучены чётко определенное минимальное число людей.

На живые тренинги продавцы ходят охотно, ведь все знают, что потом вечером будет банкет за счёт вендора, а вот с онлайн обучением всё иначе

Никита, спасибо за вопрос. У нас иное взаимодействие с поставщиками по обучению. Однако, если у вас оно регламентировано договором, то очевидно, что бизнес интересует не само по себе обучение, а конкретные результаты, которое оно принесёт. Например, прирост в продажах +10%, улучшение клиентского сервиса +15% и т.д. И если качество обучения от поставщиков высокое и способствует достижению целей компании, то обязательность такого обучения можно прописать как в регламентах, так и в должностных инструкциях. Есть другая сторона, возможно сотрудники не знают/не понимают/не верят в эффективность обучения. Здесь можно работать с руководителями, которые в обратной связи сотруднику покажут влияние обученности на его результативность в работе. И ещё важный момент. Полученные знания на любом обучении необходимо интегрировать в практику. Возможно сотрудник обучился, знания не применяет, показатели на том же уровне, и скорее всего, в след.раз сотрудник не захочет тратить свое время. Поэтому важно разобраться конкретно в вашей ситуации, кроме отсутствия банкета, что ещё стоит за нежеланием посещать обучение и выявив источник, работать с убеждениями сотрудников, руководителей. 

Директор по маркетингу, Челябинск

Самая большая проблема – это проблема «входа» в процесс обучения. В пункте 1 о ней сказано вскользь. Мое убеждение, что процесс должен строиться по такой схеме:

- осознание необходимости обучения (как правило - через восприятие некой "общей" проблематики нехватки знаний, проявляющейся разными способами);

- некая ревизия и систематизация проблематики, связанной с нехваткой знаний, определение и ранжирование слабых мест (с точки зрения знаний и компетенций);

- составление программ обучения;

- обучение, тестирование.

Либо (со второго пункта и далее):

- формирование «портрета» идеального сотрудника на каждом рабочем месте с точки зрения навыков и компетенций;

- сопоставление знаний и навыков имеющихся сотрудников с «идеальными»;

- определение узких мест, составление программ обучения (в т.ч. – индивидуальных);

- обучение, тестирование.

Только наглядно показав имеющиеся пробелы и пути их устранения можно заинтересовать одних из главных бенефициаров (и одновременно участников процесса) обучения – непосредственных руководителей обучаемых.

Но в том и проблема, что делать многое из указанного выше должно делаться не кадровой службой в одиночку, а при непосредственном участии руководителей. Но где же найти им время в «повседневной текучке»? (риторический вопрос) - В итоге всё дерективно сваливается на кадровую службу – «внедрять!». И остальные просто ждут готового результата. Внедрение идет через все-все-все многократно описанные трудности, сопротивление, с полагающимися просрочками, нервами, принося мало эффекта.

Лично столкнулся с этим. Появилась некая установка сверху «надо поучить менеджеров по продажам» (при том, что необходимость этого и так повсеместно «витала в воздухе»). Попытка получить некое «ТЗ» на тему «чему и для чего учить» не возымела успеха, дальше общих расплывчатых пожеланий типа «чтобы были лучшими!» - не продвинулось. Указанный выше подход так и не был воспринят в компании, несмотря на его многократную «перезентацию» при каждом удобном случае. Руководители подразделений от этой «темы» всячески самоустранялись.

Пробовали зайти с другой стороны – для чего приобрели систему СДО, описанную в статье. Рассчитывалось, что новинка и её возможности по автоматизации обучения привлечет внимание и вовлечет руководителей. Но интерес был недолгим, в итоге все свелось к «попробованию». Для системы разработали несколько учебных материалов (по прикладной продуктовой тематике) плюс купили пакет готовых курсов. В системе провели несколько обучений и одну аттестацию. В настоящее время ввиду отсутствия интересантов обучения процесс тихо «засыхает». И со всеми остальными описанными трудностями и подводными камными, столкнуться пока так не успели.

Кстати на тему этих трудностей у «айспринг» (и не только у них) имеется масса статей и видеоуроков.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Александр Никонов пишет:

Самая большая проблема – это проблема «входа» в процесс обучения. В пункте 1 о ней сказано вскользь. Мое убеждение, что процесс должен строиться по такой схеме:

- осознание необходимости обучения (как правило - через восприятие некой "общей" проблематики нехватки знаний, проявляющейся разными способами);

- некая ревизия и систематизация проблематики, связанной с нехваткой знаний, определение и ранжирование слабых мест (с точки зрения знаний и компетенций);

- составление программ обучения;

- обучение, тестирование.

Либо (со второго пункта и далее):

- формирование «портрета» идеального сотрудника на каждом рабочем месте с точки зрения навыков и компетенций;

- сопоставление знаний и навыков имеющихся сотрудников с «идеальными»;

- определение узких мест, составление программ обучения (в т.ч. – индивидуальных);

- обучение, тестирование.

Только наглядно показав имеющиеся пробелы и пути их устранения можно заинтересовать одних из главных бенефициаров (и одновременно участников процесса) обучения – непосредственных руководителей обучаемых.

Но в том и проблема, что делать многое из указанного выше должно делаться не кадровой службой в одиночку, а при непосредственном участии руководителей. Но где же найти им время в «повседневной текучке»? (риторический вопрос) - В итоге всё дерективно сваливается на кадровую службу – «внедрять!». И остальные просто ждут готового результата. Внедрение идет через все-все-все многократно описанные трудности, сопротивление, с полагающимися просрочками, нервами, принося мало эффекта.

Лично столкнулся с этим. Появилась некая установка сверху «надо поучить менеджеров по продажам» (при том, что необходимость этого и так повсеместно «витала в воздухе»). Попытка получить некое «ТЗ» на тему «чему и для чего учить» не возымела успеха, дальше общих расплывчатых пожеланий типа «чтобы были лучшими!» - не продвинулось. Указанный выше подход так и не был воспринят в компании, несмотря на его многократную «перезентацию» при каждом удобном случае. Руководители подразделений от этой «темы» всячески самоустранялись.

Пробовали зайти с другой стороны – для чего приобрели систему СДО, описанную в статье. Рассчитывалось, что новинка и её возможности по автоматизации обучения привлечет внимание и вовлечет руководителей. Но интерес был недолгим, в итоге все свелось к «попробованию». Для системы разработали несколько учебных материалов (по прикладной продуктовой тематике) плюс купили пакет готовых курсов. В системе провели несколько обучений и одну аттестацию. В настоящее время ввиду отсутствия интересантов обучения процесс тихо «засыхает». И со всеми остальными описанными трудностями и подводными камными, столкнуться пока так не успели.

Кстати на тему этих трудностей у «айспринг» (и не только у них) имеется масса статей и видеоуроков.

Александр, спасибо за ваш комментарий и кейс, которым вы поделились. До внедрения у нас было несколько обстоятельных встреч с операционистами, где формировалось единое понимание целей внедрения, планируемых результатов и общих тем для разработки курсов с которыми мы должны были "войти" в розницу. При этом мы исходил из того, что риски, если мы не сформируем единый подход, не оформим ожидания в цели, приведут к расходам... Считали затраты. Приоритеты в разработке тем и курсов обсуждались, и до сих пор обсуждаются и согласовываются с бизнесом. Ни одного курса мы не приобрели, все - исключительно наша разработка, с нашими кейсами, примерами и т. д. Каждый из курсов запускаем только после ряда согласований всеми заинтересованными сторонами. 

Руководитель группы, Москва
Галина Кидяева пишет:
Сергей Лозинский пишет:

Хорошо - но не хватает ещё одного принципа: учебные материалы должны быть максимально простыми, доходчивыми и по возможности визуализированными, а лучше всего в видеоформате 

Сергей, согласна с вами. Мы в работе используем Чек-лист по наполнению контента, в котором отражены принципы доходчивости, "одна мысль-один слайд", требования к визуализации и проч. 

Галина, спасибо. Это очень важно - речь ведь идёт о невысоко оплачиваемых сотрудниках, которые не обязаны быть очень мотивированными к обучению и нацеленными на получение профессиональных знаний 

Системный аналитик, Екатеринбург
Михаил Никишин пишет:
Никита Гуцал пишет:

На живые тренинги продавцы ходят охотно, ведь все знают, что потом вечером будет банкет за счёт вендора, а вот с онлайн обучением всё иначе

Попробуйте совместно с вендором организовать онлайн банкет с вручением сертификатов (можно в теже рестораны, кафе)

на живые тренинги итак нет отбоя) 

мой вопрос был про обязательные вебинары

Системный аналитик, Екатеринбург
Галина Кидяева пишет:
Никита Гуцал пишет:

Расскажите, если не секрет, как смогли организовать обязательные обучения  розничного персонала поставщиками, если у вас есть таковые?

Просто посещаемость вебинаров - это проблема, а некоторые из них прописаны в контрактах и у нас в сети должны быть обучены чётко определенное минимальное число людей.

На живые тренинги продавцы ходят охотно, ведь все знают, что потом вечером будет банкет за счёт вендора, а вот с онлайн обучением всё иначе

Никита, спасибо за вопрос. У нас иное взаимодействие с поставщиками по обучению. Однако, если у вас оно регламентировано договором, то очевидно, что бизнес интересует не само по себе обучение, а конкретные результаты, которое оно принесёт. Например, прирост в продажах +10%, улучшение клиентского сервиса +15% и т.д. И если качество обучения от поставщиков высокое и способствует достижению целей компании, то обязательность такого обучения можно прописать как в регламентах, так и в должностных инструкциях. Есть другая сторона, возможно сотрудники не знают/не понимают/не верят в эффективность обучения. Здесь можно работать с руководителями, которые в обратной связи сотруднику покажут влияние обученности на его результативность в работе. И ещё важный момент. Полученные знания на любом обучении необходимо интегрировать в практику. Возможно сотрудник обучился, знания не применяет, показатели на том же уровне, и скорее всего, в след.раз сотрудник не захочет тратить свое время. Поэтому важно разобраться конкретно в вашей ситуации, кроме отсутствия банкета, что ещё стоит за нежеланием посещать обучение и выявив источник, работать с убеждениями сотрудников, руководителей. 

в том и проблема, что зачастую розница не видит особенной ценности - ну послушали продавци вебинар одного бренда фотоаппарата, но фотоаппапараты продавать лучше не стали)

но по контракту обязанность есть... и это превращается в фикцию)

отделы у вендора, которые отвечают за обучение персонала партнеров - имеют свои метрики и гонятся за ними

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Из недавних версий - случайно услышал: роковой выстрел (их было несколько) произошел случайно и ...
Mini z e8576a47
Алексей Уланов
У Адизеса много интересного. И я с удовольствием читал его в 30 лет. К сожалению все написанное и...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.