Анализ ответов 3667 человек выявил неожиданные закономерности по итогам исследования «Где и как ищут работу?» кадровой компании ManpowerGroup Russia & CIS.
Опрос был проведен в России с марта по август 2018 года среди соискателей старше 18 лет, приходящих в компанию на собеседование, при этом 91% составляют респонденты из Москвы и МО. Реакция представителей разных возрастных групп, так называемых поколений X и Y и Z, свидетельствует о быстрой смене трендов в области поиска работы, о росте влияния цифровых платформ и снижении результативности ранее востребованных форматов.
Статус респондентов на рынке труда
На диаграмме ниже представлен рейтинг каналов, демонстрирующий результативность в поиске работы на основе ответов респондентов.
Работные сайты, социальные сети и рекомендации показывают небольшой рост за три года, обозначая стабильную востребованность и результативность у аудитории. Резкий провал заметен для канала государственных интернет-ресурсов и доски объявлений. Их результативность опустилась с 6 места на 14 и с 1 места на 9 соответственно, по мнению респондентов. При этом заметен рывок в эффективности мобильных приложений – с 11 на 5 место, и независимых рекрутеров – с 14 на 7 место соответственно, что вероятно вызвано ростом использования мобильных устройств и появлением платформ, упрощающих и регулирующих коммуникацию с независимыми рекрутерами, такими как JungleJobs.
Результативность каналов для поиска работы
Корреляция с возрастным контингентом
По результатам исследования в работе государственных агентств занятости и интернет-ресурсов выявлена корреляция с определенным возрастным контингентом.
1. Государственные источники поиска работы (центры занятости населения, центры занятости молодежи, общероссийская база вакансий trudvsem.ru, skillsnet.ru) не задействуются руководителями высшего звена. Ни один представитель этого типа респондентов не отметил данные каналы, они для них не результативны. Вакансии могут подходить по возрастной категории, но не соответствовать профессиональному уровню и зарплатным ожиданиям.
2. Исследование показывает отрицательную динамику эффективности поиска для людей от 19 до 25 лет для государственных интернет-ресурсов и государственных агентств занятости, которые стали лидерами по снижению результативности. Результативность государственных агентств занятости снизилась на 58%, государственные интернет-ресурсы упали на 48% от показателей 3-летней давности по данным ответов респондентов в возрасте от 19 до 25 лет. Эта аудитория, без опыта работы, могла воспользоваться государственными сервисами по поиску работы в первый год выхода на рынок, рассматривая позиции начального уровня. Но по мере накопления работниками опыта результативность госканалов снижается, что, возможно, связано с желанием перейти на перспективную работу с большей зарплатой, а не оставаться низкооплачиваемыми сотрудниками, предложения для которых всегда есть в наличии для данной возрастной группы.
3. За три года в 6,5 раз выросла результативность государственных агентств занятости для людей в возрасте от 36 до 45 лет. В 5,9 раз выросла результативность государственных интернет-ресурсов для этой же аудитории. Организации, заинтересованные в профессиональных компетенциях данной возрастной группы, активно трудоустраивают их через государственные сервисы.
80% респондентов этой возрастной категории отмечают высокую результативность рекомендаций при поиске работы. Этот показатель остается на одном уровне сейчас и три года назад, а вот эффективность государственных сервисов стремительно выросла за этот период.
Государственные службы работают на поле «вчерашнего» дня и «старой» экономики. Для людей от 36 до 45 лет, которые уже работают на этом поле, имеют специальности «на земле» и могут найти работу без необходимости переучиваться, применяя существующий опыт. Для них государственные инструменты поиска работы являются применимыми и результативными.
Исследования показывают, что предоставляемые государством сервисы по поиску работы нашли свою аудиторию – они результативны для людей в возрасте от 19 до 25 лет, претендующих на начальные позиции, и для опытных профессионалов, капитализирующих свой опыт, в возрасте от 36 до 45 лет.
Гендерные различия
Какую роль играют социальные сети в поиске работы у мужчин и женщин? Гендерные различия в выборе ресурсов для общения и поиска вакансий.
1. Руководители высшего звена – и женщины, и мужчины – проявляют высокую активность в LinkedIn, площадке, на которой легко создавать и поддерживать относительно закрытый круг общения. Они одинаково используют возможности этой сети для поиска работы и для общения.
В Facebook они не могут социализироваться и ведут себя в этой социальной сети очень сдержанно, используя, в основном, только для поиска работы. На 10 минут, которые руководители высшего звена тратят на целенаправленный поиск работы, приходится только 4 минуты общения.
Мужчины, занимающие высокие позиции, выбирают Instagram как сеть для общения: на 1 минуту поиска работы приходится 8 минут общения. Женщины на той же профессиональной ступени демонстрируют аналогичный показатель, но в ВКонтакте.
2. Руководители среднего звена независимо от гендерной принадлежности выделяются тем, что умеют общаться не только в LinkedIn, но и в Facebook. Этот тип респондентов в данных сетях тратит столько же времени на общение, сколько и на поиск работы. Площадкой для общения у мужчин выступает также Instagram, а у женщин – ВКонтакте. Таким образом, гендерные предпочтения по выбору среды общения у топ- и мидл-менеджмента совпадают.
3. Женщины-специалисты активны во всех социальных сетях и используют их равномерно. Они предпочитают общение поиску работы в LinkedIn – 1,8 раз, в Facebook – в 2,3 раза, в ВКонтакте – в 2 раза, в Instagram – в 2,5 раза. У мужчин-специалистов, как и у руководителей среднего и высшего звена, превалирует общение в Instagram: на 10 минут поиска работы приходится 74 минуты общения в этой сети.
Женщины, руководители среднего звена, в LinkedIn на 10 минут поиска работы тратят 12 минут на общение, а у женщин-специалистов на 10 минут поиска приходится 18 минут на общение, то есть в 1,5 раза больше. Мужчины, занимающие аналогичные позиции, выходят в LinkedIn для поиска работы.
4. Кардинально меняется значение социальных платформ для молодых людей, ориентированных на начальные позиции на рынке труда. Для них инструментами поиска работы становятся ВКонтакте и Instagram (на 10 минут поиска приходится 12-20 минут на общение), а в LinkedIn и Facebook они активно общаются, налаживают контакты, создают network (у женщин на 10 минут поиска работы – 32 минуты на общение в LinkedIn и 53 минуты на общение в Facebook).
Отметим, что LinkedIn не столько интересен для низких позиций как инструмент поиска, сколько активно используется для коммуникации у только выходящих на рынок труда женщин от 19 до 25 лет. Они в 3 раза больше общаются в LinkedIn, чем мужчины той же возрастной группы. В связи с чем можно предположить, что женщины гораздо быстрее соберут профессиональную сеть контактов высокого уровня.
Женщины больше используют LinkedIn для общения и завязывания деловых связей: они комбинируют и смешивают это с поиском работы. Для них налаживание контактов ведет к конечной цели – трудоустройству. Мужчины же склонны разделять общение и поиск работы.
5. Telegram – единственный канал, где общению уделяют меньше времени, чем поиску работы. Он является более востребованным у женщин, чем мужчин. Мужчины-руководители высшего звена, например, категорически не используют Telegram, в данной сфере они продемонстрировали свою крайнюю консервативность.
Открытость инновационным решениям
Стали ли люди более открыты инновационным решениям, готовы ли общаться с чат-ботами и роботами в процессе поиска работы? На вопрос: «Какой канал взаимодействия вызывает у Вас доверие?» 46% опрошенных ответили: «полностью доверяю чат-боту» и «почему бы и нет» в отношении чат-ботов. Еще больше – 65% респондентов – ответили аналогично про отношение к искусственному интеллекту и роботам.
Исследование показывает: чат-боты уже преодолели порог отчуждения, но при этом удовлетворенность этим каналом все еще низкая. Прибегая к его помощи для продвижения вакансии или любых других услуг, необходимо переключать искусственный интеллект на общение с живым человеком, чтобы не потерять от 35% до 54% целевой аудитории. С помощью чат-бота можно успешно увеличивать охват, но как единственное «окно» для общения с человеком этот инструмент все еще не подходит.
Удивила статистика по обращению к корпоративным сайтам для поиска работы. Если кто либо хочет работать например в компании Х, то было бы очевидным просматривать периодически вакансии на сайте самой компании.
Очень эффективно участие в разнообразных " круглых столах", специализированных выставках, интервью на специализированных форумах. Самопиар. Главное, создать товар, " застолбить" за ним понятие "Лучший товар года", а покупатель вас сам найдёт, через партнёров, кадровые агентства и пр.
Самые результативные - заявлено в заголовке. В статье же статистика о пользовании разными аудиториями (пол, возраст, уровень квалификации) разными каналами/платформами для поиска работы.
Если под результативностью автор понимает количество вакансий соответствующих ожиданиям аудитории, то логично было бы отразить ответы на такой вопрос. Если он был.
Заголовок ради привлечения внимания? Ок. Понимаю, но для результатов исследования?!
Некоторые утверждения выглядят не логичными. Но приведенные результаты дают возможность сделать свои выводы.
Спасибо !
***Опрос был проведен в России с марта по август 2018 года среди соискателей старше 18 лет, приходящих в компанию на собеседование, при этом 91% составляют респонденты из Москвы и МО.***
Общий объем выборки какой, интересно? Вопрос риторический, конечно же. Постфактум и я сочиню что угодно))))
У нас технология поиска работы связана с широким образованием. Мы как бы всё знаем и всё умеем, поэтому можем работать везде. А есть люди, которые ищут работу, конкретно, в Газпроме, клинике Бакулева, футбольном клубе «Зенит», Массачусетский институт технологий. У нет нужны использовать столько каналов.
Если 91% из Москвы и МО, то лучше о России не упоминать :) Но тема интересная и если удастся сделать что то подобное в середине этого года, то с удовольствием прочитаю.
Тот самый случай, когда не то чтобы буквы, слова - и те все знакомые, а все равно ничего непонятно)
1. Что сделать-то?
2. Кто должен сделать?
3. Почему именно в середине года?
4. Почему ради Вас кто-то вообще должен напрягаться?
Как то так.
По инсайду из отрасли 80% квалифицированных вакансий закрываются через hh - монополист. Конечно в том случае, если вы не из Магнита в Пятерочку переходите и обратно и не в списке ТОП-100 ключевых менеджеров по стране.. ЦА данного обзора ведь не они. А тогда смысл метаться?
Денис, вопросы о результативности задавались и респонденты сами оценили. Мы спросили, насколько было удобно пользоваться каналом и насколько результативно. Канал может быть неудобным, но результативным по факту, или наоборот. Данные по отдельности у нас есть, конечно, но формат статьи не позволяет всё разместить. Будет очень лонгрид.