Как сколотить состояние с помощью эмоционального интеллекта

Зачастую манипуляция воспринимается как нечто этически, эстетически и морально неприемлемое. Но это всего лишь инструмент. И как любой инструмент она может быть направлена на осуществление добрых или не очень добрых намерений. Манипуляция может быть как во благо человеку, к которому применяется, так и во вред.

Феномен манипуляции изучался разными исследователями, и его понимание со временем становилось все более объективным. Хотя на начальном этапе изучения многие авторы исповедовали довольно негативный подход к этому явлению. Для иллюстрации достаточно привести табличку, содержащую устаревшие определения понятия манипуляции:

Авторы

Определения

1.

Бессонов Б.Н.

Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем

2.

Волкогонов Д.

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира

3.

Гудин Р.

Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого

4.

Йокояма О.

Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора

5.

Прото Л.

Скрытое влияние на совершение выбора

6.

Рикер У.

Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать

7.

Рудинов Дж.

Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого

8.

Сагатовский В.

Отношение к другому как к средству, объекту, орудию

9.

Шиллер Г.

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения

10.

Шостром Э.

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей

11.

Робинсон П.

Мастерское управление или использование

Методов и принципов манипуляции великое множество, а манипуляторы и манипуляции окружают нас со всех сторон. Это, правда, вовсе не означает, что не существует общения без манипуляции, как утверждают некоторые. Манипуляция может быть направлена и на благо того к кому применяется. Но ее скрытность позволяет манипулятору, и даже провоцирует его на получение односторонних выгод в ущерб другой стороне.

Кто же выступает в роли манипулятора? Это СМИ, которые могут пытаться внушить нам определенную точку зрения и правила жизни. Реклама, которая навязчиво или очень тонко стремящаяся продать нам какие-либо товары. Это политики, продавцы и официанты, партнеры по переговорам и жизни. Манипулировать могут как близкие, так и чужие люди.

Даже собственные дети зачастую манипулируют родителями. Дети манипулируют не из злонамеренности и чаще всего неосознанно. Просто потому, что у них нет власти и силы по-другому добиться того, что им очень-очень необходимо.

К примеру, ребенку нужно внимание. Обычные способы в виде просьб и обращений не срабатывают. И тогда ребенок вдруг обнаруживает, что срабатывает манипуляция. Он начинает себя вести нарочито «неправильно» и внимание он получает.

Отнюдь, не все дети манипулируют. Чаще те, в воспитании которых допущены ошибки. Например, такими ошибками может быть слишком строгое или слишком мягкое воспитание. Недостаток внимания или же чрезмерная забота.

Почему важно знать о типах детских манипуляций? Не только потому, что почти всем нам выпадает воспитывать и общаться с детьми. Но и потому, что очень-очень часто ребенок- манипулятор вырастает, а шаблоны его поведения остаются с ним. Взрослые люди продолжают использовать привычные с детства приемы и в личной, и в рабочей жизни. Оттачивая их до совершенства, выполняя их малозаметно и искусно.

Сейчас мы рассмотрим варианты детских манипуляций, и скорее всего вы вспомните кого-нибудь из знакомых или коллег по работе, которые изо дня в день используют их в своей рабочей и личной жизни.

Знаменитый психолог и педагог Рудольф Дрейкурс досконально изучил детские манипуляции и выявил, что их мотивы подразделяются на четыре группы:

1. Привлечение внимания.

2. Борьба за власть.

3. Выученная беспомощность.

4. Месть.

1. Ребенку требуется осознавать свою значимость, нужность

(Это, собственно говоря, требуется и взрослым). Подтверждением значимости для него является внимание родителей, взрослых, их одобрение и поощрение. В нормальном воспитательном процессе ребенок получает одобрение за реальные полезные достижения. В случае же недостатка одобрения внутренние цели ребенка смещаются, и теперь уже главным становится не достижения и успехи, а привлечение внимания «любой» ценой.

Способы привлечения внимания могут быть весьма разные: крик, плач, хвастовство, занудность, пустословие, легкие проказы, склонность дразнить и т. п.

Во взрослом состоянии эта детская манипуляция может проявляться также в виде регулярных опозданий, небольших нарушений дисциплины (замечание от руководителя – это уже внимание) и т.д.

2. Борьба за власть

Это опять-таки борьба за достижение ребенком ощущения своей значимости. Она может появиться как результат неудачи при привлечении внимания. Или как следование образцу поведения, предоставляемому взрослыми.

Проявляться борьба за власть может в форме дерзости, вспыльчивости, неподчинении, склонности к спорам, упрямству, забывчивости, невыполнении заданий и т. п.

Вспомните коллег по работе. Среди них, скорее всего, есть кто-нибудь, кто на совещании начинает спор по вопросам не стоящих оного, или же стремящийся навязать свою повестку дня, пытающийся командовать, не имея на это полномочий и т. д.

Зачастую эти люди отнимают много драгоценного рабочего времени, тормозят работу. Но если они отточили навык этой манипуляции до совершенства, то могут добиться репутации людей всей душой болеющих за дело.

3. Месть

Не добившись ощущения значимости ни привлечением внимания, ни борьбой за власть, ребенок может почувствовать себя отвергнутым, нелюбимым и перейти в разряд мстителей.

Это мрачный и злобный ребенок, мстящий всему миру, чтобы почувствовать свою значимость. Проявляться может и вербально и в физических действиях, в правонарушениях, в воровстве и жестокости. Месть может быть и тонкой и маскироваться под розыгрыши. Но цель всегда одна – причинить страдания другим, и через это почувствовать свою значимость.

4. Выученная беспомощность – это «классика жанра»

Эта детская манипуляция успешно применяется многими взрослыми.

Ребенок, жалуясь на то, что у него не получается что-либо сделать, добивается того, что взрослые делают это за него: завязывают шнурки, застегивают пуговицы, решают задачки, пишут сочинения, договариваются с преподавателями. А в дальнейшем, когда он подрастает, находят ему работу, помогают с покупкой машины, квартиры и т.д.

На работе такие манипуляторы находят способы переложить свою работу на других. А при манипуляторском таланте получают имидж ценных работников. И даже продвигаются по служебной лестнице, и занимают руководящие посты. Хотя, казалось бы, такой тип манипуляции несовместим с руководящей деятельностью.

Выученная беспомощность оказывается особенно эффективной, поскольку пассивный манипулятор (тот, который подчеркивает свою слабость и неспособность управлять) оказывается более эффективным в манипулировании, чем активный.

Умение обнаруживать и нейтрализовать детские манипуляции очень полезно для руководителей. Поскольку в подавляющем большинстве случаев использование сотрудниками этих паттернов снижает эффективность работы коллектива и угрожает целостности команды.

Конечно же, кроме детских манипуляций существуют манипуляции другого уровня. Все они основаны на естественных законах протекания психических процессов у человека.

Рассмотрим некоторые принципы, используемые при манипуляциях.

Манипуляции с информацией

К такого рода воздействиям относится сокрытие, искажение информации, подача информации в определенной последовательности, ложь.

Сокрытие информации, например, может проявиться в том, что новому сотруднику не сообщают, что часть работы, которую ему поручили, уже была выполнена. И тот начинает действовать с нуля, срывает сроки и попадает в немилость к начальству к радости тех, кто увидел в новеньком угрозу своим карьерным устремлениям.

Искажение информации может проявляться как в намеренном изменении деталей, так и выгодной для манипулятора интерпретации.

В качестве иллюстрации анекдот про соревнования в беге престарелого генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и относительного молодого президента США Джеймса Картера. Итог забега закономерен. А СМИ описывают результат так:

Состоялся забег посвященный подписанию договора об ограничении ядерных вооружений. Картер оказался предпоследним, наш Леонид Ильич занял второе место.

В этом примере и искажение и сокрытие информации. Очень часто в СМИ эти способы идут рука в руку.

Выстраивание специальной последовательности подачи информации – это достаточно тонкий вид манипулирования. Он основывается на том факте, что предыдущее сообщение оказывает влияние на восприятие последующего. В силу как влияния созданного эмоционального фона, так и в силу закона инерции.

К вербальным информационным воздействиям можно также отнести такой тип манипуляции как внушения, которые предназначены для воздействия на бессознательное. В результате внушений у человека может появиться желание сделать именно то, что от него хочет добиться манипулятор. При этом возникшее желание человек сам себе объясняет как свое собственное, естественным образом возникшее побуждение.

На многочисленных тренингах для продажников большое внимание уделяется обучению, как строить и использовать внушения. Одним из таких примеров является «Последовательность принятия», которое на таких тренингах часто называют совершенно неправильно «Три «Да» или «метод Цицерона».

Это внушение имеет следующую структуру: клиенту предъявляются несколько утверждений (по опыту, для нашей страны от четырех до шести), с которыми он обязательно согласится, или задается несколько вопросов, на которые он обязательно ответит «Да», а потом произносят то, что хотят внушить.

- Серега, мы же с тобой 15 лет знакомы.

- И начинали оба практически с нуля.

- И разное бывало.

- Ты вот не упустил свой шанс, построил свой бизнес. Я по-настоящему рад за тебя.

- Сейчас мне очень нужна твоя помощь. Будь другом, займи денег.

Не факт, конечно, что Серега обязательно даст денег. Ни одна техника не дает 100% результата. Однако шансы на это при таком подходе значительно повышаются... Если, конечно, Серега не читал этой статьи :) В противном случае, результат менее предсказуем.

Этот же способ также широко используется в рекламе:

-Устали от проблемы Икс?

-Хотите избавиться от нее?

- И так чтобы недорого и навсегда?

Покупайте Наш_Супер_Продукт.

Большая часть внушений, в том числе и «Последовательность принятия», как раз являются примером манипуляций использующих особый способ выстраивания последовательности подачи информации.

Видов и способов внушений достаточно много. Некоторые из них довольно скрытные и трудно обнаруживаемые. Например, контекстуальное внушение.

Суть этого приема состоит в том, что во время произнесения текста слова, составляющие внушение, малозаметно выделяются (например, интонацией, направлением голоса и т.д.). При этом тема разговора может быть весьма далекой от контекста, на который направлено внушение.

Так автор этого метода, Милтон Эриксон, рассказывая о росте помидоров, снимал сильнейшие боли у больного раком.

Болезнь у этого больного уже зашла так далеко, что обезболивающие препараты (морфий) мало помогали. Эриксон же, рассказывая о росте и развитии томатов, вставлял и интонационно выделял слова направленные на облегчение страданий (покой, комфорт, уют и т.д.).

Еще одним подходом к созданию манипулятивных техник является использование образов.

Любая современная реклама базируется на использовании привлекательных образов. Образы могут создаваться и посредством словесных описаний. Вспомните, как манипулировал васюкинцами Остап Бендер в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Остап создал в воображении васюкинских любителей шахмат столь яркий образ грандиозного и потрясающего триумфа, что после этого обчистить их не представляло уже никакого труда.

Политики в своих выступлениях, особенно в предвыборных речах, стремятся приблизиться к уровню великого комбинатора и нарисовать прекрасный образ будущего, неразрывно связанный с ними или с их политическим течением.

Как уже упоминалось, способов, принципов, вариантов, техник, комбинаций, реализаций принципов и подходов к манипулированию большое количество. Следовательно, иногда у людей возникает растерянность – как же от всего этого «зоопарка» защититься.

Потребуется потратить много времени на изучение видов манипуляции и практической отработки ее быстрого распознавания и выбор контрприема и его использования. Может показаться, что задача трудновыполнимая. На самом деле, все несколько проще.

Дело в том, что любая манипуляция, какая бы она ни была, направлена в конечном итоге на эмоциональную сферу. Даже если манипуляция построена на вполне логических, рассудочных основаниях, в конце концов, приходит эмоция, которая уже и выражается в действии. Пока нет соответствующей эмоции, у манипуляции нет никакого шанса сработать.

То есть, заслон следует поставить в области эмоций. И таким «защитным полем» служит эмоциональный интеллект.

Достаточно посмотреть вокруг, как мы можем увидеть людей, про которых народная мудрость говорит: «Умный, а дурак». Это такие люди, которые обладают высоким интеллектом, но в жизненной гонке, в движении по карьерной лестнице и, собственно говоря, по реальным результатам в деятельности их легко опережают менее интеллектуальные.

Можно вспомнить политиков, бизнесменов, организаторов производства, чей уровень IQ явно находится на среднем уровне, а достижения (в том числе, и реальные) намного выше, чем у умников.

Так что же помогает таким людям успешно продвигаться?

Эта загадка разгадана учеными Йельского университета и университета в Нью-гемпшире.

Джон Маер, Питер Саловей в 1990 году создали концепцию эмоционального интеллекта. В дальнейшем к этим исследованиям присоединился Дэвид Карузо.

Развивая это направление, ученые разных стран выявили, что ЭИ является чрезвычайно важным фактором для успеха в бизнесе. Так выяснилась четкая связь между развитием ЭИ руководителя организации и успехами этой организации. Между уровнем ЭИ финансового директора и финансовыми успехами от его деятельности.

Говоря обыденным языком, оказалось – у кого выше ЭИ, у того денег больше.

Кроме важного значения для успеха в бизнесе, степень развития ЭИ, как умения распознавать и управлять эмоциями, является первостепенной для повышения «иммунитета» к манипуляциям. Собственно говоря, и для успешного проведения манипуляций требуется высокоразвитый ЭИ, поскольку умение сознательно управлять своими и чужими эмоциями – это важная компонента эмоционального интеллекта. Самый сильный манипулятор, с которым автору довелось сталкиваться, обладал наивысшим измеренным в наших исследованиях ЭИ (и имел состояние в несколько миллиардов).

Во-первых, при высокоразвитом ЭИ эмоциональная устойчивость сама по себе уже служит мощным барьером, предотвращающим возникновению эмоций, которые пытается вызвать манипулятор.

Во-вторых, при высокоразвитом ЭИ прекрасно развито осознание собственных эмоциональных реакций, развита чуткость к своему внутреннему состоянию и умение анализировать причины возникновения эмоций.

И как только эмоциональное состояние изменилось, тут же включается анализ причин этого изменения. И становится понятным, что идет попытка манипулировать.

Человек с развитым ЭИ легко может устранить вызванную манипуляцией эмоцию, таким образом, манипуляция не сработает.

Итак, для защиты от манипуляций (или для умения их использовать) есть два пути:

1. Изучать, изучать, изучать и отрабатывать разнообразные техники манипуляции, ухода от манипуляции и контрманипуляции.

2. Развивать свой эмоциональный интеллект, который служит своеобразным иммунитетом к манипуляциям любого вида.

Мы на своих семинарах по развитию ЭИ используем третий путь. Добавляем к развитию ЭИ изучение некоторого количества часто используемых манипуляций и всех видов косвенных внушений.

На наш взгляд такой подход дает наилучшие результаты.

Анатолий Сиваков, тренер в МЦ «Креативные технологии консалтинга»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Москва

Судя по фото и тексту автора заклинило на богатстве. Но, почему-то не на профессиональности...
Его место - во власти.

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону

Автор пишет:
''4. Выученная беспомощность – это «классика жанра»
Ребенок, жалуясь на то, что у него не получается что-либо сделать, добивается того, что взрослые делают это за него...''
Автор, выученная беспомощность это состояние, при котором субъект именно НЕ СПОСОБЕН ничего предпринять, т.к. любое его действие приводит к негативному результату (в том числе по причине манипуляций окружающих). В Вашей же версии, выученная беспомощность - это умышленная хитрость ребенка, эдакая имитация беспомощности для получения вторичных выгод. Не вводите в критическое заблуждение доверчивых людей. Напишите еще, что Сеченов изобрел психоанализ, а Павлов занимался с собаками коучингом.
.
Впечатление такое, что цель статьи - любование собственным фото крупным планом, а содержание статьи в стиле ''ради красного словца...''

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону

Немного подумал над статьей и сделал вывод, который может оказаться полезным доверчивым людям: творческое развитие базовой неграмотности порождает эмоциональный интеллект. И склонность к работе в консалтинге.

Старший консультант, Москва
4. Выученная беспомощность – это «классика жанра» Начнем с того что автор не знает что такое выученная беспомощность. Выученная беспомощность как её определял автор термина Селигман это вовсе не то что указано в статье. Про настоящую выученную беспомощность можно узнать например из моего блога http://www.e-xecutive.ru/blog/Growing_people_bringing_fruit/14736.php
Старший консультант, Москва
Развивая это направление, ученые разных стран выявили, что ЭИ является чрезвычайно важным фактором для успеха в бизнесе. Так выяснилась четкая связь между развитием ЭИ руководителя организации и успехами этой организации. Между уровнем ЭИ финансового директора и финансовыми успехами от его деятельности. Говоря обыденным языком, оказалось – у кого выше ЭИ, у того денег больше. Это откровенное враньё. Таких научных исследований никогда не было, да и быть не может. Никакой четкой связи между ЭИ и деньгами никто никогда не выявлял. Более того концепция понемногу забывается потому что нет очевидной корреляции между ЭИ - который кстати так и не научились объективно оценивать- и количеством денег которые зарабатывает человек. Простой пример про Тинькова устами бывшего директора по маркетингу сети его ресторанов в его мемуарах(цитирую на память): - Он тебя на **й послал? - Нет. Но вместо здрасьте назвал меня *удаком - О это нормально. Ты скоро привыкнешь. --------------------------------------------------------- Тиньков миллиардер долларовый при очевидном отсутствии ЭИ.
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Олег Заболотный пишет: концепция понемногу забывается потому что нет очевидной корреляции между ЭИ - который кстати так и не научились объективно оценивать- и количеством денег которые зарабатывает человек.
На мой взгляд, концепция, наоборот, становится все более популярной. То, что нечто абстрактное нельзя объективно оценивать (совесть, веру в успех, любовь, и т.д) не мешает использовать эти понятия. В том числе, увязывать наличие или отсутствие этого нечто с результатами деятельности. Например, гипотеза о том, что с человеком, имеющим совесть и выполняющим обещания иметь дело лучше, чем с обманщиком, подтверждается на практике. Да, совесть объективно измерить нельзя, но субъективно мы привыкли ее оценивать и использовать эту оценку в общении с человеком. Я убежден в тесной корреляции качеств, входящих в понятие ЭИ и успехом в бизнесе, учебе, труде, карьере и т.п. Выдержка из беседы о Тинькове, на мой взгляд, не позволяет сделать обоснованный вывод об отсутствии у него ЭИ. Наоборот, делаю предположение, что наличие у него денег, предполагает и наличие ЭИ, как необходимого условия
Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Николай Лотох пишет: Например, гипотеза о том, что с человеком, имеющим совесть и выполняющим обещания иметь дело лучше, чем с обманщиком, подтверждается на практике. Да, совесть объективно измерить нельзя, но субъективно мы привыкли ее оценивать и использовать эту оценку в общении с человеком. Я убежден в тесной корреляции качеств, входящих в понятие ЭИ и успехом в бизнесе, учебе, труде, карьере и т.п.
И в обратной корреляции с содержанием использованного в примере понятия ''совесть''.
Николай Лотох пишет: На мой взгляд, концепция, наоборот, становится все более популярной.
Становится. Как когда-то МММ становился все более популярным. Весь смысл упорного рекламирования ''эмоционального интеллекта'' в том, что его удобно продавать. Если человек дебил - это неисправимо. То, что это неисравимо - всем известно, в т.ч. дебилам. А тут появляются талантливые люди и говорят: ''Это ничего, что Вы дебил, главное - ЭИ, а его мы развить Вам поможем, но за Ваши деньги''. И ведь что забавно: умные ведь не поведутся, ознакомившись с ЭИ даже поверхностно, а дебилы не поймут и купят. Раз покупают красоту, стройность, можно и интеллект купить. . Продам излишки интеллекта в значительном количестве. Принесшим справку о стоянии на учете в психдиспансере - 50% СКИДКА!
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Подшучивать можно над чем угодно. Пытаться заработать можно на чем угодно. Если человек дебил - это не исправимо, я согласен. А если не дебил? Может ли он улучшить свои качества, составляющие суть ЭИ: умение выступать перед публикой, вести переговоры, убеждать, работать в команде, ...

Я думаю, что может. Стоит за это платить кому-то деньги или учиться самому бесплатно? Каждый решает сам.

Вас удивляет, что ЭИ можно развивать?

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Владимир Бердников пишет: Как когда-то МММ становился все более популярным.
Да, фраза заставляет задуматься. Но если написать, что интернет технологии в последние годы становятся все более популярными, а после этой фразы написать про МММ, что это будет? Можно (и обычно нужно) ставить под сомнение любые утверждения. Но значит ли это, что любое утверждение ложно?
Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Николай Лотох пишет: Может ли он улучшить свои качества, составляющие суть ЭИ: умение выступать перед публикой, вести переговоры, убеждать, работать в команде, ...
Вот именно в этом все дело! Если кто-то продает УМЕНИЕ выступать перед публикой, то потребность в этом умении у профессиональных менеджеров (у руководителей, т.е. у тех, кого есть деньги) мизерна, а сама потребность в этом умении специфическая, требует индивидуального подхода. Так не продать тренинг публичных выступлений. Умение работать в команде - нужная вещь. А теперь посмотрим, как это умение будут формировать, какими упражнениями. И те игры, котрые мы успешно прошли в детском саду, нам будут запросто представлены как навыки невербальной коммуникации и т.д. и т.п. (всего Алана Пиза можно в серию тренингов засунуть), совместное рисование, как и лепка из пластилина - как навыки подстройки к эмоциям и состояниям, падение на руки (суперупражнение, все им балуются, в детстве не наигрались) - как формирование чувства партнера и доверительности. Всю детсадовскую программу можно включить в серию тренингов и занятий, развивающих ЭИ, главное, чтобы люди, у которых есть деньги, поверили, что у них нет мифического эмоционального интеллекта. И можно не знать, что такое ''выученная беспомощность'', можно смело демонстрировать безграмотность. Эмоциональный интеллект - красивая коробочка, которую проходимцы наполняют примитивным содержанием, но преподносят как сверхценность. Это здесь уже не раз обсуждалось. Хороший тренер, профессионал, специалист будет продавать то, в чем он специалист - тренинг публичных выступлений, а не коробочку. А Вы действительно верите в ЭИ или у Вас в ассортименте этот продукт тоже присутствует? Я, извините, не смотрел данные регистрации.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.