Составные элементы успешного кризис-менеджмента

На правах рекламы

Юрий Швыдченко, руководитель направления систем управления непрерывностью бизнеса компании КРОК

В современных компаниях давно работает принцип: что бы ни случилось, клиент всегда должен получать стабильно качественный сервис. И даже форс-мажорные ситуации не могут оказывать на него влияние. У больших компаний, чей бизнес невозможно представить без ИТ, должен быть и, как правило, есть план восстановления IT-систем (DRP) и план обеспечения непрерывной деятельности (BCP), которые являются составляющими системы управления непрерывностью бизнеса (BCM).

Это позволяет сэкономить миллионы там, где у других компаний будут значительные потери, и сводит к минимуму репутационные риски последствия катастроф.

Основные преимущества выстроенного процесса управления непрерывностью бизнеса:

  • Оптимизация финансовых и информационных потерь
  • Быстрое восстановление работоспособности критичных бизнес-процессов
  • Защита и обеспечение доступности бизнес-процессов даже в случае форс-мажорных обстоятельств
  • Прохождение аудита и соответствие требованиям регулирующих органов
  • Повышение лояльности заказчиков
  • Повышение уровня зрелости компании

BCM обеспечивает безопасность бизнеса в целом и являются залогом сохранности средств, вложенных владельцами и акционерами бизнеса. Тому подтверждение аналитические данные, по которым кумулятивный доход сверх нормы компаний, успешно восстановивших свою деятельность после крупномасштабной аварии, через год составляет в среднем 10%. В то же время, корпорации, не внедрившие BCM, получают те же 10% и даже 15%, но только со знаком минус.

Проект по внедрению BCM как раз недавно реализовали для процессинговой компании МультиКарта. Специалисты КРОК проанализировали почти полтора десятка бизнес-критичных сервисов. Были определены ключевые направления деятельности и критичная инфраструктура, были исследованы ITSM процессы, ИТ-системы и условия их функционирования... Основной целью проекта был переход от простых интуитивных решений в области минимизации рисков потери непрерывности бизнеса к созданию системного подхода к управлению жизненными циклами компании и обеспечению бесперебойности деятельности в интересах клиентов. В итоге было создано 69 инструкций для администраторов по переключению ИТ-систем на работоспособную площадку, а восстановление критичных систем компании занимает сейчас не более 1 часа. Очевидно, что главный результат тут – не некая бумажка, а подготовленный и проверенный механизм действий в критической ситуации. Теперь главное – поддерживать уровень подготовки специалистов, администраторов, по использованию этих инструкций, по знанию порядка действий и их применению. Такое обучение должно быть регулярным – знания забываются, люди меняются. Иногда заказчики сами проводят такое внутреннее обучение, иногда, напротив, приглашают нас, чтобы за текущими заботами эта важная задача не оставалась забытой.

Если процесс планирования непрерывности бизнеса (BCP) должен обеспечить восстановление бизнес-процессов, то план восстановления после сбоев (DRP) призван максимально быстро восстановить работоспособность обеспечивающих их ИТ-систем, если сбой все-таки произойдет.

В его наличии нуждаются компании, чей бизнес напрямую завязан на ИТ, так как зачастую вычислительные центры сами по себе становятся фактором угрозы непрерывности деловой активности, «точкой сбоя». DRP учитывает, как действует каждый конкретный сотрудник, в каком порядке и какие системы и процессы восстанавливаются на резервных IT-площадках, как они должны быть оборудованы и где расположены для штатной работы. Проводятся специальные тренировки с имитацией остановки некоторых систем. Именно так в современных компаниях сокращается время восстановления критичных ИТ-систем и процессов и обеспечивается непрерывность бизнеса.

К примеру, мы делали такой проект для МТС. Учитывая, что сотовому оператору важно оказывать высокое качество услуг связи независимо от аварийных ситуаций, планы были разработаны индивидуально для центрального и региональных отделений в крупнейших городах России.

Кликните на картинку, чтобы посмотреть в крупном размере.

Как правило, одним из самых действенных и востребованных методов обеспечить работоспособность критичных ИТ-систем (в рамках DRP) является создание собственного резервного ЦОДа (центра обработки данных) или его аренда. При этом, одним из основных требований для таких ЦОДов является их удаленность от основного. В момент аварии пользователи просто переключаются на использование запасной площадки до восстановления работоспособности основной.

Для финансовой отрасли создание резервных ЦОДов является обязательным условием их деятельности. Они позволяют обезопасить основные системы от длительных простоев и восстановить их работу в случае форс-мажоров в короткий срок. РосЕвроБанк, например, обеспечил высокую доступность 40 ключевых систем, внедрив распределенную катастрофоустойчивую инфраструктуру на базе основного и резервного ЦОДов. В результате заказчик получил не просто инструмент по минимизации рисков, но и смог улучшить управляемость, масштабируемость и эффективность своих систем. В случае форс-мажорных обстоятельств, в том числе и техногенных аварий, работоспособность критичных ИТ- систем и сервисов может быть восстановлена в течение одного часа.

Частный и самый доступный случай решения задач по обеспечению непрерывности бизнеса – построение систем резервного копирования, в том числе и на облачных мощностях, которые позволяют защитить самое ценное – данные компании, от логической порчи или полной потери. Например, проект в компании УралКалий включал в себя создание системы резервного копирования, которая позволила по заранее согласованной схеме организовать копирование данных всех критичных информационных систем, при необходимости будет выполнено их оперативное восстановление.


Аббревиатуры, которые должен знать каждый успешный менеджер:

BCM (Business Continuity Management) – система управления непрерывностью бизнеса.

Охватывает целостный процесс управления: определяет потенциальные угрозы и их последствия, обеспечивает формирование и поддержание управленческих процессов и определяющей их документации с целью эффективной реакции на сбои и защиты деловой репутации.

BCP (Business Continuity Plan) – план обеспечение непрерывности бизнес-процессов.

Описывает процедуры для обеспечения непрерывного функционирования критичных бизнес-процессов в случае аварии.

DRP (Disaster Recovery Plan) – план восстановления ИТ-систем.

Основной целью является обеспечение восстановления ИТ-систем в соответствии с установленной срочностью (очередностью), заданными параметрами времени и качества восстановления в случае возникновения сбоев.

Есть ли риск-менеджмент в вашей компании?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Елисеев
Независимый директор, Москва

Не очень понятно при чем тут кризис-менеджмент ? Ради красного словца ... А что без кризиса непрерывность бизнеса не нужна ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.