Конкурентная разведка – уроки делового шпионажа

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence) является одним из самых распространенных видов исследования рынков, и, несмотря на всю неэтичность метода, корпоративные разведчики готовы пойти на любые хитрости, чтобы завладеть информацией, которая может принести выгоду. В качестве примера предлагается рассмотреть тип «незавершенная покупка», который является наиболее распространенным в телекоммуникационной отрасли в сегменте B2B, а также наиболее эффективным с точки зрения скорости получения и полноты результата.

В данном материале предлагается рассмотреть особенности проведения подобного типа конкурентной разведки, и главное – сделать выводы по противодействию и совершенствованию системы продаж на предприятии.

Эффективно проведенная конкурентная разведка по отношению к вашей компании, помимо того, что существенно отнимет время у всех сотрудников, задействованных в продаже и проработке решения, также может способствовать уходу существующего клиента, либо сделать затруднительным процесс привлечения новых.

Особенностью сектора B2B в услугах фиксированной связи заключается в том, что конечная стоимость услуг для клиента складывается из нескольких составляющих:

  • размер инвестиций в телефонизацию объекта,
  • ставка агентских платежей собственнику,
  • тарифная политика на объекте,
  • и главное – это «жадность» менеджера, поскольку ни один оператор не запрещает своему менеджеру продавать так дорого, как он сможет (на маркетинговой терминологии это может называться «индивидуальной ценностью для клиента»).

Цель проведения «незавершенной покупки» может быть разная, начиная с понимания или актуализации тарифов конкурентов, уточнения стоимости редкой услуги (например, стоимостью доступа в сеть интернет на скорости 1 Гбит/с) и заканчивая бенчмаркингом работы с возражениями менеджерами по продажам конкурента.

Преимущества данного метода:

  • Скорость получения информации. Например, на моем опыте информацию от конкурента благодаря хорошей подготовке удавалось получить в течение одного часа;
  • Полная дистанционность проведения разведки. Для получения необходимой информации не нужно встречаться с представителями конкурента, особенность легенды подразумевает, что все коммуникации будут происходить только по почте и телефону;
  • Дешевизна метода. В отличие, например, от проведения тендера или подкупа сотрудников конкурента.

Среди недостатков можно выделить:

  • Большие временные затраты на подготовительных этапах проведения разведки;
  • Высокая зависимость от артистизма исследователя.

Алгоритм проведения конкурентной разведки «незавершенная покупка»

бизнес

Формулировка цели

Формулировка цели конкурентной разведки, как и в любом другом исследовании, является отправной точкой: несформулированная цель может свести на «нет» все усилия и не принести результата. Ниже привожу пример основных целей конкурентной разведки и особенностей, на которые следует обратить внимание:

Основные цели

Особенности в проведении конкурентной разведки

Бенчмаркинг лучших практик работы с возражениями менеджеров по продажам конкурентов.

Подготовка нескольких ситуаций для провоцирования менеджера, подготовка каверзных вопросов.

Бенчмаркинг маркетинговых и рекламных материалов

Упор в легенде на удаленность центра принятия решения, в связи с чем необходимо максимальное количество информации для изучения.

Получение тарифов на стоимость конкретной услуги.

Упор на правдивость образа и ситуации, в которой необходима услуга.

Актуализация информации о конкурентной среде на объекте (БЦ, ТРЦ).

Предварительный сбор информации об объекте, уточнение количества свободных площадей, ключевых лиц собственника для повышения правдивости легенды.

Уточнение размера максимальной скидки от прайса конкурента.

Разработка многоступенчатой ситуации и аргументации для последовательного «выпрашивания» скидки.

Специфические задачи.

Как правило, требуют индивидуального подхода и особо креативной легенды.

Создание легенды

Формирование легенды – состоит из двух частей: коммуникационной и технической.

Коммуникационная составляющая, в свою очередь, состоит из образа компании, контактного лица (например, менеджера по закупкам) и, непосредственно, контекста или ситуации, вследствие которой необходимо получить требуемую информацию.

Образ компании не является обязательной частью, но во многом существенно ускоряет процесс получения результата, а также является необходимым для получения комплексных исследований, когда с помощью одной легенды сразу разведывается несколько задач. Образ компании, прежде всего, адаптируется под особенность задачи и масштаб исследования. Практика показывает, наиболее рабочим вариантом является образ представительства иностранной компании, которая по ряду причин не имеет собственного сайта или имеет только упоминание на сайте материнской компании.

Создание правдоподобного сайта – самый трудоемкий процесс, и, как правило, проще придумать очевидный ответ, почему его нет, вместо длительной разработки для использования в легенде. Тем более, на телекоммуникационном рынке достаточно мало игроков, и использовать одну и ту же легенду несколько раз с одним конкурентом вряд ли получится.

В качестве образа или контактного лица часто используют менеджеров по закупкам, системных администраторов или технических директоров. Как показывает опыт, чем выше должность, которой вы представляетесь, тем быстрее реагируют менеджеры по продажам. Но в крайность впадать не следует: мало кто поверит, что председатель совета директоров интересуется стоимостью потока Е1 для своего филиала. Например, один раз разведчик представился одним из заместителей технического директора крупного банка, который, якобы, хотел проверить адекватность стоимости телекоммуникационных услуг, оказываемых текущим оператором связи, а также присутствует заинтересованность отдела закупок. Также разведчик указал конкуренту цену гораздо ниже среднерыночной. Недолго думая исследуемый конкурент прислал цены еще ниже, тем самым дав разведчику информацию о максимальном размере скидки.

Ситуация – это главная часть вашей легенды, от ее грамотной подготовки напрямую зависит результат разведки и скорость получения информации. Например, в ряде случаев ситуация может состоять из нескольких частей и содержать интригу. Чем сложнее задача – тем более креативной должна быть ситуация. Приведу пример: в ходе одной разведки требовалось узнать стоимость решения, которое может быть рассчитано только после переговоров с несколькими заинтересованными подразделениями и личной встречи с руководством вымышленной компании. Для решения данной задачи были созданы необходимые образы, которые общались с представителями конкурента – каждый от своего имени, и даже между собой, добавляя в копию исследуемого конкурента.

В другой конкурентной разведке требовалось собрать максимальное количество маркетинговых материалов с каждого конкурента. Для этих целей, в легенде был предусмотрен персонаж (ЛПР рекламного агентства), который имеет хобби отбирать потенциальных подрядчиков, исходя из красоты презентационных материалов, вследствие чего менеджерам конкурента пришлось прислать максимум информации для заключения возможной сделки.

Техническая часть – это основные точки контакта вашей легенды с представителями конкурента. Ниже перечислены основные точки контакта и оптимальный способ их реализации:

Точка контакта

Способ реализации

Телефон

Любой SIP оператор + приложение на смартфон (например, сервис youmagic.com).

Корпоративная почта

Бесплатных хостинг с непопулярным доменом (например, fastmail.fm).

Логотип, название компании

Приемлем любой креатив, зависит от задач и целей разведки.

Корпоративная подпись

Особый элемент, вызывающий доверие. Как правило, лучше подготовить шаблон сразу.

Фактический и почтовый адрес, банковские реквизиты, и т.д.

В виду этических соображений, я не рекомендую заимствовать данные точки контакта у существующих организаций.

В среднем, изготовление данных точек контакта занимает максимум один-два часа, стоимость телефона и покупки почтового домена, в случае невозможности использования бесплатного, составляет не более 700 руб. Были даже примеры, когда разведчик, исследуя рынок SIP-телефонии, договаривался о тестовом использовании услуги у одного конкурента и уже с ее помощью проводил исследования других конкурентов, тем самым не затратив ни рубля на организацию.

Реализация

Реализация разведки является самой быстрой частью и, как говорится, тут дело техники. Немаловажным фактором в успехе также является артистизм самого исследователя. Как правило, хорошие разведчики после успешно проведенной конкурентной разведки не затаиваются, выбрасывая номера, а грамотно аргументируют очевидный отказ от услуг, но обещают, что в будущем решение может измениться. Этот прием дает возможность продолжительного слежения за рассылками конкурента, а также оперативного получения информации о новых маркетинговых акциях конкурента (менеджеры прозванивают сомневающихся в первую очередь).

Противодействие

Во многом противодействие конкурентным разведкам отражает общую эффективность работы отдела продаж и профессионализм менеджера. Чаще менеджеры пропускают этап вопросов, зачем и для каких целей требуется услуга, совершенно не интересуются профилем компании и как можно скорее переходят к предложению организовать личную встречу. Поэтому разведчики очень часто соглашаются на встречу, и менеджер, окрыленный радостью, с легкостью пересылает нужную информацию для предварительного ознакомления высокопоставленным участникам встречи. Например, если исследование проводится с целью узнать, какие тарифы предлагаются в конкретном бизнес-центре, менеджер должен точно знать, есть ли вообще свободные площади на объекте или почему собственник не передал информацию о новом въезжающем арендаторе – налицо несформированные взаимоотношения с собственником.

Как маркетологу, мне очень часто попадались отчеты по отключенным клиентам на объектах и основная причина – «переезд арендатора». Но при личных разговорах с собственником здания выяснялось, что ротация на объекте практически отсутствует, а это значит, что клиенты, которые числились как переехавшие, на самом деле подключались к конкуренту, который некоторое время активно изучал тарифную политику компании и условия скидок и впоследствии подготовил демпинговую акцию. Учитывая, что в настоящее время на телекоммуникационном рынке наибольшую популярность приобретают стратегии переманивания, немаловажным фактором является регулярная оценка удовлетворенности существующих клиентов и налаживание партнерских отношений с контактными лицами клиента.

А напоследок хочется переформулировать цитату Майера Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет рынком», в контексте конкурентной разведки – это чистейшая правда.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 31 марта 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Руководитель управления, Москва

У меня замечание касательно первого абзаца основного материала. Там где ''Конкурентная разведка ... и несмотря на всю неэтичность метода''. Так вот - конкурентная разведка тем и отличается принципиально от промышленного шпионажа, что действует в рамках Закона. Складывается устойчивое ощущение, что автор не до конца разобрался в соотношении понятий ''конкурентная разведка'' и '' промышленный шпионаж'', т.к. смешивает эти понятия. Так в самом начале пишется ''Уроки делового шпионажа можно получить от Ярослава Гаврилова...'', а уже в следующем абзаце ''Конкурентная разведка (Competitive Intelligence) является одним из самых...''. Видимо для него нет разницы между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем. Отсюда и дальнейшие казусы.

Программист, Санкт-Петербург
Игорь Нежданов пишет: конкурентная разведка тем и отличается принципиально от промышленного шпионажа, что действует в рамках Закона
Откуда взято? Про Закон о ''конкурентной разведке''? Много чего есть и про разведку, и про шпионаж, но про ''законность'' разведки - ничего. Буду благодарен за ссылку. Далее вопросы к Автору: вот этот материал чем не устраивает? [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] Если все дело в специфике бизнеса операторов фиксированной связи, то эта специфика из материала непонятна. То ли ее нет, то ли она (специфика) не изложена в материале. Правильно ли понято главное содержание материала - ''прикинуться'' клиентом и, как ''клиенту'', получить информацию по условиям предоставления услуг? Причем не общедоступную информацию из публичных данных конкурента (реклама, оферты, тендерная документация, публичные отчеты), а информацию, предоставляемую конкурентом не добровольно, а под воздействием предлагаемых Вами методов? Наказуемо. Именно этим и отличается разведка от шпионажа: то, что в бизнесе правильнее называть маркетинговыми исследованиями, основано на открытой информации о конкурентах, а то что получено из ''недобровольных'' источников и нанесло (может нанести) конкуренту ущерб, и есть промышленный шпионаж. В законодательствах развитых стран - наказуемо. Но - не всегда, потому что трудно доказывать связь полученных данных и реальный ущерб. Да, к Вашему методу надо обязательно добавить ''актерское мастерство''. Лучше всего - через студентов старших курсов творческих ВУЗов - ВГИК, Щепкина, Гнесинка, ГИТИС и т. д. И, самое важное для меня - А просто конкурировать услугами, эффективностью, ценами, качеством, не пробовали? Иногда - помогает. Спасибо. [COLOR=gray=gray]***Сообщение было отредактировано модератором. Нарушение пункта 7.2 Декларации Сообщества: '' Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется: При создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.);''***[/COLOR]
IT-консультант, Владивосток

Как только читаю ''Формулировка цели'' - все, Ваша контора для меня закрылась.
PS Принцип любой разведки: ''иду туда, незнамо куда, найди то, незнамо что''. Одна уборщица даст в сто раз больше данных, чем все Ваши ''беймаркетинговые''... - короче, Вас в разведку не берут:-(

IT-консультант, Владивосток

А что касается сайта - 500 минут и сайт готов. Если что - обращайтесь, сделаем Вам Тюменское представительство Интерпола :-)

Руководитель управления, Москва
Сергей Ушаков пишет: Откуда взято? Про Закон о ''конкурентной разведке''? Много чего есть и про разведку, и про шпионаж, но про ''законность'' разведки - ничего. Буду благодарен за ссылку.
Этому термину уже лет 30. Он (термин) сложившийся и самодостаточный. Если не вдаваться в подробности , то вот здесь [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] , а здесь были дебаты на эту тему [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] а заодно и здесь [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] [COLOR=gray=gray]***Сообщение было отредактировано модератором. Нарушение пункта 7.2 Декларации Сообщества: '' Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется: При создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.);''***[/COLOR]
Программист, Санкт-Петербург
Игорь Нежданов пишет: Этому термину уже лет 30. Он (термин) сложившийся и самодостаточный. Если не вдаваться в подробности , то вот здесь [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] , а здесь были дебаты на эту тему [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR] а заодно и здесь [COLOR=gray=gray](ссылка удалена модератором)[/COLOR]
Про самодостаточность. Нет. Вы же сами упрекнули Автора материала в ''неправильном'' применении понятий. Если требуется уточнение, разъяснение - то это точно не самодостаточность. Про Википедию. Мы (пользователи) ее сами и пишем. Точно так же, содержание этого Ресурса. С небольшими правками Редакции. Поэтому, как достоверный источник для любой разведки данные Википедии весьма сомнительны. И, наверно, плохо сформулировал. Еще раз. Было бы интересно получить ссылки, подтверждающие ''законность'' конкурентной разведки из источников права - законов, подзаконных актов и т. п. Или традиций и прецедентов, получивших юридическое (законодательное) признание. Спасибо, С. Ушаков
Руководитель управления, Москва
Сергей Ушаков пишет: …… И, наверно, плохо сформулировал. Еще раз. Было бы интересно получить ссылки, подтверждающие ''законность'' конкурентной разведки из источников права - законов, подзаконных актов и т. п. …..
В России нет Законодательного закрепления понятия конкурентная разведка, как и маркетинга, или мерчендайзинга, или еще ряда видов деятельности, которые тем ни менее прекрасно существуют себе и без этих закреплений. Или вы считаете, что «если в Законе не записано, то не существует»?
Сергей Ушаков пишет: Про самодостаточность. Нет. Вы же сами упрекнули Автора материала в ''неправильном'' применении понятий. Если требуется уточнение, разъяснение - то это точно не самодостаточность. ……
А что же по вашему самодостаточность?
Сергей Ушаков пишет: … Про Википедию. Мы (пользователи) ее сами и пишем. Точно так же, содержание этого Ресурса. С небольшими правками Редакции. Поэтому, как достоверный источник для любой разведки данные Википедии весьма сомнительны. ….
Если вы хотите поговорить про достоверность источника, канала передачи информации, про проверку достоверности полную или частичную, прямую или косвенную, то это отдельная и очень большая тема, требующая дополнительных ресурсов (времени в частности). Возникнет у меня желание – поведаю вам причуды этой темы.
Программист, Санкт-Петербург
Игорь Нежданов, Игорь Юрьевич, спасибо. Нет желания обсуждать терминологические проблемы. Если без ''специальных амбиций'' и ''категорий допуска'', то все просто - Ярослав Андреевич предлагает использовать обман конкурентов ненастоящей покупкой, чтобы получить дополнительные данные, не содержащиеся в открытых и общедоступных источниках. И называет это конкурентной разведкой. Редакция же в анонсе употребляет понятие ''деловой шпионаж''. А Вы в первом комментарии уже говорите о существенном отличии конкурентной разведки от промышленного шпионажа и утверждаете о законности конкурентной разведки. Все, чего хотелось сказать мне, так только то, что никаких законов, делающих легальной (ненаказуемой) конкурентную разведку, построенную на обмане конкурента - нет. И не только здесь, но и везде. Основной признак - добровольность предоставления данных, и этот метод называется маркетинговыми исследованиями. При использовании метода, предлагаемого в публикации, это классифицируется как промышленный шпионаж и становится наказуемым деянием. Еще раз: Вы утверждали, что конкурентная разведка - законна. Еще раз - нет. Еще раз - дайте ссылку на нормативные акты. Нет, не надо. Переливать из ''пустого - в порожнее'' только на профессиональных амбициях? Не знаю как остальные, но мне сразу понятна Ваша тяжелая, нелегкая и такая нужная всем компаниям профессиональная компетенция. И она (компетенция) никоим образом не ставится под сомнение. Есть более интересные моменты и в материале и в комментариях. Например, а какие данные дополнительно к открытой маркетинговой информации удалось получить компании Ярослава Андреевича от промышленного шпионажа и какой конкретный бизнес-результат они принесли? Или, вот Борис Дмитриевич утверждает, что одна уборщица даст больше данных, чем... Так ли? Теперь уборщицы - носители информации, составляющей коммерческую тайну? А где они ее берут? Анализируют мусор в корзинах топ-менеджмента? Или устанавливают средства скрытого наблюдения? А, или просто применяют секс-методы? Вообщем, есть что обсудить. И, важно - не мне. Мне пришлось этим заниматься примерно в той же позиции, которая указана у Вас в карточке. А еще раньше - на службе у государства. Спасибо за участие, коллега.
Партнер, Москва
Уважаемые коллеги, поддержу Игоря Нежданова. Промышленный шпионаж - это получение негласным образом секретов производства (ноу-хау=коммерческой тайны=промышленных секретов). Это незаконная деятельность. В РФ принято при судебных рабирательствах буквальное трактование терминов договора и закона, определенное законодательством РФ. Для справки: любой шпионаж - уголовно наказуемое деяние. Статья 276. Шпионаж [Уголовный кодекс РФ] [Глава 29] [Статья 276] Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Можно заниматься конкуретной размедкой - маркетингом и его подвидами. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (закон № 2487—1 от 11 марта 1992 года). Статья 7 этого закона вводит соответствующие ограничения в сферу деятельности частного детектива. В ней сказано следующее: Частным детективам запрещается: >- осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц; >- разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях, вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц. >- проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Таким образом, с точки зрения закона только органы, уполномоченные проводить оперативно-розыскные мероприятия, и только на основании судебного решения могут осуществлять негласный сбор информации о физических и юридических лицах. Однако если кто-то из читателей все же решит воспользоваться изложенными сведениями для неблаговидных целей проникновения в чужие секреты, то он должен знать об ответственности за эти деяния. Полезно их знать и в том случае, если вы чувствуете чье-то незримое присутствие в своих делах. Ниже приведены статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 января 1997 года), предусматривающие ответственность за информационные преступления. Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев. 2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев. Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, — наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года. 2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения илиспециальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказывается штрафом в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев. 3. Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища 1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, — наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. 2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. 3. Деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, — наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. 2. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. 2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ 1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до 4 лет. Комментировать компетенцию автора, школу его подготовки не очень хочется комментировать. Проше указать ''на правах рекламы'' и не нарушать закон ''О рекламе''.
Программист, Санкт-Петербург
Николай Павленко пишет: поддержу Игоря Нежданова.
Спасибо, это именно то, что мне не удалось объяснить И. Нежданову. Вопрос: а в чем - поддержать? Что предлагаемый метод, по содержанию точно соответствующий приведенным Вами статьям, не промышленный шпионаж, а безобидная'' маркетинговая (конкурентная) разведка''? Или поддержать в том, что в законодательстве РФ есть дефиниции и нормы ''промышленный шпионаж'' и ''конкурентная разведка''? В приведенных Вами статьях этого нет. Или я невнимателен? Поможете с трактовкой? Трактовкой, полезной для ответа на конкретный, практический вопрос, как подслушивать, подсматривать, подглядывать, чтобы это было легально? Или, может просто - ''не попадаться''?
Николай Павленко пишет: Комментировать компетенцию автора, школу его подготовки не очень хочется
Если мою - то никаких ограничений. Хотя сам придерживаюсь правила ''играть в мяч, а не в игрока''. Важно, что ''автор ошибается в таком-то утверждении (абзаце, фразе, предложении) материала'', а не ''автор некомпетентен''. Но это ведь только мои правила. У Вас - могут быть другие. Ненаказуемо. Да, очень ''важно'':
Николай Павленко пишет: Проше указать ''на правах рекламы'' и не нарушать закон ''О рекламе''
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости
Академия CiBest подготовила тест на проверку грамотности по внутреннему аудиту

Вы сможете оценить свои способности работать внутренним аудитором, искать и находить слабые места в компании.

В ЦНТИ Прогресс прошел семинар по сложным вопросам кадрового делопроизводства

Валентина Андреева провела семинар по новеллам трудового законодательства для слушателей ЦНТИ Прогресс.

МРЦ запустил набор на курсы для поступающих на Президентскую программу

Программы «Бизнес-проектирование» и «Деловой английский язык» разработаны с учетом критериев оценки кандидатов при прохождении конкурсных испытаний.


Компания Columbus автоматизировала передачу данных в сети магазинов «Гроздь»
Cеть начала работу со специализированным ПО для передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).