Как начать подъем бизнеса после падения в кризис

Причин, почему львиная доля российских компаний до сих пор не имеет стратегии роста (стратегии развития) не так уж и много, согласно принципу McKinsey, но они достаточно сильны, чтобы сдерживать экономику целых отраслей:

  • Высокая стоимость денег снижает мотивацию долгосрочного планирования бизнеса
  • Ориентация на краткосрочный результат определяет и тип менеджмента, и его KPI
  • «Эффект лифта», когда экономика страны долго поднимала вверх всех, независимо от качества и количества усилий.

Поэтому, по данным Wordstat.Яндекс за 2015 год, запросов типа «игры о стратегии скачать» было в десять раз больше, чем запросов «стратегическое управление». Этот факт говорит, что стратегию мы больше воспринимаем как развлечение, чем практичный инструмент для роста бизнеса. Очевидно, что общая экономическая ситуация и прогноз на 2016 года дает нам новую возможность изменить свое отношение к этому. Для начала в виде антикризисной стратегии для своего бизнеса.

В первую очередь надо отметить, что кризисные ситуации – это нормально. Они помогают сделать ваш бизнес сильнее и крепче: все по Фридриху Ницше. Антикризисная стратегия для конкретной компании в конкретной ситуации, как антидот, безусловно, зависит от набора ключевых факторов, обеспечивших саму кризисную ситуацию. Но один ключевой фактор обязательно присутствует в любом сценарии: управленческие ценности и цели, создающие ошибки.

Что делать? Тут мы перейдем к простым и понятным рекомендациям, которые если и не создадут индивидуальную антикризисную стратегию компании, то в любом случае снизят уровень критичности ситуации.

Шаг первый: признать ошибки

Необходимо себе признаться в том, что система управления в компании, ее установки, цели, стили, методы, оценки, решения содержат серьезные ошибки. При этом здесь также необходимо соблюдать принцип адекватности – наличие ошибок – это нормально! Наличие ошибок, их искреннее осознание и принятие дает возможность изменить ситуацию в самое короткое время. Очень часто в этой ситуации происходит либо смена менеджмента, либо его личностный и профессиональный рост. Народная мудрость «за одного битого – двух небитых дают» в этом случае работает отлично. В последнем варианте на одной передаче дел вы сэкономите от трех недель до трех месяцев, что может быть критичным для ситуации.

Шаг второй: позаботиться о людях

Как показывает практика многих серьезных компаний, спокойно переживших кризис 1998 или 2008 годов, или оба сразу, самым мудрым решением в кризисной ситуации будет отказ от сокращения людей, либо перенос этого пункта на черный сценарий, когда компания в итоге все же оказывается банкротом. При этом самым стойким заблуждением российского менеджмента является связь между ФОТ и сокращением персонала. В 90% компаний ФОТ труда можно оптимизировать без сокращения персонала. Что в итоге повышает производительность труда компании и лояльность самого персонала. Это проверено многократно. Работает.

Шаг третий: остановить совещания

В условиях надвигающегося дефицита любого ресурса и времени действовать необходимо четко и быстро. Поэтому лучшим вариантом мобилизации компании станет штабной стиль работы, привлечение к решению срочных и важных задач большего числа мотивированных людей. Часто в сложной ситуации персонал способен проявить самые лучшие и неожиданные качества. Верьте в своих людей, это окупается! В 90% случаев экспертных знаний и идей персонала бывает достаточно, чтобы подготовить полноценный и эффективный план действий. При этом мы помним про пункт №1 и даем возможность людям предлагать даже самые, как нам ранее могло казаться, бредовые идеи и серьезно анализируем все варианты. Собираемся чаще, обсуждаем только вопросы из составленного плана работ, дорожной карты.

Шаг четвертый: оценить активы и пассивы

Деньги – это кровь вашего бизнеса. Обязательно оцените финансовое состояние компании, оцените ликвидность своих активов и долговых обязательств. Если необходимо, то найдите эксперта и воспользуйтесь его профессиональной консультацией. Принимайте решения, которые обеспечат вам более быстрое движение, большую оборачиваемость денег, пусть с меньшей рентабельностью. Проанализируйте товарную матрицу и складские остатки, поговорите с поставщиками, с кредиторами. Живой клиент им гораздо выгоднее в долгосрочной перспективе, чем банкрот в краткосрочной. Вот теперь мы и подошли с вами к главному!

Шаг пятый: наметить стратегию роста

Именно сейчас, параллельно с антикризисной стратегией, вы обязаны заняться разработкой стратегии роста своего бизнеса. Почему? Вы не «Газпром». На вашем рынке вы не монополист. Бизнес – это гора. Поэтому у вас только два пути – вниз по склону на попе или вверх к вершине по намеченному маршруту. Намеченный маршрут – это и есть стратегия роста. И если с антикризисной стратегией вы сегодня уже «на ты», то сделать твердый шаг в свое светлое будущее вам уже не составит большого труда!

А потом? Помните, как пел Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль»: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.