Три секрета лидерства из личного опыта

Вот уже 33 года, я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: «Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел ли бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?». И как только ответом было «Нет» на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять. Стив Джобс.

Чем чаще вы позволяете людям отвечать за свои действия, тем большую отдачу получаете. Не стоит взваливать все на себя одного. Ричард Брэнсон.

На тему лидерства много всего написано, но, как и со всем остальным в жизни: пока на своей шкуре не прочувствуешь, ничего не поймешь. Как-то раз я пришла работать в одну крупную компанию руководителем отдела, и первой моей задачей стало воплощение очень важного проекта. В моей команде на тот момент было несколько человек, работавших уже много лет в этой фирме, в основном мужчины старше меня. Мое появление на руководящей должности было сразу встречено в штыки не только членами команды, но и руководителем смежного отдела, которая проигнорировала первое же общее собрание, которое я назначила, чтобы рассказать о задачах, стоявших перед нами, и поделиться своими идеями, как их воплощать.

Прошло несколько недель после того первого собрания, где, как мне казалось, я убедительно выступила и рассказала о срочности нашего проекта и о том, что надо сделать. Но ничего не происходило. Моя команда не сделала ни шага из того списка, который я для нее наметила, по вполне, на первый взгляд, убедительным причинам: люди говорили, что по горло завалены текущей работой. Смежный отдел тоже не стремился вовлекаться в проект, несмотря на их ключевую роль в его внедрении.

Естественно, все намеченные дела мне пришлось взвалить на себя и допоздна сидеть на работе, пытаясь все успеть. Слезы по ночам в подушку, начавшиеся проблемы со здоровьем и мысли о том, что лучше уволиться – это мало передает всю глубину моего состояния в тот очень сложный период. Ключевой вопрос, который я себе задала в момент наибольшего отчаяния: чего хочу я, и чего хотят они?

Для себя я определила, что этот вызов дан мне неслучайно – справившись с ним, я стану сильнее и мудрее как руководитель. И мысленно представила себя в будущем одним из успешных лидеров этой компании. Еще я спросила себя: на что все-таки можно опереться в этой сложной ситуации? И решила, что мое сильное качество – умение слушать и слышать людей – сейчас очень будет кстати. И еще – мой собственный начальник в ответ на мой рассказ о проблемах, сказал одну очень мудрую вещь: «Я уверен, что ты справишься сама».

Я назначила встречи с каждым человеком отдельно, выясняла их личные истории, что им нравится, что ими двигает в работе, в жизни, задавала много вопросов, рассказывала о себе. А еще на этих встречах я честно признавалась, что хоть и имею опыт в маркетинге, но совершенно ничего не смыслю в новом продукте и всех его технических характеристиках, так как не обладаю техническим образованием, а также не знаю, как функционируют отделы фирмы. И просила разрешения положиться на них, более опытных сотрудников компании. Лед начал оттаивать, со мной начали здороваться и разговаривать.

Проведя индивидуальные встречи с каждым, я организовала еще одно общее собрание, и на этот раз явка была полная. Я вновь поделилась со всеми общими задачами, которые перед нами стояли, но добавила несколько слайдов о долгосрочной стратегии и общем видении развития компании. Для многих это была новая информация, так как до этого они знали о задачах только в рамках своего отдела. И на этот раз, вместо того, чтобы вновь озвучивать свои идеи по воплощению проекта, я предложила команде вместе выработать критерии нашего будущего успеха и, путем творческого мозгового штурма, разработать план действий.

Это был настоящий прорыв. Сколько интересных идей было предложено! А мне осталось лишь фасилитировать процесс, фокусируя участников на основной цели и учитывая критерии, о которых мы заранее договорились. А затем мы вместе распределили роли с учетом пожеланий всех членов команды и договорились о еженедельном собрании для сверки промежуточных результатов. А на стену повесили нашу общую цель: видение того наилучшего результата, которого мы хотели достичь. В результате проект был успешно внедрен силами сплоченной работы нескольких отделов.

Основываясь на этом ярком опыте, я выделила для себя три основных секрета вдохновляющего лидерства, которые успешно использовала в своей последующей карьере.

  • Совместное создание общего видения цели. Чтобы вдохновиться и действовать сплоченно, команде нужно видеть большую привлекательную картину того, куда она идет, и понимать смысл того, что делает и создает. Очень важно создавать видение наилучшего результата вашей деятельности на год и на три года вперед вместе с командой, и сразу договориться об основных критериях успеха.
  • Уважение к аутентичности каждого члена команды. Найти самые сильные стороны в членах команды и помочь им развить их – это, на мой взгляд, одна из главных задач руководителя… Лучше всего начать с себя, однажды спросив, положа руку на сердце: в чем наиболее сильна я сама? А что лучше делегировать другим, большим экспертам, чем я? А что если соединить то, что получается, с тем, что нравится? Эффект от всех последующих действий вырастет в геометрической прогрессии!
  • Поощрение личного развития и повышения мастерства. Стремление постоянно развиваться заложено в нас природой, это видно при внимательном наблюдении за детьми, которые, сделав первый шаг, сразу стараются сделать второй. И, несмотря на падения и ушибы, делают все новые и новые шаги и стараются сделать их все лучше и увереннее. Большинство из нас все-таки ходят на работу не только за зарплатой, но и за личной реализацией, развитием. Ощущая по себе, что вклад компании в мое собственное профессиональное и личное развитие всегда мотивировал чуть ли не больше, чем очередное повышение оклада, я всегда уделяла этому большое внимание, работая со своей командой, и видела в этом отдачу. Дополнительное образование, курсы и тренинги, постепенное усложнение задач, и наличие наставника, который в трудную минуту скажет: «Я в тебя верю», – все это тоже ключи к успеху руководителя и всего бизнеса. Удачи!
Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Самара

Всегда очень признателен людям, которые откровенно делятся жизненным опытом. За 5 минут Вы передали мне опыт который копили неделями, а то и месяцами. Спасибо, хорошая статья.

Генеральный директор, Москва

Резануло слово "фасилитировать". Русского синонима нет?

Аналитик, Москва
Леонид Сохор пишет:
Резануло слово "фасилитировать". Русского синонима нет?

Меня тоже.
А статья показалась мне искренней, человек достиг своей цели хочет поделиться радостью. Для опытного управленца задача сделать коллектив управляемым, грубо говоря, не самая сложная задача, а для не очень опытного эта статья подойдёт. Теперь ждите "нарушителей конвенции" и продумывайте свою реакцию.

Консультант, Москва

Спасибо за комментарии, коллеги. Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как дирижёра.

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Генеральный директор, Украина
Анатолий Курочкин пишет:
...Для опытного управленца задача сделать коллектив управляемым, грубо говоря, не самая сложная задача,

А мне кажется самая сложная. Поделитесь КАК сделать коллектив управляемым? Если можно, то пошагово с указанием инструментов менеджмента.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.