В коммерческой разведке запрещено не все

«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает фору во времени». Генрих Лемке – независимый эксперт по вопросам исследований предпринимательских рисков и использованию разведывательных методик в предпринимательстве, автор книг «Нелинейный менеджмент или искусство конкуренции», «Секреты коммерческой разведки» и др. – ответил на вопросы Executive.

Executive: Что компании хотят знать о своих конкурентах?

Lemke.jpgГенрих Лемке: Боюсь разочаровать, но в коммерческой разведке конкуренты вовсе не являются основными или приоритетными объектами изучения. В коммерческой разведке основными целями выступают риски, угрозы и возможности, препятствующие или же наоборот, способствующие достижению заранее намеченных целей бизнеса компании, а также те риски/возможности, которые активно влияют на текущую повседневную деятельность компании. Цели и объекты разведки определяются в процессе реализации алгоритма идентификации целей и объектов разведки (многократно описанном в отечественной и зарубежной литературе). В том случае, когда объектом разведки выступает конкурирующая компания (или ряд компаний), как правило, основными объектами изучения выступают три параметра:

  • себестоимость продукта (услуги) конкурента;
  • технологии и бизнес-процессы, которые использует конкурент;
  • стратегические планы и намерения конкурента.

Исследование этих вопросов может потребовать добывания самых разных сведений, большинство из которых можно получить из открытых источников, не прибегая к специальным методам и приемам.

Executive: Что в век Интернета может составлять коммерческую тайну компании, активно действующей на рынке?

Г.Л.: Практически ничего! Существует много методов анализа и обработки информации, позволяющей получить весьма точные данные в отношении конкурента. Да! Они будут не точны и отличаться от реальных на величину от нескольких десятых процента до нескольких процентов, что не является критической точностью, влияющей на эффективность управленческих решений, которые, в свою очередь, основаны на полученных разведданных.

Самый простой способ – экстраполяция. Зная собственные исходные данные и используемые бизнес-процессы, достаточно несложно экстраполировать эти данные на конкурента, изучив некоторые особенности его производства, технологий и мощностей, – это один из старейших методов разведки и достаточно эффективный.

Executive: Если компания публична, какая часть ее деятельности остается вне зоны публики?

Г.Л.: При специальном изучении особых секретов нет.

Executive: Могут ли выступать в качестве заказчиков страховые компании, исследующие бизнес своих клиентов?

Г.Л.: Особенностью коммерческой разведки выступает то обстоятельство, что субъект разведки (конкретная компания или предприниматель) осуществляет специальные исследования самостоятельно, без обращения к неким сторонним внешним структурам. Это диктуется:

  • необходимостью соблюдения строгой секретности осуществления таких исследований;
  • конкретными целями разведки в интересах бизнеса (иными словами, сделав заказ на стороне, вы рискуете раскрыть стратегические цели своего бизнеса абсолютно посторонней организации, и нет никакой гарантии, что эти цели не станут известны третьим лицам);
  • особенностями специфики вашего бизнеса (только эксперты вашей компании способны осуществлять эффективные исследования, учитывая эти особенности в связке с теми целями опять-таки вашего бизнеса, которых необходимо достичь).

Разведка компании может рассматриваться как модель государственной разведки (конечно, с иными целями).

Executive: Может ли быть проведена коммерческая разведка в рамках duediligence? В порядке подготовки к слиянию или поглощению…?

Г.Л.: Безусловно! Особое внимание при слиянии/поглощении уделяется выявлению тех рисков, угроз и возможностей внешней среды, которые были свойственны этой компании, но не свойственны вашему бизнесу. Это новый блок вызовов и угроз, которым после слияния придется вплотную заниматься вашей разведывательной структуре.

Executive: Онлайн и офлайн: где коммерческий разведчик проводит больше времени, какое поле для него урожайнее?

Г.Л.: Это сложный вопрос. В зависимости от решаемой задачи (исследуемого объекта), в ряде случаев вполне будет достаточно открытых источников. Однако, если разведчику требуется информация превентивного характера (прогнозная информация высокой степени достоверности), в этом случае использование первоисточников весьма продуктивно и необходимо.

Executive: Сколько информации коммерческий разведчик собирает в открытых источниках?

Г.Л.: Во всех случаях коммерческая разведка работает на упреждение. Разведка любого объекта – будь то компания конкурента, тренд рынка, новая технология или товар – начинается со сбора сведений в открытых источниках. Это наиболее дешевый метод работы. Если сведений, полученных в открытых источниках достаточно для аналитических выводов прогнозного характера, то прибегать к другим методам просто не имеет смысла. Иными словами, разведка собирает сведения до тех пор, пока не накопится достаточное их количество для решения поставленной задачи с приемлемыми результатами. Другое дело, что часто только открытых (вторичных) источников информации недостаточно.

Executive: А какой объем информации можно собрать в платных базах данных?

Г.Л.: Платные базы данных типа «Интегрум», «СПАРК» и т.п. также являются вторичными источниками информации. Сведения и данные, хранящиеся в этих базах, устаревают и со временем превращаются в недостоверные. Конечно, разведка использует эти источники, но как вспомогательные, наравне с другими источниками информации, позволяющими перепроверить достоверность и актуальность имеющихся данных.

Executive: Коммерческая разведка – это только разведка? Или еще и воздействие на конкурента?

Г.Л.: Коммерческая разведка включает в себя методики нелинейного менеджмента, то есть возможности управления объектами внешней среды. Это не удивительно. Для того чтобы иметь возможности управления (до некоторой степени) объектами внешнего рыночного окружения требуется предварительное и тщательное изучение этих объектов. Цели такого управляющего воздействия могут быть различны:

  • управление репутационными рисками (своими или конкурента);
  • отвлечение внимания конкурентного окружения от истинных целей своей компании (то есть переключение внимания на так называемый «негодный объект»);
  • иные цели.

Executive: Какие федеральные законы стоят на страже информационного пространства компании?

Г.Л.: Таких законов великое множество. Начиная от закона «О коммерческой тайне» и заканчивая законом «О персональных данных». Не забудьте также всевозможные законы о тайнах – «банковской», «адвокатской», «врачебной» и т.д. Полный перечень «охранного» законодательства можно легко найти в Интернете на специализированных сайтах. В то же время следует отметить, что коммерческая разведка работает в «серой зоне» по принципу «разрешено все, что не запрещено», то есть используются те лазейки и ограничения, которые законами не регламентируются.

Executive: А может ли коммерческий разведчик проникнуть за черту, проведенную законодателем?

Г.Л.: В этом нет никакого практического смысла. Коммерческая разведка – это не промышленный шпионаж. Было бы глупо и нелогично отрицать очевидную схожесть принципов, методик и средств, используемых в коммерческой разведке и промышленном шпионаже. Впрочем, следует учитывать, что эта схожесть и родственность в равной степени относится и к любым иным видам исследований, будь то научные, производственные, экологические или экономические изыскания. Решение любой задачи, независимо от практической сферы ее приложения, требует предварительного сбора фактов, их систематизации и последующей информационно-аналитической обработки, включающей анализ, синтез, выведение и проверку гипотез и, наконец, получение окончательных выводов и рекомендаций.

Таким образом, можно без преувеличения заявить, что принципы исследований будут одинаковы и в коммерческой разведке, и в ядерной физике, и в промышленном шпионаже. Различаются лишь методы, средства и цели получения сведений и информации на первичном этапе сбора фактов для решения поставленной задачи.

В чем же кардинальные различия между коммерческой разведкой и промышленным шпионажем, дающие основания утверждать, что это два совершенно разных вида деятельности? Начнем с промышленного шпионажа.

Активность промышленного шпионажа направлена на те материальные, технологические или интеллектуальные объекты (продукты или услуги), которые не продаются, не распространяются и не принимают участия в открытом рыночном обороте или изъяты из него. Как правило, такие объекты входят в узкую группу изделий и технологий, обеспечивающих обороноспособность и именно поэтому имеющих ограничения к распространению и широкому обнародованию.

В самом деле, спрашивается, для чего использовать методики промышленного шпионажа в отношении продукта, который можно совершенно свободно приобрести на рынке? С одной стороны, статус непубличности и засекречивания данных продуктов или технологий и, с другой, важность получения информации об этих объектах выступают основой методик промышленного шпионажа.

Во-первых, получить такие продукты или технологии в чужой стране законным путем невозможно. Вспомним эпопею создания отечественного ядерного оружия. Следовательно, в арсенале промышленного шпионажа преобладают методики, идущие вразрез с действующим в стране законодательством.

Во-вторых, сам доступ к такой «закрытой» информации оборонного характера в значительной степени затруднен соответствующими охранительными мерами. Следовательно, у промышленного шпиона возникает необходимость соблюдения высочайшей конспирации при осуществлении своей активности.

Наконец, в-третьих, ценность такой информации, позволяющей повысить обороноспособность и неуязвимость собственной страны и оградить ее от новых рисков, вызовов и угроз, исходящих от внешнего окружения, достаточно высока. Следовательно, государство не постоит за расходами, а законами чужой страны или коммерческими интересами зарубежной компании в данном случае можно и пренебречь.

Кто же выступает субъектом промышленного шпионажа? Кто может позволить себе пойти на столь рискованные мероприятия? Практический опыт показывает, что основным субъектом промышленного шпионажа выступает государство или государственные компании (реже – частные компании, но при непосредственной поддержке государства), решая практические вопросы повышения обороноспособности собственной страны.

Перед системой коммерческой разведки частного предприятия стоят совершенно иные задачи, цели и объекты исследований. Собственно, генеральную цель коммерческой разведки любой организации можно сформулировать одной фразой: это информационно-аналитическое обеспечение возможностей достижения ее стратегических целей при удержании должного уровня конкурентоспособности и рентабельности бизнеса компании в целом.

Группы рисков и возможностей рынка в информационном плане абсолютно открыты для исследователя, поэтому необходимости в использовании противозаконных методов и средств получения информации просто не возникает. Современная бизнес-среда буквально насквозь пропитана информацией. Задача исследователя заключается в том, чтобы знать, где искать сведения, наиболее релевантные информационным запросам предпринимателя. Во многих случаях сделать это можно абсолютно бесплатно или без особых финансовых и временных затрат.

Главной особенностью исследований объектов коммерческой разведки является то обстоятельство, что эти объекты свободно обращаются на рынке или готовятся к такому обращению. То есть их владельцы сами заинтересованы в самом широком обнародовании и распространении информации о новых товарах и услугах «выбрасываемых» на рынок. Именно поэтому получить такую информацию можно вполне легально, не прибегая к нарушениям этических норм или действующего законодательства.

Таким образом, утверждение о том, что коммерческая разведка и промышленный шпионаж – одно и то же, является не более чем мифом, к тому же неподкрепленным существующей практикой.

Executive: Сколько стоит «разговорить» инсайдера (топ-менеджера компании)?

Г.Л.: Боюсь показаться скучным, но данный метод получения информации в коммерческой разведке используется весьма и весьма редко и при наличии подходящих условий. Один из главных принципов разведки, заимствованный, кстати, из военной сферы, – «Слушай, что говорят, читай, что пишут, но всегда смотри, что делают».

Прямые возможности выхода на инсайдера – лакомый источник получения информации, требующий определенных временных и финансовых затрат и использования соответствующей «легенды прикрытия», чтобы ваш источник даже не догадался о том, что сливает информацию конкуренту. Но иногда такие источники не отличаются достоверностью, а декларируемые намерения – истинностью.

В то же время, если общая деятельность компании конкурента отслеживается (стоит на мониторинге), то изменения в ее деятельности или активности (особенно резкие) однозначно покажут аналитику возможные направленности ее новых устремлений, причем с запасом времени для принятия адекватных ответных действий.

Executive: Насколько эффективны технические средства перехвата информации?

Г.Л.: Вновь покажусь скучным, но коммерческая разведка не использует подобных методов и приемов сбора информации. Дело здесь в команде и ее профессионализме. Отдел коммерческой разведки – это самый настоящий «сброд» в хорошем смысле этого слова. Это наиболее подготовленные сотрудники различных подразделений вашей компании: PR-специалист, маркетолог, технолог, снабженец, сотрудник отдела стратегического планирования и т.п. Иными словами, это специалисты, хорошо разбирающиеся в тонкостях и нюансах бизнеса вашей компании и ее рыночного окружения, а также действующих тенденций рынка вашей продукции.

Именно такие специалисты способны вести эффективную разведку в интересах бизнеса своей компании. Отслеживая любое поползновение ваших конкурентов (например, их обращение к новым поставщикам или рекламщикам), они способны постичь те риски, угрозы или возможности, которые за этим последуют. Это почти как в армии или науке. Думаю, никому не придет в голову набирать для исследований в ядерной физике бывших силовиков или милиционеров. С этой задачей справятся физики.

Коммерческий разведчик – это, прежде всего, эксперт в бизнесе, поэтому он работает методами исследований принятыми в бизнесе, и в этих методах он легко заткнет за пояс любого «силовика», видя угрозы и возможности для бизнеса там, где «силовик» их даже не обнаружит. Наконец, он работает исключительно с рыночными рисками и возможностями, требующими специальных рыночных методов исследований.

А средства съема и перехвата информации, помимо того, что это деяние (установка и использование подобных средств) подпадает под уголовное законодательство и может потребовать тайного проникновения на объект (ТФП), тайной установки, контроля, в общем, оставим данный метод для книг и фильмов с захватывающими сюжетами о промышленных шпионах.

Executive: А насколько они легальны?

Г.Л.: Абсолютно противозаконны!

Executive: Могут ли быть вовлечены в коммерческую разведку HR-агентства?

Г.Л.: Любая компания или коммерческое агентство могут вести коммерческую разведку в своих интересах и интересах своего бизнеса. Алгоритм идентификации целей при этом остается абсолютно без изменений, ведь он учитывает конкретные интересы бизнеса субъекта разведки. Насколько мне известно, существуют HR-агентства, активно использующие коммерческую разведку в своей практике.

Executive: Могут ли быть вовлечены в коммерческую разведку журналисты?

Г.Л.: Да, могут. Журналист – вообще хорошее прикрытие для разведчика. И не только коммерческого.

Executive: Представляют ли российские компании интерес для иностранных с точки зрения коммерческой разведки?

Г.Л.: Безусловно. Следует учитывать, что конкурентная разведка используется бизнесом стран Западной Европы самым активным образом со второй половины 1970-х годов. В своем распространении и использовании разведки в бизнесе Запад давно впереди России. В США, Великобритании, Франции существуют аккредитованные академии competitive intelligence, обучение в которых проходят значительное количество бизнесменов. Курсы включаются в программы МВА, а сама разведка является фактически устоявшейся бизнес-практикой западных бизнесменов. Достаточно сказать, что доля компаний США, использующих методики competitive intelligence в своей практике достигает 82% от общего количества.

Executive: Представляют ли зарубежные компании интерес для российских с точки зрения коммерческой разведки?

Г.Л.: Все зависит от целей бизнеса российской компании. Повторюсь, цели и объекты разведки определяются исходя из целей бизнеса компании или предпринимателя. Если бизнесмен имеет совместный бизнес или же активно конкурирует с зарубежными компаниями, то они вполне могут попасть в сферу разведывательных интересов бизнеса.

Executive: Информативны ли такие источники, как охранник, уборщица, курьер?

Г.Л.: Весьма информативны. Иногда, содержимое офисного мусорного контейнера может предоставить такую информацию, которую вам никогда не предоставит ни один инсайдер.

Executive: Каков объем гонорара коммерческого разведчика?

Г.Л.: Ввиду того, что речь идет о специалистах коммерческой разведки, то есть о сотрудниках вашей собственной компании, выполняющих дополнительные (вернее, основные) обязанности и объем работ, начальный гонорар такого специалиста, как правило, равен двойному окладу по должности плюс премиальные. В дальнейшем размер гонорара увеличивают в зависимости от вклада разведки в прибыльность компании. Не секрет, что разведка способна увеличить доход компании до 40% от ее оборота, так что суммы премиальных могут быть весьма значительны.

Executive: В каких вузах готовят коммерческих разведчиков?

Г.Л.: На сегодняшний день официально по программам коммерческой/конкурентной разведки готовят в двух российских вузах. С 2010 года – в Высшей Школе Корпоративного Управления АНХ при Правительстве РФ в рамках курса МВА для руководителей и топ-менеджеров. С 2011 года – магистратура по конкурентной разведке Уральского государственного Экономического университета. Кроме того, пройти обучение можно на специализированных курсах, которые проводят эксперты коммерческой/конкурентной разведки.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Ох, ничего ж себе! Не знала, что существуют программы коммерческой разведки. Может еще и экспресс-курсы есть?

Адм. директор, Москва
В прошлом году мы проводили одно из мероприятий клуба с разведчиками) В клуб любителей денег были приглашены Генрих Лемке, Дмитрий Петряшов и Игорь Нежданов. Тема называлась ''Коммерческая разведка как эффективный инструмент обеспечения рентабельности бизнеса и катализатор зарабатывания денег'' Предлагаю свой краткий отчет по той встрече, может кому-то будет интересно: Тревожно скрипнула дверь, и быстрая тень, на мгновение, мелькнув в дверном проёме, бесшумно растворилась в ночной тиши офиса. Узкий луч света, прорезав мрак кабинета, упёрся в массивную дверцу сейфа. Ночной посетитель неторопливо достал из потайного кармана дубликат ключа и вставив его в замочную скважину, быстро набрал на кодовом устройстве код, известный лишь трём совладельцам компании. Дверца распахнулась. В нише сейфа блеснул замками массивный кожаный кейс. Еще чрез минуту, разложив на столе изъятые из кейса бумаги, незнакомец, присоединив к «Миноксу» миниатюрную диодную фотовспышку, принялся методично фотографировать коммерческую документацию, аккуратно переворачивая листы, контрактов и соглашений. Именно так, подавляющее большинство российских предпринимателей представляют себе деятельность коммерческой разведки по добыванию информации о конкурентах и это неудивительно. Все мы не раз видели подобные сцены в фильмах. Возможно, именно поэтому в кругах российских предпринимателей к разведывательным возможностям в бизнесе относятся, по большей части, с предубеждением, часто считая эту деятельность противозаконной и предосудительной. Между тем, доля частных коммерческих компаний, активно использующих разведывательные возможности в разных странах мира, составляет: Япония – 99% - 97%; США – около 82%; Великобритания – около 75%; Германия – 68% - 65%; Франция – 52% - 47%; Испания – около 35%; Россия – 9% - 7%; Украина – 5% - 3%. Не здесь ли кроется секрет успешности и конкурентоспособности бизнеса западных стран? Завеса секретности, плотно окружающая всё, что связано с организацией коммерческой разведки и особенностями её использования на российском бизнес-пространстве не способствует широкому распространению этих методик в среде отечественных предпринимателей. Человек всегда опасается неизвестного и непонятного, тем более, когда это неизвестное, стараниями многочисленных писателей и кинематографистов, стойко ассоциируется исключительно с противозаконными и предосудительными действиями. На встрече клуба мы попытались развеять этот туман неопределённости . Честно говоря, встреча получилась неожиданной и даже где-то шокирующей. Все три выступающих, Игорь Нежданов, Генрих Лемке, Дмитрий Петряшов открыли не самую известную область в бизнесе и привели примеры работы коммерческой разведки, которые до встречи показались бы нам простым стечением обстоятельств. Презентации спикеров были похожи на анимационные фильмы, а слайды - на карты военных действий. В конце встречи был вытащен на сцену Джокер- Андрей Масалович, эксперт в области поиска информации в т.н. ''невидимом интернете''. Андрей добил нас своими примерами, самый мирный из которых- это схема ухода от налогов компании, которая в Интернете невидима. Также очень было интересно послушать, как разведчики развлекаются. Они на спор ищут в интернете невидимую информацию про секретные объекты, которых как бы и нет. Итак, что нам удалось выяснить? Главный лозунг разведки – «Действуй на упреждение событий» Как сказал один из ведущих «Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает ФОРУ во времени». Разведка, которая НЕ способна представлять информацию упреждающего характера – на самом деле занимается не разведкой, а расследованием прошедших событий. Чем конкурентная разведка отличается от службы безопасности? Разведка «КОНКУРЕНТНАЯ», по мнению подавляющего большинства российских экспертов, включает в себя два направления деятельности - Security & Intelligence. Направление Security относится к функциям безопасности и защиты бизнеса от противоправных посягательств и фактов внешней и внутренней среды организации, а также факторов недобросовестной конкуренции и является прямой и непосредственной прерогативой службы безопасности компании. Направление Intelligence – преследует цели исследований исключительно внешних рыночных возможностей и рисков, влияющих на рыночные позиции и конкурентоспособность компании. Конкретное подразделение, в компетенции которого должен находиться данный вид специальных исследований, на сегодняшний день определено нечётко (хотя наиболее близкое подразделение по роду деятельности – отдел маркетинга). Чем КР отличается от маркетинга? КР работает с конкретными людьми – источниками информации и рассматривает этих людей как источник информации. КР умеет выбрать нужного человека из миллионов, найти к нему подход, получить информацию. Маркетинг работает с группами. Чем отличается Коммерческая разведка от промышленного шпионажа ? Было бы глупо и нелогично отрицать очевидную схожесть принципов, методик и средств, используемых в коммерческой разведке и промышленном шпионаже. Активность промышленного шпионажа направлена на те материальные, технологические или интеллектуальные объекты (продукты или услуги), которые НЕ продаются, НЕ распространяются и НЕ принимают участия в открытом рыночном обороте, т.е. получить эти объекты или информацию о них легальным и законным способом – просто НЕВОЗМОЖНО. В то же время, ПОХИЩАТЬ или использовать противозаконные методы промышленного шпионажа в отношении методик, технологий или товаров, которые совершенно легально обращаются на открытом рынке – просто НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХДИМОСТИ. Ведь любое предприятие само прямо заинтересовано в распространении информации о себе и своих товарах (услугах) в сегменте своей деятельности среди клиентов и потребителей, а саму продукции компании можно купить на рынке. Коммерческая разведка – полезна и выгодна даже самым малым компаниям. В практическом выражении небольшой компании достаточно осуществлять мониторинг: - негативных (или позитивных) изменений рыночной обстановки; - планов конкурентного окружения и их кадровую ситуацию; - появления новых конкурентов и новых конкурирующих продуктов на рынке; - цен на конкурирующую продукцию; - изменений законодательства и новых законодательных инициатив, чтобы оставаться на плаву и чувствовать себя уверенно в конкурентной среде. ВСЕГДА следует иметь в виду, что: Доля разведывательной информации, уже имеющейся внутри собственной компании и пригодной к использованию, составляет от 20% до 70%. Разведчик, никогда не способен получить 100% информации о грядущем событии, такое возможно только когда само событие уже произошло и достаточно исследовано. Именно поэтому разведчик ДОЛЖЕН УМЕТЬ делать обоснованные выводы по исследуемой проблеме, располагая от 20% до 60% информации по решаемой задаче Специальные возможности разведки – потенциал управления внешним рыночным окружением, посредством информационных операций по дезинформации -Какую информацию можно продвинуть оппоненту? - Фактически любую информацию, если она: -явно не противоречит имеющейся объективной реальности и действительно может существовать и быть достоверной; -является актуальной и значимой для Вашего оппонента и соответствует его интересам и информационным запросам; -хотя бы косвенно подтверждается другими источниками (в том числе, созданными Вами). Критическими точками уязвимости в разведывательной деятельности являются: Люди – задача не допускать утечки информации. Деньги – задача вывести из оборота с соответствующим легендированием . Картотека – задача не допустить утраты и обеспечить надёжное хранение разведывательной информации с соответствующим уровнем допуска. Как использовать конкурентную разведку в маркетинге? Одной из самых важных составляющих современного бизнеса является поиск клиентов. Взяв за основу поиск клиента своей целевой аудитории и имеющего деньги для оплаты нашей услуги, мы начали виртуальный поиск. Нам представили 36 вариантов носителей информации о клиентах. Как найти важную информацию за маленькие деньги или вообще бесплатно? Бонус для сообщников. Системы комплексного раскрытия информации www.integrum.ru , www.spark-interfax.ru , www.skrin.ru , www.akm.ru , www.valaam-info.ru , www.multistat.ru , www.creditnet.ru , www.azipi.ru , www.prime-tass.ru , www.lin.ru По окончании встречи, мы ничуть не сомневались в слогане разведчиков, что: «Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные – чуть погодя» А также мы поняли, что все наши пароли и явки - это детский конструктор для ищущих. Помните, «Если у вас паранойя, то это еще не значит, что за вами никто не следит».
Руководитель проекта, Москва
Ковалевская Евгения пишет: Ох, ничего ж себе! Не знала, что существуют программы коммерческой разведки. Может еще и экспресс-курсы есть?
Да, такие курсы действительно есть. Подробности можно посмотреть здесь: http://obrazovanie777.narod.ru/plan.htm и здесь: http://forum.razved.info/index.php?t=56 Возможна подготовка в рамках индивидуального коучинга... Кроме того, интересующие Вас вопросы Вы можете задавать непосредственно на этом ресурсе http://www.e-xecutive.ru/community/club/group/76/forum/10789/ 8)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.