Как отличить корпоративные мифы от реальности

Невнимание к корпоративным ценностям и неумение ими управлять оборачивается огромными потерями для бизнеса. Что необходимо сделать, чтобы ценности перестали быть абстракцией для сотрудников? Какие мифы, связанные с корпоративными ценностями, наиболее живучи? Об этом рассказал Михаил Воронин в интервью для Executive.ru.


Михаил Воронинпредседатель совета директоров агентства стратегических событий «Подъежики». Окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Московскую школу управления «Сколково» и Стокгольмскую школу экономики. Автор популярного семинара на тему клиентского сервиса, основатель People Management ReForum Winning The Hearts и Российского Бизнес-Форума «Атланты».


Executive.ru: Корпоративные ценности есть во многих компаниях, но часто – только на бумаге. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

Михаил Воронин: Во-первых, люди не верят в такие абстрактные понятия, как «честность» и «мы одна команда». Чтобы такие слова начали реально работать, их необходимо детализировать. Я не верю в ценности как инструмент, я верю в принципы и договоренности. Когда на основе метафорических ценностей мы формируем принципы, своего рода «заповеди», мы получаем закон, по которому живем и определяем, что хорошо, а что плохо. «Не убий» это очень конкретный и понятный принцип. Корпоративные ценности должны быть призывом к действию, через фильтр которого можно определить, правильно ли мы сейчас поступаем. Во-вторых, мешает тотальная «пластмасса» в отношениях между людьми, формальный подход. В рамках этих «пластмассовых» отношений при наличии четких правил игры и договоренностей можно достигать каких-то рациональных результатов. Но настоящего доверия и уважения внутри компании при таком подходе ожидать трудно. Если между нами «пластмассовые» отношения, мне по большому счету наплевать на вас. Когда компания заявляет, что «Мы одна команда», а по факту лидер не действует как командный игрок, не доверяет своим людям, не уважает их, то все это не будет работать. Ценности на 100% связаны с soft skills. Корпоративные ценности работают только тогда, когда они искренние, непластмассовые, когда они исходят как минимум от лидера.

Executive.ru: То есть роль лидера является ключевой?

М.В.: Это даже не обсуждается. Политическая воля – это первичный, критический фактор. Я свято верю в роль личности в бизнесе. Это как брошенный в воду камень, от которого расходятся круги. В каждой компании есть своя культура, ценности, принципы. Чаще всего они не осознанны, то есть компания ими не управляет, но они все равно всегда есть. Вообще тема управления корпоративными ценностями и принципами у нас является недооцененной. Как раз поэтому мы взяли ее как основной вопрос при запуске People Management ReForum «Winning The Hearts» - весь форум именно об этом. Бизнес теряет миллиарды долларов из-за недооценки этой истории. Если вы научитесь правильно управлять смыслом – зачем ваш бизнес вообще существует, какую ценность он дает вашим сотрудникам – вы повысите эффективность бизнеса.

Executive.ru: Если это история про деньги и эффективность, то почему наши руководители так мало внимания этому уделяют?

М.В.: Когда мы делали первые форумы, все смотрели на нас как на сумасшедших, но нам удалось собрать 500 человек, которые верили в эту тему. Кто-то из них в своей компании уже что-то делал, кто-то просто чувствовал, что необходимо двигаться в этом направлении. Но сейчас, как мне кажется, произошел глобальный сдвиг. Герман Греф на Петербургском экономическом форуме говорит о том, что закончился век ресурсной экономики, что мы вступили в век экономики знаний, век управления человеческим капиталом. Следовательно, значительные изменения уже произошли. Но в крупных корпорациях есть сложившиеся привычки, которые менять сложнее всего. Я вообще считаю, что человек – это набор привычек. В компании, где работают десятки или сотни тысяч человек, любые изменения – это изменения привычек, и это адски тяжелая трансформация. И здесь критически важна роль лидера. Мы видим, как под управлением Германа Грефа меняется Сбербанк. Он в своих выступлениях часто говорит, что ему было интересно – можно ли изменять такие большие компании. И он доказывает, что это возможно. Конечно, мы еще долго будем пожинать плоды старых подходов, особенно в госкорпорациях и очень крупных компаниях. Но в малом и среднем предпринимательском бизнесе я вижу огромные изменения. На самом деле просто нет выбора. Когда ты находишься в «алом океане», и каждый день твой конкурент делает что-то умнее, красивее, быстрее, это очень сильно мотивирует и заставляет тебя повышать эффективность.

Executive.ru: Что происходит, когда в вашу команду приходят новые люди? Вы подбираете людей, которые изначально разделяют ваши ценности?

М.В.: Я стараюсь лично проводить собеседования. Человек – очень иррациональное существо, он сначала принимает решение эмоционально, а потом под него подгоняет какие-то доводы. Есть концепция confirmation bias, ее суть как раз в том, что мы чаще всего ищем подтверждения уже принятому решению. Конечно, я на 100% за выстраивание систем. Но пока у меня есть возможность лично встречаться с кандидатами, я полагаюсь на внутренние ощущения: сработаемся ли мы с этим человеком или нет. Мы ведь всегда чувствуем друг друга. У нас в компании культура «Winning The Hearts». Совместное веселье, дни рождения и прогулки – это лишь маленькая вишенка на торте. Настоящая культура «Winning The Hearts» – это такая наэлектризованная, вовлеченная, спорящая, доказывающая атмосфера. В идеале она предполагает взаимное уважение, то есть никто ни на кого не кричит, никто друг друга не обижает. Построение такой культуры – очень трудоемкий процесс, но он приносит намного больше результатов в долгосрочной перспективе, эта модель намного эффективнее.

Executive.ru: Но как вы добиваетесь вовлеченности?

М.В.: Отношения в компании должны быть не «пластмассовыми», руководитель должен быть не «пластмассовым». Честно говоря, мы в компании ругаемся каждый день. Последние четыре месяца мы работаем в адском стрессе, с которым не все справляются. В том числе и я. Но мне кажется, здесь все по-честному. И это очень ценят те, кто понимают.

Executive.ru: Какие компании, на ваш взгляд, наиболее преуспели с точки зрения следования корпоративным ценностям?

М.В.: Мне очень нравится SPLAT, есть ощущение, что у них слова не расходятся с делом, IKEA, Mars, Starbucks. Я считаю, владелец «Фабрики окон» Артем Агабеков - наикрутейший человек. У него очень буддистская философия ведения бизнеса, которую он сумел транслировать на свои компании. Они в хорошем смысле похожи, хотя одна из них производственная, а вторая – рекламное агентство. Там правильная драйвовая атмосфера, которая строится в первую очередь на каких-то его принципах.

Executive.ru: Какое число корпоративных ценностей вы считаете оптимальным? Сколько их в вашей компании?

М.В.: Семь.

Executive.ru: Эта цифра оптимальна?

М.В.: Многовато, если честно. Оптимально – три. У нас в «Подъежиках» было определенное количество корпоративных ценностей, но таких, которые реально прижились, было три. Мы в какой-то момент только ими тремя и оперировали. У меня есть возможность участвовать в планерках, и я каждый раз в хорошем смысле надоедаю, постоянно делаю акцент на принципах. В какой-то момент это начинает работать само. И когда приходит новый человек, уже не я это делаю, а другие сотрудники, культура компании. Как только в компании появляется привычка, дальше все происходит само собой. Нет привычки – ничего нет.

Executive.ru: Что, по вашему, необходимо делать, чтобы корпоративные ценности не затерлись, не завяли, а поддерживались в живом состоянии? Постоянно напоминать?

М.В.: Да, и самому постоянно подавать пример. В компании должен быть человек, который является охранником принципов и ценностей. А если речь идет о крупном бизнесе, и лидер понимает, что людей уже слишком много, что он не может поговорить с каждым, то надо создать систему, корпоративную Библию, которую дальше необходимо распростанять, продвигать. Наказывать тех, кто не соблюдает заповеди, и поощрять тех, кто соблюдает.

Executive.ru: Тема корпоративных ценностей будет обсуждаться на Российском Бизнес-Форуме «Атланты» 4-5 октября?

М.В.: Да, в частности будет выступать Радж Сисодиа, автор книг «Сознательный капитализм» и «Фирмы, несущие любовь» и основоположник концепции управления человеческим капиталом. Он считает, что и сейчас, и в долгосрочной перспективе побеждают компании, у которых есть ответ на вопрос, зачем они делают свой бизнес, какова высшая цель. Радж Сисодиа будет рассказывать и про ценности, и про то, как ими управлять, и про принципы, и про успешные и неуспешные кейсы. Но Российский Бизнес-Форум «Атланты» ценен не только этим. На мой взгляд, очень важно понять, как мыслят люди, которые находятся на ступеньку или на десять ступенек выше, чем ты. Как я уже говорил, человек – это набор привычек. И этот набор привычек отличает людей друг от друга. У миллиардеров свои привычки, у миллионеров – свои и так далее. Я считаю, что самый главный навык, которым должен овладеть человек, это умение изменять свои привычки. Но для того, чтобы их менять, очень важно для начала поставить себе цель и понять, как мыслит тот человек, который находится на том уровне, куда я хочу попасть. Что он говорит? Почему он так говорит? Что он делает? Чего он НЕ делает? Именно это будет на бизнес-форуме в килотоннах вариантов. У нас будут молодые и старые, те, кто начинал бизнес в 1990-е, и те, кто стартовал сейчас, теоретики и практики, женщины и мужчины. Будет много интересных людей, форматов и ракурсов, так что каждый сможет для себя найти нечто ценное и понять, как мыслят люди, которые достигли большего. В том числе, работая с ценностями, принципами, управляя людьми и командами.

Executive.ru: Можете ли вы назвать популярные мифы, связанные с корпоративными ценностями?

М.В.: Первый и самый главный миф: «Повесил на стену/написал приказ – все заработало». Второй миф: «Это быстро». На самом деле на трансформацию требуются годы. Самое сложное в бизнесе – это люди. Самое сложное в управлении людьми – это их изменение, трансформация. Правильный бизнес должен постоянно находиться в состоянии трансформации, то есть в формате принятия быстрой обратной связи, корректировки плана действий. В компании должна быть привита культура постоянных изменений. И это адски тяжело. Потому что даже на уровне одного человека любые изменения тяжелы, мы очень консервативны. Инициировать изменения и управлять ими должен лидер. Он всегда должен знать, каков будет следующий шаг, в каком направлении будет двигаться компания. И Российский Бизнес-Форум «Атланты» как раз про это: как через понимание следующего шага индивидуума ты осознаешь следующий шаг бизнеса.

Executive.ru: Будете ли вы на бизнес-форуме пытаться изменить образ предпринимателя, который до сих пор обывателем воспринимается как хапуга, барыга, спекулянт?

М.В.: Когда я однажды парковался возле дома, ко мне подошел дедушка и назвал меня казнокрадом. Я спросил у него, почему, и он ответил, что заработать на такую машину честным путем нельзя. Эта история отражает все отношение российского общества к бизнесу. Мы же считаем, что предприниматели, бизнесмены, топ-менеджеры – это Атланты, которые держат на своих плечах общество. Они создают новые продукты и технологии, они платят налоги, которые идут на развитие культуры, медицины, образования и так далее. Не станет их – ничего не станет. Поэтому мы хотим создать такое реальное место силы для предпринимателей и топ-менеджеров. Мы не ставим сегодня перед собой задачу изменить страну, это пока невозможно. Но мы хотим создать для этих людей место, где они чувствовали бы себя героями, уважаемыми людьми, которые на самом деле являются движущей силой нашего общества.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.