Что делать, если бизнес-модель не работает? Бесплатный вебинар

Бизнес-модель – это чертеж, по которому функционирует компания, такое определение дал Александр Остервальдер, автор бестселлера «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора». Если компания функционирует не так, как этого от нее ожидают основатели и топ-менеджеры (негативные тенденции обычно острее всего проявляются в кризис), самое время проверить, работоспособна ли бизнес-модель.

Executive.ru и Международная школа бизнеса и технологий Национального технологического исследовательского университета МИСиС провели 15 июля 2016 года онлайн-семинар «Менеджеры и компании: траектории развития в условиях нестабильных рынков».

В рамках семинара выступили:

  • Доктор экономических наук, профессор Владимир Морыженков. Тема: «Что делать, если бизнес-модель не работает?».
  • Руководитель бизнес-докторантуры Школы Евгений Плаксенков, Тема: «Как построить оптимальную модель управления компанией»

Итоги и видео-запись семинара вы можете найти по этой ссылке.

«Как правило, значительные потрясения в экономике России происходят в августе и начале осени. «Черный лебедь» Насима Талеба имеет обыкновение прилетать к нам именно в это время. Эти неожиданности мы даже в какой-то степени планируем, только не знаем, как именно они будут происходить. Необходимо допустить мысль, что осенью бизнес может оказаться в новых, неожиданных для себя условиях. «Сани» надо готовить летом. Поэтому мы проводим мастер-класс в июле, – говорит Владимир Морыженков. – Прежде всего надо проверить на работоспособность бизнес-модель – систему отношений компании с рынком».

Для кого проводится мастер-класс

Мастер-класс нацелен на интересы собственников бизнеса и топ-менеджеров. Трансформировать бизнес-модель, внести в нее изменения могут только владельцы бизнеса. Другие участники процесса, например, топ-менеджеры компании, могут всячески оптимизировать эту модель, но «трогать» бизнес-модель могут только владельцы.

Очень часто владельцы бизнеса находятся в иллюзиях, полагая, что модель неплохо работает, тогда как топ-менеджер понимает, что модель нуждается в серьезной замене. Здесь возникает интересная ситуация. Перед топ-менеджером возникают очень серьезные вопросы:

  • Какие сигналы, идущие с рынка, топ-менеджер должен улавливать, чтобы понять, что модель износилась?
  • Каким образом топ-менеджер может убедить владельца компании в необходимости изменений?
  • Как должен вести себя топ-менеджер, если он понимает, что изменение бизнес-модели может повлечь за собой ликвидацию его рабочего места?

Не менее серьезные вопросы возникают перед владельцем бизнеса:

  • Нужно ли доверять мнению топ-менеджера, который убеждает в том, что бизнес-модель износилась?
  • Как быть, если разные топ-менеджеры приводят разные аргументы и вносят разные предложения по трансформации бизнес-модели?

Размышляя над этой темой, владелец бизнеса неминуемо станет перед выбором – на кого делать ставку: на консервативное большинство или на креативное меньшинство? Выбор в конечном итоге будет зависеть от того, как владелец воспринимает топ-менеджеров: как операционных помощников или как партнеров? Если как операционных помощников, скорее всего, бизнес-модель компании «заклинит» довольно быстро. Ошибка в данном случае состоит в том, что консервативное большинство в социальных системах (в том числе в составе топ-менеджмента компаний) транслирует лидеру только то, что тот хочет слышать, и ничего более. Собственник при этом находится в плену иллюзий. Такое положение всех устраивает до поры, до времени, в этой иллюзии стабильности и состоит главная опасность. Тем более неожиданным для подобных компаний будет прилет «Черного лебедя».

Основатель Intel Эндрю Гроув утверждал, что побеждают только параноики. В контексте обсуждаемом темы это означает, что владелец бизнеса должен быть параноидально направлен на достижение успеха, на нахождение уникальных, сверхоригинальных решений. В этом ему могут помочь компетентные, креативно мыслящие сотрудники, но не консервативное большинство.

Программа мастер-класса

  • Мы разберемся с тем, что такое бизнес-модель
  • Проанализируем, из каких компонентов она состоит
  • Поймем, кто ее строит
  • Разберемся, как совместить компоненты
  • Научимся отличать работоспособные бизнес-модели от неработоспособных
  • В завершение мастер-класса проанализируем кейс. На материале кейса мы разберемся, как должны взаимодействовать владелец бизнеса и топ-менеджеры компании, если они заинтересованы в успешной коррекции или смене бизнес-модели компании.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Жириков, Павел Кузовников
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Бизнес-модель — это детальное описание предприятия как сложной системы. В рамках бизнес-модели отображаются все бизнес-функции, бизнес-процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, критерии оценки эффективности функционирования системы и пр.

Ключевыми элементами бизнес-модели любой компании, определяющими ее содержание, являются финансовая модель, определяющая (а) структуру затрат,(б) способы получения прибыли. Бизнес-модель еще включает в себя функциональную модель (бизнес-процессы и события, инициирующие эти бизнес-процессы, выходные результаты), организационную модель (организационно-штатную структуру предприятия с перечнем должностей и функций, подчиненности и пр.), информационную модель (схема информационных потоков в контуре управления, построенная на базе функциональной модели, документооборот и пр.).

Поэтому бизнес-модель – это далеко не чертеж.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Изменение бизнес-модели, это умение собственника пересмотреть и принять новые правила ведения и развития его бизнеса. Если собственник (а таких большинство) не способен на изменения своих взглядов - ничего не изменится.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.