Персональный брендинг: пособие для изгоев

Где искать и как найти себя настоящего

А чем бренд отличается от бреда?
Тем же, чем «Севильский цирюльник» - от «Сибирского»
Anekdot.ru

В России 90% брендинга ограничивается коробкой. Берем в Китае дешевые свистульки, складываем в дорогую упаковку, лепим сбоку логотип – и вот перед нами очередной «брендированный» продукт, провозглашающий очередные «Миссию» и «Ценности». А то, что свистульки почти не свистят – дело десятое. При хорошей рекламной поддержке «пипл» «схавает».

В персональном брендинге не лучше. Нанимаем имиджмейкера, придумываем образ на потеху публике, вваливаем денег в «раскрутку»… и людям придется вас полюбить. По крайней мере, пока деньги не иссякнут.

Вот скажите: вам нужны такие бренды? Такие люди? Вы хотите быть на них похожи? Брррр… «А что делать?» - скажете вы. Народу же нравится именно такое – низкосортное, популистское и примитивное…

Давайте проверим. Зайдем на сайт anekdot.ru. Войдем в раздел «истории» и кликнем по вкладке «лучшие за год» или «лучшие прошлых лет». На первых местах вы не увидите ни одной низкосортной, популистской или примитивно написанной истории. Хоть писал их народ. И отбирал народ, просто голосуя по желанию.

Неважно, кто отбирает для нас программы типа «Аншлага» или «Камеди-клаб». Там, где мы можем голосовать, мы голосуем за другое. Мы устали от пустых обещаний и лживых упаковок. Нам хочется чего-то настоящего. И мы голосуем за это настоящее – если сумеем его разглядеть и не обмануться.

Западные компании, если верить Сергею Славинскому, перестают играться неосязаемыми ценностями и снова обращают внимание на качество. Мы любим Google, Facebook и Apple, потому что они – настоящие. У них – настоящее качество, а не яркая упаковка с платной регистрацией и пустышкой внутри. И потому они – бренды. А неосязаемые ценности идут следом. Сами собой.

И мы, люди, находясь в профессиональном поле, ничем не отличаемся от компаний. Каждый из нас может быть брендом, а может – лишь яркой упаковкой. Разница – в качестве того, что мы даем окружающим.

Каждый человек обладает каким-то настоящим талантом, чем-то очень полезным и нужным для многих. Но мало кому удается этот талант полностью проявить. Родители, школа, вуз, работа постепенно зажимают нас в удобные для общества рамки. Причем страдаем не только мы сами, но и общество, - не получая от нас того, что могло бы получить…

Однако разбираться с этим приходится самим. Осмелиться показать себя истинного, начать делать что-то действительно свое, преодолеть полосу непонимания и неприятия, и, в конце концов, донести свой талант до благодарного потребителя может не каждый. Но каждому судьба дает шанс.

Давайте рассмотрим, как этот шанс распознать и как им воспользоваться.

Облажаться как можно сильнее

Многие великие дела начинались с одной непростительной ошибки. Ошибка срывает человека с насиженного места, заставляет идти вперед, бороться и искать, страдать и меняться… Рано или поздно это приводит его к обретению некого приза, с которым он и возвращается к людям. Такова типовая схема большинства героических историй, которую описал Джозеф Кэмпбелл, знаменитый исследователь мировой мифологии. А миф (сказка, книга, кино) – это не более чем инструкция для героя внутри нас. Что же нам говорит эта инструкция? Облажались – молодцы! Вот он, тот шанс, который дает вам судьба. А теперь – вперед.

Сжечь мосты

Ага, как бы ни так! Нас и здесь неплохо кормят. Какие мифы? Какие герои? Не гоните волну… Знакомая ситуация? Все начинающие герои проходят через это. Поэтому следующий шаг – нарваться на хороший пинок от судьбы или совершить некий необратимый поступок, сжигающий за вами мосты. Лишь когда некуда возвращаться, начинаешь идти вперед.

Уволиться с работы в разгар кризиса. Послать подальше ключевого клиента. Сказать партнеру все, что вы о нем думаете. Закрыть (открыть) бизнес. Уехать в другую страну и начать все с нуля. Да мало ли что… Главное – чтобы не оставалось ни малейшего шанса вернуться к старой жизни.

Побыть изгоем

Находясь на хорошем счету в обществе, ничего нового не создашь. Общество поощряет лишь то, что давно известно, проверено и одобряется обществом. А если вы одержимы идеей создать что-то кардинально новое и лучшее – будьте готовы, что вас не поймут. Будут смеяться. Спрашивать «если ты такой умный, покажи мне свои деньги». И еще сотней способов насмехаться над вами.

Поэтому ни в коем случае не измеряйте свое новое дело принятыми в обществе критериями – деньгами, признанием авторитетов и прочими. Иначе затопчете его еще в зародыше. Дайте ему прорасти. Оградите от текущих требований окружения. Оценивайте своими собственными критериями (Мне это нравится? Мне это приносит удовольствие?). А все остальное пусть списывают на ваши чудачества. Ни Google, ни Facebook поначалу не зарабатывали денег. Но создали самый лучший сервис и привлекли самую большую аудиторию в итоге.

Перестать переделывать себя

Это не вы переделываете себя. Это общество пытается втиснуть вас в приемлемые для него рамки. Общество еще можно понять, но вам-то это зачем? Чтобы не лишиться своей пайки? Так вы ее уже лишились, когда мосты сожгли. И раз уж стали изгоем, имеете теперь полное право быть самим собой.

Как только вы себе это действительно позволите, вы вдруг обнаружите одну удивительную вещь. За каждой вашей слабостью кроется какая-то ваша сила. И именно эта сила – тот приз, за которым вы отправились в путь.

Отдаться потоку

Кстати, насчет пути. Как только вы двинулись куда-то, жизнь сразу же выходит из-под вашего контроля. Поначалу это страшно. Но потом вдруг обнаруживается, что судьба вас поддерживает. Желающего – ведет. Нежелающего – тащит (по-латыни – «trahunt»). Но убивать совершенно не собирается.

Скорее, подбрасывает задачку за задачкой и приключение за приключением. А самое главное – еще и ресурсы на их решение. Остается только научиться вовремя их распознавать. После чего можно попытаться расслабиться и получать удовольствие.

Заручиться поддержкой таких как вы.

Если общество вас пока не одобряет, это еще не повод страдать от одиночества. На удаленных границах живут такие же изгои. С ними можно общаться. Правда, люди там разные бывают. И процент опасных (и откровенно больных) иногда зашкаливает…

Вот и чудненько. Отличный повод научиться, наконец, разбираться в людях вокруг себя. Когда во главу угла ставишь не социальный статус, банковский счет или должность, а то, что человек представляет из себя на самом деле, очень многое начинаешь понимать по-другому. Про свое бывшее окружение, например.

А когда находишь «своих» людей и получаешь действительную поддержку, а не ее льстивую видимость,– жизнь становится совсем не такой сложной штукой, как казалось раньше.

Помириться с родителями

Большая часть наших проблем проистекает не из настоящего. А из тех времен, когда мы, беспомощные и маленькие, пытались выстраивать отношения с родителями, которые были для нас всем миром. А родители не боги... Отношения выстраивались с перекосами, эти перекосы стали нашей правдой, и эту правду мы теперь и проецируем на окружающий мир. И живем, по большому счету, в иллюзиях, имеющих с реальностью мало общего.

Поскольку изгоям ходить к психологам не стыдно (чего с них взять – они же изгои), а времени свободного достаточно, и в людях разбираться более-менее научились – самое время заняться собой. И найти специалиста, который поможет вам доделать то, что не доделали в детстве, и по-новому выстроить отношения с папой и мамой внутри себя. Ведь душевное здоровье – это всего лишь состояние, когда у тебя все дома.

Посмотреть страхам в лицо

За каждым нашим страхом лежит потерянный кусочек себя. И другого способа собрать себя по кусочкам природа не придумала. Я помню, как однажды записался на курсы единоборств, где в одном из упражнений участников стегали натуральной казацкой нагайкой. Было жутко больно, знакомые постоянно иронизировали на тему «садо-мазо». Но, как оказалось позднее, только таким способом я смог, наконец, избавиться от панического страха боли, который сидел во мне больше десяти лет после одного несчастного случая. И заодно научился рефлекторно расслабляться в критических ситуациях.

Поступать не так как выгодно, а по совести

Настоящая победа – вовсе не тогда, когда вы всех уделали. Настоящая победа – это победа вашей совести над вашим эго. Например, как это произошло с главным героем мультфильма «Тачки», который затормозил перед финишной чертой «самой главной в его жизни» гонки, проиграл сам, но вернул на дистанцию своего соперника. Потому, что это была последняя гонка этого соперника. Потому, что того несправедливо столкнули с трассы. А также потому, что взаимная поддержка гораздо важнее чьей-то победы…

Что самое удивительное – именно победа совести над эго вызывает больше всего зрительских симпатий и оказывается наиболее выгодной в долгосрочной перспективе. А в современном мире – в конечном счете еще и финансово оправданной.

Проявить настоящего себя

И вот вы набили уже достаточно шишек, продвинулись так далеко, что окончательно потерялись, совершили три героических поступка и восемь раз пожалели о том, что затеяли, а света в конце туннеля все не видно… Все стало только хуже, кризис подобрался к самому порогу, а выхода нет...

И тут – бах! На пике кризиса, в почти полном отчаянии, с внутренним криком «а ну его все на…» вы совершаете какое-то действие. И в этом действии поступаете совершенно непохоже на себя прежнего. Маски слетают, замки открываются, и из вашей глубины проявляется нечто… Поначалу пугающее. Но невероятно сильное. Ваша суть.

Все, о чем говорилось выше, было лишь подготовкой к этому самому шагу.

Сформулировать это понятным языком

Только не спешите бежать к людям со снизошедшим на вас новым состоянием. С небес сначала надо вернуться на землю. Не забыв парашютики. Во-первых, уясните, что никому нет дела до постигшего вас чуда. Во-вторых – знайте, что оно им очень нужно.

Состояние «настоящего себя» надо понятным образом оформить. Превратить в продукт. Ответить на вопрос, кто же вы теперь после этого – на языке тех, кто будет его задавать.

Вот здесь вам и пригодятся инструменты брендинга. Шесть элементов бренда по Томасу Гэду (из 4D-брендинга). Семь вопросов позиционирования и тому подобное. Здесь же вам очень помогут те самые единомышленники, ибо постижение себя в одиночку крайне затратно и малоэффективно.

И позволить другим этим воспользоваться

Теперь вы думаете, что, наконец, открыли что-то важное и создали нечто уникальное? Попробуйте отдать это потребителям и посмотрите, что они с ним сделают. Держу пари, вы и не догадывались, что ваше детище можно использовать таким способом? Вот-вот.

Продукт делаете вы. А в бренд его превращают потребители. И не думайте, что они глупее вас. Они – снаружи, и снаружи им лучше видно. Так что расслабьтесь, продолжайте делать, что делаете и получать от этого удовольствие. И слушайте ваших потребителей.

Если вы делаете это все лучше и лучше, то рано или поздно тонкий ручеек ваших потребителей превратится в реку, и долгожданная награда найдет своего героя. Награда, которая ждет вас в конце пути – это свобода жить. Так, как вы на самом деле хотите, там, где вам комфортно, и с теми, кто вам приятен. А как это будет – мы часто не знаем заранее.

Как говорил Джозеф Кэмпбелл: «…Не каждому дана судьба, только герою, который нырнул в бездну, чтобы соприкоснуться с ней, и вынырнул снова – обрученный с нею кольцом».

Ну, что, вы готовы? Парашютики не забываем…

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Беларусь
Всем доброго времени суток. Удивительное дело, но я, похоже, первый пишу в этом форуме)). Заранее хочу поблагодарить всех за отзывы, как поддерживающие, так и критические... И хочу обратиться к тем, кому надо обсудить не столько саму статью, сколько какие-то свои важные вопросы, которые она могла вызвать, обсудить конструктивно и с прицелом на результат . Вы можете сделать это в специальной рабочей группе на facebook, ссылка здесь . Думаю, по мере того как e-xe отшлифует свой сервис по группам, мы откроем аналогичную также на этом ресурсе. А результаты работы группы превратятся в новые статьи на e-xe - и возможно, дадут новую почву для обсуждения ;)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Сорокоумов Александр пишет: Всем доброго времени суток. Удивительное дело, но я, похоже, первый пишу в этом форуме)
Кстати, хороший ход инициировать обсуждение. А если по сути - статья хорошая с точки зрения содержания. Насчет бренда - вышеописанные проблемы отчасти происходят из-за неправильного прочтения моделей бренда. Например, в модели ''колесо бренда'' в основе бренда лежит ''идея товара'' и наши брендмейстеры считают, что блестящей идеи достаточно для раскрутки бренда, в том числе, персонального. Получаются бренды-однодневки. В модели же TTB с самого начала в основе бренда лежит сам товар и здесь основ для ошибки изначально меньше. Александру респект.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Экстремизм в бизнесе также недопустим, как и экстремизм в жизни. В силу того, что ни к чему хорошему никогда никого не приводил. Соответственно, призывать к экстремизму в какой-либо форме применительно к бизнесу, карьере или жизнеутройству может только лицо, не отдающее себе отчет за последствия своих действий, а вследствие этого - не несущее никакой ответственности за то, как делаемые им рекомендации могут отразиться на людях, по каким-то причинам решащих им последовать.

CIO, Санкт-Петербург
Сорокоумов Александр пишет: Заранее хочу поблагодарить всех за отзывы, как поддерживающие, так и критические...
Александр, спасибо за оптимизм. Ну, а теперь о грустном. Боюсь, что многие люди не смогут, физически, ''стать брендом'', хотя им этого очень хочется. Например, строители из Индии, зарабатывающие 50 рупий в день (примерно 1,2$). Или китайские сотрудники на фабрике foxconn, выпускающие iPad. Или еще многие и многие другие, а их примерно 3 миллиарда, которые живут на 1$ день. А так, идея, конечно, хорошая.
CIO, Санкт-Петербург
Мы любим Google, Facebook и Apple, потому что они – настоящие. У них – настоящее качество, а не яркая упаковка с платной регистрацией и пустышкой внутри. И потому они – бренды. А неосязаемые ценности идут следом. Сами собой.
Мы не любим. И качество у них ''с душком''. Ценности идут не к нам, увы, а к владельцам этих самых ''брендов''. А бренды они совсем не поэтому, а потому что ''культур-мультур'' такой 8)
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Получаются бренды-однодневки. Для разнокачественных товаров-однодневок, которыми сегодня заполнен рынок, должен быть сугубо бренд-однодневка. Поскольку не предполагается сколько-нибудь существенная продолжительность присутствия данного товара на рынке сверх того, пока не появится что-нибудь новое. Да и сам товар не является долговечным, с чем согласен потребитель, что и лежит в основе разработки бренда-однодневки. >В модели же TTB с самого начала в основе бренда лежит сам товар и здесь основ для ошибки изначально меньше. А здесь предполагается, что товар является долговечным, надежным, ремонтируемым, могущим послужить паре поколений (условно), а не меняемым через сезон или около того. И поэтому здесь требуется иной подход. Ошибка автора заключается в том, что он рассматривает человека как тот самый бренд-однодневку, в то время как он, наоборот, является более ''долгоиграющим'' фактором на рынке. Даже применительно к специальностям, в которых возрастной или профессиональный срок ''годности'' специалиста довольно ограничен. Отсюда и весь экстремизм в статье, к которому автор неизбежно приходит.
Финансовый директор, Москва

Прикольная статья. Только почему я должен верить автору?

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Аркадий Рябинин пишет: Прикольная статья. Только почему я должен верить автору?
А кто это Вас обязывает? Как говорится в старом добром ''Полосатом рейсе'' - ''Хотите - верьте, хотите - нет'' Статья интересна, и как мне представляется, вполне здорова по своей сути. Прорастить истинного Себя - сквозь шаблоны и стереотипы не-твоих-ожиданий - дело непростое и не каждому дано. Лишь бы эта истинность была по сути созидательной, а то так прорастит кто-то в себе истинного сокрушителя...
Руководитель проекта, Краснодар

Отличная статья. Автору - спасибо! Написано популистски и как бы поверхностно, но затронуты несколько важных и ценных моментов (по крайней мере, лично для меня). Очень созвучно с моими некоторыми размышлениями.
Каких-то прорывов достигают те, кто мыслит и действует иначе, чем все остальные. А обычно довольно долгий период до прорыва эти люди, в привычном для большинства понимании, именно ''изгои''. И занимаются там чем-то непонятным никому. Потом - бац! Окружающие начинают цокать языками: ''Как же мы сами раньше не додумались?!''. Мораль очевидна. Пока ты не выйдешь за границы квадрата и будешь мыслить заданными тебе извне категориями и псевдонаучными и наукообразными штампами, ты НЕ обречён на прорыв. И примеры с гуглем и эпплом очень уместно приведены и весьма показательны. Брин и Джобс не заморачивались там какими-то маркетингами и нишами, у них не было прекрасно рассчитанного и выверенного бизнес-плана, и вообще никакого плана НЕ БЫЛО. Они делали то, что им нравится и им было плевать, что они ходят в рваных джинсах (Сергею Брину, похоже, и сейчас плевать и на свой внешний вид и на своё состояние в 16 или сколько там миллиардов у.е.). У них была свобода (и внешняя и внутренняя) заниматься своим любимым делом.
Тут можно сколько угодно плеваться в гугль, сути это не меняет - он есть и это наиболее эффективная поисковая система на сегодняшний день.

Председатель совета директоров, Узбекистан

''То что мы имели за оргазм, оказалось астмой.'' (С)
Все те же 7 смертных грехов. Только своими словами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.