Корчанову, даже не читая можно ставить сразу лайк или два!
У нас сильно расти нельзя - могут под...
Здравствуйте,
Расскажите, пожалуйста, как в вашей компании вы описывали бизнес-процессы? Вы приглашали для этого внешних специалистов или привлекали специалистов своей компании? Сколько времени у вас заняла эта работа? С какими сложностями вы столкнулись и как вы их решали?
Заранее большое спасибо!!!
97% россиян регулярно задерживаются на работе.
В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.
Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.
В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.
1. в своей описывал сам ) но до этого у меня было 2 года практики в проф.фирме ) и учился на базе BusinessStudio. Правда сейчас уже измененную методику использую. С элементами идеологии ACM. Но учился на BusinessStudio. И разобрался в теме именно благодаря этому ПО.
2. сейчас на новом проекте тоже сам описываю. при этом параллельно со мной это делают 2 внешние конторы. обе делают что попало.
2.1. в одном случае бабушка маразматичка выдумала собственную "методологию" описания и не может объяснить что и зачем нужно. сотрудники от нее стреляются.
2.2. во втором случае молодые консультанты которые думают что описание бизнес процессов это рисование схем в нотациях типа EPC.
причем если бабушку уже только магила исправит, то молодежь еще удается вразумить. объяснить им что такое описание процессов и как это надо делать.
У меня ушло 2 года на изучение кучи умных книг. 2 модели написанные как попало.
Первую живую модель процессов написал с 3-го раза и ушло на это 6 месяцев. Тратит около 8 часов в неделю. Допускал крупные ошибки, с опытом приходило понимание, пару крупных блоков приходилось переписывать.
Тут в теме модераторы запрещают давать ссылки. Пишите в ЛС если нужно сброшу 2 ссылки на оба моих проекта. Там есть заметки, наработки и описание методик. Есть даже библиотекта образцов и готовых моделей. Но там платно.
пусть меня ругают модераторы ))
1. вы производственная фирма, потому вам может подойти идеология BPM. инструмент типа http://businessstudio.ru/
2. но в части процессов администрации или управления, закупки, логистика, бухгалтерия, юристы и т д уже нужно смотреть в сторону ACM. мне понравилась вот эта статья http://itau.ru/2011/05/03/chem-vyidelyaetsya-keys-menedzhment/
3. BusinessStudio и ACM - может быть и можно подружить, но я не стал пробовать. Пошел своим путем.
Инструменты
1. Сейчас на одном из проектов использую Word + DIRECTUM. Удобство не очень, зато безопасность.
2. На втором использую 1С Битрикс Корпоративный портал WiKi - наиболее интересное решение для вашего случая. ИМХО.
3. На третьем использую бесплатный Google Sites - это как правило для маленьких организаций подходит из-за страхов и безопасности. Но по функционалу и возможностям рвет все что мной было изучено ранее )
Вот тут делал выброс мыслей в слова по тему http://itau.ru/2011/05/21/protsessyi-organizatsii-opisanie-formalizatsiya-reglamentatsiya-na-primere-printsipov-acm/
Там же готовится библиотека готовых моделей http://itau.ru/groups/tag/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2
Елена, здравствуйте!
Описывал по-разному.
Про подходы и проблемы можно говорить долго, но постараюсь вкратце.
Чьими силами описывать?
1. Полностью самостоятельно если:
- в компании имеются специалисты по совершенствованию системы управления и бизнес-процессов. Или имеется возможность приёма с рынка труда таких специалистов. Почему я говорю про совершенствование системы управления? Потому что в ходе "описания" бизнес-процессов и последующего внедрения вы невольно сталкиваетесь с вопросами организационных изменений, изменений принципов принятия решений в компании. Могут быть затронуты самые разнообразные функциональные зоны ответственности - управление финансами, персоналом и т.п.
- в компании есть мощная поддержка этих работ, прежде всего со стороны генерального директора и у "описывателей" не будет проблем с полномочиями.
- проект по "описыванию" долговременный, не менее чем на 1,5 года. А ещё лучше, если компания созрела до понимания, что совершенствование бизнес-процессов и системы управления - это постоянная деятельность, необходимая для поддержания компании "в тонусе". - компания не готова тратить большие деньги на привлечение сторонних консультантов.
2. Полностью внешними консультантами.
- своих специалистов нет и привлечь с рынка труда невозможно (специалисты могут отсутствовать на рынке или компания не может предложить достойный уровень з/п)
- в компании не всё хорошо с пониманием необходимости этих работ. Есть риск, что у штатных сотрудников будут проблемы с полномочиями.
- хочется попробовать или проект кратковременный.
- есть много денег на консультантов :)
- на примете есть консультанты, которым можно доверять :)
3. Самостоятельно, с эпизодическим привлечением консультантов (рекомендую, если проект долговременный).
Данный вариант позволит объединить самые лучшие черты предыдущих двух.
Вы получаете определенный результат гарантированного качества, ваши специалисты перенимают опыт консультантов в ходе совместного проекта, умеренная трата денег.
Ключевой момент - описывание бизнес-процессов является частью гораздо более серьезных задач, а именно совершенствования системы управления и бизнес-процессов. Зачастую это не понимают, но это так.
И тут, помимо чисто технических и методологических проблем, основной вопрос - готовность лиц принимающих решения к таким переменам и наличия соответствующих полномочий у членов проектной группы.
Это ключевой момент.
Привлечение внешних консультантов не редко помогает решить проблему недостаточности полномочий и решимости. Деньги то платятся не малые. Отсюда и другое отношение к результату.
Как это не печально :)
Выбор инструментария и программного обеспечения для описания бизнес-процессов, тоже не маловажный момент. Это существенно влияет на восприятие результата и трудоемкость/стоимость работ.
Как правило, внешние консультанты «заточены» под 1 инструмент. Реже 2 и более.
Поэтому желательно оценить, как производится описание, и что получаете на выходе.
Ещё обратите внимание на потенциал инструментария.
Одно дело, когда он позволяет только формировать текстовые регламенты описания бизнес-процессов.
Совсем другое дело, когда вы, описывая бизнес-процессы создаёте комплексную модель деятельности предприятия в самых разных аспектах: стратегия, орг. структура, описание ИТ инфраструктуры, оборудования и т.п. И далее, используете эту комплексную модель для поиска узких мест процесса через имитационное моделирование, стоимостную оценку, расчета потребности в ресурсах (персонале, прежде всего) именно средствами программного обеспечения, на основе созданных моделей.
Важно как это будет доводиться до потребителя – текстовые регламенты будут храниться в какой-либо централизованной системе документооборота или имеется потребность в доступе к графическим моделям, через централизованный Web портал с распределением прав доступа.
Важна территориальная расположенность участников проектной группы и формат их работы. Если моделировщиков бизнес-процессов много, инструментарий должен позволять вести коллективную одновременную работу в единой базе данных.
К сожалению, на рынке не такой уж и широкий выбор программного обеспечения.
Самые распространенные это ARIS, CaseWise, BusinessStudio (в России), ну и конечно народно-ручной инструментарий типа MS Visio/Word и даже Excel :).
Безусловно важна методология проведения работ. Инструментарий инструментарием, но методики совершенствования – это чисто опыт и подходы лиц их осуществляющих. Поэтому, чем больше опыта у «описывателей», тем лучше. Если говорить о внешних консультантах, то стоит обратить внимание на наличие и широту их просветительской деятельности: курсы, конференции, кафедры в ВУЗах и т.п, а также на характер компании. Лучше, чтобы это была международная компания.
На что не стоит обращать внимание: на наличие опыта консультантов в данной отрасли. Настоящие спецы быстро «въедут» в отраслевую специфику. Хотя наличие такого опыта, безусловно, является преимуществом.
А вот опыт в совершенствовании актуальных для вас бизнес-процессов должен быть обязательно.
Удачи Вам!
P.S. Кажется вкратце не получилось :)
Описание бизнес-процессов полностью аналогично написанию многопоточного программного кода. Только среда исполнения отличается.
Специалист это интерфейс с определенным набором функций. Бизнес-процесс это процедура, использующая интерфейсы.
Те же циклы и ветвления. Те же проблемы с оптимальностью, распараллеливанием и синхронизацией.
Требования к бизнес-аналитику совпадают с требованиями к программисту - а именно, знание объектной модели, суть предметной области.