Зеленый свет для SaaS, или Несколько поводов отдать бухгалтерию чужому дяде

Андрей Роговой

Пока участники сообщества спорят в форуме о целесообразности перехода на бесплатное ПО, рынок программного обеспечения потихоньку трансформируется. Я убежден, что в ближайшие три-пять лет нам предстоит увидеть, как коробочный софт для бизнеса уступит довольно значительную долю рынка «облачным» приложениям. На Западе эта трансформация идет полным ходом: там малые и средние предприятия охотно потребляют ПО по модели Software-as-Service. Для них это удобно: нет сложностей с интеграцией софта и расходов на поддержку. Россия в точности повторит западный путь: у нас появятся свои большие «облака» и крупные провайдеры cloud-сервисов, а арендовать приложения у них будут малые и средние предприятия. Но для наступления «облачного будущего» и поставщикам, и потребителям нужно побороть предубеждение к SaaS. Рискну развить мысли, предложенные в целой ветке форума E-xecutive, и принять участие в развенчании пяти мифов о SaaS.

Миф №1. В России нет рынка SaaS

Если судить только по отчету J’son & Partners, где российский рынок SaaS оценивается в $3 млн., то в России SaaS действительно нет. Но аналитики малость ошиблись в методологии и промахнулись с оценкой раз эдак в пятьдесят – не учли хостинг-провайдеров, которые обеспечивают 90% совокупного оборота на рынке и, собственно, делают на нем погоду. Вендоры тоже занимают видное место. Одна только Microsoft продает в России часть своих приложений через «облака» сервис-провайдеров и хостеров на несколько миллионов долларов в год. Сервис-провайдеры в общей сложности зарабатывают на аренде ПО через интернет $150 млн. в год. CRM, ERP, приложения для совместной работы, интегрированные коммуникации и так далее – проще перечислить, чего нельзя получить из «облака». Когда на рынок придут телекомы с их многомиллионными клиентскими базами и поставщики традиционного ПО с широкими возможностями локализации и «доработки напильником» импортного софта под нужды российских пользователей, последует настоящий взрыв. «Облачные» программные продукты станут доступны с тысяч сайтов. Наверное, уважаемые аналитики ждут именно того благословенного момента, чтобы перестать публиковать смешные цифры в своих отчетах.

Миф № 2. SaaS требует «подгонки»

Понятие малого бизнеса в России размыто, но обычные (не айтишные) предприятия численностью до 10 человек объединяет одна деталь – отсутствие в штате собственного системного администратора. Для маленьких компаний покупка продуктов, не требующих подгонки, – великое благо: нет кастомизации – нет лишних расходов. Данная мысль лежит в основе модели SaaS. Такой продукт должен быть удобным, надежным, понятным, чтобы удовлетворять базовые потребности бизнеса за небольшие деньги. Эти базовые потребности легко поддаются автоматизации со стороны провайдеров «облачных» сервисов. С помощью специальных панелей управления хостингом провайдер превращается в некое подобие вендингового автомата: пользователь нажимает нужные кнопки, самостоятельно формирует пул нужных ему «облачных» приложений и интегрирует их с базовыми программными пакетами, которые уже есть на локальном компьютере.

Конечно, у среднего бизнеса другие задачи и другие сценарии использования «облаков». Там кастомизация сервиса и его интеграция с уже существующей ИТ-инфраструктурой проходит по аналогии с внедрением традиционных систем. В таких случаях все усилия распределяются между компанией, разработчиком сервиса и провайдером-интегратором.

Миф № 3. Первые в списке SaaS-приложений для малого и среднего бизнеса - наименее важные для предприятий

Есть четыре группы приложений, которые удобно потреблять как услугу. Первый – все, что связано с вебом; второй – электронная почта в пакете с антивирусом и антиспамом; третий – инфраструктура (в основном виртуализованная, например виртуальный сервер, на котором крутится корпоративный сайт); четвертый – все остальное ERP, CRM, HR и т.д.). В России полноценным SaaS почему-то считается только четвертая группа приложений, а все остальные игнорируются. Совершенно зря. Очень сложно представить себе небольшую фирму по ремонту квартир и офисов, у которой не было бы сайта, не было бы арендованного виртуального сервера, где этот сайт размещается, не было бы сервиса электронной почты хотя бы на два аккаунта (для генерального директора и главного бухгалтера). В то же время, на западе есть огромное число вертикальных приложений, допустим, CRM (Evolvin, Focus и другие), «заточенных» исключительно под нужды небольших компаний конкретной отрасли — в даном случае из сферы недвижимости. Для таких предприятий вертикально ориентированные приложения через аренду будут куда важнее, чем все остальные. Ровно потому, что помогают решать задачи именно их сегмента.

Миф № 4. Берешь SaaS – не факт, что экономишь

Это очень сильно зависит от конкретного приложения и объема его потребления. Может оказаться, что в долгосрочной перспективе общие затраты небольшой компании на аренду приложения через интернет превысят стоимость покупки приложения in-house. Но SaaS интересен малому бизнесу не за это: малому бизнесу нужен классный IT-сервис уровня крупной компании, ранее недоступный в силу разного рода причин, но при этом не нужны сложности по его интеграции и чрезмерные затраты на внедрение.

Тем не менее, если брать популярные уже сегодня российские SaaS-сервисы, то утверждение об экономии справедливо.

Число предприятий малого и среднего бизнеса в России приближается к 2 млн. Аудитория SaaS-приложения «Контур-Экстерн» от компании «СКБ Контур» из Екатеринбурга - один миллион юридических лиц. Это самый популярный «облачный» сервис в России. Если раньше бухгалтеры компаний ежемесячно посещали налоговые, отстаивали там огромные очереди и общались с вечно недовольными представителями ФНС, то сейчас они формируют в системе отчетность своих предприятий и отправляют ее через интернет в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица. Среднестатистический клиент платит 7 тыс. рублей в год и больше не ходит в налоговую. Ценность сервиса настолько высока, что бухгалтеры согласны отдавать конфиденциальные, в общем-то, данные о финансовых потоках их компаний на серверы чужого дяди. И так поступает половина из почти двух миллионов бизнесов всей России. В качестве приятного бонуса екатеринбургская компания оберегает бухгалтеров от ошибок «по недосмотру». Система предварительно проверяет отчеты на сервере – сервис, при других условиях просто немыслимый для маленькой компании с бухгалтером в единственном числе.

Из-за высоких затрат на обслуживание своя корпоративная почта - роскошь даже для компаний в несколько сотен человек. Ювелирный холдинг «Адамас» купил через каталог Softcloud услуги корпоративной почты Google Postini (600 с лишним электронных адресов) в связке с системой антиспама Kaspersky BSS. Результат – экономия в 87% на входящем трафике (до 130 тыс. рублей в год) и снижение затрат на управление почтой на 93 тыс. рублей (до 65 тыс. рублей в год).

Другой пример: перед вами стоит задача создать корпоративный интранет на 25 пользователей. Стоимость владения «1С-Битрикс» в течение трех лет превысит 200 тыс. рублей: это покупка и продление лицензии, техподдержка, установка обновлений, приобретение сервера и софта для него, а также зарплата сисадмина. Облачный сервис «Мегаплан-интранет» обойдется вдвое дешевле, так как клиент платит только за подписку.

Миф № 5. SaaS – это опасно

Угроза информационной безопасности при уводе IT-сервисов в «облака» – любимая байка системных администраторов и директоров по информационным технологиям в компаниях средней руки. Черный пиар «облаков» с их стороны понятен. При переключении компании на «облачные» сервисы роль CIO стремится к нулю: вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится откатоемкость должности, а от сокращения отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для наемного топа чувство собственной важности. Чтобы не допустить профессионального самоубийства, особо продвинутые CIO напирают на юридическую бесправность клиента при взаимоотношениях с провайдером и на невозможность что-то предъявить поставщику услуги, если тот допустит утечку данных со своей стороны. Бесправием клиентов якобы обязательно воспользуются сервис-провайдеры, которые будут безнаказанно торговать лежащими на серверах данными клиентов оптом и в розницу. Также упоминается возможная нестабильность работы провайдера, остановка всех бизнес-процессов при обрыве интернет-соединения, взлом серверов злоумышленниками и прочие ужасы.

На каждый пункт есть свой контраргумент, о котором отлично знает CIO, но не подозревает большой босс:

  • Провайдера надо выбирать так же, как фирма выбирает банк. Если у владельца все в порядке с головой и он выбрал лучший банк по соотношению «цена услуг/качество сервиса/надежность», пусть перенесет критерии оценки на будущего оператора SaaS: все должно быть прозрачно, надежно и чисто с юридической точки зрения.
  • Хакерам пробиться к ядру SaaS-приложения через систему безопасности дата-центра труднее, чем «выставить» отдельно стоящий сервер. Квалифицированные системные администраторы в дата-центре крепко знают свое дело и не дадут в обиду CRM-систему, которая приносит живые деньги. Злоумышленникам придется иметь дело с коллективным разумом, который соображает лучше, чем одинокий студент-сисадмин с окладом 10 тыс. рублей в месяц.
  • Стабильность интернет-соединения легко обеспечивается резервным каналом. Его можно протянуть в любое офисное здание, а уж про квартиру и говорить нечего. Даже в небольших городах на каждый дом уже имеется как минимум по два провайдера.

Безусловно, нет абсолютно надежных систем: даже Google, Microsoft и SalesForce время от времени «падают». Но техника в «облаках» подводит гораздо реже, чем человеческий фактор. Клиент – вот где слабое место! Конфиденциальность всех логинов и паролей зависит только от него. Возможная потеря аутентификационных данных сродни выносу клиентской базы на флешке и относится уже к высоким материям трудовой дисциплины. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Финансовый директор, Самара
Число предприятий малого и среднего бизнеса в России приближается к 2 млн. Аудитория SaaS-приложения «Контур-Экстерн» от компании «СКБ Контур» из Екатеринбурга - один миллион юридических лиц. Это самый популярный «облачный» сервис в России. Если раньше бухгалтеры компаний ежемесячно посещали налоговые, отстаивали там огромные очереди и общались с вечно недовольными представителями ФНС, то сейчас они формируют в системе отчетность своих предприятий и отправляют ее через интернет в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица.
Автор забыл одну маленькую штуку. С 1 января 2007 года обязанность подавать электронные декларации появилась у всех компаний, у кого в штате больше 250 человек, это требование НК РФ. Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис. По одной простой причине - почти невозможно доказать что ты сдал декларацию. Налоговики в случае чего верят отчету своего сервера, а не клиентской программе. Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп). Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Генеральный директор, Новгород

:D Очень интересен термин ''откатоемкость должности''.

В остальном?
Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку.
Нет, мы, конечно, используем 1С, ибо частые изменения в формах деклараций проще отслеживать через 1С.
Но ей страшно далеко до МСФО (не притворяйтесь, гегемоны, откуда у большевиков понятия о деньгах, их нет!).
Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами.
Не скажу какими, чтобы их не пиарить.

8)

Финансовый директор, Украина
Славнов Дмитрий пишет: Автор забыл одну маленькую штуку. С 1 января 2007 года обязанность подавать электронные декларации появилась у всех компаний, у кого в штате больше 250 человек, это требование НК РФ. Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис. По одной простой причине - почти невозможно доказать что ты сдал декларацию. Налоговики в случае чего верят отчету своего сервера, а не клиентской программе. Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп). Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Электрнная сдача отчетности есть, например, и в Украине.(не думаю, что технически это реализовано как-то особенно) Мне еще не встречались бухгалтера, которые бы не были довольны этим сервисом. Возможно мы общаемся с разными бухгалтерами. Наверняка есть и такие, которые не в восторге от того, что с появлением электронной отчетности, у них нет законного основания отсутствовать половину своего рабочего времени. А вообще автор, как мне показалось, пишет немного о другом.
Финансовый директор, Украина
Николай Кукушин пишет: :D Очень интересен термин ''откатоемкость должности''. В остальном? Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку. Нет, мы, конечно, используем 1С, ибо частые изменения в формах деклараций проще отслеживать через 1С. Но ей страшно далеко до МСФО (не притворяйтесь, гегемоны, откуда у большевиков понятия о деньгах, их нет!). Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами. Не скажу какими, чтобы их не пиарить. 8)
Николай, 1С - это учетная система или проще, программа, в которой можно вести бухгалтеские записи. А МСФО - это стандарты. Стандарты это свод правил, когда люди договариваются куда относить серое - к белому или черному. Вам никто не мешает применять любые стандарты (даже свои внутренние) в учетной системе, в той же 1С это делается без особых проблем. Как учетная система 1С полностью справляется со своими задачами. Обычно проблемы возникают с постановкой задач.
Глава филиала, регион. директор, Москва
Дмитрий Славнов пишет: Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис.
Я хорошо помню когда бухгалтеры сознательно ломали компьютеры, чтобы остаться при калькуляторах. Сейчас, думаю, происходит то же самое. Видимо, вы общались с ''луддитами'', а Александр Филимонихин - с теми, кто не против компьютера в бухгалтерии :)
Дмитрий Славнов пишет: Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп).
Вот кому-кому, а Почте России я бы финансовые документы доверять точно не стал - хоть со штампом, хоть без штампа :D Слишком сильно она себе репутацию подмочила в последнее время. Почту можно использовать как резервный вариант подачи документов. Но все равно напоминает замену автомобиля живой лошадью.
Дмитрий Славнов пишет: Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Дело государства - регулировать общественно-экономические отношения, возможность бизнеса - на этом процессе регулирования зарабатывать. Не вижу странности. Напротив, все достаточно понятно. Это как зарабатывать на продаже теплых вещей в холодные страны. Вполне честный бизнес.
Николай Кукушин пишет: Очень интересен термин ''откатоемкость должности''.
Как-то само придумалось :)
Николай Кукушин пишет: Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку.
Уже более 1 миллиона бизнесов ''Контуру'' доверились. Ваше доверие – это вопрос времени. Все новое всегда вызывает некоторые опасения. Но за облачной бухгалтерией (а также за CRM, HR и др.) будущее. Это удобно и выгодно. Теперь нужно, что бы это было еще и надежно.
Николай Кукушин пишет: мы, конечно, используем 1С. [...] Но ей страшно далеко до МСФО
1С зарабатывает деньги. Для этого компания делает те продукты, которые будут пользоваться максимальным спросом - ''Предприятие'', ''Упрощенка'' и т.д. По МСФО в России мало кто отчитывается. А раз так, то эта ниша, как я понимаю, для 1С интересна в меньшей степени. Если бы число МСФОшников было бы больше, 1С сделала бы под них продукт хорошего качества. Опыт у них большой, все бы получилось.
Николай Кукушин пишет: Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами.
Тут согласен на 110%. Но в отношении потребителей из России, которые хотят пользоваться зарубежными ''облачными'' сервисами, есть трудности: для отчета за купленный SaaS нужна счет-фактура, которую за рубежом не оформят - просто потому, что не знают, что это такое. Там принято корпоративными кредитками такие вещи оплачивать. Если у нас законодательство станет либеральнее в этом отношении, тому же ''СКБ Контуру'' предстоит с глобальными ''облачными'' сервисами конкурировать. Но пока этого не произошло.
Аналитик, Тюмень

Всё, что связано с общением, с клиентурой, с третьими лицами и коммуникациями с ними, всё это, естественно уйдёт в сеть. Но личные секреты никто туда выкладывать не будет. Никогда. Публичная отчётность, реклама, продвижение, заявки покупателей - всё в интеренет, но первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''.

Финансовый директор, Украина
Юрий Зиненко пишет: Всё, что связано с общением, с клиентурой, с третьими лицами и коммуникациями с ними, всё это, естественно уйдёт в сеть. Но личные секреты никто туда выкладывать не будет. Никогда. Публичная отчётность, реклама, продвижение, заявки покупателей - всё в интеренет, но первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''.
Никто... Никогда... Только полный идиот... Как говориться ''собака лает, а караван идет''. Поинтересуйтесь что вообще в мире творится. Желательно из первоисточников. А что касается ваших личных секретов, то ваш сисадмин прекрасно осведомлен что у вас на компьютере творится и на каких сайтах вы проводите время. Вы даже не представляете сколько служебной информации на корпоративных серверах на расшареных папках. Бери, нехочу.
Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Да статья интересная..
за таким сервисами есть своя ниша и свое будуще
спасибо за пояснния...

Глава филиала, регион. директор, Москва
Юрий Зиненко пишет: первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''
Я не согласен. Объясню на примере сервиса Salesforce. Это ''облачная'' CRM-система, причем очень продвинутая и с большими возможностями настройки под конкретного клиента. На нее подписываются и маленькие фирмы (1-10 человек), и крупные корпорации. Система умеет все, что нужно и тем, и другим - учитывает и ведет клиентов, делает прогнозы продаж, собирает лиды и т.д. и т.п. Существует исполнение под каждую отрасль - финансы, медицина, телеком, розничная торговля, hi-tech. Есть даже исполнение для госструктур с соответствующим функционалом. Так вот, все, о чем вы говорите, ее клиенты заливают туда. Можно посмотреть на список пользователей. Вряд ли они стали бы рисковать своими бизнес-данными, не получив надежной гарантии их сохранности.
Александр Лазарев пишет: спасибо за пояснния
Всегда пожалуйста.
Исполнительный директор, Москва

Если говорить о SaaS воопще (а на каждом сервисе сказывается общая судьба технологии) то есть одна болезнь Пока что почти все SaaS-сервисы страдают от самозамкнутости – подразумевается, что заказчик будет пользоваться только одним сервисом. Что же произойдёт, когда массы заказчиков будут пользоваться двумя/тремя/десятью сервисами? Кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в CRM отразится в моей адресной книге в почтовой системе? Технические решения уже существуют, но пока что, ожидается, что комбинировать сервисы будут сами пользователи, или, в лучшем случае, сотрудники ИТ-служб заказчиков. А еще лучше, пусть сервисы живут каждый сам по себе. Компаний которые увязывают SaaS в ИТ инфраструктуру и на Западе немного (пример, http://www.boomi.com) а в России и вовсе только появился пионер (http://www.software-provider.com)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Цифры и факты
ИГИЛ взяло ответственность за теракт в Сургуте

ЧП дня: ИГИЛ взяло на себя ответственность за теракт в Сургуте

Пожар в Ростовской области: горят 4200 га

Цифра дня: площадь природного пожара в Ростовской области составляет 4200 га.

Президент разрешил военным изымать землю под строительство

Указ дня: новый указ Президента дает право Минобороны изымать земельные участки для строительства оборонных объектов.

В Москве из здания ТЦ «Водный» эвакуировали людей

ЧП дня: из-за угрозы взрыва из торгового центра «Водный» эвакуировали людей.