9 неочевидных преимуществ российского ПО

Охлаждение к России многих западных разработчиков программного обеспечения (ПО) – устойчивый тренд, для которого немало причин. Зарубежных вендоров может не устраивать на российском рынке:

  • необходимость снижать цены до приемлемого уровня;
  • требования разворачивать свои «облака» в местных ЦОД;
  • неуверенность в продажах новых релизов даже тех IT-решений, которые уже прошли проверку временем и рынком;
  • растущая конкуренция со стороны российских разработчиков;
  • абстрактные страхи и нежелание лезть в непонятную для них страну.

Да, есть крупные компании, которые здесь давно. Они прочно держат оборону – Microsoft, Autodesk, SAP. Но тех, кто уходит или снижает до минимума свое присутствие, тоже немало, а большинство молодых западных вендоров не рассматривают российский рынок вообще.

Закрепившиеся в России софтверные компании будут бороться за сохранение своих позиций. Но даже при работе с ними бывают сложности, и именно в таких ситуациях работа с отечественными вендорами может предоставить определенные выгоды. Какие?

1. Влияние на развитие IT-продуктов

Попробуйте внести западному вендору предложение на доработку ПО. Что получится? Даже если вы работаете в крупной компании, и за вами закреплен отдельный менеджер, при самом теплом и внимательном отношении, вся его забота так или иначе будет связана с продажами. С чем угодно, только не с изменением кода продукта. В России разработчик всегда рядом и в большинстве случаев готов обратить внимание на адекватный запрос. Может даже подвинуть разработку в собственном роадмапе (дорожной карте продукта) или обговорить персональную стоимость, если доработка индивидуальная.

2. Локализация интерфейса и документации

В зарубежном ПО не всегда все гладко с переводом интерфейса – его полнотой и корректностью. И это касается не только абсолютно новых продуктов, но даже новых версий существующих решений. Также не всегда актуальна или не всегда представлена в полной мере документация на русском. Очевидное преимущество от использования российского ПО: локализация интерфейса всех версий, и документация также по умолчанию всегда будет в полном комплекте.

3. Техническая поддержка – рядом

Техподдержка на русском языке у западных вендоров первой и в лучшем случае второй линии. Нередко – через партнеров, которые не могут ответить на все вопросы. А по сложным вопросам запрос в большинстве случаев обрабатывается даже не в России. У российских разработчиков по любым вопросам обсуждение всегда идет на родном языке, чаще в режиме диалога и зачастую более оперативно.

4. Понятная методология

Западные решения нередко обладают слабо применимой в России методологией или просто подходом, далеким от российского потребителя. Это усложняет использование или требует привыкания. Проблема частично исключается, когда решение платформенное, но в таком случае, стоимость «допиливания» может возрастать на порядок. Многие российские решения также предполагают некую методологию (впрочем, не всегда – в России часто делают «конструктор»), но она хотя бы ближе к нашей действительности и в большинстве случаев более привычна.

5. Стоимость покупки или аренды

Дело даже не в том, что западное ПО в принципе может быть дороже. Современные российские аналоги часто не сильно дешевле. Но есть два важных момента:

  • У российского разработчика стоимость не изменится внезапно из-за сильного скачка валюты.
  • Можно договориться об индивидуальной цене не только по лицензиям, но и по услугам. Российские представительства западных вендоров такой возможностью зачастую не располагают. А согласование с головным офисом – само по себе некая форма испорченного телефона.

6. Стоимость специалистов

Простой пример – сейчас специалист по дешевле специалиста по решениям IBM, Microsoft или Oracle. Освоить многие российские решения проще, а получить опыт можно на порядок быстрее. Да и чем меньше решений IBM, Microsoft и Oracle будет в России – тем дороже будут становиться специалисты по ним. И еще одна из причин высокой стоимости специалистов западного ПО – следующий пункт.

7. Обучение и сертификация

Западные вендоры развили сертификацию как отдельную индустрию в индустрии. Обучение «кусочкам», сертифицированные центры, необходимость постоянно подтверждать навыки сертификатами. Российские разработчики зачастую готовы обучать дешевле всему и сразу, а сертификат – в большинстве случаев просто приятное дополнение. У российских вендоров обучение не отдельная сущность, а скорее маркетинговая активность. И пока машина сертификации российского ПО не заработала на полную мощность, этим надо пользоваться.

8. Безопасность доступа к SaaS-решениям

Если вы работаете в России, и даже если вас не волнует факт сохранности данных при использовании западных решений, вполне возможен риск полной блокировки сервиса на российской стороне – по аналогии с LinkedIn. Каким-то образом эти блокировки можно будет обойти, но одно дело – обход заблокированного ресурса для личного использования, а другое – необходимость что-то выдумывать, чтобы пользоваться критично необходимым для работы сервисом.

9. Интеграция

Когда критическая масса используемого ПО начинает смещаться в сторону отечественных разработок, каждое следующее внедрение проще, быстрее и дешевле делать тоже российским – в том числе из соображений интеграции. Пока что этот пункт наименее заметен, но с годами его важность будет расти.

Значит ли это, что российское ПО лучше?

Безусловно, проблем хватает. Но и преимущества есть. Очень важно, что российские программы начинают закрывать все больше контуров: CRM, ERP, ECM, управление проектами, управление процессами, BI, средства проектирования, – продолжать можно долго. Всего десять лет назад большинство классов решений вообще не было представлено российским ПО или было на зачаточном уровне. Значит, ведется упорная работа. А ведь здоровый оптимизм и умение делать свою работу хорошо – это именно то, что нам всем сейчас не помешает.

И вместо того, чтобы переживать, если ваша компания вынуждена не по собственной воле делать такой переход, предлагаю вместе сформулировать новые преимущества наших вендоров. Возможно, получится добавить не один пункт, а больше.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Хм. У меня иная точка зрения на проблему:

поживите в местном пансионате или в гостинце (вот недавно жил во французской сети в России) с местным менеджментом - вы их сразу почувствует по качеству сервиса услуг. Тоже самое (а с чего другое) с менеджментом разработчиков ПО и сервисом этого ПО (пару компаний из названного сектора у нас были клиентами, малые предприятия, одно ГУП, другое частная контора).

Тоже про готовые продукты.

А качество услуг и продуктов - это показатели практики управления.

Потому предпочитают импортное ПО, полагаю, из-за качества. Есть исключения (раньше Касперский меня не устраивал, сейчас устраивает).

Что делать:

1. Нашим компаниям (кто покупает ПО) выбирать лучшее, с учетом бюджета, разумеется, - они и так это делают - совет банальный.

2. ПО-компаниям и тем, кто ставит это ПО -компаниям - ставить современный менеджмент, чтобы было лучшее ПО и лучшие услуги. Тчк.

3. Вопрос - почему они этого (п.2.) не делают? - Так не делают и почти 100% все остальные. Проблема в руководстве/владельцах этого и других секторов. Но поскольку некоторые начинают проводить изменения (пусть слезы) - ситуация когда-то начнет меняться - там, где конкуренция сохранится.



Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Я использую ESPO CRM, которая разработана российской командой, но позиционируется как международное решение. Очень доволен.

С другой стороны, мой опыт соприкосновения с самым известным российским софтом в области управления сильно негативный. Их решение хуже всего, с чем приходилось работать. Для управленцев оно неудобное. Может быть, удобное для бухгалтеров.

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Цитата: "9 неочевидных преимуществ российского ПО"

Я вижу еще одно преимущество: лучше плохое, чем никакого... Плохое со временем станет хорошим.
Это стало очевидно после начала санкций. Сказка про международное
разделение труда надоела авторам сказки, и они используют любой повод, и любой недобросовестный прием, чтобы победить в конкурентной борьбе. (см. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2902313 )
Напрашивается вывод о том, что и разделение труда было предложено, чтобы появилось несколько дополнительных рычагов влияния. А из него следует - нужно выходить из такой системы разделения труда, т.е. развивать импортозамещение. В применении к ПО, в отрасли не так давно был проведен опрос.
Результаты опроса по импортозамещению ПО здесь http://go.pcmag.ru/m0

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Можно предположить, что пора полностью переходить на российский софт + open source. Санкции при нашей жизни - это навсегда, а угроза потерять контроль из-за закладок в иностранное ПО, заложенных ещё при Обаме или раньше - это слишком большой риск.


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Виктор Москалев пишет: С другой стороны, мой опыт соприкосновения с самым известным российским софтом в области управления сильно негативный. Их решение хуже всего, с чем приходилось работать.

Вы не задумывались, что во внедрение западного софта вложено столько, что на отечественные разработки не хватало? Да, ведь и есть и обратные примеры, когда отечественные разработки лучше, или управленческие технологии, заложенные в них, более перспективные.


Директор по развитию, Москва
Владимир Токарев пишет:
Хм. У меня иная точка зрения на проблему:
поживите в местном пансионате или в гостинце (вот недавно жил во французской сети в России) с местным менеджментом - вы их сразу почувствует по качеству сервиса услуг. Тоже самое (а с чего другое) с менеджментом разработчиков ПО и сервисом этого ПО (пару компаний из названного сектора у нас были клиентами, малые предприятия, одно ГУП, другое частная контора).
Тоже про готовые продукты.
А качество услуг и продуктов - это показатели практики управления.
Потому предпочитают импортное ПО, полагаю, из-за качества. Есть исключения (раньше Касперский меня не устраивал, сейчас устраивает).
Что делать:
1. Нашим компаниям (кто покупает ПО) выбирать лучшее, с учетом бюджета, разумеется, - они и так это делают - совет банальный.
2. ПО-компаниям и тем, кто ставит это ПО -компаниям - ставить современный менеджмент, чтобы было лучшее ПО и лучшие услуги. Тчк.
3. Вопрос - почему они этого (п.2.) не делают? - Так не делают и почти 100% все остальные. Проблема в руководстве/владельцах этого и других секторов. Но поскольку некоторые начинают проводить изменения (пусть слезы) - ситуация когда-то начнет меняться - там, где конкуренция сохранится.




Может сложиться впечатление, что в материале я исключительно за российское ПО, но это не так! Это про поиск преимуществ в сложившихся обстоятельствах - если совсем не можете повлиять и вынуждены следовать (изначально в тексте был кусок про знакомого ИТ-директора, который в шоке от перспектив переходить на российское ПО, с которым никогда не работал - но так сложились обстоятельства). На мой взгляд, этот момент немного размазался.

Мне самому многое не нравится в российском сервисе, но он становится лучше - это очевидно. Хотя да - есть совсем совковые места и подходы.

Директор по развитию, Москва
Виктор Москалев пишет:
Я использую ESPO CRM, которая разработана российской командой, но позиционируется как международное решение. Очень доволен.
С другой стороны, мой опыт соприкосновения с самым известным российским софтом в области управления сильно негативный. Их решение хуже всего, с чем приходилось работать. Для управленцев оно неудобное. Может быть, удобное для бухгалтеров.

Видимо, речь про 1С? :)

Адм. директор, Санкт-Петербург

Ещё одно из "неочевидных преимуществ" российского ПО - это (достаточно часто) некорректно выбранный алгоритм для автоматизированного решения прикладной задачи! При том, что у нас практически все технические специалисты по определению обладают на среднем уровне "компьютерной грамотностью", продавцы "программ и приложений" считают возможным "пролечить" клиента о возможности или невозможности подстройки разработанного продукта под нужды конкретного пользователя или конкретной задачи! А уж признать свою ошибку....

Партнер, Москва

Алексей, большинство пунктов подходит для компаний стартатов, которые «готовы убить» за клиента.

Доработки для стабильного продукта – это не пожелания клиента. Для этого требуется внесение изменений в дорожную карту развития самого продукта, стабильные решения этим перестают болеть. К примеру, "Лаборатория Касперского", российский разработчик, как быстро и гибко она отреагирует на пожелания клиента? Roadmap разработки и багфиксов расписан на год вперед, а то и больше.

Обучение партнеров – это краеугольный камень всего процесса развития бизнеса ПО в России. Сертификаты не дают, потому что стыдно давать за такое обучение сертификаты. Обучение на уровне "поговорили-поговорили и разошлись" присуще многим российским вендорам.

И теперь самое важное.

Стабильная компания, не стартап, развивается либо через партнеров, либо локальными офисами. Т.е. растет территориально распределенной структурой. С клиентом будет общаться самый ближайший специалист. Из Москвы сложно будет продать B2B решение уже даже за Уралом (и получить по нему обратную связь).

Преимущества наших вендоров должны строиться не от принципа "зато я через дорогу живу, если что сломается – приду подкручу". Это должен быть подход иного уровня качества, когда берутся мировые практики и применяются сразу в каждом уголке страны и во всех процессах: в развитии продаж и маркетинга, в работе с партнерами. Тогда мы получим уровень качества ПО и сервиса, который будет выгодно отличать компанию от конкурентов.

Сегодня мы наблюдаем брожение слепых котят, когда все друг у друга копируют партнерскую модель работы с рынком, но успешных российских производителей единицы.

Researcher, Москва

Выскажу свое мнение по статье.

В статье отмечены достаточно важные аспекты для возможного сравнения ПО. Но в то же время очень общо и НЕКОНКРЕТНО.

Что я имею ввиду?

Первое и очень важное.

Все почему-то забыли, что понимается под аббревиатурой "ПО". Напоминаю - ПО этот программное обеспечение. Обратите внимание на слово "обеспечение". Это ОБЕСПЕЧЕНИЕ работы некоторых процессов. Процессы есть главные, а ПО - обеспечивает это ГЛАВНОЕ.

Отсюда оценка качества (мы называем это потребительские свойства ПО) и обслуживания ПО поставщиком (разработчиком) неразрывно связана с ПРОЦЕССАМИ, которые это ПО обеспечивает.

Поэтому фразы "покупайте лучшее" - фраза дилетанта.

Вот у нас.

В Московском филиала одного западного банка работает наша система, но в головном банке в Лондоне - западная. И наша и западная с функциональной точки зрения делают одно и тоже. Можно ли утверждать, что одна система лучше другой?? Я утверждаю, что НЕТ. Потому что наша система хорошо обеспечивает ПРОЦЕССЫ филиала в Москве, а западная обеспечивает хорошо ПРОЦЕССЫ в Лондоне.

Поэтому "предпочитают импортное… из-за качества" может сказать только недалекий писать-сказочник.

Второе.

ПО как инструмент по своему назначению очень разное. Наверное, многим понятно, что ПО для боевой ракеты и ПО доильной установки на ферме сильно отличаются по эксплуатационным (надежность, быстродействие, энергоемкость…) характеристикам.

К тому же есть "коробочное" типа Word или Excel, или Framework, или Базы данных, или …

Понятие качества ПО у каждого свои и компании, работающие по каждому направлению, сильно отличаются по своей организационной структуре, производственным бизнес-процессам и системам управления.

И если по коробочным продуктам Microsoft или Apple мы полностью проигрываем , то по некоторым другим - сильно опережаем.

Автору хорошо бы было очертить круг ПО которое он имел ввиду в статье. Так как не ко всему ПО "преимущества" очевидны.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.