Hard or Soft Skills: сущность, различия, приоритеты рынка труда

1. Что это? В чем разница? Что важнее?

В мировом информационно-образовательном пространстве сегодня разразилась серьезная баталия между педагогами и работодателями на тему: «Soft Skills or Hard Skills?» или «В сторону каких компетенций должно быть направлено современное образование?».

Начать, я считаю, необходимо с краткого определения и тех, и других. Общеизвестно, что так называемые Hard Skills или «жесткие» навыки относятся к числу специальных профессиональных навыков. Это глубокое знание предмета; навыки, связанные с выполняемой деятельностью в определенной области.

В свою очередь, Soft Skills или «мягкие» навыки относятся к числу социальных навыков и не ассоциируются с конкретными профессиями. Hard Skills можно научиться и развить, легко измерить. Напротив, Soft Skills неосязаемы и менее поддаются измерению. Для «жестких» навыков существуют подтверждающие сертификаты, дипломы, свидетельства и т. д., доказательство владения «мягкими навыками» возможно предоставить только на практике и на протяжении достаточно длительного времени.

Примером жестких навыков может служить знание законов физики, математики, грамматики английского языка. Мягкие навыки — это установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.

2. Результаты опросов студентов, преподавателей и работодателей

В РЭУ имени Г. В. Плеханова мы решили изучить ситуацию. В апреле 2019 года я опросила 172 обучающихся магистратуры и 91 преподавателя: какие навыки, на их взгляд, наиболее необходимы сегодня будущему экономисту? 15% студентов и 12% профессорско-преподавательского состава отдали свое предпочтение жестким навыкам, в то время как за мягкие навыки проголосовали 85% и 88% обучающихся и преподавателей соответственно.

Данные опроса, проведенного в РЭУ, подтверждают результаты исследований.

По результатам выборочного тестирования учителей-предметников общеобразовательных школ Рособрнадзором, 15% педагогов продемонстрировали недостаточный уровень владения учебным предметом наряду с выдающимися социальными навыками, коммуникабельностью, открытостью, умением работать с технологиями и презентовать собственное портфолио, блестящими лидерскими качествами. Тоже самое утверждают многие работодатели в банковской сфере: современные выпускники вузов прекрасно социализированы, но не имеют глубоких знаний по предмету.

В апреле 2019 года генеральный директор глобальной фармацевтической группы Pharmaceuticals Алексей Филиппов выступил с разгромным заявлением на страницах отечественных СМИ: почему выпускники вузов не нужны компаниям? Каких компетенций им не хватает? Ответ Алексея Филиппова — практических компетенций в предметной области.

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК, утверждает, что Россия скатилась на уровень «цифровой колонии» из-за отсутствия инициативных, готовых создавать собственные технологии инженерных кадров, в то время, как мощная советская система образования полностью разрушена.

То есть, несмотря на важность и необходимость формирования мягких компетенций, работодатели отдают предпочтение все-таки глубоким знаниям предмета, жестким профессиональным навыкам.

3. Что все это значит для бизнес-образования?

Заложником ситуации стала, прежде всего, отечественная система образования, в которой явно наблюдаются скачкообразные перекосы в сторону то одних, то других компетенций, хотя единогласный ответ психолого-педагогических исследований очевиден: в начале карьеры специалисту любого профиля больше необходимы жесткие навыки, глубокие знания своей профессиональной сферы, а по мере продвижения по карьерной лестнице большее значение постепенно будут приобретать мягкие навыки.

Это означает, что системе образования сегодня необходимо найти золотую середину между требованиями современности и наработками традиционной науки педагогики. И начать, конечно, необходимо с педагогического образования, с подготовки педагогических отечественных кадров.

Как показывает мой многолетний опыт в системе бизнес-образования, наибольший потенциал для развития «мягких» навыков имеют иностранные языки за счет возможности организации групповой работы и использования специфических методов обучения.

Среди методов хочу отметить эффективность Case-Study, весь спектр интерактивных и проектных методов обучения, коммуникативного метода.

Наиболее эффективной организационными формами развития «мягких» навыков в моей практике выявились тренинги и всевозможные виды групповой и совместной познавательной деятельности.

4. Кому какие навыки важны?

Можно условно выделить три группы профессий относительно обладания теми или иными навыками:

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills не находятся в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде и коммуникабельности специалиста, но требуют глубоких специальных знаний предмета.

Для второй группы профессий Soft Skills играют ведущую роль в достижении успеха и продвижении по карьерной лестнице. Это, прежде всего, творческие профессии, специальности в сфере продаж, бизнеса и политики. Так, коммуникабельные обаятельные люди без специального образования в сфере маркетинга могут завоевать расположение клиентов. Тоже самое можно сказать о политике или прекрасном ораторе.

И, наконец, достаточно многочисленную группу составляют профессии, для которых в равной степени важны и те, и другие навыки. В эту группу входят профессии юриста, бухгалтера, инженера, учителя. Выполнение профессиональных обязанностей этими специалистами практически невозможно без глубокого владения специальными «жесткими» навыками, в то время, как им требуется богатый разнообразный набор «мягких» навыков: коммуникабельность, ответственность, организованность, доброжелательность и т. д.

5. Когда формировать «жесткие» и развивать «мягкие» навыки?

Для овладения «жесткими навыками» существуют учебные заведения различных образовательных уровней: школы, высшие учебные заведения, дополнительное образование. Как правило, формирование «жестких» навыков напоминает восхождение по лестнице, своеобразный переход от одного четко определенного уровня к другому. В противовес «жестким», для развития «мягких» навыков не существует конкретных алгоритмов или учебных планов. Так, зачастую, индивид либо обладает от природы какими-то качествами или чертами характера, либо нет. Например, дружелюбие, рассудительность или степенность, системность мышления или спокойный характер. Иногда сложным путем проб и ошибок человек способен развить некоторые из них самостоятельно.

Таким образом, развитие «мягких навыков» происходит гораздо сложнее, если человек не обладает ними от природы и требует большего времени, чем формирование «жестких». Соответственно, наиболее благоприятным возрастом для развития «мягких» навыков, безусловно, является подростковый возраст, когда происходит социализация и адаптация индивида в социуме.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Симферополь

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills - НЕ НАХОДЯТСЯ в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде...

Менеджер, Симферополь

Статья описывает вопрос развития H\S Skills студентов как вызов стоящий перед системой образования. Поиск "золотой середины" для педагических работников.

Другое дело - Приоритеты рынка труда - работодатели отдают предпочтение  такому балансу поддержания качества бизнес процессов, который, с одной стороны является "условно" достаточным для компании... а с другой стороны позволяет максимально полно загрузить персонал операционкой и не позволяет находить время и силы на приобретение Soft Skils.

Глава филиала, регион. директор, Украина

Hard Skills - это то, что мы говорим учите мат.часть, а soft skills - умение делать презентации, вести переговоры и договариваться. И я не согласна, что этому нельзя научиться, нельзя подтвердить квалификацию и это нельзя измерить. Все можно.

Главное, что и тому и другому нужноу читься всю жизнь. Постоянно тренироваться, практиковаться

Консультант, Калининград
Николай Снежинский пишет:

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills - НЕ НАХОДЯТСЯ в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде...

С одной стороны, да - это явная опечатка.

С другой - я помню свои впечатления от слушателей центра гражданской авиации стран-членов СЭВ, куда я попала преподавателем по распределению после РКИИ ГА в 1984 г. Слушателями были летный состав разных специальностей (пилоты, штурманы, бортинженеры) тяжелых типов воздушных судов. Я никогда не видела такого количества хорошо говорящих, по-хорошему общительных людей! Когда я поделилась этим наблюдением с папой-штурманом дальней авиации, он пожал плечами и ответил: "Ничего удивительного. В дальнем рейсе очень скучно. Взлетел - включил автопилот - сиди, жди. Спать нельзя, читать нежелательно. Приходится разговаривать. Поэтому при прочих равных командир возьмет в экипаж хорошего собеседника".

Вот и думайте, правомерно ли в эту категорию относить пилотов.

Но в целом автор прав в том, что на начальном этапе карьеры нужны предметные знания и навыки, потом "всплывает" важность мягких.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini sk self
Сергей Корчанов
Делить руководителей на типы можно разными способами.Адизес предложил свой вариант.Работают ли ег...
3
Евгений Равич
Из недавних версий - случайно услышал: роковой выстрел (их было несколько) произошел случайно и ...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.