6 детских взглядов на бизнес, мешающих руководителям

В какой-то момент я с удивлением обнаружил большое количество совпадений между руководителями и детьми, как в восприятии окружающего мира, так и в отношении к жизни. Наверно, неправильно говорить про всех детей и всех руководителей разом, но в большинстве случаев все же сходство будет явным. При этом вне зависимости от размеров организаций, форм собственности (от мелких до гигантов, от частных до государственных) наличие этих черт можно обнаружить у людей, занимающих руководящие позиции.

Люди, возглавляющие компании, от которых их сотрудники правомерно ожидают какого-то более продвинутого подхода в управлении, на самом деле, решая ту или иную задачу, мыслят на уровне детей. Судите сами. Они так же, как и дети, наивны, нетерпеливы, капризны, верят в «Деда Мороза», надеются на «родителей» и быстро теряют интерес к начатому.

Наивны

Дети верят, что огни на елке загораются от того, что они все дружно кричат: «Елочка, зажгись». Именно дружно, потому что огни зажигаются, обычно, только после третьей попытки, когда, действительно, получается все сделать дружно. Дети верят, что если они еще чуть-чуть поднапрягутся, то смогут сдвинуть с места многоэтажный дом. Они верят, что рано или поздно получится спрыгнуть со стола на пол, держа в руках зонтик, воспарить в воздухе, как парашютист. И руководители тоже верят, что если им пришла в голову блестящая идея на выходных, то в понедельник, когда они расскажут о ней своим сотрудникам, те бросятся ее тут же реализовывать. Руководители верят, что создав новый стандарт работы по обслуживанию клиентов, сотрудники волшебным образом начнут его придерживаться в своей работе. Руководители также верят, что для них есть исключения в корпоративных правилах, что это никак не повлечет за собой то, что сотрудники начнут эти правила тоже нарушать.

Нетерпеливы

Детям с огромным трудом удается ждать, если здесь вообще уместно использовать слово «удается». Скажем прямо – они не умеют ждать. Как дождаться конца ужина, когда можно будет съесть любимую конфету или посмотреть свой любимый мультфильм, или дождаться, когда наступит день рождения? Дети еще не успели получить жизненный опыт и привыкнуть к тому, что сразу и быстро ничего нельзя создать. Любой результат требует терпения и усилий по его достижению, иногда приходится ждать десятилетиями. Однако многие руководители считают, что, например, изменить корпоративную культуру можно за год или меньше. Они не готовы усидчиво и терпеливо (по крупицам) изживать из компании безразличие и цинизм, искренне веря, что за несколько месяцев можно создать устойчивую клиенториентированную культуру.

Капризны

Дети пока еще не научились добиваться своих целей самостоятельно, поэтому используют привычный для них и надежный способ выражения своего недовольства. Они с помощью недовольного лица и топанья маленькими ножками добиваются своих целей. Руководители, испытывая недостаток аргументов, впадают в гнев, стучат кулаком по столу, кричат на своих сотрудников и оскорбляют. Дети считают, что им должны все давать просто так, потому что они – центр вселенной. Руководители тоже верят, что они – центр вселенной, и им должны давать: все, что они только захотят, только потому, что они это захотели получить.

Верят в «Деда Мороза»

Дети верят в чудо. Они верят, например, что есть такой удивительный дедушка, который за один вечер успевает в своих санях, ведомых по небу чудесными оленями, подарить всем заказанные подарки. Для этого лишь достаточно за месяц до Нового года написать на листочке бумаги свои пожелания и положить его в укромное место. Если утром этого листка бумаги не будет, то останется только дождаться 31 декабря. У руководителей тоже есть подобная милая вера. Они верят, что, например, нанятый консультант сделает несколько волшебных пассов руками, и на следующий день все в компании изменится совершенно безболезненно, а главное, без дополнительных усилий со стороны менеджмента и всей команды сотрудников.

Надеются на «родителей»

Дети верят во всемогущих родителей. Они с восхищением рассказывают друг другу о неограниченной силе своих мам и пап, о том, как те в случае чего придут и накажут любого, восстановят справедливость, спасут мир. Подобная вера сродни вере в «Деда Мороза» и в высшие силы. Дети ведь еще не имели возможности выработать в себе собственные силы. Они не могут полагаться на то, чем обладают сами, в отличие от взрослых, которые имели такую возможность. Руководители тоже любят рассказывать про свои связи, знакомства и больших людей в высоких кабинетах, не задумываясь, что тем самым демонстрируют свою несамостоятельность и слабость.

Быстро теряют интерес

Пока игрушка новая – она увлекает, в нее интересно играть. Как правило, достаточно быстро интерес к игрушке пропадает, ребенок устает с ней играть, и дальше игрушка пылится в дальнем углу комнаты. Как только появляется новая игрушка, ребенок снова полон сил и радости. Такое переключение может происходить до бесконечности. Руководители, воодушевленные новой идеей, бросаются с огромным энтузиазмом ее реализовывать. Через неделю или месяц идея теряет свою новизну и первоначальный блеск, превращаясь для них в обычную рутину. Руководитель теряет интерес, переключаясь на новые, и поэтому более увлекательные вызовы. Его предыдущая идея так и не будет реализована никогда. Она, как и заброшенная игрушка, пролежит на задворках компании, пока не будет выброшена окончательно или передарена «другому мальчику или девочке».

Все перечисленное выше – это далеко не полный список удивительных совпадений между поведением детей и людей, возглавляющих компании. Если дети имеют право на свое восприятие, потому что они – это маленькие люди, которые пока не имеют практически никакого опыта самостоятельной жизни, то руководители должны уже иметь более зрелый личностный уровень. У детей еще не было осознанных неудач, большого количества общения с другими людьми в ситуациях совместной работы. Руководители уже должны были получить такой опыт, а, следовательно, должны корректировать свое поведение, чтобы оправдать ожидания сотрудников, реагируя соответственно на возникающие в компании вызовы. К сожалению, только в редких случаях люди, стоящие во главе организаций, считают возможным для себя не оставаться на детском уровне развития, а предпринимают сверхусилия, чтобы изменить себя и стать взрослыми.

В качестве первого этапа работы, направленной на прощание с детством, можно посоветовать обращать внимание на проявление детского отношения и восприятия. Крайне важно самому научиться замечать в своих действиях «детский след».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Генеральным консультантам тоже "крайне важно научиться самим замечать в своих действиях «детский след»".

:)

Адм. директор, Санкт-Петербург

100% руководителей имели стадию "детство" в своей жизни, и если кто-то не смог или не захотел из детства выйти - то он и дальше имеет возможность "испытывать удовольствие" в перечисленных областях! Некоторым из них, правда, приходиться ещё и "стоять в углу", а если не повезёт - то ещё и сидеть...

В целом (ИМХО) я бы сказал, что эти аналогии вряд ли уместны в данном случае...Но иногда глядя в телевизор в разделе новостей правительственного блока, вынужден признать правоту автора!

IT-консультант, Москва

У меня вообще такое ощущение, что мы вопроизводим модели поведения 6-летних детей.

Решаем более сложные задачи, а модели поведения не меняются.

Руководитель, Москва

Инфантилизм - вещь распространенная. Именно по этой причине в разных культурах устанавливался возрастной ценз на занятие тех или иных должностей. Эта же традиция существовала и в СССР. Молодому специалисту редко давали серьезный пост. Помимо квалификации требовалась зрелость. К 50 годам люди становятся более спокойными и рассудительными. И даже если психологический возраст ниже, то не на столько чтобы это было всем заметно.

Сейчас мало кого интересуют аспекты возрастной психологии. Можно запросто поставить выпускника вуза руководить отделом из 40-летних специалистов.

Генеральный директор, Москва

Убедительное выступление. Бизнес зачастую и есть игра. Уолт Дисней говорил, что бизнес не может быть скучным. И автор очень стильно выглядит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.