Актуальность поддержки start-up в малом бизнесе сегодня велика как никогда, так как рынок труда проживает непривычное состояние:
• сокращение объемов деятельности предприятий и, как следствие, размеров заработной платы, сокращение потребности в персонале на крупных предприятиях;
• появление казалось канувших в лету возможностей для начала собственного дела «с нуля» и входа на рынки на фоне исхода неэффективных игроков;
• резко возросшая активность органов власти в части адресной действенной поддержки новых начинаний в малом и среднем бизнесе.
Кого-то эта ситуация озадачила, кого-то «цепляет» открывающимися перспективами.
И вновь особую остроту приобрел вопрос качественной подготовки специалистов, решивших открыть свое дело. Чаще всего они не имеют экономического образования, либо давно забыли полученные в студенческие годы знания. Да и что скрывать, действующая система подготовки кадров в сфере экономики и управления фактически не способна выращивать предпринимателей, готовых к самостоятельному и успешному ведению бизнеса. Предлагаемые сегодня региональными университетами и институтами курсы переподготовки и повышения квалификации в области предпринимательства излишне теоретизированы и не дают крайне необходимых технологий и инструментов. Основная причина тому – отсутствие у большинства преподавателей экономических ВУЗов опыта работы в высшем руководящем составе коммерческих компаний или успешного опыта ведения собственного бизнеса. Об уровне обучения в рамках программы развития малого и среднего бизнеса и вовсе просто промолчу.
В настоящее время с парнерами мы занимаемся разработкой системы базовой подготовки предпринимателей. Основные ограничения - сжатая во времени продолжительность программы и изначальная "разношорстность" участников по уровню экономической и менеджерской подготовки.
При этом, уверен, что программа должна быть направлена, в первую очередь, на формирование предпринимательского мышления, далее - обеспечивать передачу базовых знаний в области предпринимательства, юриспруденции, экономики предприятия и менеджмента, необходимых для открытия и успешного ведения малого бизнеса в России. Основная роль в процессе такого обучения конечно отдается практическим знаниям и активным формам.
Однако открытым остается вопрос именно в наборе этих самых "практических знаний". Какие конкретно массивы знаний, инструменты, навыки необходимы начинающим предпринимателям? Как повысить еще на уровне обучения будущую живучесть предпринимателей? Здесь важно получить экспертное мнение тех, кто прошел период становления с успехом и тех, кто профессионально занимается start-up проектами. К вам и обращаюсь за этим мнением.
Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.
97% россиян регулярно задерживаются на работе.
В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.
Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.
Если человек предпринематель по натуре, то он уже имеет свой бизнес или идёт к нему. Если такой жилки нет, но есть деньги, лучшее решение, покупка франшизы. Если правильно выбрать компанию, то она передаст весь свой опыт в процессе совместной работы. Причём в этом варианте Вы тоже платите за знания, но получение их проходит на фоне работы бизнеса, причём своего, где человек получает ещё и прибыль.
Поэтому важно прежде всего иметь жилку, чутьё. Если его нет, то никакие знания вести свой бизнес не помогут. Быть хорошим наёмником, да, но не более.
p.s."это исключительно моя точка зрения"
С уважением,
Денис
А почему Вы решили, что для уверенного старта в малом бизнесе нужны ЗНАНИЯ и НАВЫКИ?
Есть какая-то статистика?
С уважением, Михаил
Антон,
знания нужны БАЗОВЫЕ. Т. е. посчитать рентабельность, точку безубыточности. Навыки нужны на уровне рядового менеджера по продажам, чтобы привлекать самому новых клиентов и показывать коллегам, как это делается. Так же будет неплохо, если Вы сможете проводить хотя бы базовые маркетинговые исследования. Умение (не путать со знаниями и навыками) организовать логистику и работу с персоналом (если это необходимо сейчас), или срочно учиться этому, если это понадобится через пару месяцев.
Вроде пока все. А дальше - как в анекдоте: чем дальше, тем страшнее :D
Пойдем по порядку
1. Денис, благодарю за Вашу точку зрения. Ее многие придерживаются. Отвечу прсто: и Вы тоже правы. Среди успешных предпринимателей немало великолепных "любителей", которые поднялись с нуля исключительно на своих талантах и желании. Но выход в "профессиональную лигу" - это овладение и оттачивание профессиональных качеств, знаний, навыков. Т.ч. уровень притязаний определяет уровень инструментов, которыми Вы будете пользоваться и мастрество владения ими.
2. Михаил. вопрос, как говориться, в 10! Конечно есть такая статистика. В первую очередь, это личное общение с преуспевающими предпринимателями и руководителями малого и среднего бизнеса. Факт: налицо знание своего рынка, системы его гос.регулирования, знание (или уверенность в знании) клиента, навыки делегирования и организации работ в коллективе и т.д. и т.п.
3. Дамир, респект за конструктив. Однако, как быть с такими областями, как ведение переговоров, управление конфликтами, мотивация, система повторных продаж? Нужны ли в этих сферах знания и навыки?
Ну и по поводу навыков и умений. Предпочитаю использовать категорию "навыки" в данном контексте. Навык — выработанная в процессе обучения и тренировки последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций, оптимальная для данной деятельности. Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Т.е. умения - это более высокий уровень, который развивается в ходе постоянной практики. Мы же говорим о стартовой позиции, в которой умения могут быть еще не сформированы, но база (знания и навыки) для их формирования должна быть создана.
Антон:)
И что это за статистика? :)
Статистика - это определения и цифры.
Оставим за кадром термины "малый бизнес" и определения "знания и навыки". Сосредотичимся на увренном старте.
1. Какой старт Вы считаете уверенным?
2. Существует ли связь между наличием знаний и навыков и уверенностью старта?
3. Если да, существует, то проиллюстрируйте, пожалуйста цифрами. Если нет, не существует, то о чем, собственно сабж?
С уважением, Михаил
Михаил, опыт есть результат многокртаной рефлексии того, что происходит. Безусловно, он может быть ошибочным, как может быть ошибочной и статистическая выборка. И статистика при неправильной интерпретации результатов и изначальной фальсификации репрезентативности давно стала инструментом манипуляции общественным сознанием. А посему предлагаю опереться все же на личный опыт сообщества e-xecutive. В том собственно говоря и суть этой дискуссии, чтобы собрать мнения, основанные на опыте. Вашу позицию я услушал и с уважением ее принимаю.
При этом прошу обратить внимание на следующие фразы, размещенные на сайте Вашей компании:
1. На странице "О компании": "Мы обладаем необходимыми знаниями, навыками и технологиями. У нас достаточный опыт решения задач. Мы независимы в своих оценках, поэтому наши советы объективны и точны". Браво! знания, навыки и технологии приводят к точности решений, а посему и к росту математического ожидания прибыли!
2. На странице "Консалтинг": "Идти не просто вперед, а впереди. Несмотря на качественные знания и достаточный опыт, часто бывает нужен хороший совет… ". И опять браво!!! Расширение опыта путем "опыления"!
Александр, рад увидеть такую позицию! Смущает лишь упоминание об опыте курпных компаний. Уверен, что специфика управления, типовых задачь, критериев эффективности на уровне малого и крупного бизнеса отличаются в корне. А потому, не считаете ли Вы необходимым обобщение успешного опыта именно малого и среднего бизнеса? Или Вы не разделяете данной точки зрения?
Антон, я тоже предлагаю опираться на опыт:)
У нас (у консультантов) есть навыки, знания и технологии.... Никакого отношения к матожиданию прибыли клиентов это не имеет:)
Мой опыт (субъетивный разумеется) говорит о том, что
- наличие каких-то специальных "предпринимательских" знаний для успешности (увернности) старта в малом бизнесе не является необходимым
- единственным значимым навыком в предпринимательском стартапе я считаю коммуникативные навыки, навыки продаж...
- единственное отличие предпринимателя от НЕ предпринимателя - толерантность к рискам
Собственно и все:)
С уважением, Михаил
Отлично, Михаил! Соответственно, мы определили, что есть (с Вашей точки зрения) 3 важнейших блока знаний и навыков, которые в дальнейшем необходимо превратить в умения. А именно:
1. профессиональные коммуникации (как то, введение переговоров, постановка задачь, подкрепление и развитие межличностных отношений и т.д.);
2. продажи (информирование клиентов, мерчандайзинг, заключение сделки, закрепление клиента и т.д.);
3. управление рисками (моделирование ситуаций, оценка рисков, стратегии поведения в условиях риска и т.д.) .
Тема толерантности к риску - значимая и отдельная. А потому, в своей программе мы предлагаем вначале проводить профессиональную самоидентификацию - своеобразную проверку на профпригодность к предпринимательству.
Опыт в каждой из указанных сфер, безусловно, может быть накоплен в ходе собственных побед и поражений. Принимаю Вашу позицию, что знания и навыки в вышеперечисленных сферах являются важными, но не обязательными. Однако, считаю, что их качественное (об этом писал Александр Шувалов) освоение позволит повысить эффективность и выживаемость бизнеса новичков. Собственно на это и необходимо нацеливаться.
Удачи Вам, Антон:)
С уважением, Михаил
П.С. Представил себе успешный придомовой киоск, владелец которого моделирует ситуации, оценивает риски или занимается мерчандайзингом... :)
Михаил, Вы не верите, что из этого киоска может вырасти сеть магазинов пошагового доступа? Или Вы считаете, что этому предпринимателю следует пожизненно работать на уровне про-бизнеса 90-х?
Ну достаточно же проехать по другим странам и посмотреть на лучший опыт, когда владелец небольшого магазина владеет навыками выкладки товара, убеждения клиентов, делопроизводства и т.д., умеет подобрать подобающих помощников и суметь передать им принципы отношения к живущим по соседству клиентам. А если обратиться к опыту франчайзинга? Кто рискует допустить больше ошибок? Тот, кто неправильно выберет место размещения новой торговой точки? Тот, кто неграмотно отработает заключение договора и допустит ошибки при планировании пока небольшого денежного потока, в котором периодически образуются бреши?
Утрировать можно. Можно рассуждать с позиции крупного бизнеса, забывая как он прокладывал свою дорогу. А можно сконцентрироваться на тех, что из гаража для ремонта старых жигулей лет за 5-7 вырастает до СТО на 20 постов. Такого опыта в России достаточно! И это именно то, что необходимо тиражировать. Хотябы для того, чтобы нам, профессиональным консультантам, было интересно работать с продвинутым клиентом.
Александр, если в таком ключе, тополностью разделяю Вашу точку зрения. Нужно вычленить именно опыт успешного старта и последующего становления бизнеса. Жаль, но чаще всего, подробно опыт крупных бизнесов рассматривают по состоянию на текущий момент, когда они уже далеко оторвались от малого и среднего бизнеса. А их стартовый опыт, действительно, может во многом помочь начинающим.