Тренд наступившего десятилетия – вымывание людей из найма в предпринимательство, фриланс и прочие гибкие формы занятости. И если еще пару лет назад многие отказывались в это верить, то сейчас, когда прошла серия статей для работодателей на тему выгоды сотрудничества с самозанятыми специалистами, тенденция стала очевидна.
Подкоп под веками стоявшее прочное здание наемного труда ведется сразу с двух сторон – и нанимателями, и сотрудниками. Первые, наученные локдауном, стараются как можно больше функций передать на аутсорсинг и фрилансерам, а персонал перевести на сдельную зарплату, чтобы платить только за результат. Вторые – стремительно теряют мотивацию трудиться ради чужих целей, выгорают от потери смыслов и постоянного тушения пожаров, в итоге их все сильнее воротит от корпоративной системы как таковой. И пусть резких движений многие из них пока не делают, потому что найм все-таки обеспечивает им некую стабильность и защищенность, это лишь вопрос времени, когда они добровольно или вынужденно окажутся на вольных хлебах.
Как мы видим, привычный алгоритм «получу хорошее образование – найду приличную работу – буду усердно трудиться – построю крутую карьеру – стану нарасхват и всегда при деньгах» все чаще дает сбой. И диплом престижного вуза уже не гарантирует успешного трудоустройства, и прошлые заслуги – востребованности в будущем. Теперь мало быть добросовестным и лояльным сотрудником, вызов времени – понять, что наша работа – это целиком наша забота. Я не про то, что надо уметь искать вакансии и откликаться на них, я – про способность самостоятельно обеспечивать себе занятость.
Принять этот вызов и ответить на него многим нашим современникам, особенно старше 35 лет, сложно, потому что почти всех нас заточили под найм. Но придется. Часто цитируемые цифры, что лишь 5% людей способны быть предпринимателями, устарели. В прошлом веке, наверное, так и было, но сейчас, когда появилось столько возможностей работать автономно, – нет. Будущее для большинства из нас – за самозанятостью в широком смысле этого слова.
Но, чтобы быть продуктивным и востребованным в новом формате, нужен иной тип мышления – предпринимателя, а не наемного работника. В чем отличие одного от другого, давайте рассмотрим в разрезе ключевых моментов: понимание своей роли и ответственности, личный бренд и маркетинг, отношение к деньгам, рабочему времени и масштабам деятельности. Под предпринимателем в контексте статьи я буду понимать не владельца заводов, газет и пароходов с наемными управляющими и не только, собственно, ИП, а любого, кто мыслит себя как автономную бизнес-единицу, независимо от официального статуса.
Деньги
Наемный работник оперирует понятием «регулярная зарплата», поэтому весь его бюджет расходов распланирован в привязке к этому гарантированному доходу. А иногда – даже наперед, когда деньги еще не получены, а куда их потратить – уже решено. И к следующей получке все обычно спускается подчистую, потому что скоро же будет еще. Если доходы растут, сразу же пропорционально увеличиваются и расходы. Про необходимость откладывать или инвестировать часть денег человек не думает. Поэтому, когда вдруг случается потеря работы без парашюта на выходе, у него разом выбиваются все опоры. Запаса нет, жить не на что, начинается паника.
Так ведут себя не только наемные работники, но и предприниматели со старой парадигмой мышления. Показательный пример последнего времени: акция сопротивления владельцев кафе в Петербурге в конце 2020 года, когда им объявили о предстоящих ограничениях в декабре-январе. Они встали на дыбы, потому что мало того, что у них нет запаса прочности, так еще и деньги, которые клиенты заплатили им вперед за новогодние корпоративы, они, как оказалось, уже потратили! Получается, мероприятия проводить нельзя, предоплату заказчикам придется возвращать, а им нечем. Конечно, взбунтуешься тут! Эти рестораторы, не отработав полученные деньги, посчитали их своим доходом, и проели. Как наемные сотрудники – свой аванс.
Предприниматель, даже если он просто фрилансер, не воспринимает все заработанные деньги как личный доход. Эти средства принадлежат его бизнесу, а он из них может взять себе лишь часть в виде зарплаты. Если же получена предоплата, ее тем более нельзя присваивать и тратить, поскольку он эти деньги еще не отработал, и всякое может случиться.
Человек с предпринимательским типом мышления, когда его дело выходит на рентабельность, никогда не обнуляет свои счета в надежде получить «очередную зарплату». Потому что знает, что в одном месяце он может заработать 500 тысяч, а в другом 50, и это – нормально. Свой средний доход он считает по результатам года, и в периоды простоев у него всегда есть финансовая подушка хотя бы на 3-6 месяцев.
Ценность денег тоже меняется. Когда начинаешь зарабатывать своим делом, понимаешь цену каждого рубля, и пропадает желание спускать их на ветер, как это было с твоей отнюдь не маленькой зарплатой в найме.
Роль и ответственность
Предпринимателя многие видят как хваткого дельца, который имеет административный ресурс и сумел что-то где-то урвать. На самом деле он – прежде всего, творец. Ему свойственно неравнодушное отношение к окружающему и желание это как-то улучшить, преобразовать. Он смотрит на картинку сверху и мыслит интересами дела, а не своими личными. Даже при наличии наемных сотрудников, настоящий предприниматель может выполнять все функции в своем бизнесе самостоятельно. Ему не зазорно при необходимости поработать и грузчиком, и водителем, и бухгалтером.
Тот, кто до мозга костей наемный работник, как правило, делит функционал на «свой» и «ниже своего достоинства». И от второго всячески уклоняется. Он стремится огородить зону своей ответственности строго по периметру должностных обязанностей. Выйти за эти рамки его вынуждает лишь приказ начальника и страх наказания. Проявить инициативу для него – сродни подвигу, потому что сопричастности к делу нет, а есть лишь необходимость кормить себя.
При этом у наемного сотрудника обычно расширенный список ожиданий от работодателя. Тот должен обеспечивать его ресурсами, фронтом работ и деньгами, а также уважать, ценить, беречь и благодарить.
По сути, нанимателю отводится роль родителя, которому передается руль управления собственной жизнью. Есть он – человек защищен, нет – ищет нового и возмущается, если оказывается никому не нужным. Как будто у кого-то есть обязанность брать его на работу. Любые претензии к работодателю, руководителю или отказавшему в работе эйчару – это незрелая позиция ребенка, который считает, что о нем должны позаботиться, причем так, как это видится ему.
Предпринимательский тип мышления подразумевает, что никто никому ничего не должен. Ты в состоянии сам себе все обеспечить, а если твой стартап идет ко дну, значит, ты делаешь что-то не так. Соответственно, все вопросы и претензии адресуешь самому себе. И когда мы слышим вой на болотах, что государство плохо заботится о предпринимателях, и что бизнес в нашей стране развивать невозможно, становится понятно, что проблема не вовне, она внутри: они начали свое дело, но еще не созрели для полноценной самостоятельности, поэтому на роль родителя назначают государство. Но это как и со своим ребенком: если ты не берешь на себя ответственность за него, а передаешь ее кому-то, то рискуешь его потерять.
Из той же серии – пытаться делить с сотрудниками ответственность за свой бизнес. Если у предпринимателя есть наемный персонал, он отвечает уже не только за себя, но и за него. Когда денег мало, он себе может не доплатить, но зарплату людям должен выдать в полном объеме. Не хватает – взять кредит, но точно не обвинять их в том, что они на нее не заработали. Потому что это его задача – нанять правильных людей и организовать их так, чтобы они приносили результат. Все остальное – от лукавого.
Типичная ситуация для наших компаний, практикующих серые схемы: за два дня до зарплаты учредитель заходит в бухгалтерию и выбирает из сейфа всю наличку. Наступает день «Х», а платить сотрудникам нечем. И начинаются пляски у костра – поиск виноватых. А причина все та же – статус свой собственник бизнеса когда-то поменял, а мышление – нет.
Маркетинг и брендинг
Наемный сотрудник гордится принадлежностью к крутому бренду работодателя, предприниматель стремится свое имя или компанию сделать брендом. Чувствуете разницу?
Что касается личного маркетинга, то мышление и поведение наемного сотрудника обычно колеблется в диапазоне от полного отрицания необходимости заниматься им – мол, работодателям он нужен больше, чем они ему, до чрезмерного навязывания своей кандидатуры, когда ему приспичит. В любом случае изучать рынок и удовлетворять потребности своего покупателя он не считает нужным – слишком зациклен на себе.
Его резюме и сопроводительное письмо строятся вокруг его «я», и почти ничего в них – о том, что в итоге получит работодатель. Если наемный сотрудник, надолго оказавшись невостребованным, все же озадачится развитием своего личного бренда и начнет писать или выступать, все его активности сведутся к собственному пиару, а не стремлению дать что-то ценное и полезное другим. Хотя презентовать он их будет именно как второе.
Когда же наш герой выходит из найма и затевает свой проект, так же эгоцентрично и навязчиво он начинает вести себя и с потенциальными клиентами. Ему нужно – и мир обязан обслужить.
Предприниматель не проецирует свою нужду на других. Он понимает, что никто ничего не будет у него покупать, если он не сумеет заинтересовать собой или своим продуктом. Прежде, чем что-то предлагать, он исследует рынок и предпочтения потребителей, а потом ищет возможности соответствовать их ожиданиям и донести до них свою ценность. И не жадничает – делится информацией, дает попробовать продукт на вкус. Кроме того, он дорожит своей репутацией и больше заботится о результате для клиента, чем о сиюминутной выгоде для себя, потому что знает, что настоящий маркетинг начинается после покупки, а не до нее.
Рабочее время
У людей с мышлением наемного сотрудника встречаются две основные вариации на тему рабочего времени. Одни рассуждают «работаю от сих до сих, а дальше хоть трава не расти», другие, наоборот, будут упахиваться до потери сознания, чтобы угодить работодателю. Обе эти крайности – не про самостоятельность. Снова руль управления находится где-то снаружи, а не внутри человека. Он – лишь исполнитель. И даже если уходит во фриланс или становится предпринимателем, продолжает быть зависимым от заказчика, собственной жадности или силы привычки. Отсюда распространенное убеждение, что все работающие на себя света белого не видят – ни выходных, ни праздников, одни сплошные трудовые будни. Хотя, если они не могут сами планировать свой график, то кто тогда может?
Предприниматель, перестроивший свое сознание, ищет баланс между временем работы и отдыха. С одной стороны, он понимает, что заказчик ценен, и его нельзя потерять, а с другой – о себе тоже нужно позаботиться, потому что кому будет лучше, если ты выгоришь дотла?
В итоге он не слепо следует за всеми желаниями клиента, а планирует нагрузки и договаривается так, чтобы сроки были удобны всем. А если не получается – либо отказывается от заказа, либо решает какое-то время интенсивно поработать, но потом обязательно берет паузу на восстановление. Ключевое здесь: он управляет нагрузками, а не они – им.
Пример из личного опыта. Когда я начинала свое дело, то по старой офисной привычке все рабочие часы проводила у компьютера. Помню, на улице лето, солнце, теплынь, рядом – парк, а я сижу, пристегнутая невидимыми цепями к рабочему месту, хотя никаких срочных дел нет. Как будто если покину боевой пост, все сразу рухнет. Сейчас веду себя совсем иначе: если случилась пауза в работе, я тут же выбираюсь погулять или посвящаю время себе. Но также знаю, что при необходимости буду работать и в выходные, и после семи вечера. Предпринимательство – это стиль жизни.
Масштабы деятельности
Если наемный сотрудник начинает думать о собственном деле, он сразу мысленно берет размах федерального или даже мирового уровня. А иначе – зачем это все? Он ведь привык к серьезным масштабам, и свой бизнес видит тоже не абы каким. И совсем забывает изучить историю становления всех крупных брендов и известных бизнесменов, многие из которых начинали свое дело в гаражах и палатках. Понимая, что желанные масштабы в ближайшие годы ему не светят, он решает, что не стоит и браться.
Предприниматель четко видит свои возможности и ограничения и не идентифицирует себя с чужой компанией. Какой смысл проводить параллели, если бизнес не твой? Он готов начинать с малого и постепенно растить свое детище. Также он понимает и то, что нельзя сопоставлять позицию наемного директора в крупной компании с ролью владельца пусть в небольшой, но своей, так как уровень свободы и ответственности у них разный. И безопасности – тоже, потому что какая безопасность может быть в том, что тебе не принадлежит? В коротком горизонте – еще как-то, с натяжкой, но в длинном – точно нет.
Личные качества
Главные качества предпринимателя – самостоятельность и гибкость. Он готов слушать воздух, замечать изменения бизнес-ландшафта и оперативно перестраиваться. Он ищет и видит возможности. Ему нужна свобода, чтобы творить. Наемный сотрудник перемен боится. Если у него все благополучно, он хочет навеки законсервировать текущий статус-кво. Ему нужны инструкции и гарантии.
По щелчку пальцев из стадии гусеницы – работника по найму в стадию бабочки – предпринимателя не перейти. Это долгий процесс внутренней трансформации, в котором обязательно будет и промежуточная стадия – куколки, когда уже хочется большей независимости, но еще есть страх не потянуть полную ответственность за себя, поэтому ты скован пеленками ограничений.
Именно на этом этапе многие предприниматели, столкнувшись с кризисом в своем проекте, бегут обратно в найм. Но если не спасуют и не развернутся, наступит момент, когда они расправят крылья и выйдут на собственную орбиту. И тогда в найм их уже палками не загонишь.
Читайте также:
Дело не в тренде по выманиванию, а в том, что продукты будут делиться на два направления - ширпотреб, пусть даже и хорошего качества.
И индивидуальная продукция сделанная на заказ. К этому ведёт кастомизация - (от англ. to customize — настраивать, изменять) — индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений.
И сейчас время личных портных, сапожников, часовщиков, косметологов и прочее. И такой мастер будет нарасхват, и к нему будет очередь.
Устали люди от безликой одежды, обуви, "швейцарских часов" по 1000 рублей за кило в подземном переходе.
Люди будут покупать меньше, но ценить качество и индивидуальность.
А массовые производства пока будут. Сами вымрут, как мамонты.
Вот такой тренд на ближайшие 5 лет.
Масштаб мышления наёмного работника как правило соответствует масштабу выполняемой им в найме работы. Если он проецирует это на мечты о собственном бизнесе, то в таком-же или меньшем масштабе. О большем начинают мечтать после первых успехов. А при первых неудачах начинают суживать поле приложения усилий.
Там математика не сходиться в пользу реализации этого тренда. С 1970г рост производительности труда в мире существенно превышает рост зп. Соотвтетственно доля реально занятых и зарабатывающих будет становиться все меньше. И денег у населения будет оставаться только на закупку все более дешевого ширпотреба. Массы населения обеспечивающие платежеспособный спрос становятся все беднее. Кастомизация как значимый сценарий не имеет под собой финансовой составляющей.
Там вырисовывается сценарий с бартерным обменом населением услуг друг другу. И предпринимательство трансформируется в какой-то формат взаимопомощи. "Денег нет - но Вы держитесь" преобразуется "Денег нет - но Вы помогайте друг другу".
"Фазаны, говорите?" (Новая парадигма: Деньги - Роль и ответственность - Маркетинг и брендинг - Рабочее время - Масштабы деятельности - Личные качества). А как быть с этим:
"Правильно заметил некто, что нажить малые деньги ему было трудно, а большие — легко. Ибо, когда у человека запасено столько, что он может дожидаться самой высокой цены, заключать такие крупные сделки, которые не многим под силу, и пользоваться плодами усердия более мелких дельцов, он непременно богатеет все более.
Обычный доход от торговли и ремесла есть доход честный, приумножаемый двумя путями: прилежным трудом и славой честного дельца…Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно наживаются и на продавце, и на покупателе. Хорошим средством обогащения являются товарищества, если иметь дело с людьми надежными…
Кому выпадет счастье опередить других в каком-нибудь изобретении или привилегии, может иной раз нажить несметные богатства…Так что, если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют. Кто ищет одних лишь верных прибылей, навряд ли станет очень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск с известным обеспечением на случай убытков. Верным путем к обогащению являются также монополии и исключительное право скупки товара, когда они ничем не ограничены, особенно если располагать сведениями насчет будущего спроса и запастись этим товаром заранее. Богатство, приобретенное службой; хотя и наиболее почетно, все же, когда добыто лестью, угождением и иными рабскими услугами, может быть причислено и к наиболее постыдным." Френсис Бэкон. Опыты или Наставления Нравственные И Политические, XXXIV. О Богатстве (1597)
Что интересно, так вот в США самый большой процент постоянных клиентов магазинов, где продаются натурпродукты, экологически чистые, а значит и на много дороже "обычных" - это многодетные мамаши, живущие не очень богато, а то и на пособие. Так что цена - это не главное условие, или скажем не первостепенное.
Да, останутся компании, которые будут штамповать обувь и одежду, или помидоры одного цвета и размера. И их тоже будут покупать.Пока!
Мой опыт предпринимателя с 1992 года, консультанта с 2003 года, говорит о том, что человека нельзя научить быть предпринимателем. Но, он может научится сам, если захочет, тогда ему ещё можно что-то подсказать. Опять же, если он захочет слушать, часто, что нет.
– Я ничего в этом не понимаю. Вы же в этом эксперт! Вот вам деньги, расскажите, как правильно.
– Вот так правильно.
– Не-е... я не согласен!
Если мы вернемся к реальности, то в ней тяжело найти достаточное количество абсолютно свободных (от чего? От кого?) предпринимателей и всего боящихся работников по найму. Так никогда не было, нет и не будет. Мы - члены социума и не можем это игнорировать.
Можно, например, вернуться к вопросам мотивации, регулярно обсуждаемых на этом форуме. Можно вспомнить о профессиональных и научных интересах, балансе работы и личного или работы и хобби. Или об отраслевых, географических и возрастных различиях. Или о налоговых особенностях с точностью до страны, когда персонал выводят наружу и регистрируют как отдельных юр. лиц.
Можно - на пару минут - забыть о прочем и просто поговорить о том, зачем люди вообще ходят на работу.
На какой именно вопрос мы ищем ответ? В чем автор статьи видит проблему?
Поделюсь своими наблюденями, имеющими отношение к обсуждаемой теме:
1. Бывших "малых предпринимателей", не удержавшихся на плаву на "собственном" бизнес-судёнышке, крайне неохотно берут "наёмниками" на должности даже руководителей малых подразделений, и как раз по причине опасения, что они "снова начнут работать на себя"!
2. Что-то у нас совсем заглохло движение по созданию реальных акционерных обществ, где ВСЕ работники - акционеры и имеют доход/убыток по результатам отчётного периода.
3. Даже так называвшаяся раньше "тринадцатая зарплата", или годовая премия, ушла в небытие, то есть материальное мотивирование уходит в историю
По поводу восторгов от самозанятости: если она полная, то от самозанятого требуется как выдать продукт/услугу, так ещё продать её! То есть он будет разрываться между "продать" и "сделать"!
Увижу вокруг что-то другое, отличное от описанного мной - возможно, изменю своё мнение!
Свежо. Смело. Да.
Но нет. Массовым производством будет услуга той самой кастомизации как сервиса. Точнее, она уже есть.
И аггрегаторы. Для тех самых сапожников-косметологов.
Как "А" приводит к "Б"?
Проясните, пожалуйста.