Премия за ошибки: как работает этот подход в бизнесе

Многие допускают ошибки на работе, но не все об этом рассказывают – боятся порицания. Ведь в бизнесе просчет или неверно принятое решение может повлечь за собой большие убытки и привести сотрудника в лучшем случае к лишению премии, в худшем – к увольнению.

В российских компаниях публично не делятся опытом совершения ошибок по разным причинам: низкий уровень доверия к руководителям, страх выговора или возможность потерять работу. Однако в нашей компании ключевым фокусом является именно развитие культуры открытости и партнерства. Для реализации этих принципов среди прочего было найдено нестандартное HR-решение – запуск конкурса «Премия за ошибку». Этот проект дает возможность поощрять тех, кто готов открыто говорить о своих промахах и брать ответственность за их исправление.

Почему важно говорить об ошибках?

Сама по себе допущенная ошибка, если она вовремя замечена и сотрудник смог найти решение для ее исправления, имеет большую ценность для компании. Путем анализа и критического взгляда на существующие процессы из ошибки можно извлечь практическую пользу, а также передать этот опыт команде, чтобы не допустить повторения ошибки в будущем.

Какой эффект может дать открытое признание в ошибках?

Культура открытости и доверия помогает сотрудникам и компании становиться еще более эффективными. Опыт грамотного исправления ошибок бизнес может использовать в работе – лучшие решения масштабировать и внедрять на системном уровне. К примеру, тиражирование решения финалиста первого конкурса принесло дополнительную прибыль в несколько миллионов рублей, и было применено к другим локациям торговой сети со схожими проблемами.

Пять ошибок, которые повысили эффективность компании

1. Если есть сомнения, к ним нужно прислушаться

При планировании открытия нового магазина в Свердловской области директора кластера, который отвечает за работу нескольких магазинов в одном районе, торопили с утверждением объекта, подобранного отделом развития торговой сети. Расположение у помещения было не самым удачным – новый магазин, возможно, и принес бы прибыль, но был бы неудобен гостям.

Ошибка: директор согласовал объект, несмотря на свои сомнения, потому что решение об открытии было необходимо принимать быстро.

Решение: волею судьбы процесс оформления объекта затянулся, и у директора появилось дополнительное время. Он воспользовался случаем и поехал в этот населенный пункт – еще раз посмотреть всю территорию. Оказалось, что недалеко от планируемого места открытия продавался земельный участок, директор незамедлительно сообщил об этом в отдел развития и настоял на согласовании нового объекта. В итоге один из инвесторов согласился на предложенные условия строительства и арендной платы, а на базе магазина открыли также аптеку и выделили зону для пункта выдачи товаров популярного маркетплейса.

Результат: новый магазин стал лучшим в районе, который в первый же год показал хорошие финансовые результаты.

2. Нужно уметь предугадывать действия конкурента

Открывая новый магазин, помимо удачного места и его удобства для покупателей, необходимо проверять окружение – поблизости не должно находиться уже действующих магазинов сети и ее конкурентов. Директор кластера в республике Адыгея так и поступил: выбрал населенный пункт, подходящий по этим критериям, и утвердил объект.

Ошибка: при расчете потенциала не учитывалась возможность прихода конкурента. Оказалось, что в это же время другая торговая сеть вела переговоры об открытии своей точки рядом.

Решение: директору кластера пришлось укорить процесс передачи объекта собственником. Магазин открыли раньше, чем это сделала другая компания, но после открытия конкурента выручка упала. Справиться с проблемой помогли запущенные маркетинговые активности, расширение ассортимента, контроль цен и их корректировка в соответствии с рынком.

Результат: сегодня этот магазин опережает своего соседа-конкурента.

3. Профессионализм и находчивость помогают справиться с проблемой

Перед тем, как продукты попадают на полки торговых залов, поставщики привозят их на большие склады – распределительные центры, а уже оттуда сформированными заказами развозятся по магазинам торговой сети.

Ошибка: однажды специалист по обеспечению товаром из макрорегиона «Урал» не проверил количество магазинов, куда подается товар, а оно сильно выросло. Он своевременно не разместил заказы поставщикам, из-за чего товар поступил в торговые точки с большим опозданием, KPI самого менеджера рухнул.

Решение: чтобы срочно исправить ситуацию, пришлось сделать несколько выгрузок данных и совместить их. Полученный отчет по точности и скорости работы превзошел самые смелые ожидания.

Результат: теперь инструмент специалиста по обеспечению товаром из макрорегиона «Урал» используется коллегами всей торговой сети и благодаря точности расчетов позволяет избежать закупки лишнего товара на десятки миллионов рублей.

4. Большие данные – большие ошибки

Офисные сотрудники влияют на эффективность бизнеса не меньше, чем персонал в розничной сети магазинов или логистике. Так, в штате есть специалисты, которые занимаются качеством HR-данных в системах и после проверки исправляют там неполадки. Благодаря их деятельности в компании ведется бесперебойная качественная работа с персоналом.

Ошибка: менеджер по организационному развитию потеряла бдительность и при внедрении нового варианта анализа ошибок из списка проверки случайно исключила один атрибут в системе должности розницы – а это самый большой объем. Из необходимых 100% данных обрабатывалось всего 3%. В итоге показатели на протяжении нескольких месяцев были неправильные – слишком высокие.

Результат: на основе допущенной ошибки в компании отказались от различных фильтров при анализе данных. При внедрении новой проверки учитываются сразу все категории персонала, во всех подразделениях. Кроме того, к тестированию дополнительно привлекают людей, которые работают с определенным направлением – если менеджер больше работает с розницей, то в ходе тестирования он будет проверять розницу. Аналогичная система применима к офису и логистике.

5. Не стоит брать на себя больше, чем фактически возможно сделать

Для эффективной работы не менее важным оказывается и грамотное распределение задач.

Ошибка: старший продавец-кассир из макрорегиона «Волга», работающая в ночную смену в круглосуточном магазине, после отпуска переоценила свои возможности и слишком активно принялась за дело. В итоге, уже через наделю она стала допускать ошибки от усталости – в некоторых отделах отсутствовала ротация товаров, неверно производилась уценка, росли потери в магазине и недовольство гостей.

Решение: чтобы устранить возникшие недочеты, старшему продавцу-кассиру пришлось заново проанализировать и проконтролировать все процессы ночной смены, определить сильные стороны сотрудников, предложить каждому зону ответственности и выстроить очередность задач.

Результат: благодаря выработанной схеме действий потери в магазине снизились, гости с удовольствием приходили снова, а команда стала работать эффективнее и быстрее. Дневная смена также перешла на новый план.

*****

Все эти истории из практики доказывают, что иногда ошибка – двигатель прогресса. Ведь чтобы ее грамотно исправить, нужно проявить такие важные качества, как находчивость, упорство и профессионализм. Главное – не бояться брать на себя ответственность за решение возникшей проблемы, в итоге это принесет положительный опыт не только сотруднику, но и всей компании.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

С одной стороны это важно. Однако, такой подход легко монетизирован. У нас был такой работник, постоянно косячил. Если бы применяли к нему этот подход, он бы обогатился. Отчасти шутка, конечно же. 

Консультант, Нижний Новгород

Интересные примеры, но "премия за ошибку" звучит, конечно, забавно) С т.з. мотивации "премия за исправление ошибки", на мой взгляд, было бы более позитивно и стимулирующе, особенно если учитывать коммент Валерия выше)

Руководитель, Астрахань

старший продавец-кассир из макрорегиона «Волга», работающая в ночную смену в круглосуточном магазине, после отпуска переоценила свои возможности и слишком активно принялась за дело. В итоге, уже через наделю она стала допускать ошибки от усталости - улыбнуло))

 

Генеральный директор, Москва

Публичная работа над ошибками - это широкая пррактика в японских компаниях, в частности в Toyota. Здорово, что данные принципы начинают культивировать в России. 

Генеральный директор, Москва
Евгений Терехин пишет:

старший продавец-кассир из макрорегиона «Волга», работающая в ночную смену в круглосуточном магазине, после отпуска переоценила свои возможности и слишком активно принялась за дело. В итоге, уже через наделю она стала допускать ошибки от усталости - улыбнуло))

 

Да ну и продолжение не менее увлекательно:

Результат: благодаря выработанной схеме действий потери в магазине снизились, гости с удовольствием приходили снова, а команда стала работать эффективнее и быстрее. 

Генеральный директор, Москва

Рекомендую книгу: "Догнать зайца" (Стивен Спир).

Там как раз следующее, с чем соглашаюсь:

4 способности быстродействующих (опережающих конкурентов) организаций:

1. Функциональная интегрированность

2. Постоянное совершенствование

3. Инновационность

4. Изобретательность

В п.2 "Постоянное совершенствование", важный момент, отражающий работу над ошибками:

Компании обнаруживают проблемы в своих системах в тот момент и в том месте, где они появляются:

а) сдерживают эти проблемы, прежде чем те могут распространиться

б) диагнострируют и искореняют причины проблем, чтобы они не возникли вновь.

Вот и вопрос к автору, как искореняется проблема в ввиде - уставших после отпуска старших продавцов-кассиров во всей сети?

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:
б) диагнострируют и искореняют причины проблем, чтобы они не возникли вновь.

Вот и вопрос к автору, как искореняется проблема в ввиде - уставших после отпуска старших продавцов-кассиров во всей сети?

Тот же вопрос ...

Знает ли работодатель, как справиться с причинами возникновения проблем - как их определить, что пошагово нужно сделать, на каком уровне принимается решение, как затем проверяется, не возникают ли те же проблемы снова.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.