Действующий бизнес или стартап?

Очень часто можно услышать выражение: «Это у них стартап, а не настоящий бизнес». В данный момент я руковожу и стартапом, и традиционным бизнесом, и эта разница очень четко прослеживается во всех ключевых моментах. Чтобы поделиться своим опытом, я составил 10 различий между стартапами и настоящим бизнесом, а также указал возможные способы превратить свой только что начатый проект в полноценное дело.

1. Источники дохода

Пожалуй, это первое, что отличает стартап от реального бизнеса. Стартаперы всегда ждут инвестиций, зачастую даже не пытаясь запустить работающую схему монетизации, которая и способна превратить проект в работающий и приносящий прибыль бизнес. Инвестиционные транши зачастую позволяют стартаперам расслабиться и растягивать процесс доработки продукта или продвижения на долгие месяцы.

Выход: не надеяться только на инвестиции и не пытаться сходу повторить успех Instagram или Facebook, вместо этого продумывать возможности монетизации уже на старте.

2. Смелость идей

Все мы восхищаемся яркими рекламными кампаниями, которыми блистают богатые на выдумку стартаперы и многомиллиардные корпорации. К слову, запустив осенью 2014 года наглую вирусную акцию на конференции для маркетологов Digitale, мы достигли эффекта, в разы превышающего результаты консервативного продвижения. Но за смелостью идей может скрываться и риск потерять репутацию серьезной компании.

Выход: не бояться организовывать яркие промо, но не переусердствовать в своем пыле, находить «золотую середину» между креативом и сохранением хорошей репутации.

3. Команда

Многие стартаперы не заботятся ни оформлением своих трудовых взаимоотношений, ни скреплением вообще каких бы то ни было взаимных обязательств. С момента запуска проекта Smart WiFi прошел год, и у нас тоже были определенные сложности внутри команды, которые привели к сильной коррекции состава людей, занимающихся оперативным управлением компанией.

Выход: договариваться друг с другом «на берегу» и быть готовыми к тому, что разногласия внутри команды, особенно в тяжелые времена, могут серьезно повлиять на рабочий процесс.

4. Бизнес-модель

Если при создании настоящего бизнеса бизнес-модель меняется довольно редко, то при создании стартапа бизнес-модель может меняться гораздо чаще. На первых порах это даже достоинство формата «стартапа», но тоже может навредить и репутации, и стабильной монетизации компании.

Выход: «семь раз спланируй, один раз запусти» – но и останавливаться на неэффективной бизнес-модели тоже не стоит.

5. Ожидания и амбиции

Еще одно огромное различие между стартом настоящего бизнеса и запуском стартапа. В первом случае человек называет себя «предпринимателем» и понимает, что без выстраивания работающих бизнес-процессов и получения прибыли (хотя бы для самоокупаемости) он не построит бизнес. Но во втором случае человек гордо именует себя «стартапером» и ждет, что после первой же встречи с первым же частным инвестором его проект сразу же выйдет на IPO, а венчурные капиталисты будут бороться за право купить долю в его компании.

Выход: мыслить реальными категориями, рассчитывать только на свои силы и строить бизнес, а не воздушные замки.

6. Бизнес-процессы

Распределение денежного потока, выплата зарплат, учет затраченного времени и другие привычные для настоящих бизнесменов вещи словно не касаются многих стартаперов, которые считают, что «все и так сложится». Нет, не сложится.

Выход: заниматься бизнес-самообразованием или привлекать в компанию предпринимателей с опытом реализации успешных проектов.

7. Продукт

В среде стартапов есть понятие MVP (minimum viable product), что означает состояние продукта, когда его уже можно использовать, но до конца он еще не готов. Это и преимущество, и недостаток. С одной стороны, таким образом можно протестировать возможности идеи и интерес аудитории, но в настоящем бизнесе бывает очень сложно объяснить первым клиентам, почему продукт постоянно меняется (и не всегда в лучшую сторону).

Выход: доводите свой продукт не только до MVP, но и до готовности использования клиентом.

8. Конкуренты

В реальном бизнесе конкурентам уделяется много внимания, в то время как многие стартапы упоминают о косвенных и прямых конкурентах только в определенных графах бизнес-плана и презентациях для инвесторах. Очень важно в период анализа рынка очень внимательно изучить активность конкурентов и оценить емкость той или иной ниши, а не бросаться наобум в развитие высококонкурентного направления.

Выход: Следите за активностями конкурентов и старайтесь опережать их хотя бы на шаг, чтобы всегда оставаться лидером.

9. Отношения с клиентами

В стабильном бизнесе отношениям с клиентам уделяется очень много внимания, в то время как многие стартаперы думают исключительно о доработке продукта и переговорах с инвесторами, а клиенты остаются «за бортом» и постепенно переходят к использованию других сервисов.

Опять же, многие стартапы надеются на свою «теплую» базу, которая состоит из уже знакомых людей, которые потенциально заинтересованы в продукте. Так было и в нашем случае — но, несмотря на первые восторги по поводу проекта, очень небольшой процент заведений из нашей «теплой» базы стали клиентами Smart Wi-Fi.

Выход: думайте о клиентах и удовлетворении их потребностей, и тогда монетизация начнет работать более эффективно, но при этом не надейтесь на то, что ваш продукт будет нужен всем и каждому, а также на бурный интерес со стороны «теплой» базы.

10. Первоначальные вложения

Для старта бизнеса всегда требуются вложения, и человек с мышлением предпринимателя, уверенный в том, что его идея сработает, готов вкладывать собственные деньги или брать кредиты в банках. Стартапы зачастую до конца не уверены в идее и очень часто только подтверждают истинность выражения «голь на выдумки хитра». Экономия на сотрудниках и подрядчиках в результате дает недостаточно высокое качество выполненных работ, займы у родственников и знакомых не требуют четкого бизнес-плана и понимания, когда и как эти деньги можно будет вернуть — и в результате висят тяжким грузом.

Выход: внимательно анализировать исходную ситуацию, возможности рынка и потенциал своей идеи — и вкладывать в развитие проекта необходимое количество денег, не забывая уделять внимание и всем тем пунктам, о которых я говорил ранее — чтобы эти вложения вернулись в увеличенном размере.

Самая важная мысль, которая родилась за время существования проекта Smart Wi-Fi, особенно если сравнивать с традиционным ресторанным бизнесом — стартап это и есть действующий бизнес, и приносить прибыль он начинает только в тот момент, когда предприниматель относится к нему со всей ответственностью и серьезностью.

Тимур Аблязов, генеральный директор Smart WiFi и ресторана Philibert

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Челябинск

Угу. Очередная демонстрация разницы между ''казаться'' и ''быть''. Это неистребимо из человеческой природы.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Стартап? В России? - Не, не слышал.
Срисованные с ''запада'' проекты? - А ну да, таких знаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.