Изучение иностранного языка, занятия спортом и хобби, личное и профессиональное развитие, достижение баланса в жизни – для всего этого необходимо уметь управлять временем, которое уходит и не возвращается. Проходящее время нельзя вернуть, компенсировать или купить. Надо уметь эффективно им управлять. Это общеизвестный факт.
На сегодняшний день инструменты управления временем более не являются секретом. Все знают и понимают важность составления ежедневных и ежемесячных планов. О том, что надо съесть лягушку с утра. Технику «есть слона по кусочкам» даже студенты университетов могут объяснить на пальцах. Все статьи об управлении временем пишут о том, что необходимо делать заметки о мыслях и идеях. Все все знают, но почему-то эти инструменты не работают в том смысле, что не применяются или применяются слишком неэффективно, не дают долгосрочных результатов. К примеру, в изучении иностранного языка.
Почему так?
Начну с того, что утверждение ХХ века «Знание – сила» сегодня имеет другое значение. Сегодня это утверждение выглядит, скорее, так: «Знание – не сила, а потенциальная сила». В первую очередь потому, что в мире больших и быстрых изменений практически в любой сфере нашей жизни вчерашнее знание устаревает и сегодня уже не является силой. А во-вторых, знание не сила потому, что само по себе знание не гарантирует результат, а в лучшем случае может просто превратить человека знающего в ходячую энциклопедию в определенной теме.
Объясню это на следующем простом примере. Человек хочет развить навыки публичных выступлений. У него есть доступ к различным источникам информации о конкретных инструментах: можно прочитать об этом в интернете, купить книгу или участвовать на тренинге и семинарах. И на сайте, и в книге, и на дорогом тренинге будет дана информация, например, о десяти основных инструментах для публичных выступлений. Знание есть. Сила ли это знание? Нет. Пока это просто потенциальная сила. А чтобы превратить это в силу, необходимо набраться смелости применять все эти инструменты. Но хватит ли одной смелости? Нет. Необходима стабильность в применении инструментов, чтобы знания превратились в привычку.
Почему же возникают проблемы с инструментами?
Что, кроме смелости начать, необходимо для стабильного результата? Есть один очень важный нюанс, на который люди не обращают внимание и который является решающим. Чтобы успевать все свои дела, надо правильно управлять своей энергией. Какое имеет отношение управление энергией к управлению временем? Поделюсь тремя отдельными пунктами, которые потом мы свяжем в единое целое.
1. Мотивация работает только в начале
Любое развитие – это занятие трудное и сложное психологически. Это напряжение. В любом направлении совершенствования – будь то изучение иностранного языка, регулярные занятия спортом или профессиональное развитие – человек встречается с одними и теми же стадиями.
Первая – это стадия мотивации, когда человек начинает все с большой охотой и интересом. В эти моменты уделяется много времени тому, ради чего все и начато: спорт, изучение иностранного языка, профессиональное развитие. На этой стадии первичные результаты отчетливо видны, особенно в случае, если человек раньше этим делом не занимался или находился на совсем базовом уровне. Человек с радостью делится своими результатами и процессом с окружающими, не слушая их предупреждающих голосов.
Вторая стадия – это когда первый пыл угас, и человек понимает, что хоть процесс и идет, но видимого результата уже нет, а усталости все больше и больше. Все более отчетливо начинают слышаться голоса и утверждения людей в окружении, которые рассказывают о том, почему избранный путь неверен и почему не получится. Человек начинает уставать от однообразной работы – ведь для того, чтобы добиться результата в любом деле, необходим постоянный труд без перерывов и остановок.
Многие срываются именно на этом этапе, обосновывая это вполне серьезными и официальными причинами: начался новый проект на работе, вот закончу и сразу продолжу; дома надо кое-какие дела доделать, и это сильно отвлекает меня и т.д. Успокоительным фактом тут является то, что человек дает себе слово обязательно продолжить.
Третья стадия – человек удачно проходит вторую и переходит в стадию, которую я называю «темный туннель», где не виден свет ни внутри, ни в конце туннеля. Только темнота, но надо идти вперед. Нужен долгосрочный, нудный, стабильный труд. Голоса людей из окружения уже не слышны, поскольку человек уже прошел вторую стадию; да и они тоже устали что-то говорить, видя, что их слова не вызываю реакции. На этой стадии человека утомляет однообразие труда. Хочется бросить все и вернуться назад, но очень жаль потраченного времени.
Мотивация, которая присутствует на первой стадии, на второй и третьих стадиях перестают работать. Инструменты управления временем и личной эффективности – это верхушка айсберга, та часть, которая видна невооруженным глазом. И никакие инструменты управления временем не помогают и не могут помочь, если нет того важного момента, который находится под водой. Что же это? И тут мы переходим к пункту второму.
2. Сила воли – исчерпаемый ресурс
Есть очень важный эксперимент, о котором упомянуто в книге «Сердце перемен» Чипа и Дэна Хиза. Один из важных элеметов изменений — это сила воли.
Студенты приходили в лабораторию немного голодными: их просили не есть как минимум за три часа до исследования. Потом их вводили в помещение, где обалденно пахло свежеиспеченным печеньем с кусочками шоколада. В центре комнаты на столе стояли две вазы. Одна была наполнена конфетами и тем самым, еще теплым, шоколадным печеньем. А в другой лежал пучок редиски.
Исследователи сочинили легенду: «Мы выбрали шоколад и редиску, потому что у них очень характерный вкус. Завтра мы с вами свяжемся и спросим, как вы запомнили вкусовые ощущения, которые испытывали во время еды».
Половину участников попросили съесть два-три печенья и немного шоколадных конфет. Другую половину попросили съесть как минимум две-три редиски, но без печенья. Во время их трапезы исследователи выходили из комнаты, создавая довольно садистское искушение для бедных участников, обреченных на редиску. Наверное, не стоит говорить, что студенты, получившие печенье, не очень скучали по редиске. Тем не менее ни один «редискоед» не покусился на печенье. Cила воли в действии.
На этом «исследование вкуса» официально завершалось, и появлялась другая группа ученых со вторым, якобы не связанным с первым исследованием: «Мы хотим определить, кто лучше решает задачи: студенты или старшеклассники». Такую легенду придумали, чтобы студенты надули щеки и всерьез подошли к предстоящему заданию. Участники должны были пройти серию тестов, в частности, нужно было, не отрывая карандаш от бумаги и не повторяя линий, начертить определенную геометрическую фигуру. Им дали много бумаги, чтобы они могли пробовать сколько угодно, но на самом деле у задач не было решения.
Исследователи просто хотели посмотреть, как долго молодые люди будут биться над изматывающей задачей, прежде чем наконец сдадутся. «Удовлетворенные» студенты, которым не пришлось бороться с желанием попробовать шоколадное печенье, сидели над заданием в среднем 19 минут и делали 34 добросовестные попытки решить проблему.
«Редисочники» были менее настойчивы. Они сдавались уже через 8 минут — вполовину быстрее, чем предыдущая группа — и предпринимали всего 19 попыток решения. Почему они так легко шли на попятную? Ответ может удивить нас: они теряли самообладание.
С помощью исследований подобного рода психологи открыли, что самообладание — исчерпаемый ресурс. Студенты, поевшие редиску при наличии печенья, исчерпали самообладание в борьбе с гастрономическим искушением.
Итак, если подытожить и смотреть на ситуацию шире – наша внутренняя энергия влияет на наши результаты, настойчивость, желание продолжать. Запомним это и вернемся в конце статьи.
3. Главная причина провалов в управлении временем
Изучение иностранного языка, профессиональное развитие, самосовершенствование – все это требует сперва долгосрочного напряженного сознания и только потом уже труда. Для того чтобы развиваться и выдержать давление развития, не сорваться на второй стадии и продержаться в темном туннеле, нужна внутренняя психологическая энергия. Именно эта энергия и есть то, что является подводной частью айсберга и его не видно.
А теперь перейдем к реальному примеру. Представим себе Александра, который изучает иностранный язык. Он уже несколько лет подряд берется за язык, но каждый раз срывается.
Также он прекрасно знает все инструменты управления временем: планирует по технике «слон» каждый день, уделяет определенное время занятиям, в дороге на работу и обратно делает что-то полезное для изучения языка. В основном же занятиям на курсах и изучению иностранного языка он решает уделять время вечером, после работы, по часу каждый день.
Но спустя какое-то время Александр приостанавливает занятия языком в надежде на то, что когда-то вновь их начнет. Последние 4 года у него так и прошли в таком стандартном режиме: в конце года, ноябре-декабре – составление оптимистичных планов, в январе – начало изучения, в феврале – переход на вторую стадию и в марте – остановка с уверенностью, что до конца года начнет.
В чем же проблема? На первый взгляд, проблем быть не должно: есть цель – есть планы – есть желание – есть знание инструментов управления временем. Единственная и самая главная проблема в том, что у Александра не хватает внутренней энергии ввиду большого количества негатива и совсем малого управляемого позитива в его жизни.
Давайте посмотрим на ежедневную жизнь Александра. С утра никакой гимнастики для свежего пробуждения. Он просто встает или старается встать с нескольких попыток будильника. Едет на работу и по дороге слушает радио, с которого на него выливается ушат негатива: машина сбила подростка, разбился самолет, погибло много людей, случился пожар в частном доме, где не стало целой семьи. Он с раннего утра уже начинен негативом.
В офисе он берет кофе и в курилке общается, как и каждый день, с Владимиром, который является убежденным негативщиком, ибо все видит в черном свете. Владимир с утра крутит одну и ту ж песню, как старый шарманщик: в компании зарплаты низкие, шеф не видит того, что мы делаем, нет смысла вкалывать до посинения, потому что не будет повышения. После общения с ним остается неприятный осадок, который до обеда влияет на настроение.
На обеде Александр наедается, и после обеда, несмотря на то, что есть еще свободное время, ему уже не хочется уделять время на подготовку к вечернему занятию иностранного языка. Он потяжелел после плотного обеда. Да и настроения уже не осталось. Ближе к окончанию рабочего дня Александр начинает придумывать официальное обоснование тому, почему ему не надо сегодня пойти на урок: жена дома одна, она беспокоится, и т.д. Пропустив занятие один раз, ему уже и во второй раз легче не пойти.
Выходные у Александра проходят однообразно и от этого скучно: встречи с друзьями, либо валяние на диване, либо просмотр фильмов.
Изучение иностранного языка Александр начал потому, что так надо. На вопрос «зачем ему английский?» он не может дать вразумительного и четкого ответа и обосновать причины. Но говорит, что его цель – говорить на английском. Зачем это ему надо – он не может ответить.
Александр не занимается спортом и физической активностью; его жизнь в физическом смысле пассивна. После работы он предпочитает не нагружать себя физически. Питание его тяжелое, после которого не то, чтобы двигаться – с места трогаться не хочет.
На консультациях с такими людьми я задаю вопрос: «Управляете ли вы позитивом в своей жизни?» Задумавшись, они отвечают: нет. И очень напрасно, поскольку человек с большим количеством негатива в жизни и отсутствием позитивных моментов не может иметь желания и внутренних сил для долгосрочной утомительной работы по развитию. И никакие инструменты тут помочь не смогут.
Для того чтобы, скажем, изучить иностранный язык, нужно много терпения и энергии. Наша ежедневная энергия, необходимая нам для вложений в изучение иностранного языка, является разницей между позитивом, который заряжает нас энергией, и негативом нашей жизни, отбирающим у нас энергию.
Что же делать? 6 шагов, чтобы исправить ситуацию
Энергия – это та невидимая невооруженному глазу часть, которая находится под водой и является решающей. Не решив этот момент, человек не может в долгосрочной перспективе выкладываться для своего развития.
1. Разбить имеющийся негатив в жизни на три части:
- Неизбежный негатив. Например, начальник, которого из жизни не удалить.
- Управляемый негатив. Его надо стараться по возможности минимизировать. Это негативные коллеги по работе, с которыми можно не общаться, потому что это выбор самого человека. Мы все по своему опыту знаем, что порой десять минут общения с определенным человеком оставляют в душе осадок, и после этого все нам видится в черном цвете.
- Негатив, который можно стереть из жизни. Плохие новости, напрягающие человека фильмы ужасов – все это можно и нужно убрать из своей жизни. Никакой пользы и максимум негатива.
2. Пересмотреть свое окружение и минимизировать общение с тем людьми, которые негативно влияют на наши мысли и поведение. Постараться добавить в свое окружение и начать общение с позитивными людьми, которые имеют цели на свое будущее, не падают духом и у которых достаточно позитивной энергии, имеют проактивную жизненную позицию и умеют передавать свою энергию другим.
3. Найти для себя ментора, с которым должны быть регулярные встречи для получения поддержки, сильной обратной связи и позитивой зарядки.
4. Спорт и активный и здоровый образ жизни напрямую влияют и на энергию человека, и на его чувство уверенности в себе. Спорт и физическая активность должны быть включены в образ жизни каждого человека. Еще один немаловажный момент – правильное питание, которое порой может так нагружать человека, что все силы и энергия уходят на переваривание пищи.
5. Вводить в свою жизнь ежедневные позитивные моменты. У нас должны быть каждодневные красивые и заряжающие ритуалы. К примеру, я свой день обязательно начинаю очень позитивно – с чтения 10 анекдотов с утра. Во время завтрака или по дороге на работу – слушаю выступления таких юмористов, как покойный Задорнов.
В моей жизни спорт занимает важное место, но это не просто спорт для здоровья – это спорт, где я фиксирую свои результаты и достижения и с каждым разом делаю лучше и больше. Одна мысль об этом меня подбадривает. У меня в окружении есть несколько очень проактивных людей, общение с которыми к 12 часам дня дает мне хороший заряд позитива. На обед категорически не наедаюсь, чтобы не клонило ко сну.
6. Вводить в свою жизнь еженедельные позитивные моменты, связанные с семьей.
К примеру, и Александр, и его супруга должны знать, что каждый четверг вечером будут вдвоем ходить театр или смотреть в кино, а потом ужинать. Одно чувство и ожидание изучения афиш и смакования того, что будут заказывать на ужин, доставляет человеку удовольствие и дает энергию.
Или, к примеру, один день в месяц в семье объявляется днем жены: она в это воскресенье не готовит и вся забота о еде ложится на плечи мужа, который должен приготовить завтрак, сервировать стол, а потом организовать обед и ужин. Эти «якорные» моменты в нашей жизни очень важны потому, что питают нас позитивной энергий в ожидании красивого момента, а после события у нас остаются приятные воспоминания, которые греют душу и сердце. Разве это не позитив и энергия?
Одни лишь инструменты сами по себе не работают. Они доступны, просты и поверхностны. Без управления энергией не может быть постоянного и стабильного развития, как не может быть полноценной и счастливой жизни.
Читайте также:
Как всегда очень глубоко!
Я бы напомнил, если позволите, о таком феномене, как "второе дыхание", о котором знают все спортсмены. Да, Фахри прав, нужна воля, нужно самообладание, но очень хотелось бы дождаться второго дыхания. У каждого человека момент наступления в разных областях попыток разный. В беге у меня оно приходит после 5 км. В интелллектуальных напряжениях - месяца три.
Об этом прекрасно знают моряки и космонавты. Тяжело первую неделю. Потом до месяца всё устаканивается. Затем через месяц новый кризис, ну а после переживания этого кризиса можно находится в отрыве от дома хоть сколь угодно долго.
Найдите у себя этот момент наступления второго дыхания! Запомните его!
Прекрасный саморазбор опыта управления ресурсом времени !
Браво Фахри !
Я бы только ещё добавил необходимость занятия практической рефлексией.
Очень актуальная тема и отличный анализ ситуаций!
На мой взгляд, решением вопроса может стать функциональная грамотность, включающая мотивацию, интеллект и интуицию.
Каким образом поступать в каждом здесь и сейчас в окружении разных людей при наличии определенных обстоятельств - это очень похоже на функцию - зависимость от внешней и внутренней среды человека.
Этому можно учиться всю жизнь, потому что жизненные ситуации очень разнообразны.:)
Мне кажется, или в статье разбирается проблема пути в отрыве от цели. Причём не так важно, внутренняя ли это цель, или поставленная извне. То есть тот самый главный вопрос в обратном дизайне любого плана "Зачем?"
Во-вторых, не до конца, как мне видится раскрыта тема продуктивного взаимодействия с другими на этом пути. Тренер, ментор, наставник и т.д. будут теми организующими и контролирующими факторами. Мозг ленив, хитёр и очень социален. Именно поэтому без куратора нам так тяжело реализовывать большие цели
Мне кажется, в этом примере очевидно, что Александру иностранный язык, по большому счету, не нужен. А изучает его, например, потому что прочитал где-то, что знание иностранных языков - это хорошо и полезно - например, для карьерного роста. Но карьера у Александра неплохо идет и так, и он знает, что, если повысит уровень владения данным иностранным языком, то это не повлечет за собой повышения в должности и роста зарплаты (например, работодателя устраивает текущий уровень языка у Александра). Изучение иностранных языков само по себе как хобби Александру тоже неинтересно. Вот поэтому и берется изучать, но бросает.
На мой взгляд, в подобных ситуациях полезно оценить: "А зачем я хочу изучать иностранный язык? Точно ли я этого хочу?" Вероятно, в примере Александру целесообразнее не учить иностранный язык, а выосвободившееся время потратить на что-то более нужное лично ему.
Спасибо!
Отлично. Все по делу.
В том как раз и проблема, что все мы - дофаминовые наркоманы. Усугубленные, к тому же, "биполяркой" и ОКР.
О том и речь. В то время как Владимир смакует фантазии, в которых некто осознанно и последовательно преследует цель его унизить, существует лучшая версия Александра, исключительно идеально владеющая английским языком, придающая вначале ценности и сравнивающая до уровня плинтуса в последствии этого неудачника.
4. Спорт и активный и здоровый образ жизни напрямую влияют и на энергию человека, и на его чувство уверенности в себе. Спорт и физическая активность должны быть включены в образ жизни каждого человека.
Восстановление связи со своим телом, с эмоциями, в этом случае, можно сравнить с первой доврачебной помощью.
Восстановление уровня энергии - это лишь следствие. Отыскать внутри себя источник и очистить его от наваленого поверх хлама - вот что важно.
В таком случае, скажите, пожалуйста, может ли человек, мобилизовавший свою волю и действующий на этом усилии видеть все возможные варианты развития событий и иметь свободу для самореализации?
Всегда в таких случаях невольно возникает вопрос: как люди раньше добивались своих целей без тренеров, коучей, менторов?) И вообще, если мозг ваш ленив и нет воли, можно ли ставить цели. Спросить себя надо в начале, готов ли вкладываться в достижение результата.
А почему я?
Не знаю. У всех по-разному. Кто-то и без усилий воли видит все варинаты развития.
Но, конечно, воля очень многое решает.