Шпаргалка для молодых маркетологов

Во всякой уважающей себя фирме есть отдел маркетинга. На худой конец, в любой фирме мы найдем маркетолога, который занят так называемым маркетингом целыми днями. Иногда «маркетологи» набираются смелости и, закрыв учебники и Wiki, решаются спросить у Сообщества Е-хеcutive, чем же они на практике должны заниматься.

Участники Сообщества редко снисходят до конкретных ответов на этот животрепещущий вопрос. Их можно понять. Ну, сколько можно об одном и том же разговаривать? Читайте! Читайте Джека Траута, Филипа Котлера, Мартина Линдстрома, Александра Репьева, в конце концов (не реклама)!

Молодых специалистов тоже можно понять. Сама, устроившись на работу «ведущим маркетологом», спрашивала у знакомых, что ж это за зверь такой – маркетинг, и с чем его начать злоупотреблять; и с точно таким же задором, как и другие молодые специалисты, 99% времени занималась рекламой.

Надеюсь, этот материал будет полезен всем, кто «чем больше знает, тем меньше понимает».

«Смело, товарищи, в ногу…»

Ситуация, когда работодатель нанимает маркетолога и загружает его рекламой, нередка. Гораздо сложнее приходится маркетологам, когда работодатель ждет от маркетолога всего, о чем мечтает: ошеломительного роста продаж, лидерства на рынке, креативных решений (для роста продаж, конечно), уверенности в завтрашнем дне.

Чего же можно ожидать руководителю от маркетолога?

Чего хочет руководитель

1. Устойчивый рост продаж
2. Дифференцирование товара. Бренд
3. Эффективная реклама
4. Максимум прибыли
5. Точный прогноз продаж
6. Точный прогноз ситуации на рынке

Что может сделать маркетолог

1. Сохранение доли рынка с увеличением или закреплением прибыли
2. Узнаваемость торговой марки
3. Оптимизация коммуникационных затрат
4. Внесение вклада в достижение оптимальной комбинации целей бизнеса: прибыль, объем продаж, качество и прочее
5. Создание системы сбора и анализа информации для прогнозирования
6. Создание системы сбора и анализа данных о рынке, конкурентах

«В то время, как космические корабли бороздят…»

Теперь руководителю более-менее понятно, чего от вас ждать, но вы все еще «рисуете листовочки»? Ничего трагичного! И даже более того: ваша организация уже на втором этапе эволюции маркетинговой деятельности организации!

Этапы эволюции

Организационный этап – тот самый случай, когда «маркетинг нужен, потому что об этом все пишут». Никто особенно не понимает, для чего.
Задачи маркетинга: Выжить. Дать руководителю план организации и развития службы и постепенно отрабатывать пункты плана.
Внутрифирменное понимание маркетинга: «У нас тоже есть отдел маркетинга».

Коммуникационный этап – продвижение (реклама) как основная функция маркетинга. На этом этапе у руководителей формируется мысль, что «маркетологи только тратят деньги».
Задачи маркетинга: Разработать и предложить критерии оценки эффективности работы, а также доказать непосредственное влияние на цели бизнеса.
Внутрифирменное понимание маркетинга: «Маркетинг – это реклама».

Информационный этап – руководителю становятся интересны доля рынка, характеристика клиентов, причины отказа от покупок, дела конкурентов и прочее.
Задачи маркетинга: Создать основу для сбора внутренней и внешней информации. При этом внешняя информация должна быть максимально недорогой, а внутренняя - методично собираться более трех лет.
Внутрифирменное понимание маркетинга: «Маркетинг – это информация».

Аналитический этап – «Есть ли у вас план, мистер Фукс?» Маркетинговая информация доступна, методы и каналы получения отработаны, информация должна быть аналитически обработана и подана для принятия решения руководителем.
Задачи маркетинга: Найти адекватные методы и модели обработки информации для выработки эффективных маркетинговых решений.
Внутрифирменное понимание маркетинга: «Маркетинг – это решения»

«А что это вы тут делаете, а?»

И напоследок, напомню, что если вы еще занимаетесь рекламой, именуясь маркетологом, смело заявляйте о себе как о стратеге! Ведь реклама – это часть стратегической функции маркетинга.

Маркетинговые исследования:

1. Сбор информации о рынке
2. Сбор информации о конкурентах
3. Оценка эффективности предпринимаемых маркетинговых действий

Стратегический маркетинг:

1. Выбор целевых рынков
2. Позиционирование товара или марки
3. Ценообразование
4. Выбор каналов и методов сбыта
5. Разработка и внедрение программ и каналов коммуникации
6. Контроль выполнения плана маркетинга

Операционный маркетинг:

1. Организация кампании по продвижению продукта/услуги
2. Поддержка продаж
3. Мерчандайзинг
4. Работа с продавцами-консультантами
5. Постпродажное обслуживание и сервис

Заключение

Самое лучшее, что может сделать начинающий или продолжающий маркетолог (так же, как и управленец, финансист, персональщик), - это найти хорошего наставника. Сообщество Е-хеcutive – это как раз та площадка, на которой, на мой взгляд, концентрация потенциальных наставников наиболее велика.

Сообщество, а вы готовы быть наставником молодых?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти
> Сама, устроившись на работу «ведущим маркетологом», спрашивала у знакомых, что ж это за зверь такой – маркетинг, и с чем его начать злоупотреблять ''Дальше читать не стал'' (С). Анна, Вы смогли одной фразой создать такое впечатление о себе с профессиональной точки зрения, что дальнейший текст воспринимается только в кривом зеркале.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Преамбула настолько впечатлила, что до ''амбулы'' сил уже не осталось...
Мы все учились понемногу... (с) нашевсё

Бренд-менеджер, Москва
Юрий Полозов пишет: Вы смогли одной фразой создать такое впечатление
Юрий, я описала начало своей трудовой биографии в сфере маркетинга. Да, она начиналась именно так :) Президет вон и вовсе дворником карьеру начинал. Но спасибо, что прочли! :) Ведь статья написана для молодых и начинающих. И по статистике моих же статьей, она имеет наиболее высокий индекс прочтения через 12 часов после публикации по сравнению с предыдущими статьями. Уважаемые читатели публикации. Больше о маркетинге вы сможете узнать из источника ''Шпаргалки'': Игорь Липсиц Маркетинг для топ-менеджеров Серия: Профессиональные издания для бизнеса Издательство: Эксмо, 2007 г.
Консультант, Москва
Я, в отличие от ''вышеотметившихся'' коллег, прочитал далее преамбулы. Не скажу, что материал ''гиперполезен'' для маркетологов, ибо сам не маркетолог :) Но вот это:
Самое лучшее, что может сделать начинающий или продолжающий маркетолог (так же как и управленец, финансист, персональщик), это найти хорошего наставника. Сообщество Е-хеcutive – это как раз та площадка, на которой, на мой взгляд, концентрация потенциальных наставников наиболее велика.
однозначно заслуживает одобрения.
Менеджер по маркетингу, Москва

Начало статьи, а особенно название действительно привлекательное и актуальное. Но вот сама статья слабовата. Есть стойкое ощущение - я уже это читала

Бренд-менеджер, Москва
Дарья Демьянец пишет: Есть стойкое ощущение - я уже это читала
Дарья, ничуть не удивляюсь. Ничего нового там не написано. Просто в одном месте собрано три параметра, которые могут дать толчок к действиям, если вы не знаете, с чего начать. ШПАРГАЛКА
HR-директор, Москва

Да, если руководитель не знает как должен работать отдел маркетинга - это действительно печально. Но в России пока это в большинстве компаний. Лет через 10-15 с этим станет попроще.

Консультант, Москва
Александр Головин пишет: Да, если руководитель не знает как должен работать отдел маркетинга - это действительно печально. Но в России пока это в большинстве компаний.
Старая шутка: чем мАркетинг отличается от маркЕтинга? мАркетинг - это Котлер, Линдстром, исследование целевого рынка, разработка стратегии... МаркЕтинг - это визитные карточки, сувенирка с логотипом и бодание с фрилансером, делающим сайт, на тему ''каким цветом рисовать шапку главной страницы''. 8)
Александр Головин пишет: Лет через 10-15 с этим станет попроще.
Ходжа Насреддин тоже так говорил, беря долгосрочный подряд на обучение ишака основам изящной словесности ;)
Евгений Чивилев Евгений Чивилев Директор по работе с клиентами, Москва
Александр Головин пишет: Да, если руководитель не знает как должен работать отдел маркетинга - это действительно печально. Но в России пока это в большинстве компаний. Лет через 10-15 с этим станет попроще.
Потеряли два нолика, Александр - после кажого из ваших двузначных чисел! :D
Генеральный директор, Нижний Новгород
Старая шутка: чем мАркетинг отличается от маркЕтинга? мАркетинг - это Котлер, Линдстром, исследование целевого рынка, разработка стратегии... МаркЕтинг - это визитные карточки, сувенирка с логотипом и бодание с фрилансером, делающим сайт, на тему ''каким цветом рисовать шапку главной страницы''.
Опс) ИМХО Вы, Борис, скромничаете, выдавая за боян весьма интересную мысль. Пошла респект, ставить, короче. Вы очень просто и ёмко ответили на вопрос, царапающий периодически даже меня :D ) Сама раньше произносила и так и так, в зависимости от преследуемых в конкретной коммуникации собственных интересов. Щас произносить что-либо в рамках бизнеса (слава Богу) приходится редко))))) Но, тем не менее, Ваше определение пригодится. Использовать буду, как положено, тут без вариантов)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.