Как создать свой бизнес до тридцати лет?

Когда людям задаешь вопрос «Что нужно для создания своей фирмы?» - обычно называются следующие факторы: опыт, финансы, связи, идея.

Когда я тот же самый вопрос задала генеральным директорам, они называли все, что угодно, - упорство, веру в себя, терпение и т.д. И мало кто назвал хотя бы один из вышеперечисленных факторов. «По собственному опыту знаю, что основное – это начать, верить в то, что делаешь, терпеть (терпеть придется многое), читать книги, разговаривать с умными людьми, набираться опыта, экспериментировать, ошибаться и двигаться вперед» (Денис Кононов, генеральный директор ООО «Дизайн Контора»).

Я решила подойти к вопросу с другой стороны: «А почему не создают фирмы?» Молодые, работящие парни, уже хорошие специалисты в своей сфере, думают о своем бизнесе, но до дела пока не доходит. Почему? Если вникнуть в суть отговорок и всяких «но», о которых они говорят, – вырисовывается следующая картина. Страх.

Например, ты хороший инженер, оказываешь услуги в сфере автоматизации систем управления. Тебя даже ставят руководить небольшим коллективом, и ты с этим руководством неплохо справляешься. Чем не плацдарм для открытия собственного дела? Можно даже капитала большого не иметь, т.к. продаешь услуги (услуги по автоматизации). Но проблема в том, что для создания фирмы и работы «самого на себя» нужно найти:

  • людей, которые купят твои услуги (услуги хорошего качества);
  • людей, которые будут помогать тебе в оказании услуг;
  • девочку (или женщину), которая будет вести бухгалтерию.

Это на первый момент. «Таак, - рассуждает будущий директор фирмы, – ну, подчиненных я найду, знаю отличных ребят, хорошие технари, я в прошлой фирме с ними работал, и тоже говорили, что не хотят работать «на дядю». А вот где взять заказчиков? Даже если обратиться к тем, с кем я работал. Они меня знают, но будут ли они менять устоявшиеся контакты с нашей фирмой на мою фирму? А если поискать новых клиентов? Нее, я не «продажник», продавать не умею и не хочу. Таак, надо найти хорошего коммерсанта. И еще хорошую девочку, которая бы занималась бухгалтерией, я в этом тоже ничего не понимаю и не люблю всякими этими бумажками заниматься».

В этих словах чувствуется страх. Он классный специалист в своей сфере, но в других сферах он профан, никогда этим не занимался, а из-за незнания, естественно, возникает страх «а получится ли у меня?». Кстати, многие сложившиеся профи не хотят заниматься чем-то другим, им нравится их область, в которой они стремятся к совершенству.

Проблема в том, что генеральный директор должен хотя бы немного вникать в суть всех сфер деятельности в своей будущей компании. Можно, конечно, отдать что-то на аутсорсинг. Но, за неимением большого количества финансов на начальном этапе, думаю, вам не захочется тратить еще и на аутсорсинг. Тем более что продажи на аутсорсинг явно не пустишь. Поэтому надо, как минимум, быть более лояльным к другим сферам деятельности, разбираться в них, а еще лучше попробовать ими заниматься (например, продажами). Поэтому-то людям и нужны финансы и связи для организации бизнеса. Связи – чтобы не заниматься продажей и продвижением своих услуг или товаров. Финансы – для того чтобы закупить необходимое оборудование, арендовать помещение и вообще, выплатить заработную плату своему персоналу. То есть для того, чтобы работать максимально так же, как работали раньше, и заниматься теми функциями, которыми занимались раньше. Ведь заниматься чем-то новым – значит на первых порах ошибаться и получать «тумаки». А кому это понравится?

На самом деле, глубокие знания во всех сферах, связанных с вашим гипотетическим бизнесом не обязательны. Важно…. Что действительно важно, если ты хочешь создать свой бизнес? Ответ на этот вопрос я искала в разговорах с людьми, которые уже организовали свое дело, и дело это неплохо процветает и по сей день. Для начала позвольте привести маленькие исторические данные о тех людях, с которыми я разговаривала:

Андрей Выхристюк (основатель ООО «ЭндиВ») – организовал фирму в 24 года, капитал – сбережения на машину.

Павел Рогожин (основатель ProfyClub, совладелец еще парочки фирм) – организовал первую фирму в 19 лет, не имея финансов.

Игорь Катенин (основатель V.I.N. Consult) – организовал фирму в 26 лет.

Ильгиз Валинуров (основатель Business Connection) – организовал фирму в 23-24 года, не имея собственного капитала.

Как видите, отсутствие финансов не помешало им создать и успешно управлять бизнесом. Связей, по молодости лет, особых тоже не имели (за исключением Игоря). Кстати поэтому я выбрала тему «свой бизнес до тридцати лет», потому что хорошие связи и «широкую известность в узких кругах» приобретают люди более взрослые. Хотя, конечно, бывают и исключения.

Какие у нас там еще были факторы хорошего бизнеса? Идея и опыт. Ну, опыт молодые люди получили такой, какой можно получить, работая от года до трех по найму. Ничего грандиозного там не было (опять же, за исключением Игоря, но он вообще исключительный человек: взять хотя бы то, что где-то в 22-23 года принимал ключевые решения в компании со среднегодовой численностью 35000 человек). Идея… я бы не сказала, что они занимаются каким-то новым, необычным видом деятельности. Другое дело, что в своих традиционных областях (например, рекрутинг) они реализуют те новые идеи, которые появляются у них. Но ровно то же самое могли сделать и их конкуренты, если бы хорошо подумали.

Значит дело не в имеющихся ресурсах. Тогда, может быть, в характере? Какими качествами и взглядами на жизнь обладают люди, основавшие компании? Конечно, сейчас это уверенные в себе люди, с которыми очень приятно находиться рядом и общаться. В ком-то эта уверенность воспитывалась с детства и была как нечто само собой разумеющееся, кто-то сам целенаправленно развивал свои способности, кто-то приобрел уверенность уже после того, как зарегистрировал фирму на свое имя. Я попыталась найти те качества характера, которыми обладали будущие генеральные директора на момент создания своей компании.

Умение продавать

Многие люди не любят продавать, более того, считают это занятие недостойным высокообразованного интеллектуального человека. Обычное представление о продажах такое: кого-то нужно напоить, что-то пообещать и вообще нужно кого-то донимать и приставать к нему.

Не буду их переубеждать, в конце концов, все зависит от того, как относишься к делу. Павел советовал относиться к этому играючи. Вот примерно то, что он сказал по поводу продаж на основе своего опыта: «Все крупные продажи я совершал в расслабленном состоянии. Например, сижу я в баре, пью, как говорится, «никого не трогаю». Оборачиваюсь, а за столиком в конце зала сидит генеральный директор какого-то крупного предприятия, заказа с которым я добиваюсь уже длительное время. Поговорил с барменом. Он сказал, что завтра в этом ресторане будет проходить закрытая конференция. А на этой конференции будет народ, который мне нужен. Попасть туда без пригласительного нельзя. Что делать? Решил передать с официантом тому генеральному бокал с запиской. В записке выразил желание попасть на конференцию. И… о чудо (или моя наглость), он вручает мне приглашение. На той конференции я заключил несколько очень прибыльных сделок, которых добивался безрезультатно на протяжении трех месяцев».

Организовать презентации, семинары, да хоть создать клуб любителей сигар (существует такой в славном городе Новосибирске) - для всего этого нужно умение продавать, а если конкретнее, то умение знакомиться с нужными людьми и предлагать им что-то, умение правильно и легко относится к отказам. Кстати, многие будущие генеральные директора «вышли» из менеджеров по продажам.

А кто-то, например, Ильгиз, целенаправленно развивал в себе эти качества. Еще учась в университете, он пошел в AIESEC, где студенты занимаются, в том числе, организацией различных мероприятий, поиском спонсоров этих мероприятий, а это и есть продажи. В итоге стал одним из его лидеров. Там он научился очень многому: и продажам, и управлению. И учился он этому осознанно и целенаправленно. В это время он чуть не вылетел из университета (взял академический отпуск), да и вообще отличной учебой не отличался. Потому что в основном время свое тратил на AIESEC, понимал, что работа в нем даст ему больше, чем хорошие отметки. То есть он осознанно учился продавать, руководить, организовывать.

Еще один мой собеседник в 15-16 лет пошел работать в фирму типа «купите комплект всякой всячины за малые деньги», в общем, «развод». Там учили эффективным продажам. Проработал он там всего месяц, но психику поменяли ему очень хорошо. И работал ведь в этой фирме, хотя мальчиком был не очень общительным и большую часть времени проводил с книгами, а не с ровесниками.

Так что всему можно научиться, если хотеть этого и не боятся периода ошибок и «синяков».

Умение приносить доход компании

Все мои собеседники, работая по найму, приносили измеримую прибыль компании. Обращаю внимание, речь идет об измеримой прибыли, то есть об объективной (а не субъективной) величине. Вы можете думать, что существенно зарабатываете для компании, вы вообще можете что угодно думать, главное, насколько ваши думы соответствуют реальности. А реальность – это количественная оценка.

Например, Андрей «привел» очень хорошего клиента, когда работал менеджером по продажам. Кстати, потом он стал работать с этим клиентом, но уже в качестве директора своей фирмы.

Игорь провел несколько крупных преобразований в части управления персоналом в ОАО «Северсталь». Потом был директором по стратегическому развитию в компании «Маджерик». «У меня от клиентов отбоя нет, да и не было никогда», – говорит Игорь. Когда я сделала круглые глаза (отсутствие клиентов - это же основная проблема начинающих фирм), он пояснил: «Меня многие знают по «Маджерику», знают, что делал успешные старт-апы. Да и по «Северстали» многие помнят». Он заработал себе такую репутацию, что о клиентах может сейчас вообще не беспокоиться. Количество клиентов – это хорошая объективная количественная оценка работы.

Или Ильгиз. После окончания института он начал работать менеджером по персоналу в кадровом агентстве. За один год заработал в несколько раз больше, чем зарабатывает в среднем менеджер по персоналу. Это послужило хорошим основанием для того, чтобы предложить руководству фирмы взять его «в долю». Руководство ему отказало, и он со спокойной совестью ушел из компании. И создал свою.

А как вы собираетесь зарабатывать для себя, если не можете заработать для чужой компании?

Умение добиваться поставленных целей

«Добьюсь всего, чего захочу» - примерно с такой детской фразы мне пришла идея статьи. Сейчас на книжном рынке много литературы, пропагандирующей другой образ мыслей. Вкратце этот образ выглядит так: «весь мир начинается с тебя, все вокруг – это отражение твоих мыслей и действий (или бездействия). Соответственно, если не нравится действительность, меняйся сам». А из этого следует, что человек может достичь всего, что ему хочется, и не получает желаемого только потому, что у него существуют внутренние ограничения.

Вот я и задала вопрос людям, уже многого достигшим: могут ли они добиться всего, чего хотят?

Игорь сразу задал мне встречный вопрос: «А мне это нужно? Для чего мне это нужно? А от чего я готов отказаться ради этого?» И посоветовал мне всегда искать более глобальную цель. И добиваться не первой, а второй – более глобальной – цели. Ведь часто получается, что мы добиваемся того, чего хотели, а потом стоим, «чешем репу» и вопим: «ну добился, а счастье где?!»

Многие из нас в свое время очень хотели поступить в университет. Ну, прямо очень: нервы были, слезы, сопли. Причем, чем больше вуз котировался, тем больше мы туда хотели. А почему хотели? Кому родители сказали: «Надо». Кто более осознано подходил к своей жизни, думал: «Хороший вуз ценят работодатели, значит, у меня больше шансов попасть на хорошую работу и получать хорошие деньги». А, поступив, учились хорошо, потому что… надо было хорошо учиться (вне зависимости от того, нравится предмет или нет). Если бы цель была заработать деньги (на достойную жизнь), то можно было подумать и над другими способами ее достижения. Например, Павел проучился в университете два месяца и ушел оттуда. Он так и не получил высшего образования. И сейчас абсолютно об этом не жалеет. Игорь считает, что в университете учиться совершенно не обязательно. И он не будет настаивать на том, чтобы, например, его ребенок непременно поступил в вуз.

Вернемся к достижению целей. Хочу рассказать историю из рабочей практики Ильгиза. После университета он начал работать в кадровом агентстве. Через три месяца в Москве должен был проходить семинар, на который он очень хотел попасть. Агентство выдвинуло следующее условие: «Мы отправим тебя на семинар, но за месяц ты должен закрыть три позиции». «Закрыть» - это значит не просто получить согласие людей, а они должны были выйти на новую работу. Кто знаком с рекрутингом, понимает, что выполнить это практически нереально. Еще надо учесть, что опыта у Ильгиза было мало в то время. Но, как я уже говорила, он очень жаждал попасть на семинар, поэтому «закрыл» позиции и все-таки поехал в Москву на мероприятие.

Я знаю, что делать

– За что вас уважают подчиненные?
– А я всегда знаю, что делать. Если у них проблема и они зашли в тупик, они приходят ко мне, и я могу подсказать им дальнейшие действия, – говорит Андрей.

Это не значит, что он весь такой из себя умный. Просто он умеет нести ответственность за свои решения. Если ты работаешь по найму, ты можешь ошибаться, это, конечно, отразится на компании и, скорей всего, на тебе. Но на тебе это отразится лишь частично (ну, не взвалят же на тебя все финансовые потери). Когда ты работаешь в своей фирме, ты тоже можешь ошибаться, но все ошибки полностью лягут на твои плечи. В такой ситуации волей-неволей очень быстро научишься чувствовать ответственность и хорошо (и, желательно, нестандартно, потому что это эффективнее) соображать.

– А откуда вы знаете, что делать? Почему ваши коллеги не могут найти решение, а вы можете?
– Наверно, это опыт, – говорит Игорь, – или умение не биться головой об стенку, а посмотреть рядом. Часто ведь решение находится совсем близко, надо только повернуть голову.

Кстати, эти люди никогда не перекладывают ответственность на кого-то другого.

– Ильгиз, а если ваши работники не хотят достигать высоких целей, которые вы перед ними ставите?
– Значит, при собеседовании я не доработал, не смог понять, что этот человек не подходит моей компании.

Еще одно интересное наблюдение. Оказалось, что у тех людей, с которыми я разговаривала, нет родственников или более взрослых друзей, занимающихся бизнесом. Для чего это надо? Хотя бы для того, чтобы знать, что этот человек такой же, как и ты. Чтобы видеть «живой» пример того, что это действительно возможно. Ведь когда ты видишь и общаешься с человеком, организовавшем фирму, у тебя уже другой взгляд на жизнь. Ты хотя бы твердо знаешь, что это вполне реально. Ни у кого из моих собеседников такого человека не было.

И еще мне понравились слова Ильгиза о семинарах. Он прошел много хороших семинаров, сам их организовывал. «Никто, ни один семинар не даст тебе инструмента по зарабатыванию денег. Этот инструмент не придет с опытом или знаниями. Его вообще нет. Семинар или книга может дать тебе «волшебного пенделя». Они дают желание двигаться вперед». А вот что с этим желанием ты будешь делать: обдумывать, обсасывать, анализировать или Действовать – это решаешь только ты сам.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Московская область

Справедливости ради стоит заметить, что данная статья была опубликована на e-xe 09.10.2007 (см. http://old.e-xecutive.ru/publications/aspects/startup/article_5792/)И у статьи было более 300 комментариев (http://old.e-xecutive.ru/publications/aspects/startup/article_5792/forum_200353/).Конечно, редакция вполне вправе опубликовывать заново старые публикации, но в таком случае, ИМХО, честно и уважительно (по отношению к сообществу...) было бы: 1) не называть публикацию 'Новое на E-xecutive'; 2) предупреждать, что это публикация старая; 3) давать ссылки на страницу с комментариями к статье, чтобы сообщество могло почитать не только материал, но и дискуссию вокруг него.

Генеральный директор, Москва

Все перечисленные в статье атрибуты предпринимателя реально относятся к атрибутам хорошего менеджера. Но предприниматель не только менеджер в своем бизнесе, а еще собственник (инвестор).Почему молодые и талантливые менеджеры не хотят стать предпринимателями? Вопрос также прост, как и сложно решение этой государственной проблемы. Заметьте, средний возраст представителя малого бизнеса повышается - вымирает малый бизнес.ИХМО причин несколько:1. Общественное мнение. В общей массе предпринимателей в нашей стране не любит не общество, не представители власти, не бизнес партнеры. Предпринимателем быть не престижно. И при выборе кем быть клерком в Газпроме или предпринимателем каждый делает свой выбор.2. Полное отсутствие каких либо социальных гарантий, как прямых, так и косвенных. Каждый потенциальный предприниматель оценивая риски например: что будет если он заболеет и будет не трудоспособен, осознает, что он не то что оплаты за больничный не получит, а и бизнес потеряет, и родное г-во еще ему за это налогов досчитает. Кому банк быстрее даст потребкредит клерку или предпринимателю? У кого больше вероятность недоплатить три копейки налогов и стать не выездным у клерка или предпринимателя?3. Про возможность реализовать свои идеи - абстрактная мечта. Если вы владеете малым бизнесом с оборотов 20 млн. рублей (нормативный потолок для малого бизнеса) то это в десятки раз меньше оборота находящегося в руках директора сетевого супермаркета, или начальника отдела рекламы любой федеральной розничной сети. Так что возможность реализовать свои идеи (свой потенциал) значительно выше, если вы менеджер среднего звена, нежели предприниматель.Почему все таки идут в предприниматели? ИХМО идут те кому нечего терять или возможные потери не значительны. А также те кто в силу авантюрного характера не умеет, не хочет оценивать риски. При этом 10-20% из них успешны. Удачи им.

Менеджер интернет-проекта, Москва

[b]Новомлинский Леонид,[/b] спасибо за пристальное внимание к публикациям E-xecutive! Действительно, во многих наших выпусках содержатся как впервые публикуемые, так и реанонсируемые статьи. Мы делаем это для того, чтобы дать вновь присоединившимся участникам Сообщества возможность прочесть полезные материалы, которые иначе могли бы ускользнуть от их внимания, а участникам Сообщества 'со стажем' - возможность вновь перечитать понравившийся когда-то текст. Скоро у нас будет технология, позволяющая показывать в каждом материале дату его публикации, чтобы легче было ориентироваться. Что касается прежних дискуссий, то мы не приводим их здесь сознательно, чтобы участники Сообщества могли высказывать свои мнения свободно и независимо от прошлого опыта.

Экономист, Москва

Часто сталкивался с тем, что люди без образования почему-то пытаются убедить окружающих, что образование вовсе ни к чему. Это же мнение проникло и в статью. На мой взгляд это из-за комплекса. Образование нужно хотя бы для того, чтобы достичь определенного уровня культурного развития. Конечно существует много примеров когда люди без образования сколачивали состояния, но разве это единственное мерило успеха в жизни?

IT-менеджер, Украина

[b]Максим Сарана,[/b] в публикуемых вакансиях на любом сайте / в издании, в агенстве, на собеседовании чуть ли не первый вопрос об образовании либо в требованиях к кандидату однозначное условие - наличие ВО. Насколько это действительно оправдано?Скажем, кандидату под 40, а ВО он получил 17 лет назад. Разница в актуальности знаний очевидна.Культурное развитие? Мне кажется, в этом отношении б[B]о[/B]льшую роль играет окружение, семья, воспитание, наконец.Профессиональная состоятельность? Опыт работы здесь несоизмеримо важнее.К тому же, мне кажется, что анкетному вопросу 'Насколько Вы обучаемы?' уделяют намного меньше внимания, чем он заслуживает.Существует масса реальных возможностей те пять-шесть лет, которые человек мог бы провести в ВУЗе, потратить более продуктивно.Впрочем, все вышесказанное - ИМХО, к тому же, я сужу со своей колокольни - у меня нет ВО...

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина

Можно услышать определение Понятий: 'Бизнес', 'Предприниматель', 'Менеджер'?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Очень было бы интересно увидеть в статье хоть немного о созданных компаниях - чего они добились. Просто зарегистрировать фирму всего лишь бюрократическая формальность доступная любому. ...за исключением Игоря....где-то в 22-23 года принимал ключевые решения в компании со среднегодовой численностью 35000 человек...Имя компании автор почему то сразу не называет - 35000 это огромная компания, каких мало. Ну да ладно, дальше становится ясно что это Северсталь. Вот собственно и профайл Игоряhttp://ikatenin.moikrug.ru/Менеджер по оценке и развитию персонала. Ключевые решения принимаются на уровне VP и выше, и касаются не персонала, а бизнеса и инвестиций.

Генеральный директор, Москва

Менеджер достаточно умен чтобы управлять вашим бизнесом, но он и настолько же мудр чтобы не иметь своего...

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина

Не 'мудр', а 'молод'.А 'Бизнес'?Надо же понимать, 'чем моим' он управляет (только не нужно из Википедии).

Управляющий партнер, Архангельск

Во-первых, действительно во время чтения было ощущения 'дежавю' - статья была ранее.Во-вторых, 2.1. для создания фирмы нужно - стартовый капитал в размере тысяч 5 рублей на регистрацию и некторая смелость.2.2. для создания бизнеса нужно - идея прежде всего, смелость и предпринимательский дух в теле.все остальное приложится.насчет примеров согласен, в т.ч. Северстали ;)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.