«Метод Диснея»: как сделать бизнесу «инъекцию креативности»

Люди сильно переоценивают значение идей. Считается, что идеи правят миром, чем новее они, тем лучше, а без умения креативно мыслить далеко не уедешь ни в бизнесе, ни в карьере, ни даже в личной жизни. Отчасти это так. Но люди обычно упускают, что напридумывать идей может почти каждый. А то, что дается легко, друзья мои, стоит дешево. Дорого стоят только идеи не только революционные, но еще и своевременные, реалистичные, практичные, которые идеально применимы именно в сложившейся ситуации. А такие идеи — большая редкость.

Как их придумать? Можно конечно ждать, что у вас в компании заведется свой Стив Джобс или Джеф Безос и сотворит чудо. Но, боюсь, надежды на это мало. Я считаю, что куда надежнее использовать технологии, которые позволяют добиться выдающихся результатов системно. Много лет я использую в бизнесе подход, который называется «методом Диснея». Он позволяет высвободить креативный потенциал команды, но при этом не дает совсем оторваться от реальности.

Технология эта довольно проста, хотя первый раз лучше ее применить, конечно, при участии опытного коуча, который сможет правильно организовать весь процесс, что позволит не наделать ошибок и не испортить впечатление от метода. Чтобы решить какую-то проблему, вам нужно сформировать три команды: одни будут мечтателями, другие критиками, третьи реалистами. Лучшего эффекта вы добьетесь, если они будут состоять из сотрудников разных отделов.

Разведите их по разным комнатам и поставьте соответствующие задачи

  • Мечтатели должны генерить идеи, не оглядываясь на трудности: чем удивительнее и даже фантастичнее, тем лучше.
  • Критики, наоборот, возьмут на себя роль зануд, которые во всем будут видеть потенциальный провал.
  • Задача реалистов — попытаться примирить мечтателей и критиков, найдя золотую середину.

Идеи, придуманные мечтателями, отправляются на разбор к критикам, а потом на реабилитацию к реалистам, и наконец обратно к мечтателям, где снова начнут свое путешествие, пока наконец вы не почувствуете, что нашли то, что нужно (обычно поиск прорывного, но при этом практичного решения занимает три-четыре круга).

Практика показывает, что этот незамысловатый, на первый взгляд, метод оказывается намного эффективнее простых брейнштормов, которые пользуются незаслуженной популярностью. Почему? Дело в том, что метод учитывает особенности творческого процесса, выделяя основные его этапы и позволяя на каждом добиться наилучшего результата. Придумывать классные идеи часто мешает страх критики, боязнь сказать глупость, показаться недалеким. В группе мечтателей этот блок снимается.

Есть и другая крайность: безответственное придумывание идеек, которые оказываются совершенно несостоятельны. Политические игры или элементарная вежливость заставляет людей иногда держать свою критику при себе. Но в группе критиков никто вас не попрекнет за излишне негативный взгляд на вещи. А значит, идею рассмотрят под лупой, найдя все возможные негативные факторы, которые могут помешать успеху.

Реалистам останется только синтезировать две точки зрения. Четырнадцать лет я была региональным вице-президентом Tupperware по СНГ, одного из мировых лидеров на рынке премиальной посуды. И каждую осень мы устраивали месяц рекордов: ставили себе цель поднять продажи, причем не на проценты, а в разы — в шесть, восемь, десять раз, выполняя иногда за неделю половину квартального плана. Лучшего испытательного полигона для любой креативной технологии сложно, наверное, представить. И из года в год «метод Диснея» помогал нам добиться этих выдающихся результатов.

Понимая этот главный принцип, вы можете модернизировать технологию в соответствии со своей ситуацией. Если у вас нет столько людей и трех комнат, чтобы рассадить всех по группам, ничего страшного: вы можете просто попросить одних и тех же людей последовательно примерять на себя разные роли. Чтобы смена точки зрения получалась более органичной, можно ввести игровые элементы: наряжаться в разные костюмы, включать музыку, менять освещение. Подключайте фантазию.

Более того, вам иногда не нужна даже команда, чтобы применить «метод Диснея»: ничто не мешает проделывать то же самое упражнение в одиночку, только в своей голове. Столкнувшись с нетривиальной проблемой, поставьте себе задачу придумать как можно больше идей, не ограничивая свою фантазию практическими вопросами. Потом, наоборот, думайте как критик, а затем уже как реалист.

Это позволит вам выйти из зоны комфорта и открыть в себе новые ресурсы. Вы сами удивитесь, на что на самом деле вы способны — и каким огромным нереализованным потенциалом обладает ваша команда. Кстати, я не рекомендую формировать группы, подчиняясь только стереотипам, сложившимся в компании в отношении тех или иных сотрудников. Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте добавить к креативщикам интроверта, который прежде никогда не фонтанировал идеями. Отправьте критикана к реалистам, и посмотрите, что из этого получится.

В моей практике зачастую после этих упражнений люди раскрывались с неожиданной стороны и совершали новый рывок в карьере, которого никто и не ожидал, включая их самих. Это один из побочных эффектов технологии, который тем не менее иногда оказывается не менее важным, чем сами идеи, получаемые на выходе. Не исключено, что, применив «метод Диснея», вы к своему удивлению обнаружите, что на самом деле у вас и правда есть свой Стив Джобс.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Увеличивать ежегодно продажи в одном из месяцев можно только искусственными техниками.

Генеральный директор, Тольятти
Павел Кузовников пишет: Увеличивать ежегодно продажи в одном из месяцев можно только искусственными техниками.
Уважаемый Павел, полностью согласен (но искусственность сама по себе ни хорошо и ни плохо). Применимо в случае необходимости быстро собрать деньги под решение локальной задачи, требующей немедленного финансирования. Ну или показать акционерам что-то... Подходит (как мне кажется) для услуг и товаров с коротким временем использования (типа за месяц все проданное будет употреблено и в следующем клиенты снова придут за очередной порцией). Основное негативное следствие такого способа - возможный провал продаж в будущем периоде. Это если не удастся оттянуть клиентов от конкурентов. Сам по себе метод выработки идей, описанный в статье, хорош.
Управляющий директор

Придумать за полдня, и за остальную половину забыть.

HR-директор, Санкт-Петербург

Елена, спасибо за хороший ''инструментальный'' материал. О методе читала раньше, но именно в Вашем изложении увидела в нем инструмент. Есть ли, на Ваш взгляд, ограничения у этого метода?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Аркадий Теплухин пишет: Придумать за полдня, и за остальную половину забыть.
Это уже зависит от ''заказчика'' придумки. Если придумывали для развлекалки, то забудут. Если для дела, то во вторую половину дня начнут внедрять.
Консультант, Москва

Спасибо за статью, за пример использования этого (одного из многих) метода. Использовать метод полезно, на мой взгляд, не часто и именно для поиска идей решения нестандартных, в чем-то ''авральных'' задач. План продаж я не рассматриваю как нестандартную задачу. И если в месяц рекордов продажи можно поднять в 10 раз, то что это за план продаж? И что продавцы делают оставшиеся 11 месяцев?
P.S. из комнаты ''критиков''

Менеджер по персоналу, Санкт-Петербург
Нисколько не умаляя ценность и полезность статьи, чтобы сообщество приобретало хотя-бы вид профессионального, предлагаю использовать метод корректного цитирования. Восполняю пробел и отсылаю уважаемых коллег к книжке Роберта Дилтса ''Стратеги гениев'' (Strategies of Genius) Том первый, глава 3. Уолт Дисней. Мечтатель, реалист, критик. Уолт Дисней и три фазы творчества. От себя добавлю, что методы НЛП изначально разрабатывались, как ветвь психологии применительно к личностной терапии, и без дополнительных усилий на уровень социальных отношений перекладываются со значительными оговорками и дополнениями. Что касается любого мозгового штурма, хоть с разделением по ролям, хоть без обращу внимание уважаемых коллег, что используется малоэффективный метод простого перебора. Коротко можно прочитать Здесь: Методика мозгового штурма по Алексу Осборну. Чем метод перебора отличается от метода последовательного поиска от задачи к результату хорошо рассказывает ГС Альтшулер в своих работах. Всем красивых решений!
Генеральный директор, Тольятти
Виктория Леоненко пишет: И если в месяц рекордов продажи можно поднять в 10 раз, то что это за план продаж?
Уважаемая Виктория, объем продаж новогодних елок и игрушек максимален в декабре (хотя их покупают и среди года). То есть средняя по году цифра продаж перекрывается в декабре на один-два порядка. Это как пример товара ярко выраженного сезонного спроса. Октябрь в нашей отрасли (автопром) - месяц пикового спроса на зимнюю резину и шиномонтаж. В фармацевтике в это время - пик спроса на лекарства от ОРВИ (как мне кажется, но тут я не специалист). Кроме того, для товара с высокоэластичным спросом на сильно конкурентном рынке достаточно слегка снизить ценник, чтобы клиенты пошли валом. Что это даст в долговременной перспективе - вот вопрос вопросов.
Менеджер, Владимир

Комментарий к методу. По моему опыту, метод луше применять с одной и той же группой:
Шаг 1 . Они мечтают
Шаг 2 . Разрабатывают шаги реализации
Шаг 3. Критикуют
Шаг 4. Корректируют шаги реализации

И так ''шагают'' до полного понимания, что да, это реальное ВАУ, которое они хотят получить.

Менеджер, Владимир

Вообще, если интересен процесс стимулирования творческой активности, я бы тоже к АРИЗ рекомендовала обратиться (Альтшуллер Г., упоминаемый Ильей Плисовым).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.