Говорите проще! Как повысить качество делового общения

Как принято общаться у вас в коллективе? Насколько понятно вы лично доносите мысль, когда обсуждаете что-то с коллегами или бизнес-партнерами, или выступаете перед аудиторией? Чтобы оценить это, посмотрите на матрицу качества коммуникации:

матрица коммуникаций

На этой матрице две оси:

1. По вертикали измерьте содержание общения – ту информацию, которую вы стремитесь доносить до своих собеседников: от самых простых (например, бытовых) тем и до самых сложных (теории струн или алгоритмов обучения искусственного интеллекта). Это содержание можно разделить на две равные части: «Простое» и «Сложное».

2. По горизонтали измерьте уровень понятности изложения материала: простоту или сложность терминов, определений, примеров, метафор, которые вы обычно используете. Доходчивость подачи информации также можно разделить на две равные части: «Просто» (как для пятилетнего ребенка) и «Сложно» (как для очень образованного и хорошо мыслящего профи).

Пересечение этих двух разделителей образует четыре квадрата:

1. Просто о Простом. Это большинство разговоров, как на рабочие, так и на бытовые темы.

2. Сложно о Простом. Таких разговоров тоже много. При этом говорящий может излагать свои мысли сложно, как неумышленно (в силу своих особенностей, или отсутствия достаточных навыков), так и вполне умышленно (о чем чуть дальше).

3. Сложно о Сложном. Здесь все очевидно: тема сложная, поэтому и объяснение тоже вовсе непростое.

4. Просто о Сложном. Слушать такого собеседника / выступающего одно удовольствие: вроде бы и сложнейший вопрос излагает, а делает это такими доступными словами и на таких понятных примерах, что все легко и быстро раскладывается по полочкам. Слушающий может ухватить главное и затем вполне сносно пересказать усвоенный материал.

С первым квадратом все понятно: что обсуждать простое? С третьим тоже все понятно: материал сложный, поэтому излагать / объяснять его сложно. Но давайте повнимательнее еще раз взглянем на второй и четвертый квадраты.

Какие менеджеры лучше всего воспринимаются коллегами и контрагентами в вашей компании? Ну, конечно же, из четвертого квадрата: те, кто любой сложный и запутанный вопрос могут изложить просто, быстро и понятно. И дальше, когда все понимают суть темы, уже можно анализировать варианты и договариваться о предпринимаемых действиях.

А какая модель передачи знаний и обучения навыкам лучше всего монетизируется их носителями лично? Конечно, из второго квадрата: «Сложно о Простом»! Ведь если допустить прозрачность и простоту коммуникаций в профессиональной области, которой занимаешься, за которую отвечаешь в коллективе или которую «продаешь» своим клиентам, то может выясниться, что:

  • Столько менеджеров с такими уровнями зарплат, бонусов и соцпакетов не нужно. И тогда вполне вероятен риск оказаться на неспокойном и стрессовом рынке труда.
  • Продукт не удастся продать так же дорого. Много ли найдется желающих приплачивать за простоту?

А если напустить тумана вокруг своего функционала или темы, за которую отвечаешь, и при этом обеспечить, как минимум, сносный результат работы, то тогда картина другая:

  • Ты незаменимый для компании и клиентов высококвалифицированный менеджер, и потому дорогой.
  • Никто из начальства с тобой специально отношения обострять не будет. Потому что без тебя в «машинном отделении» никто не разберется (даже если на самом деле это совсем не так). А с новым менеджером, если его начнут искать на твое место, всегда есть сопутствующие риски и непонятно еще, как все сложится.

Ну, а дальше такая «выигрышная личная карьерная стратегия» предполагает, что нужно регулярно и методично светиться на бизнес-конференциях и «открыто делиться с коллегами результатами передового опыта своей компании». В итоге с карьерой будет все отлично, хантеры будут за тобой внимательно наблюдать и регулярно перепродавать новым работодателям на все более выгодных для тебя условиях.

Знакомый сценарий? Есть среди ваших знакомых такие персонажи? Теперь понимаете, что часть коллег, которые рассуждают сложно о простом, могут делать это преднамеренно!? Догадываетесь, кто эти люди в вашей компании? Может, имеет смысл хоть изредка спрашивать у них прямо: зачем?

Теперь возвращаемся к изначальному вопросу в этой статье. Насколько просто и понятно принято общаться у вас в коллективе? Вот несколько рекомендаций по поводу того, как улучшить качество общения.

  • Распечатайте изображение матрицы коммуникаций.
  • Повесьте эту картинку везде, где она будет попадать в поле зрения: на рабочих местах, в помещениях, где чаще всего проходят совещания или коллективные обсуждения.
  • В ситуациях, когда понимаете, что выступающий напускает тумана сложности, напоминайте ему об этой картинке, показывая на нее хотя бы взглядом или произнося с улыбкой кодовые слова: «второй квадрат».
  • Всячески поощряйте выступления по принципу «просто о сложном». Продвигайте таких менеджеров, которые владеют этим приемом. И сами чаще им пользуйтесь.

Проверено на опыте многих личных проектов: через короткое время эффективность общения вырастет, а в коллективе станет больше настоящих профессионалов, искренне заинтересованных в развитии бизнеса через развитие своих коллег. А всех остальных, если они будут по-прежнему строить «личные успешные карьеры», вы без сожаления оставите за бортом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

А не слишком ли сложно объяснена простая мысль, очевидная давным-давно - что стоит и самому стремится объяснять сложные вещи простым языком (так, чтобы даже 5 летнему ребёнку было понятно) и поощрять это у сотрудников? ;-)

Слушатель MBA, EMBA, Москва

«О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво» И.С. Тургенев. "Отцы и Дети"....

Генеральный директор, Санкт-Петербург

...и писать нужно просто и не многосложно (умная мысль тонет в окружении множества пустых слов)....

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Вспомним-перечитаем наставления Мефистофеля абитуриенту. :)

Аналитик, Москва

а почему в судах просят сложно писать?

Менеджер по персоналу, Сербия
  • Распечатайте изображение матрицы коммуникаций.
  • Повесьте эту картинку везде, где она будет попадать в поле зрения: на рабочих местах, в помещениях, где чаще всего проходят совещания или коллективные обсуждения.
  • В ситуациях, когда понимаете, что выступающий напускает тумана сложности, напоминайте ему об этой картинке, показывая на нее хотя бы взглядом или произнося с улыбкой кодовые слова: «второй квадрат».
  • Всячески поощряйте выступления по принципу «просто о сложном». Продвигайте таких менеджеров, которые владеют этим приемом. И сами чаще им пользуйтесь.

Я бы добавила пункт "Регулярно проводите разъяснения, что это за матрица такая на стене и как ее использовать". В противном случае, новички просто не поймут, а привыкшие забудут в порыве рабочих задач. Но все зависит от размера коллектива.

А лучше без всех этих матриц - с заботой о коллегах, как им удобно (=проще). И почаще ставить себя на место слушателя, задавая вопрос, все ли, что я изложил, понятно на том конце коммуникации.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.