Инновации – дело каждого!

В XX веке компании сталкивались с «конкуренцией по Шумпетеру» – законодательные ограничения, защита патента, монополии на дистрибуцию, бесправие клиентов, навязывание корпоративных стандартов всей отрасли, преимущества масштабов организации и все такое. Но эта «зона комфорта» в прошлом – добро пожаловать в мир «конкуренции по Дарвину»! Дерегулирование и либерализация торговли снижают барьеры для входа на рынок, интернет снимает необходимость физического присутствия в каждой точке мира и уменьшает издержки, аутсорсинг и децентрализация позволяют вести бизнес при отсутствии некоторых собственных служб. Потребители выбирают не из двух предложений магазинов по разные стороны улицы, а из тысяч возможностей по всему миру, учитывая тот же интернет. Появление таких компаний как Huawei, Zara, Ikea, Ryanair, AirAsia навсегда изменило для потребителей представления о должном соотношении цены и качества, а для бизнеса – о ценообразовании. Что же делать? Как выжить в этом безумном, беспокойном, ежесекундно меняющемся мире?

Конечно, меняться и изобретать! И в каждой организации, которая не хочет бесславно и быстро окончить свои дни, инновации должны быть делом каждого! Проблема в том, что в большинстве компаний организация инновационного процесса – казалось бы, самого передового – отстает от требований времени. Инновации продолжают быть неким расплывчатым понятием, уделом специальных, строго засекреченных подразделений со странными названиями R&D/НИОКР. Да, «враг» не догадается, чем там занимается ваш отдел исследований и разработок, – но знают ли «свои»? Вряд ли – а ведь каждый «свой» мог бы внести в это дело свой вклад, поделиться свежим взглядом. Речь не идет о том, на что маркетинговая теория давно наложила запрет, – об организации фокус-групп по новым продуктам из собственных сотрудников. Этим как раз напрасно увлекаются многие. Предлагаем направить энергию талантов, работающих под вашим началом и рядом с вами, – а в первую очередь вашего собственного – в гораздо более продуктивное русло.

Определите, насколько эффективно вы используете доступный вам инновационный потенциал. Задайте следующие вопросы себе и коллегам. В идеале 100% сотрудников вашей компании должны дать содержательные неотрицательные ответы на каждый из вопросов (воплощение идеала есть – например, Whirlpool):

  • Какие у вас есть средства и возможности, чтобы быть бизнес-инноватором? Какое обучение вы прошли? Какие инструменты вам доступны?
  • У вас есть коуч/наставник по инновациям, к которому вы могли б обратиться? Есть ли эксперт по инновациям, который поможет вам проработать вашу прорывную идею?
  • Насколько легко вы можете получить доступ к фондам финансирования экспериментальных разработок? Сколько вам потребуется времени, чтобы получить несколько тысяч долларов на финансирование нового проекта? Как мало бюрократических уровней вам придется при этом преодолеть?
  • Входит ли инновационная деятельность в вашу должностную инструкцию? Зависит ли оплата вашего труда от вашей деятельности в области инноваций?
  • Организована ли работа административного аппарата вашей компании (руководства, финансовых, маркетинговых, HR-служб и т.д.) так, чтобы способствовать вашей инноваторской активности?

«Тяжелый случай» – ни вы, ни коллеги «не угадали ни одной буквы»? Задайте вопросы, которые покажут принципиальную готовность к инновациям:

  • Что вдохновляет вас каждый день идти на работу?
  • Когда вы последний раз предлагали начальству новую идею? Какова была реакция?
  • Если бы у вас была возможность руководить вашей компанией хотя бы день, что бы вы изменили и почему?
  • Если бы вы могли получить отпуск на несколько месяцев или даже лет (sabbatical), на что бы вы его потратили, и почему именно на это?
  • Если бы вы могли выбрать себе любого работодателя, в какой компании вы бы работали и почему?
  • Если бы вы создали свой бизнес, чем бы вы занимались, и как бы вы управляли своей компанией?

Не забывайте, что инновации – это не только новые продукты, на которых специализируется ваша компания. Инновации могут быть в менеджменте, в организации труда, в цепочке поставок, в сервисе – считается все. Например, одна высокотехнологичная компания опубликовала в интранете ожидания своих акционеров от каждого из управленцев, те, в свою очередь, – ожидания от каждого из своих сотрудников. Это можно рассматривать как HR-инновацию, содержащую и элемент самоорганизации, и элемент взаимоконтроля.

Практикуйте глобальное видение. Инновационный процесс – сквозной, он охватывает всю организацию, и здесь нужно отказаться от восприятия ситуации только в рамках собственного подразделения, от разграничения коллег на «нас» и «их». Отчуждение между подразделениями вредит бизнесу в целом, но для инноваций оно особенно губительно. Смотрите на ситуацию с позиции компании в целом, а не только вашего и, может быть, соседнего рабочего стола.

Многие компании уже создают электронные внутрикорпоративные базы данных и «доски объявлений», используя для этого разные технические инструменты, от общих сетевых дисков и папок до интранета. Используйте такую систему управления знаниями не только как хранилище разнообразной информации, но и как систему совместной работы над документами, проектами, идеями.

Инновации требуют от нас в какой-то мере стать детьми – то есть отказаться от привычных представлений, правил и запретов. Не успокаивайтесь на том, что все «и так худо-бедно работает». Каждый раз спрашивайте себя: как можно достичь этой цели по-другому? На какой-то раз вы найдете инновационное решение, которое перевернет традиции и, при должной обработке, выведет вашу компанию на новый уровень развития.

Вы, конечно, можете спросить – зачем все это лично вам? Все очень просто: ваши инновации повышают вам настроение, и это доказанный факт!

При подготовке публикации использованы материалы Harvard Business School

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Якунин, Владимир Ромашов
Старший консультант, Беларусь

Если говорить о выстраивании инновационного процесса в своей компании, то необходимо четко осозновать содержание всех этапов этого процесса. Условно их можно представить следующим образом:[B]1. Генерирование возможностей.[/B] На этом этапе происходит извлечение информации (проблем, фактов) из непосредственного опыта: наблюдения, совещания, встречи, деловые события, семинары, конференции, поездки, выставки, литература, СМИ, сбор инициативных предложений. Изучение позитивного и негативного опыта своей отрасли и других отраслей (расширенный бенчмаркинг): посещения предприятий, изучение материалов (публикаций), стажировки… Важно избегать каких-либо оценок и умозаключений на данном этапе. Тут идеи не нужно 'прорабатывать'. Нужно просто создавать 'БАНК ИДЕЙ'.[B]2. Концептуализация идей.[/B] На этом этапе должна проводиться первичная проработка идей, собранных в Банк. Для целей концептуализации подойдут методики сценарного планирования, построение схем, метафорическое моделирование, мозговая атака и т.п.[B]3. Оптимизация возможностей.[/B] Здесь проводится совместный анализ идей по нескольким критериям, экспертная оценка идей по отдельным критериям в баллах, рейтинг, принятие решения, разработка проекта и сценария внедрения инновации. В результате данного этапа должно возникнуть несколько бизнес-планов по реализации отобранных идей.[B]4. Проверка идей практикой.[/B] Проводятся фокус группы, пробные продажи, экспериментальные партии, пилотные проекты, коррекция и реализация плана внедрения инновации. По-хорошему, в результате данного этапа нужно выбрать 1-2 идеи, которые 'попрут' и акцентироваться на них. Все остальные идеи признать не прошедшими проверку и без сожаления оставить их. Попытки реализовать все идеи сразу, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводят. Вы уже получили пару 'звезд', на них и сосредотачивайтесь.[B]5. Этап рефлексии.[/B] Этот этап важен для построения системы управления знаниями в компании. Ведь необходимо собрать и систематизировать опыт, полученный участниками предыдущих этапов. Зафиксировать опыт, сохранив для 'следующих поколений'. Правильно интерпретировать его и реализовать процесс передачи опыта новичкам и тем, кто не был задействован в инновационном цикле.Только после этих пяти этапов можно говорить, что инновационный цикл завершен. Очевидно, что в каждом из этапов должны принимать участие люди, обладающие различными навыками и способностями.Технопарки и инновационные инкубаторы, создаваемые государством в рамках реализуемых программ, на мой взгляд не очень-то жизнеспособны. Поскольку они хорошо обеспечивают существование лишь первых трех этапов инновационного цикла. Чтобы пройти оставшиеся два шага, нужно чтобы эти учреждения сосуществовали вместе с реальным бизнесом. Иначе 'получается то, что получается' С улыбкой

Старший консультант, Беларусь

Если уж затрагивать тему инноваций, могу поделиться одной интересной идеей. Она была озвучена на одном из семинаров.История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что раньше было бесплатным. Каждое последующее экономическое предложение становится все менее материальным и со все более ощутимой и долгосрочной ценностью.Для примера можно рассмотреть эволюцию экономического предложения на примере чашечки кофе:[B]1. Обнаружить и добыть сырье. [/B]Тут все понятно. Можно было приобрести мешок сырых кофейных зерен, самому прожарить их, намолоть и т.п. В результате стоимость чашечки кофе была крайне мала.[B]2. Разработать и произвести товары.[/B] Появились организации, которые организовали прожарку, помолку и фасовку кофе. Сейчас любой может купить баночку Лаваццы и просто заварить себе напиток. В этом случае стоимость чашечки колеблется в диапазоне 15-20 центов.[B]3. Оказание услуги. [/B]Всевозможные бары и кафешки. Там для вас сварят кофе, подадут его с шоколадкой и сахаром и будет стоить это удовольствие 2-4 доллара.[B]4. Преобразование услуги во впечатление.[/B] Уже сейчас возникают целые сети кофеен, в которых из разыгрывается целый спектакль. Стоимость чашечки достигает 25-30 долларов. Но здесь, согласитесь, вы платите уже вовсе не за кофе. Вы платите за представление, за впечатления и чувства, которые возникают при посещении заведения.[B]5. Наконец пятой стадией должна стать трансформация.[/B] Претендент покупает новые для себя устойчивые во времени индивидуальные черты - видимые результаты трансформации, достигнутые им с помощью наставника на пути к своей цели - стать тем, кем он хочет быть. Т.е. следующим шагом в индустрии кофе будет возникновение кофейных культур. Тот или иной сорт, способ приготовления, ритуал употребления будет соответствовать вашему социальному статусу. Спасать от горестей и невзгод и т.п. С улыбкойТакая вот интересная мысль. По-сути, сырьевая стоимость продукта не изменяется. Но потребитель ее возникает очень по-разному. И он готов платить гораздо более крупные суммы за возможность получить услугу, яркое впечатление или измениться самому.

Аналитик, Екатеринбург

Ну, что ж: от Дарвина к Шумпетеру и, снова, к Дарвину – не плохая эволюция!Только инновации не стоит приравнивать к изобретательству.А так – добротный пересказ. Хотелось бы, чтобы не только призывы в статьях звучали, но и какие-то мысли авторов статей.

Аналитик, Екатеринбург
Хорошая фраза, Алексей:
Алексей Якунин пишет:История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что раньше было бесплатным.
В этом и суть затратной экономики - перевести общественное (общедоступное) благо в экономическое (редкое и подконтрольное кому-то). Тот, кто изобретет иную (разумно-самодостаточную) модель экономики, станет не просто лауреатом какой-либо премии, а «потянет» на вселенского героя.Сейчас имеем инновационность экономики, проявляемую в изощренной монополизации общественного блага. :(
Старший консультант, Беларусь
Если говорить о выстраивании инновационного процесса в своей компании, то необходимо четко осозновать содержание всех этапов этого процесса. Условно их можно представить следующим образом: 1. Генерирование возможностей. На этом этапе происходит извлечение информации (проблем, фактов) из непосредственного опыта: наблюдения, совещания, встречи, деловые события, семинары, конференции, поездки, выставки, литература, СМИ, сбор инициативных предложений. Изучение позитивного и негативного опыта своей отрасли и других отраслей (расширенный бенчмаркинг): посещения предприятий, изучение материалов (публикаций), стажировки… Важно избегать каких-либо оценок и умозаключений на данном этапе. Тут идеи не нужно ''прорабатывать''. Нужно просто создавать ''БАНК ИДЕЙ''. 2. Концептуализация идей. На этом этапе должна проводиться первичная проработка идей, собранных в Банк. Для целей концептуализации подойдут методики сценарного планирования, построение схем, метафорическое моделирование, мозговая атака и т.п. 3. Оптимизация возможностей. Здесь проводится совместный анализ идей по нескольким критериям, экспертная оценка идей по отдельным критериям в баллах, рейтинг, принятие решения, разработка проекта и сценария внедрения инновации. В результате данного этапа должно возникнуть несколько бизнес-планов по реализации отобранных идей. 4. Проверка идей практикой. Проводятся фокус группы, пробные продажи, экспериментальные партии, пилотные проекты, коррекция и реализация плана внедрения инновации. По-хорошему, в результате данного этапа нужно выбрать 1-2 идеи, которые ''попрут'' и акцентироваться на них. Все остальные идеи признать не прошедшими проверку и без сожаления оставить их. Попытки реализовать все идеи сразу, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводят. Вы уже получили пару ''звезд'', на них и сосредотачивайтесь. 5. Этап рефлексии. Этот этап важен для построения системы управления знаниями в компании. Ведь необходимо собрать и систематизировать опыт, полученный участниками предыдущих этапов. Зафиксировать опыт, сохранив для ''следующих поколений''. Правильно интерпретировать его и реализовать процесс передачи опыта новичкам и тем, кто не был задействован в инновационном цикле. Только после этих пяти этапов можно говорить, что инновационный цикл завершен. Очевидно, что в каждом из этапов должны принимать участие люди, обладающие различными навыками и способностями. Технопарки и инновационные инкубаторы, создаваемые государством в рамках реализуемых программ, на мой взгляд не очень-то жизнеспособны. Поскольку они хорошо обеспечивают существование лишь первых трех этапов инновационного цикла. Чтобы пройти оставшиеся два шага, нужно чтобы эти учреждения сосуществовали вместе с реальным бизнесом. Иначе ''получается то, что получается'' С улыбкой
Старший консультант, Беларусь
Если уж затрагивать тему инноваций, могу поделиться одной интересной идеей. Она была озвучена на одном из семинаров. История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что раньше было бесплатным. Каждое последующее экономическое предложение становится все менее материальным и со все более ощутимой и долгосрочной ценностью. Для примера можно рассмотреть эволюцию экономического предложения на примере чашечки кофе: 1. Обнаружить и добыть сырье. Тут все понятно. Можно было приобрести мешок сырых кофейных зерен, самому прожарить их, намолоть и т.п. В результате стоимость чашечки кофе была крайне мала. 2. Разработать и произвести товары. Появились организации, которые организовали прожарку, помолку и фасовку кофе. Сейчас любой может купить баночку Лаваццы и просто заварить себе напиток. В этом случае стоимость чашечки колеблется в диапазоне 15-20 центов. 3. Оказание услуги. Всевозможные бары и кафешки. Там для вас сварят кофе, подадут его с шоколадкой и сахаром и будет стоить это удовольствие 2-4 доллара. 4. Преобразование услуги во впечатление. Уже сейчас возникают целые сети кофеен, в которых из разыгрывается целый спектакль. Стоимость чашечки достигает 25-30 долларов. Но здесь, согласитесь, вы платите уже вовсе не за кофе. Вы платите за представление, за впечатления и чувства, которые возникают при посещении заведения. 5. Наконец пятой стадией должна стать трансформация. Претендент покупает новые для себя устойчивые во времени индивидуальные черты - видимые результаты трансформации, достигнутые им с помощью наставника на пути к своей цели - стать тем, кем он хочет быть. Т.е. следующим шагом в индустрии кофе будет возникновение кофейных культур. Тот или иной сорт, способ приготовления, ритуал употребления будет соответствовать вашему социальному статусу. Спасать от горестей и невзгод и т.п. С улыбкой Такая вот интересная мысль. По-сути, сырьевая стоимость продукта не изменяется. Но потребитель ее возникает очень по-разному. И он готов платить гораздо более крупные суммы за возможность получить услугу, яркое впечатление или измениться самому.
Аналитик, Екатеринбург

Ну, что ж: от Дарвина к Шумпетеру и, снова, к Дарвину – не плохая эволюция!
Только инновации не стоит приравнивать к изобретательству.
А так – добротный пересказ. Хотелось бы, чтобы не только призывы в статьях звучали, но и какие-то мысли авторов статей.

Аналитик, Екатеринбург
Хорошая фраза, Алексей:
Алексей Якунин пишет: История экономического прогресса заключается во взимании платы за то, что раньше было бесплатным.
В этом и суть затратной экономики - перевести общественное (общедоступное) благо в экономическое (редкое и подконтрольное кому-то). Тот, кто изобретет иную (разумно-самодостаточную) модель экономики, станет не просто лауреатом какой-либо премии, а «потянет» на вселенского героя. Сейчас имеем инновационность экономики, проявляемую в изощренной монополизации общественного блага. :(
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.