Сколько стоит час акционера? Не пора ли собственнику отойти от дел? (2)

В предыдущей статье мы разобрали различие между эффективностью и «крутостью» (масштабностью) и поняли, что стремиться одновременно к тому и другому некорректно. Нужен баланс. В качестве домашнего задания предлагалось перечислить показатели, характеризующие «крутость» и эффективность как бизнеса, так и его владельца. Итак, попробуем разобраться с понятиями масштабности и эффективности применительно к компании и бизнесу. Развернутое определение этих и похожих понятий приведено в Глоссарии (смотрите врезку).

Третий случай из консультационной практики

Собственники одной компании поручили менеджменту «раскрутить» компанию до определенного размера оборотов. Менеджмент вышел со встречным предложением, втрое превышающим задачу, но попросил себе опцион 10% от капитала. Собственники вначале согласились и попросили представить финансовую модель. Каково же было их удивление, когда одним из сценариев этой модели предусматривалось расширение компании за счет привлечения внешних акционеров, после чего у исходных владельцев могло оказаться и 25% акций (четверть стоимости бизнеса, который вырос бы только втрое), и 9% акций (а у менеджмента, напомним, по опциону – 10%). Пришлось существенно перерабатывать модель и схему договоренностей. И дело даже не в злых кознях менеджмента: их не было. Менеджмент просто ориентировался на показатель капитализации как показатель масштабности компании, и совсем забыл об интересах акционеров – их показателе масштабности – размере состояния. Похожие ситуации происходили после проведения IPO некоторых наших компаний: в результате IPO капитализация компании по определению растет, но вскоре после размещения акции падали до цены, ниже цены размещения, и акционеры теряли свое состояние, несмотря на рост капитализации компании.

Поэтому недостаточно будет ставить в качестве задачи менеджменту только капитализацию. Следует также обусловить ее рост ростом состояния акционеров.

Приведенный случай демонстрирует, что показатель масштабности бизнеса (капитализация) не совпадает с показателем масштабности владельца (состоянием владельца). Разберемся с понятиями масштабности и эффективности применительно к бизнесу (компании).

Эффективность и масштабность компании

Начнем с показателей масштабности, поскольку они часто характеризуют результат и попадают в числитель. Очевидно, что объемы продаж и капитализация (рыночная стоимость) компании – самые первые кандидаты на показатели масштабности. Именно по этим показателям солидные бизнес-журналы выстраивают рейтинги компаний. С этими показателями тесно связаны показатели объема прибыли и чистых активов (собственного капитала). Можно приводить еще, но пока достаточно.

Чем же характеризуется эффективность компании?

Если взглянуть на нее глазами владельца, то его интересует отдача на инвестированный им капитал, так называемая ROE (Return On Equity):

ROЕ = D/K, где:

  • ROЕ — рентабельность капитала (отдача на капитал) (% годовых),
  • D — прибыль за период (рублей в год),
  • K — собственный (инвестированный) капитал (средний за период) (рублей),

Далее нам не обойтись без упоминания одной из наиболее известных формул финансового анализа — формулы корпорации Дюпон:

ROЕ = D/K = (D/V)*(V/A)*(A/K), где:

  • V — оборот (продажи) за период,
  • A — активы организации.

На словах формула Дюпона звучит следующим образом:

Отдача на капитал (норма прибыли) равна произведению рентабельности продаж (D/V), оборачиваемости активов (V/A) и «финансового рычага» (А/К), прямо пропорционального закредитованности компании и обратно пропорционального коэффициенту ее финансовой устойчивости.

Известно, что одна формула уменьшает число читателей статьи вдвое, но без этой формулы владельцы не смогут профессионально разговаривать со своими финансовыми директорами.

Показатель ROE характеризует эффективность компании (бизнеса). Масштабность же бизнеса оценивается его рыночной стоимостью (капитализацией), которая часто увязана с собственным капиталом К. Иными словами, чем выше собственный капитал К, тем масштабнее компания. Но в таком случае тем выше знаменатель в формуле ROE, а значит, тем ниже эффективность компании. Таким образом, «крутость» прямо противоречит эффективности. Что же, философски это понятно: за все надо платить. Известно, что наиболее эффективны именно стартапы, они очень быстро растут (правда, и теряют стоимость тоже наиболее быстро). Зато зрелые компании уже не показывают таких темпов, но более устойчивы. Мне не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что «крутизна» – это что-то предосудительное. Не будем забывать, что масштаб бизнеса свидетельствует о значимости идеи, лежащей в основе его миссии, для трех основных групп людей: потребителей, работников и совладельцев.

Каким образом владельцу стать более «крутым», повысить прибыль D как свой доход?

Смотрим на формулу: D = ROE*K.

Поскольку собственный капитал К ограничен, остается повышать ROE – эффективность бизнеса. Какие из сомножителей формулы ROE он может повысить более-менее заметно?

В условиях конкуренции возможность повышения первых двух сомножителей – рентабельности продаж (D/V) и оборачиваемости активов (V/A) ограничены (если считать, что бизнес не перегружен непрофильными активами).

Остается повышать третий показатель (A/K), который характеризует степень финансовой неустойчивости – риска бизнеса. Этот показатель в некоторых компаниях достигал 9-10. То есть, на рубль собственного капитала приходилось 8-9 рублей заемного. Это очень высокий риск для кредитора, поэтому он вправе ожидать более высоких процентов за кредит.

Чем более высокие риски берет на себя бизнес, тем больше внимания управлению ими должен уделять владелец. Таким образом, растет степень его участия в управлении (контроле), увеличивается время, затрачиваемое владельцем на бизнес. Быстро растущий бизнес как бы затягивает своего владельца. Становится неясным, кто на кого работает: бизнес на владельца или наоборот.

Внимательный читатель уже может сделать очевидный вывод: погоня за эффективностью бизнеса требует снижения эффективности владения, что также философски понятно.

Каким образом владельцу повысить свою эффективность (как капиталиста, не как предпринимателя)?

Оговоримся сразу, что в этой статье мы рассматриваем собственника не как бизнесмена, а как капиталиста – пассивного владельца, заинтересованного в повышении отдачи на инвестированный капитал. Конечно, это трудно себе представить, зная наших собственников-предпринимателей. Но когда-то они будут привлекать в компанию классических инвесторов, не желающих тратить время на предпринимательскую деятельность, поэтому имеет смысл посмотреть на эффективность владения именно их глазами.

Итак, если показатель эффективности:

S=D/T, то надо повышать числитель и уменьшать знаменатель. Числитель не может расти до бесконечности.

Как было показано выше, максимизация прибыли D автоматически ведет к максимизации рисков. Поэтому следует ставить задачу не максимизации прибыли D, а выведения ее на некий уровень, сбалансированный с уровнем рисков, связанных с ней, в первую очередь рисков закредитованности. Прибыль D должна обеспечить такой доход на инвестиции акционеров (К), чтобы отдача на этот капитал К была несколько выше (на разумный процент Х%) среднерыночного отраслевого уровня. Здесь Х — разумное число, заданное владельцем на основе рыночной информации, которую предоставит любой квалифицированный оценщик бизнеса или фондовый аналитик. Ответственность за достижение этого уровня доходности несет менеджмент.

Что касается знаменателя, то его следует снижать, в идеале, до нуля. Правда, владельцы обоснованно опасаются, что в этом случае и числитель сравняется с нулем, а то и выйдет в минус. Поэтому какое-то время на контроль тратить обязательно нужно, но следует помнить, что желательно его снижать. Бизнес, контроль которого не требует больших затрат времени от собственника, называют прозрачным. Именно поэтому прозрачный бизнес столь ценится инвесторами. Именно для этой задачи собственнику может потребоваться постановка системы корпоративного управления и владельческого контроля, чем, собственно, и занимается автор. Именно здесь владельцу следует освоить методы личного и корпоративного тайм-менеджмента, о котором упоминалось в начале статьи.

Итак, теперь у нас есть набор взаимосвязанных, но относительно автономных показателей, характеризующих масштабность и эффективность бизнеса и его владельца (таблица 3). Читатели, которые аккуратно проделали упражнение с таблицей 2, могут сверить свои записи с таблицей 3.

Таблица 3. Показатели масштабности и эффективности бизнеса и его владельца.

Бизнес

Владелец

Масштабность

Капитализация (стоимость бизнеса); собственный капитал (K); объемы продаж V; масса прибыли D

Размер состояния = (капитализация или стоимость бизнеса * доля владельца в бизнесе)

Эффективность

Отдача на собственный капитал (ROE = D/K) или доля прибыли в капитализации (величина, обратная известному рыночному соотношению p/e)

Отдача на единицу времени (S = D/T или прирост состояния в единицу времени)

Выводы

1. Собственнику-капиталисту, решившему стать эффективным, придется снижать затраты своего времени (даже за счет некоторого снижения дохода D). При этом ему предстоит решать, что делать с освободившимся временем.

Мой опыт показывает, что это реальная проблема для многих компаний. Собственник, не определившийся с этим вопросом, либо продолжает вмешиваться в функционирующий бизнес, мешая работать менеджерам, либо, напротив, устраняется из него, превращаясь в пользователя бизнеса. В первом случае наступает угроза снижения эффективности функционирования налаженного бизнеса, а во втором — угроза потери перспектив его развития или даже самого бизнеса.

2. Стремление повышать эффективность или масштабность бизнеса может привести к падению владельческой эффективности.

3. Собственник-предприниматель, решивший развивать свой бизнес, должен стремиться к снижению Т (контроля) для того, чтобы повышать Т (развития).

4. Повышение масштабности бизнеса не ведет автоматически к повышению состоятельности его акционеров, поэтому перед менеджментом следует ставить задачи по повышению масштабности бизнеса при условии роста благосостояния акционеров.

5. Прежде чем собственнику-капиталисту начать становиться эффективным, ему надо понять, зачем ему нужно свободное время:

  • для отдыха?
  • для благотворительной деятельности?
  • для занятий новым бизнесом?
  • для занятий своим хобби?
  • ???

Словом, от прибыли – к свободному времени, господа эффективные капиталисты! Пусть показатель S станет одним из показателей вашей «крутизны».


Глоссарий

Собственник: в контексте бизнеса и организаций – это лицо, единолично владеющее правом принятия основополагающих решений в организации (компании), владелец фактического контрольного пакета. И… возможностью непринятия: может сорвать кворум собрания акционеров/участников как высшего органа управления. Как правило, владелец более 50% голосов собрания акционеров/участников. Понятие имеет смысл только в единственном числе для конкретного бизнеса (компании) и только в настоящий момент времени. Собственник – это единственный «субъект хотения». Его работа – хотеть, задавать «хотелку», в том числе, решать, каким быть: «крутым» или «эффективным».

Совладелец: участник хозяйственного общества (товарищества), имеющий право голоса в высшем органе управления организацией. Возможные формы совладения в зависимости от формата участия в бизнесе: партнер и акционер.

Партнер = совладелец (часто член группы предпринимателей), участие которого в бизнесе именно в качестве лица существенно важно для бизнеса.

Акционер = совладелец, участие которого в бизнесе важно не как конкретного лица, а как поставщика капитала. Не обязан быть партнером – предпринимателем. Как правило, ведет себя как капиталист.

Капиталист: с точки зрения организации – реализовавшийся инвестор – поставщик первоначального или дополнительного капитала (акционер АО). С собственной точки зрения – лицо, инвестирующее капитал в доходные активы (в отрасль, организацию или проект) с целью получения отдачи на инвестированный капитал при допустимой норме риска.

Инвестор: потенциальный капиталист. Как правило, лицо, имеющее средства для инвестирования и находящееся в процессе принятия решения о направлении инвестирования. Именно поэтому компании стараются быть инвестиционно привлекательными для инвесторов, имеющих свободные деньги. В зависимости от стратегии инвестирования различают стратегических и портфельных инвесторов (капиталистов).

Предприниматель: автор инновационной бизнес-идеи, которая имеет рыночный потенциал (потенциал получения сверхприбыли), готовый действовать на свой страх и риск. Он единственный, кто существует до создания компании.

Особенности бизнес-идеи:

а) простота (короткий путь от замысла до действия);

б) неочевидность результата (риск).

Он создает дополнительную стоимость, инвестируя свои идеи и время в становление нового бизнеса «здесь и теперь». Часто выступает в качестве учредителя («грюндера»), но роль предпринимателя требуется бизнесу и в следующих поколениях владельцев, которые уже не будут являться учредителями.

Предприниматели – единственный легитимный слой общества, представители которого никогда не задают вопроса: «Дяденька, скажите, что мне делать?». Они сами ставят перед собой задачи и еще дают работу другим. Второй похожий слой общества – нелегитимный – это криминал. Поэтому силовики, не особо внимательные к законам, часто принимают первых за вторых.

Предприниматель необязательно выступает как поставщик капитала и/или руководитель организации. Но часто бизнесы, созданные «с нуля», возглавляются на первых порах предпринимателями-учредителями, когда наблюдается совмещение ролей собственника (совладельцев) и генерального директора (топ-менеджеров).

«Грюндер» (основатель, учредитель): основатель бизнеса (компании), учредитель. Это физическое лицо, поэтому можно говорить о поколении «грюндеров». Учредитель – это всегда «грюндер», но не всегда верно обратное, поскольку учредителем может выступать юридическое лицо, государство. В России «грюндером» также можно назвать первого собственника или совладельца приватизированного бизнеса. Особенность России и постсоветского пространства в том, что практически весь бизнес – «грюндерский». Никто ничего не получил по наследству от родителей и даже не представляют, как происходит процесс наследования (владельческой преемственности). В этом смысле характер российского бизнеса не только «грюндерский» (в послевоенной Германии и Японии тоже возникло поколение новых «грюндеров»), но и «сиротский», поскольку нет ни широкой практики, ни даже отдельных образцов родовых бизнесов.

Менеджер: физическое лицо, работающее на компанию по найму, выполняющее функции управления текущей деятельностью компании. В зависимости от контекста под менеджером мы будем понимать либо генерального директора (единоличный исполнительный орган, говоря юридическим языком), либо члена команды менеджеров.

Хозяин: собственник, совмещающий в одном лице функции первого руководителя. Часто «грюндер» = первый хозяин.

Лидер: собственник, который отошел от оперативного управления и передал его наемному генеральному директору, но оставил за собой функции стратегического управления и контроля.

Компания: Слово компания происходит от итальянского cumpanis, что означает «совместное потребление хлеба». Таким образом, первоначальный смысл компании связан с ее семейной, фамильной (родовой) сущностью. Эволюция компании в корпорацию (анонимную компанию) постепенно привела к утрате этой сущности. Компания с распыленным владением – компания без собственника. Распыленным может считаться владение, при котором:

  • акции (доли) распределены среди акционеров относительно равномерно;
  • акционеров достаточно много, что затрудняет процесс коммуникации между владельцами и делает маловероятным согласие при определении общего видения будущего компании.

У компании с распыленным владением по определению не может быть собственника, поскольку нет владельца контрольного пакета. Исследования показывают, что в России таких компаний практически нет, по крайней мере, среди заметных. Автор встречал такие компании на заре приватизации, но все они либо обанкротились, либо были выкуплены конкретными собственниками.

Компания с концентрированным владением – это компания, контрольным пакетом которой владеет либо собственник, либо небольшое количество совладельцев – партнеров (случается, что это конфликтующие партнеры). Компаний с концентрированным владением в России подавляющее большинство.

Бизнес: это коммерческая (предпринимательская) деятельность, осуществляемая непосредственно физическим лицом, зарегистрированным в этом статусе, либо посредством юридических лиц (организаций, компаний). Строго говоря, бизнес не тождественен компании. В рамках данной статьи мы считаем, что показатели эффективности и масштабности увязаны с аналогичными показателями для компании.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.