Тема борьбы со стеснительностью ценнее, чем кажется. В численном выражении, по оценке «Телефонной леди» — почти $500 в час или $3500 за день. Речь о Мэри Джейн Коппс. Эта предприимчивая женщина обучает неразговорчивых миллениалов беседам по телефону. Даже не личным встречам, публичным выступлениям или перфомансам! Нет, всего лишь снять трубку во время входящего звонка и выдавить из себя несколько слов вслух. А для отличников еще и позвонить самостоятельно.
У «телефонной леди» нет отбоя от клиентов. Причем ее высокий прайс адресован корпоративным заказчикам. Значит, большое число студентов уже нашли себе работу. Интересно, как они проходили собеседования? Удаленно, наверное. С выключенной камерой, а может и микрофоном.
Шутки шутками, есть большое число людей любого возраста, абсолютно не склонных к общению. Тем более к персональному. Вовсе не обязательно из-за фобий. Все происходит почти как в диалоге профессора Преображенского из «Собачьего сердца»:
— Возьмите трубку!
— Нет, не возьму.
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не понимаете, что общение важно?
— Понимаю.
— Так почему же?!
— Не хочу.
Просто не хотят, и все тут. Возможно, потому что в разговор нужно вкладываться. Эмоционально, ментально, информационно. Следить за собственными словами, вслушиваться в речь собеседника, запоминать, реагировать. По сути, это отдельная работа. Например, часть должностных обязанностей продавцов, консультантов или секретарей.
Многие специалисты полагают, что они и так достаточно делают. Зачем всем уподобляться пиарщикам. Впрочем, даже в рекламе и PR уже далеко не все готовы общаться лично. Клиентов встречает автоответчик, посадочные лендинги, авто-квизы, анкеты, подписки и рассылки. Менеджеры норовят скинуть файл в мессенджере вместо того, чтобы приехать, познакомиться и провести нормальную презентацию.
Страшно представить, как усилят позиции интровертов новомодные сервисы на базе искусственного интеллекта. Теперь все можно поручить роботам. Какое уж там общение! Но может, оно не очень-то и нужно?
Зачем люди разговаривают друг с другом
Развитая речь считается одной из фундаментальных предпосылок, благодаря которой на Земле была построена цивилизация людей. А не какой-то другой, менее общительной формы жизни. Потому что именно благодаря возможности говорить и понимать друг друга наши предки научились договариваться, собираться в команды, делать все более сложные проекты.
Может показаться, что с момента появления письменности, а особенно онлайн-чатов, мессенджеров и других электронных средств связи актуальность живого общения снизилась. Во всяком случае, так утверждают ненавистники голосовых сообщений и тем более внезапных звонков.
Однако на самом деле именно Интернет перезапустил важность личного общения. Несмотря на все видеочаты и грядущие метавселенные.
Общаясь электронно, вы увеличиваете дистанцию. Не только физически, что само собой, но также и на более тонком уровне. Во время каждого сеанса онлайн-связи вам невольно приходится конкурировать буквально со всем миром. С брендами, мошенниками, троллями, кем угодно. Среди них легко затеряться.
Между тем, мы ведь общаемся не просто так. Любой обмен репликами связан с получением чего-то жизненно важного. В список призов входят:
- Деньги или то, что ведет к их получению
- Самоутверждение, возможность похвастаться
- Одобрение, поддержка
- Помощь самых разных видов
- Доступ к каким-то ресурсам
- Информация
Одни контакты «монетизируются» сразу, другие годами и десятилетиями. Далеко не все можно (и нужно) измерять в меркантильном буквальном смысле. Но в конечном счете любое знакомство так или иначе чем-то нас обогащает. И это должно быть взаимным, естественно.
Здесь и начинаются проблемы. Мало кто отказывается от преимуществ, которые дает общение. Не все готовы в него вкладываться.
Формальное требование «коммуникабельность», часто мелькающее в вакансиях, подразумевает как раз это. Навыки устанавливать зрительный контакт, сближаться, знакомиться, обсуждать, договариваться. То есть работать.
Ведь даже самые изолированные фрилансеры, которые сидят в каких-нибудь землянках посреди джунглей на другом континенте, все равно должны общаться. Чтобы получать заказы, сотрудничать с партнерами, сдавать результаты, получать деньги, отзывы, рекомендации.
Тем более невозможно замыкаться в себе, если вы работаете в офисе. Точнее можно, только себе во вред. Про нелюдимого спеца никто не знает. Ему не предложат повышение, никто не будет его «хантить» и переманивать. Не обязательно давать интересные задачи и проекты — зачем, можно скидывать в подвал чего угодно, куда он денется.
Отказ от общения закрывает почти все двери. Через некоторое время с вами будут переписываться только те, кому вы нужны. Выгодны, удобны. Это ресурсный подход.
На паритетные отношения можно заработать одним способом — общаясь на равных. Поэтому рано или поздно каждый пробует себя на прочность. Ищет способы «разговориться», расширить круг знакомств, выйти в свет и зазвездиться.
К сожалению, такие попытки обычно заканчиваются фиаско. Без наработанной практики "small talk" переводится буквально – мало толку. Человек разочарованно возвращается обратно в свою келью, теряя все что дает полноценное общение.
Как научиться говорить
Любопытно, что в любой стране мира дети говорят на местном языке. Сложность не имеет значения, хоть китайский. Потому что у детей нет выбора. Они получают все блага мира от других людей. Или не получаются, если плохо объяснил. Еще можно огрести за другого, причем неважно, кто на самом деле виноват. Значение имеет только риторика.
И практика.
Взрослые все это превосходно знают. Но знать и применять – это две большие разницы. Дети могут себе позволить сотню-другую падений до первого удачного шага. Когда мы становимся старше, страх ошибиться перевешивает тягу к достижениям.
Кроме того, сложности в общении появляются с годами не просто так. Людей раздражает расхождение между собственным представлением о себе и тем, как их воспринимают другие люди. Проще никого близко не подпускать, разве что кроме самых проверенных и доверенных, которые точно не обидят. Пожалуй, именно здесь можно воткнуть рычаг, который перевернет всю вашу жизнь.
Станьте другим человеком. Вот так, ни больше, ни меньше. Ораторские приемчики тоже пригодятся, но далеко не сразу. Начинать нужно с того, чтобы разрешить себе общаться.
- Совершайте дурацкие поступки. Одевайтесь как фрик, если раньше были приличным. Носите костюм, если в вашем окружении это не принято. Станьте заметным, нацепите на себя мишень.
- Звоните по любым объявлениям. По случайным номерам. Спрашивайте дорогу у прохожих. Торгуйтесь в магазинах. Вступайте в словесные перепалки.
- Флиртуйте напропалую. Поставьте себе KPI — ни дня без нового знакомства, добытого телефона или аккаунта в запрещенной соцсети.
Кстати, пикаперы по сути учат не соблазнению, а общению. Как набраться смелости подойти, изобретать небанальные комплименты, быстро подстраиваться под настроение, калибровать его, применять весь арсенал НЛП.
Все это весьма универсально. Любого собеседника нужно понимать с полуслова, надо уметь ему понравиться. Продавцы буквально «кадрят» покупателей. Соискатели ведут себя на собеседованиях почти как на первых свиданиях. Везде смотрины.
Наконец, привычка знакомиться полезна тем, что вы никогда не знаете своих собеседников заранее. Они могут оказаться крупными клиентами или полезными партнерами, решить сложный вопрос в будущем, просто оказаться хорошими приятелями.
В этом смысле очень помогают поездки и путешествия. Приезжая в новое место, вам просто приходится находить общий язык с аборигенами. Чтобы узнать, где тут вокзал, какой тариф по симке лучше, нюансы местной кухни, время работы рынка, посоветуйте парикмахерскую и т.д.
Поначалу будет сложно. Придется заставлять себя, ставить в неудобные ситуации. На первое время незаменима мантра, похожая на правила «Бойцовского клуба»:
- Всем говорите о клубе.
- Всегда говорите о клубе.
- Если вы новичок — общаться обязательно.
Так продолжается до тех пор, пока вы не перестанете ощущать себя новичком. Критерий один: уверенность в себе. Всегда, в любой ситуации, с кем угодно и о чем угодно вы можете завести беседу. Аналогия с «Бойцовским клубом» также в том, что выигрывать необязательно. Более того — нужно дать собеседнику побить себя.
Во время тренировок такой подход защищает от разочарований. Но смысл глубже. Хорошая беседа и не должна заключаться в том, чтобы кого-то переспорить.
Есть практика Elevator Pitch: несколько звездных минут на энергичную самопрезентацию, которая позволяет продать идею, получить контракт, инвестицию. Вырвать победу. Но даже в бизнес-акселераторах лобовая атака редко заканчивается успехом. И в любом случае, это разовый миг славы. Долгосрочные отношения строятся иначе.
Вместо того чтобы оттачивать аргументы и эффектные позы, нужно учиться слушать. Сначала просто делать паузы, потом вместо ожидания своей очереди высказаться пытаться понять, о чем говорит собеседник.
Можно спрашивать советы. Только не «Скажите, где взять денег» или другие вымогательства под видом разговора. Настоящие, искренние вопросы с интересом узнать другое мнение, послушать о чужом опыте. Это подкупает.
В качестве вишенки на торте – обязательно внимание к приемам и церемонии прощания. Не бросать трубку после завершения разговора, не уходить со встреч со словами «До свидания». Всего несколько лишних секунд оставят принципиально другое послевкусие. Даже после электронного общения лучше прислать тезисное резюме встречи или обещанные сведения, контакты. В личном общении переход от только что сидели за одним столом к статусу «коммуникация завершена» выглядит сухо и обидно.
В дальнейшем желание поддерживать с вами связь определяется балансом между заинтересованностью и навязчивостью. Необязательно каждое утро рассылать всем смайлики и приветы. Главное расстаться на такой ноте, будто вы непременно еще увидитесь — и будете рады этому.
Попробуйте вести учет. Только не бюрократию с домашней CRM и поминутной тарификацией разговоров. Достаточно отмечать количество живых контактов, разговоров, встреч. Оно должно расти.
Сравните с ростом своих доходов, приобретений и неожиданных подарков судьбы. Если инвестиции в общение достаточны – графики «затрат» и «доходов» будут подозрительно похожи.
Читайте также:
Интроверт – это тип личности, сосредоточенный в большей степени на внутреннем мире и в меньшей степени на внешнем.
То есть вертность как качество никак не связана с общительностью. Вернее интровертам чуть сложнее даются поверхностные контакты, им как бы надо общую точку соприкосновения найти. Но со знакомыми им людьми они более общительны.
Я типичный интроверт. Но даже близко не избегаю контактов с людьми, напротив, с удовольствием работаю в команде или с командой, с большой аудиторией в том числе публично, в том числе с группой оппонетнов.
Мне кажется, главное отличие интроверта от экстраверта -- это то как долго этот человек может обходиться без общества.
Интроверт -- долго. Он более самодостаточен. Ему хватает томика собственной книги, чтобы не заскучать.
Экстраверт -- недолго. Ему требуется постоянное взаимодействие с другими. И по меньше мере полка из разных книг.
То есть, интровертность -- это не про боязнь или избегание общества. Это про самодостаточность.
Боязнь и избегание общества -- это социопатия. Разные вещи.
В процессе перехода от статуса наемного работника к статусу предпринимателя я понял, что нелюбовь живого общения (с телефонным проблем не было) мне будет сильно мешать в собственном бизнесе, и стал усиленно тренироваться - просто заговаривал с незнакомыми людьми на улице, в магазине, в кафе и т. д. для обсуждения чего-либо. Очень помогло - после некоторого периода тренировок никаких проблем с завязыванием и подержанием разговора у меня нет.
Инфоцыганство - хорошо продается! Статья именно об этом. За неумением общаться стоит впервую очередь неумение!
И еще много разных факторов, типа страха и и разных нарушений. Но про несуществующие типы личности прямо фейерверк статей.
Зачем ломать свою природу, если можно найти работу с минимальным общением - аналитиком, программистом, и так далее? Не нужно интроверту ломиться в менеджеры по продажам, потому что ничего из этого все равно не выйдет.
Очень правильная статья! Удивительно только то, что такой продуктивный автор не попал в список лучших авторов года! Ну да ладно - речь не об этом!
Два утверждения автора не оспоримы:
1."...сложности в общении появляются с годами не просто так. Людей раздражает расхождение между собственным представлением о себе и тем, как их воспринимают другие люди. Проще никого близко не подпускать, разве что кроме самых проверенных и доверенных, которые точно не обидят" Стоит к этому добавить и не станут использовать вас в своих целях, то есть манипулировать вами.
2. "Так продолжается до тех пор, пока вы не перестанете ощущать себя новичком. Критерий один: уверенность в себе. Всегда, в любой ситуации, с кем угодно и о чем угодно вы можете завести беседу", то есть сможите отстоять свою позицию и уверенно сказать манипулятору свое твердое - "НЕТ!"
Советы как стать другим человеком взяты из книги психолога Николая Козлова"Как относится к себе и людям", глава "Философия мира и истины", в которой он приводит оригинальный тест - Что вы за птица? В его классификации все люди делятся на ястребов, страусов и голубей.
Самая не защищенная от токсичного влияния со стороны других людей это группа "Голубей" - доверчивые, наивные, мягкие, дающие, сочувствующие и легко внушаемые. Как дети! Ими легко манипулировать.
И советы как стать другим взяты из рекомендаций психолога Н.Козлова: упражнение "Не улыбка", упражнение "Нет"", "Не стандартные поступки", "Захват инициативы", "Подарю тебе оценку"
А лучше сразу пойти в атаку с копьем и сожрать оппонента, даже если тот или та, просто шли мимо.
Слишком много взваливается на индивида и игнорируется и контекст и среда. Я уверен, вы сможет заговорить с матерыми уголовниками и сказать хулиганам, грозящим вам оружием и требующим ваш телефон или деньги - НЕТ!)))
И, если уж речь о манипуляциях, то такой человек признает себя неодушевленным предметом, а с неодушевленным предметов диалоги не ведут. Но фольклор потрясающий, который мгновенно всем усложняет жизнь на 100%.
Вы явно ЯСТРЕБ по тесту предложенному Н.Козловым.
Яттребы решительные и храбрые, честолюбивые , стремятся к власти. И тем самым наживают себе много врагов.Ястребы своей манерой общения невольно превращают в своих врагов даже тех, кто может быть им полезен. Советы от Н.Козлова для подобных типов: упражнения "Улыбка", "Мир тебе","Передача инициативы", "Приятный разговор","Комплименты и благодарность", "Гроза отменяется", "Мудрец".
Хорошая статья. Еще прекрасней бизнес-идея госпожи Коппс) Один только момомент – пока не поймешь, почему тебя воспринимают так, а не иначе, учиться можно долго.
крайне редко здесь можно прочитать такую полезную статью...