Как выйти из себя: главные правила мозгового штурма

Многие слышали о мозговом штурме и даже пробовали его применять, но далеко не у всех получалось с его помощью находить интересные и оригинальные решения.

Обратимся к первоисточнику и попробуем понять внутренние механизмы этого метода, который, на первый взгляд, кажется таким простым.

Групповые сессии мозговых штурмов эффективно применяются для поиска идей решения проблем в самых разных областях. Это может быть разработка новых продуктов, упаковки, поиск идей для рекламы и способов продвижения, для сокращения издержек, решение проблем с кадрами, безопасностью, в бухгалтерии, на производстве, в коммерческих компаниях, в государственных учреждениях, в больницах, школах и на транспорте.

«Принципиальная ценность мозгового штурма в том, что правильно проведенная сессия может принести намного больше хороших идей, чем обычное совещание. Причем за меньшее время». Эти слова принадлежат автору техники мозгового штурма ― сооснователю рекламного агентства BBDO, американцу Алексу Осборну и взяты из его книги «Прикладное воображение. Принципы и процедуры креативного решения проблем».

Осборн начал применять организованный групповой поиск идей в 1938 году в компании, которую тогда возглавлял, и первые участники этих попыток окрестили их «сессиями мозговых штурмов». Выражение стало крылатым, и с тех пор под мозговым штурмом подразумевается, кроме всего прочего, коллективный поиск идей. Изначальный смысл английского слова brainstorm ― «неожиданная блестящая идея» и «временное помрачение сознания, утрата способности ясно мыслить».

Такие дополнительные смыслы во многом отражают особенность методики. Инициатива «Надо провести «Мозговой штурм» ближе к обычному совещанию». Призывы «Давайте соберемся на «Мозговой штОрм», «Предлагаю устроить «Мозговую атаку», или «В пять начинается «Мозговой приступ», не опаздывай!» вносят дополнительный, растормаживающий смысл, и это важно для реализации подхода. Но раз уж сложилось, «Мозговой штурм», пусть будет «штурм» ― главное, чтобы группа находила оригинальные решения поставленной перед ней проблемы.

Алекс Осборн признавал, что мозговой штурм ― это не совсем новый вид совещания, похожую процедуру использовали в Индии более 400 лет индусские учителя в работе с религиозными группами. Индийское название этого метода Праи-Баршана. Праи означает «вне себя» и Баршана означает «вопрос». В таких сессиях нет дискуссий или критики. Оценка идей проводится в последующих встречах той же группы.

Правильно проведенный мозговой штурм, согласно автору, основывается на четырех основных положениях, которые должны пониматься и соблюдаться всеми участниками:

1. Критика исключается. Негативные суждения об идеях должны быть оставлены на потом.

2. Приветствуется «свободный ход» мыслей. Чем идея более «дикая», тем лучше; приручить проще, чем придумать.

3. Требуется количество. Чем больше идей, тем больше вероятность полезных идей.

4. Желательны комбинация и улучшения идей. Кроме поддержки собственных идей, участники должны предлагать, как сделать лучше идеи других, или как две или больше идей объединить в другую идею.

У группы мозгового штурма должен быть лидер, ответственность которого ― донести правила до участников на понятном языке, а затем следить за их соблюдением. Среди прочих задач лидера ― привести участников в состояние «мозгового штурма», создать ощущение игры, легкости и дружелюбия, с одной стороны, и постоянного напряженного поиска, с другой.

Выполнение каждого из правил мозгового штурма требует от лидера умения, опыта, мастерства и даже искусства:

1. Критика не уходит бесследно, она маскируется под нейтральные с виду фразы (Да, но...), остается в интонациях и в жестах.

2. Дикие идеи не приходят сразу, для этого надо специальным образом разогревать и разминать группу.

3. Количество идей достигается только через преодоление «ступоров», в которые группа неизбежно попадает.

4. Развитие чужих идей для многих участников, выросших в условиях постоянного соперничества, часто совсем незнакомый навык.

Для успеха мозгового штурма важно конкретизировать проблему перед началом сессии, чтобы все участники метили в одну и ту же мишень. Рассматриваемая проблема должна быть одна, чтобы усилия группы не распылялось и внимание участников не «прыгало» с одной проблемы на другую. Сложные, составные, комплексные проблемы должны быть разделены на конкретные под-проблемы до начала сессии, на которую выносится как можно более «простая» проблема.

Мозговой штурм больше подходит для проблем, решение которых связано с поиском новых разнообразных вариантов решения, а не с выбором или оценкой вариантов имеющихся.

Одно из немногих строгих правил мозгового штурма ― обязательно записывать появляющиеся идеи. Это может делать каждый из участников, или специально выделенный «летописец», обладающий высокой скоростью письма и понятным почерком. Записи должны быть больше репортажными, отражающими смысл предложений, нежели стенографическими, фиксирующими каждое слово.

Оптимальное число участников сессии мозгового штурма ― около 12 человек, состав их может быть различным. В группе могут быть новички и ветераны, мужчины и женщины.

Полезно включать в группу активных личностей, которые легко берут старт с момента постановки проблемы. Главное, чтобы они не стали полностью доминировать и подавлять других участников, когда сессия уже идет полным ходом.

Часто поднимается вопрос о включении в группу руководителей ― не будут ли они мешать? Во многом это зависит от их опыта участия и проведения обычных некреативных совещаний. Если этот опыт большой, руководитель будет стремиться, пользуясь своим «весом», превратить мозговой штурм в обычное совещание. Дальнейший успех зависит от «веса» лидера групповой сессии, всей группы в целом и числа попыток. Но некреативность руководителей совсем не обязательна ― Алекс Осборн, к слову, был руководителем.

Правила и рекомендации о проведении ― это все внешняя, описательная, техническая сторона мозгового штурма. А в чем же его суть? Как он работает? Почему его использование приводит к получению интересных идей? Чего не хватает в обычных, некреативных совещаниях?

Поиск новых идей ― очень энергоемкий процесс. Успех поиска связан с количеством и качеством попыток, а каждая попытка ― это расход сил и времени, причем без гарантий результата. Поэтому, если во время групповых креативных сессий генерация будет постоянно останавливаться, группа далеко не продвинется ― у нее быстро кончатся силы и она не наберет необходимого числа попыток. Это похоже на движение автомобиля в городе и по трассе. Скорость движения в городе ниже из-за постоянных остановок, при этом расход топлива выше. По трассе, где движение не так ограничено, скорость ― выше, а расход топлива ― ниже.

Так же и на обычных, некреативных совещаниях ― из-за постоянных «остановок» креативного процесса на критику и обсуждения, энергия участников группы расходуется быстрее, чем удается оторваться от шаблонных, известных решений. В итоге ― упадок сил и чувство опустошенности, при этом интересные идеи и решения не достигаются.

Процедура мозгового штурма позволяет «разогнать» мысль участников. Критика запрещена и группа принимает любую идею. Это стимулирует высказывания отдельного участника, потому что любая идея принимается, за нее дается хорошая оценка, и это воодушевляет. Эффект усиливается, потому что группа подхватывает и развивает высказанные идеи, каждая новая идея способна вызвать «цепную реакцию» модификаций и предложений других участников группы. Это воодушевляет вдвойне.

«Разогнавшись» таким образом, участники входят в особое состояние. В том смысле, что они отрываются от привычных стереотипов, уходят от ранее непреодолимых ограничений. Получается, что участники, на самом деле, выходят «из себя».

Возникает своеобразная атмосфера «сверх-проводимости», в которой генерация идей и их развитие не вызывают таких затрат энергии, как на обычных совещаниях. Именно поэтому оказывается возможным получить так много хороших идей, причем за меньшее время. Именно это состояние и есть суть мозгового штурма. Достичь его всей группой целиком не так просто, как может показаться во время чтения описания методики.

Поэтому требование к успешному лидеру групповой сессии ― это быть знакомым с этим состоянием, уметь вводить в него группу, поддерживать состояние мозгового штурма во время всей сессии, и выводить группу из этого состояния по ее окончанию.

После мозгового штурма следует этап оценки и развития полученных идей ― не менее важный, чем генерация, ведь новая идея ― это не конец креативного процесса, а только его начало. Этот этап проходит, когда каждый уже вполне «в себе», и это другая часть истории про креативное решение проблем.


При подготовке статьи использовались следующие источники:

1. Alex F. Osborn, L.H.D. Applied imagination. Principles and procedures of creative problem-solving. 3rd revised edition. Charles Scribner's Sons, New York, 1979

2. То, чего не пишут о мозговом штурме [версия 2.0]. Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики. Александр Соколов.

Материал подготовлен по итогам выступления Тимура Гафитулина, тренера креативности в Дискуссионном клубе Executive.ru

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Мозговой штурм, конечно, долго будет жить. Но все-таки это прошлый век, если, скажем, сравнивать его с АРИЗ.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

А в чём новизна этой статьи?

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет: А в чём новизна этой статьи?
Индию приплели)).
Исполнительный директор, США
Владимир Токарев пишет: Мозговой штурм, конечно, долго будет жить. Но все-таки это прошлый век, если, скажем, сравнивать его с АРИЗ.
По известным причинам большинство знает Мозговой штурм и не слышали об АРИЗ. Поэтому потребность на рынке в творческих методах принятия решений 1:1000 К сожалению я периоически подтверждаю эту цифру проверяя кличество запросов на Monster.com Мозговой штурм - это не прошдый век а наше настоящее. Идеальная модель мозгового штурма- запрос о путях решения какой нобудь проблемы на форуме в интернете. Автор запроса- модератор, а отвечающие- добровольные участники.
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Марк Арецкин пишет: Поэтому потребность на рынке в творческих методах принятия решений 1:1000
Расшифруйте, Марк, пожалуйста, это фразу.
Консультант, Москва
Владимир Зонзов пишет: А в чём новизна этой статьи?
Да ни в чём, как я вижу. Просто теперь можно не читать книжку Алекса Осборна «Прикладное воображение. Принципы и процедуры креативного решения проблем» и статью Александра Соколова ''То, чего не пишут о мозговом штурме [версия 2.0]. Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики''. Спасибо автору за то, что так коротко всё пересказал! Экономия времени! :)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Давайте улыбнёмся:
- Из себя вышел.
- До мозгового штурма не дошел.

Генеральный директор, Новосибирск
Владимир Токарев пишет: Мозговой штурм, конечно, долго будет жить. Но все-таки это прошлый век, если, скажем, сравнивать его с АРИЗ.
Разумеется эффективность ТРИЗ отличается от мозгового штурма, как компьтер от абака. Паровоз имеет просто колоссальный КПД по сравнению с мозговым штурмом. Но ТРИЗ требует долгого изучения и адаптации к конкретной сфере применения, а мозговой штурм по силам кому угодно.
Генеральный директор, Москва

Новизна этой статьи, как у букваря, для первоклассника, и для родителей..
Видимо у автора сентябрьские дни напомнили ему, о подрастающем поколении и повод показать себя. Вызвать дискуссию. Он этого добился, молодец! И характеризует автора, ещё и как человека, с активной жизненной позицией. Активная жизненная позиция ещё и характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Формирование активной жизненной позиции личности — центральная задача нравственного воспитания! А мы вместо этого, сразу начинаем его ''укатывать''. Моё мнение, автора поддержать и его ругать не за что, он и сам молод, И у меня сын молод и в этом году идет в АНХ на МВА по моим стопам. А УМНЫМ и умникам и прочим, просто надо поделиться своими знаниями, должны и обязаны их отдать молодежи. Без передачи - Знания устаревают, умирают.

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.

Исполнительный директор, Москва
Новизны нет, но повторить известное иной раз полезно + импульс какой -никакой автор дал обсуждению
Владимир Иванов пишет: Но ТРИЗ требует долгого изучения и адаптации к конкретной сфере применения, а мозговой штурм по силам кому угодно.
Как говорят - работают простые вещи. Спросите что такое ТРИЗ АРИЗ - даже из здешней аудитории вряд ли многие знают. Парадигмой - эти методики не стали. Какие-то инструменты на их основе (когда -то рекламировалась программа генерации рекламных заголовков) также не стали популярными. Кто -то к ТРИЗ просто с ненавистью относится (Репьев - рекламист помню обличал ТРИЗ) , по мне так'' пусть растут все цветы'', работает у людей и слава богу. Но мозговой штурм, несмотря на прошлый век, остается самым распространенным.
Марк Арецкин пишет: Идеальная модель мозгового штурма- запрос о путях решения какой нобудь проблемы на форуме в интернете. Автор запроса- модератор, а отвечающие- добровольные участники.
Нет не идеальная - нет индуса:-) нет введения в состояние, нет ''химии'' которая возникает, когда вживую
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.