Национальные особенности конкурентной разведки

Национальные особенности конкурентной разведки

В жесткой конкурентной среде выживают те, кому удается обогнать конкурентов. В борьбе побеждают компании, владеющие актуальной информацией и способные на быструю реакцию. Как узнать о планах конкурентов? Провести конкурентную разведку.

В сентябре 2005 года E-xecutive и On Conference пригласили участников Сообщества принять участие в исследовании «Конкурентная разведка – стратегия и тактика». Цель исследования - выявление вопросов в области конкурентной разведки, представляющих наибольших интерес у представителей бизнес-сообщества. Также в рамках исследования была предпринята попытка выяснить, какие подразделения осуществляют разведку, какие меры предпринимают компании для собственной защиты и т.д. E-xecutive представляет результаты.

Несмотря на то, что для мирового сообщества в целом и для России в частности понятие конкурентной разведки является относительно новым, в последние годы наблюдается постоянный рост интереса как к самой проблематике КР, так и к предлагаемым ею услугам.

В целом, российское бизнес-сообщество достаточно хорошо осведомлено о КР – чуть больше трети респондентов (36%) заявило, что они в полной мере представляют себе, что такое КР, примерно 54% опрошенных знают от КР в общих чертах. 5% имеют смутное представление о том, что такое КР, и еще 5% никогда о ней не слышали (данные представлены в Диаграмме 1).

Диаграмма 1. Знаете ли вы, что такое «конкурентная разведка?, %


Большинство участников исследования (54%) оценивает степень заинтересованности руководства своей компании в услугах КР как умеренную, для 21% руководителей эта потребность высока (данные представлены в Диаграмме 2). По мнению 12% респондентов, руководство их компаний абсолютно не заинтересовано в КР, 13% - затруднились с ответом.

Диаграмма 2. Как вы можете оценить степень заинтересованности руководства вашей компании в услугах конкурентной разведки?, %


В рамках исследования была предпринята попытка определить круг вопросов, связанных с КР, которые вызывают наибольший интерес. Данные, представленные в Диаграмме 3, свидетельствуют, что больше всего представителей бизнес-сообщества интересуют такие аспекты КР как аналитические методы обработки информации (66%), источники и технические средства поиска информации (43% и 41% соответственно). Примечательно, что в наименьшей степени участников исследования волнуют теория и этические нормы КР (11% и 9% соответственно).

Диаграмма 3. Какие вопросы, связанные с КР, интересуют вас в наибольшей степени?, %

В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, почетные обязанности «разведчиков» возложены на маркетологов и генеральное руководство. Иногда КР занимается также департамент сбыта. 8% опрошенных ответили, что компания не ведет КР, а специализированный отдел есть у 10% компаний.

Интересные результаты были получены при сопоставлении ответов на вопросы «Какое подразделение/департамент в наибольшей степени нуждается в защите собственной информации?» и «Какое подразделение/департамент в наибольшей степени нуждается в услугах конкурентной разведки (поиске и анализе информации)?». Так, значительная часть участников исследования (следует особо отметить, что более половины из них составляли топ-менеджеры компаний), вовсе не считает, что те отделы, для которых важно получение конкурентной информации, также нуждаются и в защите собственных данных. Большинство респондентов полагает, что в защите от любопытных конкурентов нуждается финансовый департамент. А заинтересован в КР больше всего департамент маркетинга.

То есть ситуация парадоксальна – тот департамент фирмы-конкурента, сведения которого, по мнению руководителя, представляют наибольшую ценность, в собственной компании вовсе не рассматривается как нуждающийся в защите.

В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, для защиты используется строгое разграничение уровней доступа к информации, в соответствии со служебным положением сотрудников. Полностью доверяют своим сотрудникам 27% компаний, а такие методы как просмотр почты и прослушивание телефонных разговоров популярностью не пользуются.

Многие компании проводят различные мероприятия по повышению лояльности своих сотрудников. Среди них наиболее популярным является материальное стимулирование эффективной работы. Далее за ними в порядке убывания следуют моральное поощрение эффективной работы, поддержание командного духа, определение и использование потенциала каждого сотрудника. Не заинтересовано в дополнительной мотивации сотрудников лишь 12% компаний.

В рамках исследования была предпринята попытка выяснить, какие методы КР в России считаются наиболее эффективными (данные представлены в Диаграмме 4). Большинство респондентов (51%) считает наиболее эффективными действия в рамках закона, но с пренебрежением к нормам морали. 19% уверены, что можно обойтись вполне легальными методами, 17% допускают предложение взятки или подкуп. Силой или обманом готовы действовать, к счастью, только 3% опрошенных.

Диаграмма 4. Какими методами, на ваш взгляд, в России наиболее эффективно получать необходимую информацию?, %

Данные, представленные в Диаграмме 5, свидетельствуют, что лишь 26% российских компаний, представители которых приняли участие в исследовании, всегда соблюдают этические нормы при ведении КР. 28% соблюдают их время от времени, 25% готовы нарушить этические нормы в зависимости от того, насколько ценной является информация.

Диаграмма 5. Соблюдают ли, на ваш взгляд, специалисты вашей компании этические нормы при проведении конкурентной разведки (получения необходимых сведений)?, %

Примечательно, что, признавая необходимость и значимость КР, большинство участников исследования (61%) считает, что вложения в нее не окупаются (данные представлены в Диаграмме 6). Возможно, это связано с тем, что в случае с КР не всегда очевидны показатели, на основании которых можно судить об эффективности. Ответ «полностью окупаются» дали лишь 8% респондентов, «скорее окупаются» - 20%.

Диаграмма 6. Насколько, по вашему мнению, окупаются вложения в ведение конкурентной разведки (на примере вашей компании)?, %

Данные, представленные в последней диаграмме свидетельствуют, что для большинства российских компаний практические выгоды КР не очевидны. Особенно ярко данная тенденция ощущается в регионах, где руководство компаний прямо говорит о том, что «не может пощупать деньги, сэкономленные или полученные в результате КР». Однако, несмотря на это, интерес к КР все равно велик, а основной проблемой является недостаток информации и понимания данного аспекта бизнеса.

Таким образом, подытоживая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы:

  • Большинство участников исследования знает о КР в общих чертах, лишь 36% заявили, что в полной мере представляют себе, что это такое.
  • Большинство руководителей компаний, представители которых приняли участие в исследовании, оценивает заинтересованность в услугах КР как умеренную.
  • Больше всего участников исследования интересуют такие аспекты КР как аналитические методы обработки информации, источники и технические средства поиска информации.
  • В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, КР занимаются руководство и маркетологи.
  • Большинство респондентов считает, что в защите от любопытных конкурентов нуждается финансовый департамент. А заинтересован в услугах КР больше всего департамент маркетинга. Интересный факт: значительная часть участников исследования вовсе не полагает, что те отделы, для которых важно получение конкурентной информации, также нуждаются и в защите собственных данных.
  • В большинстве компаний для защиты используется строгое разграничение уровней доступа к информации, в соответствии со служебным положением сотрудников. Многие компании проводят мероприятия по повышению уровня лояльности своих сотрудников. Среди них наиболее популярным является материальное стимулирование эффективной работы.
  • В качестве наиболее эффективных методов КР в России респонденты назвали действия в рамках закона, но с пренебрежением к нормам морали. 19% уверены, что можно обойтись вполне легальными методами, 17% допускают предложение взятки или подкуп. Лишь 26% российских компаний, представители которых приняли участие в исследовании, всегда соблюдают этические нормы при ведении КР.
  • Большинство участников исследования (61%) считает, что вложения в КР не окупаются. Данные свидетельствуют, что для большинства российских компаний практические выгоды КР не очевидны.

Полная аналитическая обработка результатов представлена на всероссийской конференции «Конкурентная разведка – стратегия и тактика», которая состоялась 25 октября 2005 года в Москве в гостинице Holiday Inn.

Материал подготовили Николай Молчанов, руководитель аналитического отдела компании On Conference, Мария Пикалова, E-xecutive





Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
895 пользователей
Новости
Компания ФинЭкспертиза проведет аудит Кембриджской международной школы
Специалисты проверят деятельность учреждения на предмет соответствия требованиям законодательства РФ, включая правильность исчисления налогов и сборов в целях выявления налоговых рисков организации.
Завершилась серия вебинаров «1С:Управление небольшой фирмой для начинающих за 1 час»

Цикл вебинаров был создан, чтобы все желающие смогли ознакомиться с возможностями комплексного решения «1С:УНФ» для разных сфер бизнеса.

Дизайн-студия OSDART примет участие в оформлении бизнес-форума «Атланты»
Бизнес-форум «Атланты» объединит 3000 топ-менеджеров и предпринимателей, желающих расширить горизонты собственного бизнеса и приобрести новых партнеров в реализации будущих проектов.
Курсы по бережливому производству пройдут в Санкт-Петербурге и Москве
Курсы будут проведены в сентябре.