Денис Шапкарин: «Люди взлетают на рынке, но мне за них стыдно»

Digital-рынок стремительно растет, несмотря на общее замедление мировых экономик. По данным eMarketer, в 2014 году digital сегмент рынка США оценивается в $47,6 млрд, что уже близко к лидирующему сектору рекламного рынка ―ТВ, который в 2014 году оценивается в $68,5 млрд. Прогноз роста, представленный ниже, наглядно показывает, насколько стремительно digital догоняет ТВ из года в год.

Российский digital-рынок повторяет динамику западного. Если в 2012 году цифровой сегмент оценивался в 85 млрд руб., то в 2013 году уже в 106 млрд руб. Рост ― около 24% в год.

Основатель и глава агентства «Нектарин» Денис Шапкарин уверен, что объемы рынков digital и ТВ в России к 2016 году практически сравняются. Однако за это время рынок цифровых коммуникаций заметно изменится.

В чем секрет бурного роста digital? Можно ли выстраивать стратегию исключительно на новых инструментах? Что самое сложное в digital? И почему глава одного из ведущих digital-агентств России так редко появляется в сети? Об этом и многом другом Executive.ru беседует с Денисом Шапкариным.

Executive.ru: Вы создали «Нектарин» в 2006 году. Как оказались в digital?

Денис Шапкарин: Я приехал в Москву из Саранска и сначала работал в «Бераторе» ― это агентство продавало рекламу в бухгалтерский классифайд. Помню, мне как-то сказали: «Посмотри резюме в интернете». У меня паника. Я позвал кучу друзей, увидел Outlook. Меня просто трясло. Господи, что это такое?! В итоге возможности интернета меня чудовищно вдохновили.

Позже я понял, что будущее за мультимедиа, и ушел в компанию eTeam, которая создавала мультимедийные презентации. Через несколько лет компания стала частью РБК, а я основал «Нектарин».

На старте я предложил цель: «Давайте заработаем $20 млн». Мне парни ответили: «Иди в зеркало посмотри. Какие 20 млн?!» Потом я однажды позвонил в банк, где мне сказали, что хотят разместиться в digital. Я спросил о бюджете. Мне сказали: «Восемь». Я подумал: «Что можно на восемь тысяч сделать?» А они говорят: «Восемь миллионов рублей». Даже по нынешним меркам 8 млн руб. ― это хороший бюджет для большого банка. Мы сразу же взялись за работу.

Executive.ru: Российскому digital прогнозируют один из самых высоких темпов роста в мире. Как оцениваете отечественный рынок?

Д.Ш.: В 2012 году российский digital оценивался в 85 млрд руб., в 2013 году ― около 106 млрд руб. Это медийная реклама, контекст, видео, поисковая оптимизация, маркетинг, коммуникации в социальных сетях, web-разработка. Если верить аналитикам, рынок будет расти на 20-25%. Если такие темпы сохранятся, то к 2016 году рынок составит 160 млрд руб. Мы повторяем модель роста западного рынка. И никакой кризис на этом не скажется.

Executive.ru: Сколько еще продлится бурный рост в digital?

Д.Ш.: Нефтяные деньги размываются в экономике, люди много покупают. Это привлекает иностранные компании и инвесторов к нашему рынку. Российские компании с рекламой не дружат, а у западных компаний большой опыт. По моим прогнозам, в 2014 году будет рост 20-25%, потом замедлится на 3-4%, но в целом мы будем на втором месте после ТВ или наравне с ним. У ТВ в 2013 году ― 180-200 млрд руб., у digital ― 106 млрд руб. Отрыв небольшой, если вспомнить, что начинался digital с 44 млрд руб., а у ТВ как были эти деньги, так и остаются. Мы его догоняем, пожирая другие медиа.

Executive.ru: То есть, весь секрет роста digital ― в пожирании других медиа?

Д.Ш.: Люди все еще смотрят ТВ, читают прессу, слушают радио. Но каждый год в России рождаются новые люди, и увеличивается аудитория digital. Хотим мы того или нет. Digital-зация населения ― это расширение канала, а расширение канала ― это возможность для маркетологов больше продавать. К 2016 году у ТВ будет 200 млрд руб., а у нас ― 160 млрд руб.

Executive.ru: Можно ли выстраивать общение с клиентами исключительно в digital?

Д.Ш.: У сегодняшних digital-богов есть мания, что все можно сделать в digital. Но это неправда. Человек утром открывает глаза, смотрит наружу, в метро, в ТВ, а потом залезает в интернет. На людей влияют другие люди, окружение и так далее. Это драгоценный 360-микс, который надо учитывать.

Многие компании делают контекст, таргетированную рекламу, а потом удивляются: «Как же так, почему конкурент продает больше, чем я?» Потому что конкурент строит знания. Он делает все, чтобы аудитория на старте отделяла его от всего рынка. Знания строятся не только в digital, но и в наружной рекламе, в ТВ и так далее. В итоге человек пишет в поисковике «хочу велик купить» и выбирает то, что ему знакомо.

Большие корпорации вкладывают в свой бренд колоссальные деньги, придумывают стратегии, манипулируют сознанием людей. Компания, обладающая качественным медиа-давлением и возможностью в 360 разместить свою рекламу, она всегда будет в выигрыше.

У известных банков конверсия выдачи кредитов на 20% выше, а CPA ниже. Банки-малыши спрашивают: «Можно мне так же?» Нельзя, ребята, там бренд и узнаваемость на старте. Человек видит одинаковые условия в банках, но вас он видит впервые, а к тем лоялен.

Executive.ru: То есть, мнение, что интернет уравнивает возможности малых и больших компаний ― это миф?

Д.Ш.: Такого никогда не будет. Иначе квас «Очаковский» продавался бы лучше Coca-Cola. У одного нашего клиента вкусовые тесты показывают, что 60% людей выбирают их продукт среди конкурентов. Но конкуренты продают больше. Почему? Там мировая компания, методики мерчендайзинга, формирования знаний и так далее.

Executive.ru: Нашли решение для этого клиента?

Д.Ш.: Чтобы покрыть нужную аудиторию, в любом случае нужно покупать инвентарь. Клиент побоялся выходить с размахом. Небольшая кампания дала увеличение продаж, но, по моим оценкам, таких кампаний надо делать двадцать в год, чтобы что-то изменилось. Представьте, каждые пять минут конкуренты стреляют из пушек, и тут мы прилетели, стрельнули разок. Отсюда и результат.

Executive.ru: Какой этап работы самый сложный?

Д.Ш.: Брифинг.

Executive.ru: Причина в клиенте?

Д.Ш.: Нет-нет. Клиенты всегда молодцы. Если что-то не получается, то не надо ни на кого сваливать. Проблема в тебе.

Когда вы приезжаете в хороший пятизвездочный отель, вас же не встречают словами: «Что вы хотите? Давайте поговорим об этом». Наоборот, на кровати лодочка, окно открыто, белые полотенца правильно висят, два-три халата. Ты ложишься и получаешь удовольствие. С тобой еще и на русском языке говорят. Отель берет на себя ответственность распланировать твое удовольствие, а для этого изучает поведение других людей.

Агентство тоже должно брать на себя ответственность и правильно брифовать. 50% успеха, даже 57%, чтобы подчеркнуть важность, ― это брифинг. Это как в медицине диагноз. Брифинг надо проводить не просто с исполнителем, а с тем, кто принимает решения. Любой ценой выяснить у него, то ли это, что он хочет. Хоть с бубном плясать вокруг него.

Сам брифинг не заканчивается заполнением анкеты. Это глубокий разговор о бизнесе, стратегии, конкурентах. После этого агентство думает внутри себя и предлагает направление работы.

Браться за работу можно, когда в глазах клиента читается «Наконец-то пришли ребята, которые мне помогут». И не остается белых пятен. Например, аудитория от 12 до 50 лет ― это бред. Или зачем покрыть всю территорию, если у вас там нет магазинов. И не просто «повысить продажи», а заточить под конкретный этап развития бизнеса.

Вот этой работой многие не занимаются. Спрашиваешь, делали ли бриф? Говорят, да. Смотришь, а там половина даже на русский не переведена, везде несостыковки. Надо спокойно во всем разобраться, закончить бриф и только потом приступать к рекламной компании.

Executive.ru: Бриф ― это для вас еще и возможность увеличить средний чек.

Д.Ш.: Переплачивать или нет ― выбор клиента. Если тебе не нужен сервис, то изучай и делай все сам. Если я вижу, что клиент может решить задачу единственным инструментом, я не буду навязывать ему букет из медийки, контекста, RTB, SMM и CPA. Если клиент хочет, мы можем и попестрить, но потом посчитаем конверсию, и он сам увидит, что вот его «таблетка».

Другой вопрос, мы можем не обслуживать его, если нам это невыгодно. Мы имеем на это право. Мой сервис и возможности стоят столько-то. Не готовы платить? Поверьте, на рынке 24 тыс. компаний, с которыми мы будем жить душа в душу по нормальным ценам.

Если вы хотите взрослого партнера, не сопляка, который будет исполнять ваши задачи, а думающего человека, ― будьте готовы за это платить, потому что думающие люди дорого стоят. Они тоже хотят хорошо жить, ездить на машинах, кушать вкусную еду.

Executive.ru: Каких людей не хватает лично вам?

Д.Ш.: Всех. На рынке адская война за таланты. HR-агентства наживаются, продавая головы туда и обратно. Не хватает сильных менеджеров, потому что они работают в понятных индустриях, где можно получить образование, где прозрачные процессы. Поэтому люди завышают цены на себя. Спрашиваю на собеседовании: «Что ты делал для клиента?». Отвечает: «Ну, мы общались, переписывались». И он просит 80 тыс. руб. За что?

Большая проблема, что на рынок приходит много алчных людей, которые просто хотят денег, но не хотят думать о профессии. Люди думаю, что они руководители, но при этом не могут заниматься операционными вопросами, потому что рабочее пространство вокруг себя организовать не могут.

С одной стороны, это сказывается на внутреннем сервисе, потом что сложно давать ответственные поручения недисциплинированному человеку. А с другой стороны, эти люди уже общаются с клиентами.

Executive.ru: Получается, сами выращиваете сотрудников?

Д.Ш.: Да, будем выстраивать систему образования. Сейчас справляемся, потому что основное звено топ-менеджеров не меняется. Копим знания и передаем их через наставничество в проектах. Потом включаем человека в рабочий процесс.

Executive.ru: У вас большая текучка?

Д.Ш.: Колоссальная. Не люблю лентяев, сразу их выгоняем. Основные ребята по три-четыре года работают.

Executive.ru: Каких изменений ожидаете в digital?

Д.Ш.: Сейчас многие недооценивают тренд мобильной рекламы, но умные ребята из performance-маркетинга и e-commerce уже активно там закупают. Все сайты изначально будут затачиваться на мобильную рекламу. На российский рынок придут западные технологические сервисы. Выживут и разовьются те, кто наймет сильных российских менеджеров. В digital будут перетекать умные люди из профильных профессий ― прессы, стартегии, креатива и так далее. Конкуренция будет усиливаться, потому что уже сейчас сетевые агентства покупают интересные российские активы. Появится много умных клиентов, потому что они перекупают людей из агентств, наращивают экспертизу.

Executive.ru: То есть, вам работать станет сложнее?

Д.Ш.: Если любишь свое дело, оно всегда так. Помню, когда на тренировки ходил, в кровь кулаки забьешь, мозоли на пятках, синяки, а ты душ горячий принял и идешь домой счастливый. Потому что цель заряжена желанием. Тебе все нипочем, просто делаешь и кайфуешь. Многие приходят в рекламу и думают: «Вау, креатив, здорово». Но это как в Disney: креатив придумывает только небольшая верхушка, а основные подразделения выполняют административную работу, финансовые расчеты, производство. Там методичный труд.

Executive.ru: Вы возглавляете одно из ведущих российских digital-агентств, при этом лично вас в интернете мало.

Д.Ш.: Да. В чем противоречие?

Executive.ru: У вас нет задачи продвигать личный бренд?

Д.Ш.: У меня на конференции ездят рябята. Я делаю свою работу, я менеджер. Моя задача ― обеспечить компании прибыль и капитализацию. Проверяю поставленные задачи, ставлю новые, организую и вдохновляю людей.

Если основная работа не закрыта, то нечего тратить время на всякую ерунду. Время ― это самый главный ресурс. Некоторые менеджеры пытаются доказать, какой у них острый ум и большие амбиции. Но как это напрямую влияет на капитализацию компании, на прибыль? Я лучше проведу тренинг для сотрудников или оптимизирую процесс, чтобы еще лучше работать.

Я много рекламный кампаний провел, много бизнесов открыл. Мне есть, чем похвастаться. Порой знакомые люди просят: «Ден, дай волшебный пендель, а то руки опустились». И я обязательно помогаю. Но зачем мне писать в социальных сетях, как решать эту проблему, а потом слушать высказывания на тему «Денис, это неправильно, есть другая концепция менеджмента»?!

Проще определиться, кто ты по жизни. Я предприниматель, в данный момент моя функция ― управлять. PR должен заниматься PR-менеджер под моим руководством, а не наоборот.

Я вижу, как люди взлетают на рынке и с горящими глазами рассказывают, какие они крутые, но мне за них стыдно, потому что это пустые люди, которые, к сожалению, никакого отношения к реальным делам не имеют. Им нужна сцена, а мне власть. Я должен быть не на Facebook, а с людьми, которые под мои руководством могут добиться большего.

Если мне нужно принять решение, услышать мнение людей, то я могу позвонить людям, которые зарабатывают больше меня. Они дадут совет, который я вряд ли получу на Facebook.

Возможно, когда выполню цели, я скажу ребятам: «Сделайте мне 50 тыс. френдов в Facebook, 30 млн в Instagram, ты фотографируешь меня, ты ― мои книги, ты тут комментируешь». И стану медийной персоной. Пока меня это не бодрит.

Надо отдавать себе отчет, что время ― не бесконечно. В Англии завещание начинают писать в 10 лет: «Я завещаю свою игрушку тому-то». А мы думаем, что будем жить бесконечно, но это не так. Мы живем в обществе потребления. Coca-Cola, McDonald's, другие крупные корпорации на глобальном уровне создают тренд, что надо все покупать. Хочешь быть счастливым, зарабатывай бабло и покупай.

В обществе потребления считается, что все хорошее стоит денег. Но это не так. Если хочешь делать что-то хорошо, необязательно делать это напоказ и следовать трендам. Задайте себе вопрос, только отвечайте честно, ― это сейчас полезно для вас? Второй вопрос ― что не нужно делать, чтобы быть счастливым? Поработайте над этим и найдете много проблем и плохих привычек.

Моя асоциализация попадает в категорию вещей, которые я не хочу делать, потому что это мешает добиваться целей. Потом ― возможно, сейчас ― нет.

Executive.ru: Многие удивятся, что рекламщик выступает против общества потребления.

Д.Ш.: Прежде всего надо оставаться человеком. Нам бы починить воспитание и семью, страна была бы другой. Если в семье будут правильные ценности, то и человек будет хорошим. А хороший человек, управлять он будет, на сцену встанет или доктором станет, в итоге будет делать свою работу правильно.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Фраза ''залазит в интернет'' резанула.

Редактор, Москва
Леонид Сохор пишет: Фраза ''залазит в интернет'' резанула.
Поправили, чтобы не резало.
Юрист, Москва

Позиция Дениса настолько близка моей по основным пунктам, что ему удалось и мне ''волшебный пендель'' поддать, настроение улучшить. Наличие в бизнесе (любом) руководителей с таким взглядом на жизнь и порядок вещей в рабочей сфере дает лично мне надежду, что ''починить воспитание и семью'' все же может стать целью социума, государства и людей.
СПАСИБО!

Менеджер, Москва
''Что НЕ нужно делать, чтобы быть счастливым?'' - гениально! впервые слышу такую интерпретацию вечного вопроса.
Менеджер, Санкт-Петербург

Интересное интервью, плохо только, что сайт Нектарина долго грузится, не везде еще, и не всегда Интернет быстр, хотя те, кто платит за рекламу, это наверное не замечают...

IT-консультант, Москва

Очень хорошая статья. Полностью разделяю жизненную позицию автора. И часто об этом задумываюсь, когда говорят о цифровом образовании. Много лет преподаю (одна из работ, я - практик), много чего вижу. Нельзя заменить общение цифрой, надо начинать учитья общаться с семьи. Причем, не забывать о повышении качества личного общения. Ко мне на тренинги приходят ''зомби'' после прослушивания интернет - курса, доступ к которому получают за деньги. Да, приходится начинать с нуля, чтобы те, кто приходит, все же чему-то научились. Считаю, что те, кто хочет учиться, достойны уважения, и сил мне на это не жалко. Да, приходится закладывать такой риск, чтобы не очень страдали те, кто получил более качественное базовое обучение. Но это лучше, чем не дать второй шанс.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.