Multi-Firm. Каким будет управление в компаниях будущего?

Учимся на примерах Кремниевой Долины: организационная структура будущего

Почему Стив Джобс ушел из Apple в 1985 году. Он сел в машину и уехал более чем на десять лет, потому что у него забрали группу разработки компьютера Mac, который был его детищем. Одним из разногласий между исполнительным директором Apple того времени Джоном Скалли и Джобсом была организационная структура компании. Стив всегда был ориентирован на продукт, команда Macintosh была отдельной проектной командой, которая имела все свое, включая бухгалтера. Скалли же видел будущее за функциональной организационной структурой и построил такую после ухода основателя компании. Команда Macintosh перестала быть самостоятельным подразделением…

Но Стив был прав. Прошло почти двадцать лет, большинство современных компаний используют матричную, продуктоориентированную структуру. Функциональная организационная структура осталась в прошлом веке.

Сотрудники Google, когда их спрашиваешь, чем они занимаются, в первую очередь рассказывают про тот сервис Google, в команде которого они работают. В Apple есть подразделение розничной торговли, обеспечивающее поддержку магазинов Apple по всему миру, и их специалисты тоже будут говорить о продукт: «Запускаем новый iPad, создаем сервис» и так далее.

Отдельно стоит отметить продавцов магазинов Apple. Как вы думаете, что является их продуктом? На что они ориентированы?

И вот тут начинается следующая эра в развитии организационных структур. На что теперь стремятся быть ориентированы компании Кремниевой Долины? К чему еще всегда стремился Стив Джобс?

Организационная структура должна обеспечивать поддержку стратегии компании. С точки зрения бизнес-единиц владение Apple собственной сетью магазинов является вертикальной интеграцией последующего этапа в цепочки создания стоимости после производства. Продуктом самого Apple являются различные устройства. Продуктом любого продавца является мотивированный клиент. Как это связать в единую стратегию?

Когда Стив Джобс открывал первый магазин Apple, он не задавал вопрос «Как мы увеличим нашу рыночную долю с X% до (X+Y)%?». Вместо этого он спрашивал «Как мы обогатим жизнь людей?». Специалисты магазинов Apple не продают как можно больше товаров, они продают пользу, ощущения, атмосферу от использования продуктов Apple. И совместно со своими коллегами по разработке и производству продуктов они обогащают нашу жизнь!

Текущая организационная структура Apple позволяет обеспечить взаимодействие между созданием продукта и его продажей. Специалисты магазинов входят в команду разработки и регулярно приезжают в Купертино, а специалисты по разработке сервисов тестируют свои приложения, физически находясь в магазине Apple. То есть, если говорить в общих терминах, обеспечена максимальная кооперация поставщика и потребителя услуг. И все для того, чтобы наша жизнь стала богаче!

Вертикальная интеграция, впрочем как и горизонтальная, в рамках одной компании ― привычная практика, особенно для крупных корпораций. Но смотрите, что происходит. Apple и Google являются конкурентами на рынке смартфонов, тем не менее в iPhone по умолчанию стоит приложение Google Maps. В США и Австралии создаются open space офисы, в которых компании не разделены в пространстве, а наоборот поощряют своих сотрудников к общению со специалистами соседей и обмену идеями. IBM, Intel и шесть других компаний создали сообщество по совместной разработке серверной платформы.

Компании пересматривают свои взгляды на конкуренцию и партнерство, интегрируются между собой, а значит, организационная структура будущего должна обеспечить возможность такого взаимодействия. Новый тип организационной структуры получил название Multi-Firm Network, сеть многих компаний, и в явной и неявной форме уже развивается. От ориентира на продукт происходит переход к ориентиру на обогащение человечества.

«Люди, которые достаточно безумны, чтобы думать, что они могут изменить мир, это те, кто, действительно, его меняют» гласила рекламная кампания Apple в 1997 году. «Think different». Подумайте, что ваша компания может дать новое этому миру, и в свете этой идеи посмотрите по-новому на своих клиентов, на свой продукт, на своих поставщиков, на своих партнеров, на своих конкурентов, и обеспечьте возможность нового типа взаимодействия с помощью новой организационной структуры.

При подготовке статьи были использованы материалы Strategic Questions for an Accelerating World, The Architecture of Collaboration, Collaborative Communities: The Future of Organizational Design, 10 Things You Can Learn From the Apple Store

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Малайзия
Скорее всего, бизнес стал созидательным, когда включил в свои структуры департаменты R&D. А для того, чтобы полностью автоматизировать процессы продаж, нужно полностью поменять сознание покупателей. А пока очевидным остается тот факт, что потребитель часто не знает, что на самом деле хотел бы приобрести, т.к. наличие потребности не означает автоматический выбор заданного товара или услуги. Соответственно консультанты будут доминировать в структуре розничной торговли, а административный персонал трансформировать свои функции. Что касается статьи, название действительно интригующее, содержание, к сожалению, больше тянет на анонс темы. «Новый тип организационной структуры получил название Multi-Firm Network…» , хорошо, допустим, появился новый тип организационной структуры. Он от куда появился? Может это просто один из инструментов Knowledge Management который называется Groupware, только рассматриваемый не в рамках одной компании, а на уровне отрасли. Если так, то эта тема относится к управлению знаниями для создания нового продукта, но не к внутреннему управлению в компании, где например, матричная структура остается наиболее прогрессивной. Эволюция конечно идет, но заявлять, что Multi-Firm Network это новый тип оргструктуры, я бы не стал, если только Зарина не приведет более убедительные аргументы в пользу этого заявления, кроме создания open space офисов в США и Австралии.
Директор по маркетингу, Воронеж

Ни о чем. Причем здесь оргструктуры внутри компаний, пусть даже и в будущих, и вертикальная/горизонтальная/межфирменная интеграция? Это мухи и котлеты.
Глобализация макро и микроэкономики есть, интеграция (в том числе и межфирменных процессов) наблюдается. Естественно, это приведет к каким-то изменениям в структурах, потребуется «стыковочный модуль». Но называть это «Новый тип организационной структуры получил название Multi-Firm Network» - это, извините, только для диссера годится.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
самым сложным будет придумать и понять как в Multi-Firm структуре каждая компания будет получать прибыль и не проигрывать конкурентам
А никак. Работа на обогащение человечества - она по определению всеобщая, ее результат не может быть присвоен и ограничен к распространению. Экономика на этом и ''споткнулась'': капитал от частного присвоения выигрывает, а вот всеобщее, например знания (которые играют сегодня куда более важную роль, чем капитал), от частного присвоения проигрывают, так как приносят меньше пользы, чем могут в потенциале. Так что - формационный кризис перед нашими глазами.
IT-менеджер, Москва

Такое многообещающее название....
А содержание - какой-то дайджест различных статей. Что-такое Multi-Firm структура - так и осталось непонятным.
Если автор статьи - фанат великого Стива, то для признаний в любви своему кумиру есть другие ресурсы.

ЗАЧЕМ ТАКИЕ СТАТЬИ НА E-XECUTIVE???????

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Теперь, даже пьянка, с участием представителей разных фирм, может оказаться поводом для открытия нового типа «управления в компаниях будущего».

Минцберг, с его базовыми структурами управления - отдыхает.

. . . . Директор по развитию, Москва
Зарина, большое спасибо за тему! Само понятие Multi-Firm Network давно уже витает в воздухе. Действительно, по моим наблюдениям все движется в этом направлении. В компаниях накапливаются знания, но развития этот процесс не получает. Знания зачастую можно сравнить с пузырями, так как ключевые компетенции таких компаний лежат в других областях. Но знания эти не могут быть просто отброшены менеджерами их носителями. Логично было бы предположить, что в будущем будут создаваться межфирменные (multi-firm) сообщества профессионалов практикующих единый подход управления при решении задач определенного типа - скажем управление дистрибуцией, управление процессами продвижения и тд. Таким образом, мы сможем достаточно быстро собирать организационную конструкцию из тех модулей, которые соответствуют нашей концепции. Это значительно быстрее и проще, чем создавать на коленке то, что не является нашей ключевой компетенцией. Это стандартизация методов, при которой группы создаются на основе приверженности к определенным методам.
Евгений Парфенов пишет: Работа на обогащение человечества - она по определению всеобщая, ее результат не может быть присвоен и ограничен к распространению.
Действительно, распределение прибыли в подобной структуре должно быть более справедливо, ведь модульная орг структура работает на единые цели.
Системный аналитик, Украина

=== Впечатляют успехи Apple и Google? Лучшие компании мира меняют свои организационные структуры. ===
У нас тоже в дистрибуции майонеза и сметаны разные люди задействованы, мы Мульти? Или Малти...
Хотелось бы взять пример с ведущих компаний, но в том ли огороде искать, что приведен в качестве примера? Сомнительно. Очень уж бизнес разный.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

аффтар, тема Мульти-фирмы осталась нераскрытой, - низачот,
за перевод с аглицкого - пять с плюсом,
и кто мне вернет 5 минут, потраченные на эту статью ?

IT-менеджер, Москва
Ануар Ашимов пишет: и кто мне вернет 5 минут, потраченные на эту статью ?
Это Ваши инвестиции в будущее. Следующий раз уважаемая Зарина найдёт определение термина Multi-Firm structure и добросовестно его переведёт. А там... может и вникнет в смысл этого термина :D Средняя образованность и повысится.
Генеральный директор, Владивосток
Молодец Зарина. Особенно понравилось чтение мыслей Стива Джобса - очень прогрессивная технология, впрочем как и Multi-Firm Network. Проблема только в одном, принципы Multi-Firm Network работают только на высоконкурентных рынках. Ни Северная Нигерия, ни Верхняя Вольта к ним не относяться. А Россия конечно да - здесь же самый прогрессивный центральный Менеджер всех времен и народов правит. PS В нашей деревни Жужуево, Multi-Firm structure и Multi-Firm Network - это ну очень разные понятия.
и кто мне вернет 5 минут, потраченные на эту статью ?
- а Вы сюда обратитесь, здесь помогут http://www.powerfulwords.co.uk/sample-assignments/business/dynamic-multi-firm-network.php
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.