Почему уменьшается объем рынка оборудования для автосервиса

Статистика маркетинговых агентств утверждает: более 40 млн автотранспортных средств «бороздят пространство нашей необъятной Родины». Экспертами «Автостат» установлено, что постоянно эксплуатируется до 75% автопарка (28-35 млн АТС). Из этого следует, что 35 млн АТС нуждаются в замене запасных частей, техническом и сервисном обслуживании. Агентствами подсчитано, что объем рынка оказания автосервисных услуг в денежном выражении составляет 540 млрд руб.

Казалось бы, есть место, где развернуться и тем, кто оказывает услуги по ремонту и обслуживанию транспорта, и тем, кто поставляет оборудование для оказания таких услуг. Почему же объем рынка оборудования для автосервиса продолжает сокращаться, какие факторы этому способствуют, а главное – какую информацию необходимо учитывать руководству компаний для минимизации негативного влияния последних тенденций на коммерческую деятельность предприятий?

Сокращаемся, господа…

Продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков с начала 2015 года в РФ сократились на 24%. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте грузовых автомобилей, где объем продаж упал на 23%. С другой стороны, количество перерегистрированных автомобилей составило 6 млн. Собственно говоря, эти цифры еще раз подтверждают снижение покупательской способности населения. Об этом очевидном факте говорят и данные последних исследований ассоциаций и профильных изданий, касающиеся отношения автовладельцев к обслуживанию автомобилей.

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Фокус группа 1. «Владельцы иномарок, возраст АТС до трех лет».

  • Обслуживание: официальный дилер.
  • Процент обслуживаемых автомобилей – 65%.

Фокус группа 2. «Владельцы отечественных автомобилей, возраст АТС до трех лет».

  • Обслуживание: официальный дилер.
  • Процент обслуживаемых автомобилей – 3%.

Фокус группа 3. «Владельцы иномарок, возраст АТС 10 лет».

  • Обслуживание: сертифицированное СТО.
  • Процент обслуживаемых автомобилей – 3%.

Фокус группа 4. «Владельцы иномарок, возраст АТС 10 лет».

  • Обслуживание: сертифицированное СТО.
  • Процент обслуживаемых автомобилей – 2%.

Статистика неутешительна, большая часть автолюбителей в течение первых десяти лет эксплуатации автомобиля готовы проголосовать рублем за получение сервисных услуг у частных специалистов.

Схожий пример опубликовало издание «За рулем» номер от 24 января 2015 года. Представленная инфографика содержит результаты исследования, проводимого среди читателей интернет-версии журнала. Как видно из представленных графиков:

  • лишь 21% читателей продолжили обслуживание автомобиля в дилерских центрах;
  • 15% стали клиентами независимых станций,
  • а спустя определенный период времени к ним присоединятся еще 23% респондентов, которые по окончании гарантийного срока уйдут от дилерского обслуживания;
  • 9% поедут к гаражным знакомым;
  • а 32% будут ремонтировать любимое четырехколесное средство, используя исключительно имеющиеся знания, умения и навыки.

рынок

Цифры, приведенные мною, явно указывают на то, что в отрасли оказания услуг ТО сложилась непростая ситуация, которая, к сожалению, усугубляется труднодоступностью получения кредитных средств в финансовых организациях, а значит – о развитии бизнеса и /или диверсификации услуг, чтобы пережить сложные времена, уже речь не может идти. Такое положение дел негативным образом сказывается на состоянии рынка оборудования для автосервиса и технического осмотра автотранспортных средств.

Но для начала небольшой экскурс в историю. В период 2011-2014 годов рынок обслуживания АТС стремительно рос. До 30% рынка автосервисов составляли дилерские центры, чуть более 5% – сетевые сервисы, 65% – неавторизованные сервисные станции. Что касается специализации автосервисов, то 71% из них относились к универсальным центрам, 23% специализировалось на отечественных автомобилях, 5% специализировалось на иномарках, 1% – центры, специализирующиеся на одной марке.

Естественным образом, бурный рост рынка автосервисных услуг сказался на рынке автосервисного оборудования, который пережил качественный скачок. Так, к примеру, объем рынка балансировочного оборудования в денежном выражении за период 2011-2013 годов вырос не менее чем на 500 млн рублей, а ведь еще существуют сегменты автомобильных подъемников, шиномонтажного оборудования, оборудования для технического осмотра автотранспортных средств и прочего. Увеличилось и количество игроков на рынке, обозначилась специализация компаний. На рынке есть компании, занимающиеся продажами оборудования собственного производства, имея побочные продажи оборудования для диагностики и ТО иностранных производителей; импортеры, работающие исключительно с европейскими и/или американскими поставщиками; импортеры, работающие исключительно с оборудованием производства КНР, причем, именно последний сегмент является самым высококонкурентным (особенно теперь, когда даже самые «маститые» игроки рынка задумываются о поставках оборудования из Китая под собственной торговой маркой).

А где рынок… Рынок-то где?

К сожалению, динамика на рынке автосервисного оборудования, как, в общем, и во многих других сопряженных отраслях, носит явно негативный характер. С другой стороны, на фоне общих негативных показателей экономики, сокращение рынков шиномонтажного, балансировочного оборудования минимум на 30% выглядит более чем обыденным делом.

Намного сложнее обстоят дела с рынком технического осмотра. Скажем словами одного известного политика: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда», ведь они как нельзя лучше отражают ситуацию с законотворческой инициативой по «модернизации системы техосмотра».

В 2012 году вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ, призванный отрегулировать отношения между всеми участниками рынка и отменяющий мораторий на проведение технического осмотра АТС. Идеальный вариант «в теории» выглядел так:

1. Конечный потребитель получает услугу технического осмотра без очереди.

2. Предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию автомобилей, имеют возможность расширить сферу деятельности.

3. Производители и поставщики оборудования для техосмотра получают дополнительный рынок сбыта, причем, на долгосрочную перспективу.

4. Все вопросы, связанные с рынком, регулируются автостраховщиками.

Что получилось на самом деле:

1. Конечный потребитель зачастую оформляет диагностическую карту без фактического прохождения ТО.

2. Предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию автомобилей, не знают, что делать с приобретенным оборудованием, которое простаивает.

3. Производители и поставщики констатируют факт падения продаж после ажиотажного спроса в 2012 году.

4. Заинтересованные стороны организуют различные форумы, чтобы урегулировать спорные вопросы и решить, что же делать дальше.

По официальной статистике РСА, в 2015 году официально зарегистрировано 4 234 пункта технического осмотра по всей стране. Для сравнения, это на 260 пунктов больше, чем во втором полугодии 2012 года. Трудно представить, что такое количество пунктов способно обеспечить прохождение технического осмотра в режиме «без очередей», как это задумывалось при инициализации реформы, даже при условии, что владельцы новых автотранспортных средств обязаны проходить технический осмотр только через три года. Так или иначе, общее количество автотранспорта, как уже было указано в материале ранее, не менее 40 млн единиц. С другой стороны, мы не наблюдаем очередей из автомобилистов, желающих пройти техосмотр. Получается, что и имеющиеся ПТО не загружены, купленные средства диагностики не окупаются. Отметим, что оборудование для осуществления процедуры технического осмотра является одним из самых дорогостоящих. К примеру, стоимость одного тормозного стенда может превышать 1 млн рублей; и это без комплекта необходимых диагностических приборов.

На протяжении последних нескольких лет эта ситуация оказывает серьезное негативное влияние на рынок техосмотра, и, к сожалению, тут нет простого решения проблемы, так как с одной стороны, необходимо с законодательной точки зрения прийти к общему знаменателю относительно четкого перечня оборудования, необходимого для оснащения ПТО, и многих других спорных вопросов. С другой стороны, необходимо искоренить практику оформления диагностической карты без прохождения процедуры технического осмотра.

Полагаю, схожая ситуация складывается во многих отраслях помимо машиностроения или автоиндустрии. Принимая во внимание тот факт, что снижение объемов рынков гаражного оборудования и оборудования для техосмотра составляют не менее 30-40%, говорить об их быстром восстановлении не приходится, а лишь констатировать следующие господствующие тенденции на рынке:

  • некоторые федеральные поставщики оборудования для автосервиса под давлением сложившихся экономических условий будут распадаться на более мелкие компании регионального уровня;
  • большинство серьезных игроков рынка будут испытывать давление со стороны вновь образовавшихся компаний;
  • многие поставщики будут осваивать непрофильные или новые для них каналы сбыта, к примеру, участие в тендерах;
  • руководству компаний, как и большинству продавцов оборудования для автосервиса, так и его покупателям придется изменить подход к восприятию цены на оборудование. Продавцам придется изменить привычный способ ценообразования, покупателю придется свыкнуться с тем, что автомобильный подъемник за 50 тыс. рублей он купить уже не сможет;
  • российские производители, имеющие серьезные производственные мощности будут более успешно конкурировать на рынке с поставщиками оборудования из Китая;
  • европейские производители будут бороться с ценовым барьером входа на рынок;
  • все большее внимание владельцами СТО будет уделяться оборудованию б/у и ремонту имеющегося оборудования.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что в долгосрочной перспективе всем участникам рынка предстоит большая работа, чтобы сжиться с существующими условиями и вернуть утраченные позиции.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти
> Конечный потребитель зачастую оформляет диагностическую карту без фактического прохождения ТО. Дык в чем проблема-то? Только лучше для ПТО - оборудование не изнашивается, затрат электричества нет, механик не нужен. Знай сиди да выписывай бумажки за _ту же самую оплату_, как если бы работали стенды. > необходимо искоренить практику оформления диагностической карты без прохождения процедуры технического осмотра. Как искоренять-то? А главное - зачем? Если ПТО _выгодно_ выписать карту без прогона стендов и _ничего за это ему не будет_ в ближайшее столетие - надо быть идиотом, чтобы этим не заниматься. У авторов статьи хочется поинтересоваться, чем фокус-группа 3 отличается от фокус-группы 4. В описании все идентично, а результаты разные.
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Уважаемый Юрий,

как это часто бывает, согласен с Вашим комментарием, и если уж авторы ответят на Ваш последний вопрос, спросите их, что такое фокус-группа в их понимании, а то это явно что-то не вполне традиционное.

Менеджер по закупкам, Германия

То есть проблема в том, чтобы добиться соблюдения закона?

Простаивание оборудования ведет еще и к уменьшению количества и квалификации специалистов, умеющих с этим оборудованием обращаться.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Изумительный лид статьи

"По российским дорогам колесят около 40 млн авто, а вот СТО насчитывается чуть более 4 тыс. В чем причина такого дисбаланса?"

Я знаю причину такого дисбаланса: одна СТО может обслуживать более одного автомобиля!

Марина Бан +170 Марина Бан Нач. отдела, зам. руководителя, Новгород

Коллеги! Благодарю за прочтение своей статьи и комментарии. Были проблемы с активацией профиля в новой версии сайта, поэтому отвечу на все Ваши вопросы с нового аккаунта. Извините за задержку. Итак, начнем с самого начала:
Во-первых, Юрию, спасибо огромное за прочтение моей второй статьи. а теперь касаемо вопросов:
1. Дык в чем проблема-то? Только лучше для ПТО - оборудование не изнашивается, затрат электричества нет, механик не нужен. Знай сиди да выписывай бумажки за _ту же самую оплату_, как если бы работали стенды.
2. Как искоренять-то?
А главное - зачем?
Если ПТО _выгодно_ выписать карту без прогона стендов и _ничего за это ему не будет_ в ближайшее столетие - надо быть идиотом, чтобы этим не заниматься.
Юрий, основная проблема в том, что во-первых эта бумажка, зачастую, стоит дешевле оформления диагностической карты, во-вторых, эти самые автолюбители зачастую даже не доезжают до ПТО и оформляют диагностическую карту в страховых компаниях или у тех, кто незаконным способом продает диагностические карты через Интернет. Так-что деньги в любом случае уходят "мимо кассы".
3. У авторов статьи хочется поинтересоваться, чем фокус-группа 3 отличается от фокус-группы 4. В описании все идентично, а результаты разные.
Юрий, каюсь, моя ошибка, так увлеклась уникальностью текста, что не заметила закравшуюся в текст ошибку. В четвертой группе говорится о владельцах отечественных автомобилей.
5. Предыдущим комментарием ответила также на вопрос Михаила Ободовского.
6. С Марией Петроченковой согласна на все 100%.
7. Что касается лида статьи, то это вариант редакции портала.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.