Как спасти стартап, попавший в кризисный шторм

Наша компания начала работать в 2009 году. Первоначально у нас было два направления — консалтинг и создание программного обеспечения на заказ. В 2012-м дела шли так хорошо, что мы разработали собственный облачный сервис для бизнеса и запустили стартап. Но спустя всего год, когда были сделаны лишь первые шаги по выводу на рынок нашего сервиса, мы оказались в кризисной ситуации. Мы допустили ошибки, были слишком оптимистичны в своих ожиданиях, и рост выручки приостановился. Чтобы пережить это непростое время, пришлось принять ряд жестких мер. И когда в 2014 году кризисная волна накрыла все сферы российского бизнеса, мы уже знали, что делать.

1) Проанализируйте все статьи расходов и сократите издержки

Первым делом мы начали искать, где можно сэкономить. Пока дела шли хорошо, создавалась иллюзия, что все траты совершенно необходимы. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что есть несколько сфер, где бюджет можно сократить безболезненно.

  • Раздутый штат. Мы советуем новыми глазами взглянуть на свою команду. В момент, когда наш бизнес впервые столкнулся с кризисом, в компании работало 18 человек. Мы попрощались с тремя сотрудниками.

Сократили юриста. Мы поняли, что его основная работа – это подготовка типовых документов. А их последующее сопровождение не требует постоянного присутствия специалиста. Мы сообщили юристу о предстоящем увольнении, и перед уходом он подготовил весь пакет необходимых документов. Теперь, когда нам нужно составить новый договор, мы обращаемся в стороннюю фирму.

Сократили офис-менеджера. Отношения с поставщиками канцтоваров и прочие задачи, которыми занималась офис-менеджер, были налажены и передать их другому сотруднику в виде небольшой нагрузки (примерно один-два часа в неделю) не составило труда.

Сократили водителя. Наличие этой штатной единицы было скорее роскошью. После того, как ее не стало, сотрудники начали ездить на рабочие встречи на такси, а компания – возмещать им расходы в конце месяца.

  • Лишние траты. Мы оказались в ловушку, в которую часто попадают молодые компании. Почувствовав первый успех, мы посчитали, что теперь бизнес будет только расти. И начали тратить деньги так, словно мы уже разбогатели.

Еда в офисе. Расходы «на печеньки» мы сократили с 40 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц. До этого в офисе было не только сладкое, но и фрукты, йогурты, хлеб, сыр. Желающие могли заказывать еду в офис на собственный вкус. Такое отношение к команде имеет только плюсы, но, к сожалению, фактически в тот момент мы на такую жизнь еще не заработали. Отмена «печенек», конечно, сотрудников не обрадовала. Но катастрофы не произошло, никто из-за этого не уволился. Сотрудники стали чаще приносить в офис угощение друг для друга — домашнее печенье, конфеты, яблоки.

Ремонт. Когда появилась необходимость сменить офис, мы решили с нуля отремонтировать новое арендованное помещение. Так как никто из нас не был специалистом по ремонту, мы допустили несколько грубых ошибок, и в итоге ремонт обошелся нам в более крупную сумму, чем мы могли себе позволить.

2) Найдите ошибки в управлении компанией

В 2013 году мы оказались в тяжелой ситуации еще и потому, что у нас были долги. Мы поняли, что главной нашей ошибкой было то, что мы нерационально использовали кредитные деньги. Причиной этого было, как мне кажется, неправильное отношение к заемным деньгам. В тот момент у нас был доступ к сравнительно дешевым кредитам. И это породило ложное ощущение: раз кредитные деньги нам достались легко, то и тратить их можно легко. В итоге кредиты мы использовали нерационально.

  • Поддерживали нежизнеспособный продукт. Конечно, строя планы на бумаге, сложно узнать, будет ли успешен проект. Помимо стартапа, в котором я работаю до сих пор, в момент кризиса мы развивали еще несколько продуктов. И жизнь одного из них мы продлили дольше, чем стоило.
  • Покрывали инвестиционные расходы. Мы тратили кредитные деньги на зарплаты сотрудникам, работа которых не могла гарантировать доход и покрытие этих затрат. То есть мы платили кредитами за разработку продукта, а не просто закрывали кассовый разрыв.
  • Вливали заемные деньги в ремонт. Даже в середине процесса у нас еще был шанс остановить незавершенные работы и снять другое помещение. Но мы решили довести дело до конца и взяли кредит.

3) Найдите корень проблемы

И ремонт, и «печеньки» существовали потому, что мы рассчитывали на будущие контракты. Мы считали, что риски минимальны, но жизнь научила нас, что иногда вмешиваются силы, от нас независящие.

В конце концов, на нашей компании первый кризис, который она пережила, сказался очень позитивно. Кризис – это вообще мощный фактор роста. Дешевые деньги, успех и стабильность развращают, руководители не видят, на каких участках бизнес теряет эффективность. Кризис заставляет взглянуть на работу компании по-новому, найти и исправить ошибки. Мы больше не попадем в ситуацию, которая была в 2013 году, потому что научились оценивать риски, тратить кредитные деньги грамотно и вообще стали более ответственны в тратах. И всем молодым компаниям мы советуем тщательно проанализировать свою работу в кризисное время.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Челябинск

Расходы «на печеньки» мы сократили с 40 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц

Когда читаю о таких способах экономии, то сразу вспоминаю старую шутку о разноуровневых проблемах: дескать, у кого-то суп жидкий, а у другого бриллианты мелкие :)

Партнер, Москва

Типичное поведение. В чем смысл статьи? Вместо того, чтобы стараться приспособиться к ситуации, найти возможности для роста, проще "забиться в угол и закрыть глаза" - вдруг пронесет и все будет как раньше? Расходы "на печенки", водителя...Еще некоторые начинают экономить на клиентах, считая техподдержку и сервис вспомогательными подразделениями. А другие в это время внедряют "бережливое производство ", изучают опыт иностранных компаний в кризисные времена, инвестируют в развивитие сервиса и ищут способы зарабатывать там, где раньше тратили. Может, лучше писать про такие компании?

Редактор, Казань
Максим Клемешов пишет:
Типичное поведение. В чем смысл статьи? Вместо того, чтобы стараться приспособиться к ситуации, найти возможности для роста, проще "забиться в угол и закрыть глаза" - вдруг пронесет и все будет как раньше? Расходы "на печенки", водителя...Еще некоторые начинают экономить на клиентах, считая техподдержку и сервис вспомогательными подразделениями. А другие в это время внедряют "бережливое производство ", изучают опыт иностранных компаний в кризисные времена, инвестируют в развивитие сервиса и ищут способы зарабатывать там, где раньше тратили. Может, лучше писать про такие компании?

Описанные в статье меры мы приняли в самый первый момент и они помогли нам не утонуть в головой.

Инвестиции в развитие, реорганизация работы, разумеется, были, но позже — когда мы миновали самую опасную фазу. Мы не могли перейти к этим действиям не исправив прежде наши главные ошибки.

Генеральный директор, Москва

Крайне нерациональное поведение управленцев, граничащее с неадекватностью.

Не имея первых продаж, на кредитные деньги они умудрились отремонтировать офис, нанять раздутый штат сотрудников (включая ненужных бухгалтера, юриста, офис-менеджера и водителя) и год пилили продукт. О чем они вообще думали?

Автор пишет, что у них было консалтинговое направление. Возникает вопрос: как людям, допустившим столь глупейшие управленческие ошибки пришло в голову заниматься консалтингом? Сомневаюсь в их профпригодности как консультантов. Интересно, кем были их клиенты, и что герои статьи им «насоветовали»?

Забавно выглядит должность у автора статьи – "председатель совета директоров". Сколько человек работает в компании? Не удивлюсь, если и 10 не наберется.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.