7 мифов и 5 преимуществ удаленной работы

Инструменты для организации совместной удаленной работы сотрудников распространены уже очень широко. Но, несмотря на это, некоторым руководителям трудно даже представить, что их сотрудники работают из своих городских квартир или живя за городом. Это лишает бизнес ряда выгод уже сегодня, а через три-пять лет лишит возможности нанимать специалистов высокого уровня, которые привыкли работать удаленно в других компаниях.

Страхи противников удаленной работы

Вот самые распространенные заблуждения, с которыми приходится сталкиваться нашей IT-компании, общаясь со своими заказчиками и партнерами.

1. Невозможность контроля. На эту проблему обращают внимание те, кому важен очный контроль исполнителей. По логике этих руководителей, если человек проводит в офисе восемь и более часов – значит, с ним все хорошо. Но это подход няньки, а не управленца. Современным менеджерам важно создавать условия для эффективной работы сотрудников, улучшать процессы и получать результаты высокого качества. При этом неважно, где находится рабочее место сотрудника – главное, чтобы он выполнял свою работу, и делал это как следует. В том, как именно «следует», содержится ключ к ответу. Если в компании отлажена профильная технология, есть четкие KPI, внедрена методология проектного и процессного управления – проблем с контролем не возникнет. А вот отсутствие соответствующих механизмов, конечно, приходится компенсировать ручным управлением. Но это претензия не к удаленной модели работы, а к управленческой зрелости компании.

2. Высокая стоимость управления удаленным персоналом. Считается, что организовать работу в удаленной команде сложнее. Отчасти это правда, если в обе среды поместить одинаковых людей. Но на практике так не будет, потому что удаленная форма работы не для всех. Например, в нашей компании отсев удаленных сотрудников отлажен до автоматизма. Мы работаем только с теми, кто способен выполнять задачи как в команде, так и автономно – что снижает стоимость управления, а не повышает. Тогда как в офисе менеджеры могут тратить много времени на то, чтобы заставить работать неорганизованных и недисциплинированных специалистов.

3. Низкая производительность. Считается, что дома постоянно отвлекают родные, коты, телевизор – все что угодно. Удаленные сотрудники будут просиживать рабочие дни в социальных сетях или играть в компьютерные игры. Если так происходит, то, скорее всего, вы ошиблись на этапе собеседования. К счастью, это быстро проявится, так как главным мерилом является результат, а в этом случае он будет плохим. Правильным сотрудникам не составляет труда сосредоточиться и выполнять поставленные задачи, работая при этом не более восьми часов в день. Если дома нет условий для работы, сотрудник решит этот вопрос самостоятельно: арендует место в офисе или коворкинге, одолжит ключи от квартиры по соседству, найдет другие варианты. То есть сам создаст себе условия, чтобы работать с нужной производительностью.

4. Высокая текучка кадров. Почему-то считается, что более надежен в плане лояльности человек, часто мелькающий перед глазами в офисе, с которым периодически «говорят по душам» и обсуждают планы по развитию карьеры. Но это всего лишь комфортный предрассудок, создающий у руководителя ложные ожидания. На самом деле вероятность смены работы определяется тем, насколько крепки и взаимовыгодны отношения между сторонами. Есть, конечно, разработчики, которые по инерции ходят в офис, но рано или поздно и они пересматривают отношения с работодателями, если эти отношения перестали быть взаимовыгодными. Дружба дружбой, а служба службой. Никаким «личным влиянием» не отговорить специалиста от рассмотрения более выгодных вакансий и более перспективных проектов. Поэтому текучку кадров нужно предотвращать не «заговорами», а другими, более действенными мерами. Нужно создавать и развивать объективные преимущества компании на рынке труда – как материальные, так и нематериальные.

5. Работать удаленно не позволяют требования безопасности. Эта проблема давно решена на уровне IT-инструментов. Кроме того, вопросы, связанные с безопасностью, часто бывают преувеличены, начиная с ценности информационных активов компании и заканчивая иллюзиями насчет их надежной защиты в офисе. Любые секретные документы при желании можно скопировать, сфотографировать на телефон, вынести на флешке.

Плюсы и минусы удаленной работы

Работа с удаленными сотрудниками часто используется для экономии фонда оплаты труда. Но, по нашему опыту, у этой модели организации труда более чем достаточно и других плюсов.

Преимущества:

1. Результативность. Это единственный критерий оценки эффективности работы сотрудника и главный аргумент в пользу удаленки. В офисе легко спрятать слабые результаты за хорошими отношениями, походами в «курилку», посещениями многочисленных совещаний. При работе удаленно все прозрачно и наглядно. Сразу видно, кто работает, а кто изображает рабочую деятельность.

2. Оптимальный учет «фактора среды». Под этим термином понимается отношение времени непрерывной работы к времени присутствия на рабочем месте (обычно восемь часов). Если верить авторам бестселлера «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды», показатель 40% считается достаточно высоким для офисного работника. Специалист, работающий удаленно, имеет больше возможностей для создания рабочего места, которое позволит получить «Фактор среды» в 80% и более, и, как следствие, удвоить результат.

3. Широкая география для поиска талантов. Хорошие специалисты есть по всей России. Надо лишь найти их и предложить условия, которые создадут серьезную альтернативу переезду в мегаполис, о чем часто думают специалисты в регионах.

4. Рабочее место организуют сами сотрудники. Работодатель тоже, конечно, участвует в этом процессе: например, устанавливает требования к техническим средствам, которыми обязан пользоваться работник. Не все понимают важность наличия двух каналов интернета и некоторые другие нюансы. Тем не менее, экономия для бизнеса на офисном пространстве ощутима.

5. Сотрудники не тратят время и деньги на ежедневную дорогу в офис и обратно. Это повышает их лояльность, а также работоспособность.

6. Польза для экологии. Чем меньше регулярных поездок, тем меньше пробок на дорогах и тем выше качество воздуха.

7. Удаленная работа открывает новые горизонты перед людьми с ограниченными возможностями. В некоторых случаях это их единственный шанс на самореализацию и достойный заработок.

Разумеется, у медали есть и оборотная сторона. Но недостатков у удаленной работы не так много, и они легко локализуются:

  • Не все сотрудники могут эффективно работать удаленно. Это вопрос личной зрелости и социализации во внерабочее время, а особенно – вопрос тщательного отбора и проверки кадров в работе. Как правило, если человек не способен работать удаленно, под жестким надзором бдительного руководителя он тоже образцом эффективности не станет.
  • Случаются перебои с электропитанием и доступом к интернету. Поэтому лучше использовать ноутбуки, чтобы в случае аварии быстро переместиться в другое помещение и продолжить работу. Запасной канал связи тоже не помешает.

Где сотрудники уже работают дистанционно

В книге «Remote: Офис не обязателен» приводятся примеры зарубежных компаний, активно использующих модель дистанционной работы. Авторы Джейсон Фрайд и Дэвид Хейнмейер Ханссон пишут, что некоторые сотрудники работают удаленно пятую часть времени, другие трудятся дистанционно с утра до вечера. Десятки и даже сотни тысяч человек постоянно сотрудничают на этих условиях со всемирно известными брендами:

  • IBM (IT, высокие технологии)
  • Intel (IT, высокие технологии)
  • NASA (космические программы)
  • Aetna (страховой бизнес)
  • Deloitte (аудиторские услуги).

От 1000 до 10 тыс. дистанционных работников в компаниях:

  • Mercedes-Benz (автомобилестроение)
  • Teach For America (образование)
  • Plante Moran (бухучет, бизнес-консалтинг)
  • Dream Works Animation, SKG (киноиндустрия)
  • Perkins Coie (юриспруденция)
  • American Fidelity Assurance (страхование)
  • Министерство образования США (госуслуги)
  • Virgin Atlantic (авиаперевозки)
  • Brocade Communications (высокие технологии).

Более 10 тыс. дистанционных работников в компаниях:

  • AT&T (телекоммуникации)
  • UnitedHealth Group (здравоохранение)
  • McKinsey & Co. (консалтинг)
  • S.C. Johnson & Son (производство бытовой химии)
  • Cisco (высокие технологии)
  • HSBC UK (финансы)
  • British Telecom (телекоммуникации)
  • Unilever (потребительские товары)
  • Express Scripts (здравоохранение).

Как видите, практически полный спектр бизнеса, от небольших компаний до государственных корпораций и крупнейших конгломератов. Но, возможно, дистанционная работа популярна только на Западе? Уже нет. По разным оценкам, от трети до половины российских компаний используют или рассматривают удаленную схему работы, в том числе применительно к IT. Свежий пример: совсем недавно компания «ВымпелКом» объявила о переводе более 50% сотрудников на формат частичной удаленной работы.

Тонкости работы с удаленным персоналом

Наем. Сотрудники нашей компании работают по дистанционной модели в разных уголках России. Чтобы обеспечить ее эффективность, мы выработали особый процесс подбора персонала. Предложения получают только 3-5% кандидатов из числа приславших резюме. Собеседования проходят в три-четыре этапа, и на выходе количество кадровых ошибок оказывается небольшим. Конечно, такой конвейер не получится моментально настроить. Если нужен быстрый результат, есть смысл воспользоваться услугами кадровых агентств или партнеров в своей сфере деятельности. Но за несколько лет планомерной работы отладить эффективный подбор удаленных сотрудников вполне реально.

Договорные отношения. Если планируется работать с удаленными специалистами долгое время, оптимально предложить им зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями и заключить договор подряда с ИП. Оформить отношения по Трудовому кодексу будет сложнее, но и это практикуется.

Рабочие процессы. Одним из признаков зрелых бизнес-процессов современной компании является технологическая универсальность. Это важно для удаленного формата работы, потому что позволяет без задержек взаимодействовать с клиентами и партнерами, использующими различные IT-платформы и продукты.

Инструменты. Аналогичный подход. Если работа ведется совместно с командой заказчика, то выбор инструментария за ним. В других случаях мы используем свой стек:

  • YouTrack для ведения проектных активностей.
  • Confluence для организации единой базы знаний и командной работы над документами.
  • Github для хранения и командной работы с исходными кодами.
  • Slack для обсуждений.
  • Skype для разговоров голосом и видеозвонков.
  • Google Docs для организации совместной работы с заказчиками по проектной документации.
  • Электронная почта для переписки.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Анатолий Курочкин
Аналитик, Москва

Зрелая статья!
Я как работал на удалёнке, программистом, так и руководил удалённой разработкой. В целом, я бы при даже небольшой возможности использовал удалёнку. Админам всех типов - сам бог велел. Автор кажется впервые написал, что удалённым работникам нужен софт для работы. Но есть ряд тонкостей, который автор не отметил.
Удалённым работникам важна такая "мелочь", как своевременность оплаты. Довольно часто этим пренебрегают, а ведь это - для удалённых почти единственная ниточка в реале.
Как платить. Кто-то платит сдельную, а кто-то постоянную зп. Лучше всё-таки постоянную, пусть не такую большую, как тем, кто в офисе. Это дисциплинирует работника сильнее. Сделал - получишь, как правило, приводит к конфликту и увеличивает текучку, так как терпение выслушать аргументы удалёнщика встречается редко: слабое тз, ошибочная постановка задачи и т.д.

Мы с такими работниками старались поддерживать и живой контакт, хотя бы раз в месяц. Общение вживую лучше формируют команду. Мы старались корпоративно их ни в чём не ущемлять. И частично рисовать стратегию, вовлекать их в неё.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.