HR-tech: какие сервисы уже использует российский бизнес?

«Цифра» пришла в HR-менеджмент: для рекрутинга, удержания, развития сотрудников российские компании используют цифровые сервисы. Как процесс цифровизации выглядит в компаниях разного масштаба и разного профиля? Отличается ли положение дел в сегменте «синих воротничков» от ситуации в сегменте «белых воротничков»? На вопросы редакции Executive.ru отвечают эксперты.

Евгений БарулинВ 2025 году рынок рекрутмента в России достигнет 34 млрд руб.

Евгений Барулин, CPO, TalentTech

 

На российском рынке HR-tech наблюдается четкий спрос на автоматизацию процессов рекрутинга и на использование в нем искусственного интеллекта. Весной 2019 года мы проводили исследование российского рынка HR-tech. Согласно подсчетам, совокупная емкость российского рынка сорсинга и рекрутмента составила порядка 26,5 млрд руб. по итогам 2018 года. При отсутствии значительных экономических потрясений в 2025 году рынок рекрутмента в России достигнет 34 млрд руб., причем рост будет происходить в основном за счет динамичного онлайн-сегмента и технологического сегмента рынка.

Applicant Tracking Systems (ATS) – системы управления поиска и работы с кандидатами прочно вошли в практику крупных компаний и среднего бизнеса. Плюс этой технологии в том, что по стоимости (подписка на использование сервиса) доступна компании даже самого небольшого масштаба. Поэтому, любая компания численностью от 20 человек может позволить себе ATS. К примеру, ATS Potok используют «Билайн», KIA, SuperJob и Mars, крупные и небольшие маркетинговые агентства, логистические и строительные компании.

С искусственным интеллектом чуть сложнее: он по-прежнему непонятен большинству компаний, в отличие от голосовых помощников и чат-ботов. Но и роботов, и чат-ботов крупные российские компании используют в первую очередь для массового подбора продавцов, кассиров, операторов заправочных станций – когда нужно обработать большое количество запросов или резюме. Федеральные ритейлеры уже взяли ИИ на вооружение; высокая текучесть персонала и соответственно большие затраты на поиск сотрудников заставляют искать новые эффективные инструменты подбора. ИИ позволяет выбрать кандидатов для интервью, назначить и провести его, отобрать подходящих и сделать отчет о них HR-специалисту. Чтобы оценить 1000 резюме, рекрутеру нужно два месяца, а роботу – пять секунд.

ИИ позволяет сотрудникам HR-служб в среднем экономить до 56% рабочего времени – порядка 88 часов в месяц. Для оценки ста резюме искусственному интеллекту требуется 5 секунд, человеку – в среднем 50 минут. Пообщаться по телефону с сотней человек робот может за 600 секунд, а на видеоинтервью потребуется 1800 секунд. Роботы также способны эффективно проводить адаптацию новых сотрудников, проводить и анализировать exit-интервью тех, кто покидает компанию.

В деревообрабатывающей компании «Свеза» (принадлежит «Северстали») система подбора персонала с помощью искусственного интеллекта запущена в I квартале 2019 года. HR-робот подбирает кандидатов на позиции руководителя производства и специалистов поддержки продаж. Соискатель в режиме онлайн отвечает на 10 вопросов, составленных специалистами компании. Видеоинтервью можно пройти с любого устройства с камерой и доступом в интернет. ИИ анализирует звук (тембр, интонации – всего 130 параметров), изображение (микромимика) и текст (смысловое содержание ответов). В компании подтверждают, что, возможно, в будущем искусственный интеллект будут также использовать для поиска кандидатов на все ключевые позиции и для формирования кадрового резерва.

Сергей МасловГолосовые боты помогают экономить время HR-специалистов и деньги компании

Сергей Маслов, директор департамента маркетинга, «Межрегиональный ТранзитТелеком»

В России уже используют голосовых ботов. Чаще всего умные сервисы используют крупные компании, у которых есть несколько филиалов по всей стране и не меньше 300 сотрудников. Эти решения встречаются в сфере IT, в крупных банках, на больших заводах со множеством подразделений. Голосовые боты помогают экономить время HR-специалистов и деньги компании. Боты выполняют часть действий, которые можно автоматизировать: обзвоны, опросы, информирование. А люди ставят им задания и анализируют полученные данные. Например, менеджер публикует вакансию. Голосовой бот обзванивает кандидатов и отбраковывает тех, кто уже нашел работу или указал неверные данные. Менеджер просматривает остальные резюме.

Для компаний с филиалами в разных городах также важно, чтобы все сотрудники вовремя узнавали об изменениях и нововведениях. В этом тоже помогает бот. Он звонит каждому работнику и сообщает новость, задает вопросы и получает обратную связь.

Средние и малые компании реже используют подобные сервисы. Все дело в довольно высокой цене. Небольшим фирмам выгоднее поручить такие задачи человеку, тем более что спектр действий не такой широкий, как у огромных бизнесов. Если в компании трудится всего 20-30 человек, то всего один HR-менеджер успеет обзвонить всех сотрудников за день.

Дмитрий ВасильковВ рекрутинге эффективнее всего работает комплексный подход

Дмитрий Васильков, сооснователь и генеральный директор, WhenSpeak

В рекрутинге эффективнее всего работает комплексный подход: для закрытия массовых позиций можно использовать стандартные сервисы вроде HeadHunter или «Мой.круг», или же обратиться к более современным и эффективным решениям, например, умному роботу «Вере» или аналитическим платформам. А для поиска сотрудников уровней middle и top прибегнуть к ручному точечному поиску, рекомендациям знакомых.

Сложнее всего приходится отечественным малым и средним компаниям в IT-сфере – рынок пресыщен предложениями вакансий, опытных специалистов не хватает, экспертов с узкой направленностью вообще днем с огнем не сыщешь, а «перебивать» предложение конкурента более заманчивым ценником и более комфортными условиями не всегда позволяют ресурсы. Приходится идти на уловки и значительно расширять диапазон поиска, например, подключать не очень популярные для таких целей социальные сети вроде Tinder.

Но полдела найти и уговорить серьезного специалиста поработать с вами, дальше встает вопрос – а как его удержать? Тут, по моему мнению, главенствуют два фактора: непрестанное развитие сотрудника и его вовлечение. Рынок предлагает различные варианты: сервисы геймификации рутинных процессов (вроде WorkandPlay, Gamifucation now, Habitica), онлайн-тренинги и конференции (с помощью ClickMeeting, WhenSpeak, Zoom) и даже ПО, способное оценить продуктивность (Happy job).

Владимир ДемченковПри дефиците кадров больше выручают сообщества

Владимир Демченков, HR Business Partner, IQ Option

 

В погоне за лучшими кадрами мы используем как популярные площадки HeadHunter, «МойКруг», LinkedIn, Indeed, так и профессиональные сообщества в соцсетях и популярных мессенджерах. Нельзя выделить что-то одно как лучшее, скорее все работает в комплексе, хотя в последнее время при дефиците кадров больше выручают сообщества.

В рекрутинге очень хорош FriendWork, но можно начать и с Talantix. Всем сервисам в этой области не хватает гибкой интеграции с внешними площадками для поиска, нельзя просто взять какой-то сервис и все автоматизировать. Тот, кто предложит это первым, захватит рынок.

Для удержания и развития сотрудников используются в основном собственные разработки, так как задачи каждого бизнеса уникальны и одного идеально подходящего решения на рынке нет. Тем не менее, есть прекрасный Skillbox, помогающий развивать сотрудников на стажерских позициях и давать базовый уровень знаний непрофильным сотрудникам, когда это необходимо.

Очевидно, что на рынке подобных решений лидируют крупные компании в силу своей экспертизы и занятой доли рынка, однако, я бы не стал списывать со счетов стартапы и небольшие команды, так как все зависит от качества и удобства решения, а размер и известность разработчика не являются решающим критерием при выборе. Главное – насколько быстро то или иное решение способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям рынка.

Юлия ГалиеваКаждая третья вакансия закрывается по рекомендации

Юлия Галиева, руководитель группы менеджеров по персоналу, ICL Services

Эффективность работы HR-отдела напрямую зависит от аналитики происходящего в мире и адаптации трендов для себя. В сорсинге и оценке персонала я бы выделила пять трендов:

  • Vcv.ru – новый ресурс, позволяющий делать короткие видеозаписи с презентацией кандидата. Работодатель подгружает необходимый перечень вопросов по вакансии, кандидат в удобное для него время на них отвечает. Сюда же можно добавить тестирование.
  • Роботизация – многие компании создали ботов в мессенджерах для первоначальной оценки кандидатов (чаще для младших позиций). Другие, и мы тоже, используют голосовых ботов для первичного отбора кандидатов или поточных вакансий. Бот запрашивает минимальную информацию, которая требуется по вакансии. Например, наличие автомобиля, ближайшую станцию метро, или уровень английского языка. У нашей компании есть внутренняя разработка «робот-пылесос», который сможет найти резюме в интернете, соответствующие вакансии. Роботов используют и для развития внутреннего бренда компании, что способствует удержанию сотрудников (induction plan, аттестация, промежуточные оценки, выходные интервью).
  • Таргетированная реклама – прекрасный инструмент для охвата широкой аудитории соискателей. Мы применяем данный инструмент для закрытия поточных вакансий (стажеры, специалисты технической поддержки).
  • LinkedIn, vk.com. Основное преимущество этого канала – предварительное знакомство с кандидатом. Работодатель оценит профиль, интересы кандидата. Заинтересовавшись им, напишет уникальное письмо с предложением о вакансии, ориентируясь на его ценности.
  • Как бы ни росло количество сервисов и каналов поиска, мы верны традициям. Самый лучший инструмент поиска, гарантирующий качество и высокую лояльность – рекомендация сотрудника компании. Каждая третья вакансия закрывается по рекомендации. Очевидные плюсы – сотрудники сами выбирают, с кем им работать, у них есть возможность сформировать себе команду единомышленников.

Дмитрий ПлехановВыстроить коммуникацию можно с помощью чат-бота

Дмитрий Плеханов, HR-директор, «Синергия»

 

Цифровизация уже вошла во все сферы деятельности бизнеса, тем более, в работу HR-отделов. Самые известные сервисы, направленные на автоматизацию процесса подбора персонала, – это робот «Вера», Experium, Amazing Hiring, Potok, VCV, AssessFirst. У каждой из этих платформ свои особенности. Робот «Вера», к примеру, это – ИИ-рекрутер, который подбирает кандидатов, проводит с ними интервью и предоставляет необходимую информацию о вакансии. Сервис VCV позволяет проводить видеоинтервью, что сокращает время общения с соискателями. AssessFirst подбирает персонал на основе уровня мотивации кандидатов. Управление процессами налаживается с помощью таких программ как Microsoft Dynamics AX, E-Staff.

Microsoft Dynamics AX – это полнофункциональная система планирования ресурсов предприятия. Система предоставляет инструменты для управления финансами, кадровым блоком и тактическими бизнес-процессами. Выстроить наиболее продуктивную внутреннюю коммуникацию можно с помощью чат-бота. Один из наиболее известных примеров – чат-бот XOR: он может предоставить необходимые инструкции, разослать уведомления и ответить на интересующие вопросы работников.

Оксана НашильникHR-бот снижает стоимость подбора сотрудника на 42%

Оксана Нашильник, руководитель проекта, «Молоко»

 

Массовая цифровизация HR-рынка уже произошла. Согласно российскому исследованию, проведенному Ward Howell в 2016 году, «Около 87% респондентов сообщили, что они являются активными пользователями цифровых технологий. Большинство компаний уже автоматизировало базовые HR-функции – кадровое администрирование (76%), рекрутмент (70%), многие пошли дальше, автоматизировав расчет компенсаций и льгот (46%), а также развитие и обучение персонала (39%). С другой стороны, только 30% опрошенных компаний удовлетворены используемыми решениями. 50% компаний не удовлетворены, но не планируют ничего менять, и около 20% не удовлетворены и планируют перейти на новые системы».

Российские разработчики уже предлагают более современные продукты для автоматизации процессов подбора, обучения, тестирования персонала, доработанные под потребности компаний и HR-специалистов. Речь пока не идет о найме персонала роботами, но мультиканальные платформы, включающие в себя модули, выполняющие рутинную HR-работу, уже разработаны и внедрены в российский бизнес.

При массовом подборе линейного персонала HR-бот снижает стоимость подбора одного сотрудника в среднем на 42%. Автоматическое тестирование текстовым ботом проводится в удобное сотруднику время, результаты доставляются HR-специалисту в систематизированном виде. Данный вид тестирования исключает стресс для сотрудников. Финансовая экономия состоит в отсутствии необходимости командировок для проверки знаний персонала и прочих сопутствующих расходов.

HR-бот облегчает работу HR-специалиста, снимая с него рутинные обязанности по поиску подходящих резюме, первичному анкетированию кандидатов, назначению встреч, напоминанию о собеседовании, информированию о списках документов, датах отпуска...

Иван Дмитриевских

Унифицированных программ для автоматизации HR-процессов и рекрутинга нет

Иван Дмитриевских, Head of HR Department, Belitsoft

 

Расскажу, как обстоят дела с этим вопросом в Беларуси. Унифицированных программ, которые бы автоматизировали HR-процессы и рекрутинг одновременно, мы не нашли. Обычно предлагают решение одного из направлений и частичное второго.

Для рекрутинга наиболее часто используются базы данных кандидатов, которые при росте более 10000 резюме отлично заменяют другие поисковые инструменты. Из наиболее известных CRM для рекрутинга мы использовали следующие:

  1. FriendWork – самое дешевое предложение на рынке. Это основная причина, почему многие его выбирают. Но есть ряд минусов: периодически «падает» скорость работы и возникают другие сбои, которые снижают эффективность рекрутингового отдела. Если отдел большой и рекрутинг в компании интенсивный – это может привести к существенным потерям.
  2. HuntFlow – пересмотрев более десятка возможных CRM для рекрутинга, пришел к выводу – это наиболее удобный и приятный в работе инструмент. Единственный минус – дорогой, не все могут себе его позволить.
  3. При переходе с FriendWork на HuntFlow тестировали еще несколько систем – Potok, CleverStaff, Hurma, Linkedin Recruiter, Lever, BambooHR, но они не подошли из-за отсутствия необходимого функционала.

Эти сервисы используют как крупные, так и небольшие компании. Знаю нескольких рекрутеров-фрилансеров, которые за свои деньги покупают себе доступ.

На мой взгляд, причина, почему руководители среднего бизнеса не решаются внедрить автоматизацию HR-процессов и рекрутинга, заключается в том, что они не видят финансовой выгоды от этого. Или не могут посчитать эту выгоду. Первый вопрос, который стоит задать продавцу такой системы – каков будет ROI внедрения вашей программы?

Крупные компании с количеством сотрудников 1000+ нередко разрабатывают свои программы для автоматизации HR-процессов и рекрутинга. Это позволяет им сэкономить ресурсы на использование такой программы, а также сделать ее максимально удобной и персонифицированной для себя.

Фото в анонсе: freepik.com


Какие HR-сервисы использует ваша компания? Пожалуйста, сообщите об этом в форуме, но не занимайтесь при этом рекламой сервисов :)

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Татьяна Лапшина, Владимир Воронков
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Хорошо бы хоть кто-нибудь рассказал про экономический эффект, желательно не только в рамках рекрутмента (типа, сэкономили восемь ставок "девочек-эйчарок", подписка на сервис стОит как одна такая ставка"), а и с точки зрения среднесрочной эффективности. Например, у сотрудников, нанятых с помощью ИИ, показатели в среднем на 30% выше, а текучесть на 50% ниже, чем у тех, кого нанимали по старинке. А то внедрили, к трендам прислонились, а толк-то от этого есть? 

CIO, Новосибирск
Татьяна Лапшина пишет:

Хорошо бы хоть кто-нибудь рассказал про экономический эффект, желательно не только в рамках рекрутмента (типа, сэкономили восемь ставок "девочек-эйчарок", подписка на сервис стОит как одна такая ставка"), а и с точки зрения среднесрочной эффективности. Например, у сотрудников, нанятых с помощью ИИ, показатели в среднем на 30% выше, а текучесть на 50% ниже, чем у тех, кого нанимали по старинке. А то внедрили, к трендам прислонились, а толк-то от этого есть? 

Интересный вопрос. За быстрым экономическим эффектом от сокращения части HR-отдела может последовать долгосрочный отрицательный эффект, но уже для компании...

Тем не менее, спрос на автоматизацию HR есть. ИТ-технологии развиваются семимильными шагами. А значит продуктов будет больше и вскоре мы увидим ИТ-решения, предлагающие положительный экономический эффект не только от сокращения "девочек-эйчарок".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini sk self
Сергей Корчанов
Делить руководителей на типы можно разными способами.Адизес предложил свой вариант.Работают ли ег...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.