Почему московские таксисты взбунтовались против интернета?

Сообщение о «бунте таксистов против приложений» появилось на «Такси Форуме» 26 января 2015 года. Тогда пользователь Дэннис призвал отказаться от всех приложений: сначала на 3 дня, потом на неделю. «Также написать письмо в Минтранс и прессу. Где все описать: отсутствие рентабельного тарифа (с применением таксометра), отсутствие парковок для такси, нет доступа в аэропорта, ограничения процента приложениям 5%, наклейки разработать «Я против компьютерных приложений (орфография и пунктуация сохранены .—Executive.ru)», — предложил автор. В конце он резюмировал, что «иначе скоро всем придет «кирдык».

Его предложение поддержали. «Забастовка таксистов началась. И это только начало», — глубокомысленно написал в своем Facebook 13 февраля основатель «Такси в Пулково» Михаил Виноградов. Как выяснилось в последующие часы, список претензий было гораздо шире, чем простая обида на приложения. Протестующие предлагали сразу несколько изменений, и суть большинства из них сводилась к борьбе не с приложениями, как таковыми, а с самими рыночными механизмами.

Примерные требования стали понятны из выступлений различных представителей таксистов. Они предлагали согласовывать тарифы для онлайн-заказов и ограничить процент отчислений владельцам приложений, причем в каждом регионе, по их словам, тарифную сетку должно определять профессиональное сообщество. Таксисты настаивали на «регулировании диспетчерских служб и мобильных приложений на государственном уровне». Фактически — предложили отказаться от рыночного регулирования и перейти к политике патернализма. Не обошлось и без традиционной проблемы мигрантов, бастующих смущал «переизбыток мигрантов из Средней Азии за рулем московского такси (если тариф будет рентабельным, то и с регионов водители подтянутся, хорошо говорящие по-русски)».

С масштабом забастовки не все ясно. Председатель регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза Олег Амосов в первый день протеста рассказывал, что «только в Москве не вышли на работу более восьми тысяч человек». Его оппонент, председатель Союза пассажиров Кирилл Янков заметил, что в столице бастует всего несколько десятков таксистов. Слова Янкова подтвердили в пресс-службе столичного департамента транспорта. При этом цифры Амосова не были подкреплены ничем, а в «Яндекс.Такси» и GetTaxi заявили, что забастовку вообще не заметили.

Позже представитель забастовочного комитета Марат Бедретдинов сообщит, что в забастовке 13 февраля приняли участие около полутора тысяч московских таксистов и что цель акции была не в том, чтобы парализовать работу такси в столице, а в привлечении внимания к проблеме в отрасли и к действиям мобильных приложений.

Подобные забастовки против мобильных приложений стали привычным явлением в 2014 году. В Великобритании 11 июня ассоциация лицензированных водителей такси (LTDA) взбунтовалась против стартапа из Сан-Франциско Uber. Лондонские таксисты, имеющие официальную лицензию, заблокировали ряд центральных магистралей и парализовали движение в столице Англии. Через два дня генеральный директор Uber в Великобритании и Ирландии Джо Бертрам заявил, что популярность приложения выросла на 850%. Он же обвинил LTDA в том, что последние «застряли в средневековье и наносят серьезный экономический ущерб жителям». Его сторону приняла комиссар ЕС по IT-вопросам Нейли Кроэс, заявившая, что цифровые технологии меняют многие аспекты жизни и нельзя путем их игнорирования, забастовками или попытками запретить инновации. Она же вступилась за приложение в апреле 2014 года, когда суд в Брюсселе запретил Uber, сославшись на отсутствие у них необходимой для работы в ЕС лицензии.

Вообще, у Uber очень богатая история борьбы с судами различных стран. Так, в начале сентября суд во Франкфурте ввел временный запрет на работу Uber в Германии. Их водители не имели необходимых лицензий и разрешений, но при этом возили пассажиров по более высоким тарифам. В конце ноября уже таиландские власти запретили работу этого сервиса для вызова такси. Причины те же: отсутствие лицензий у водителей и незарегистрированные должным образом машины. В Париже Uber был запущен в нарушение постановления суда. Малазийский департамент транспорта предупредил пользователей, что страховая не станет покрывать ущерб в случае аварии во время поездки на Uber. И в Индонезии, и в Малайзии чиновники планируют задерживать водителей Uber, не обладающих необходимой лицензией. Сингапур объявил о создании нового законодательства в области приложений для заказа такси.

Но сходства между этими ситуациями и российской не так много, как кажется на первый взгляд. Везде таксисты бастуют, по крайней мере формально, из-за несоблюдения Uber правил лицензирования. В нашем случае претензии, в первую очередь, финансовые. Тот же Марат Бедретдинов был возмущен тем, что «приложения продают таксопарку его же пассажиров». Водителей не устраивает, что «Яндекс.Такси» и GetTaxi начали диктовать свои тарифы таксистам, потому что тарифы должны назначать таксопарки, и что 50 рублей за подачи машины, как в GetTaxi — невыгодный для работников тариф.

Кстати, борьба с приложениями же для таксистов не в новинку — на все том же «Такси Форуме» еще год назад призывали в Москве полностью бойкотировать «Яндекс-такси» и все подобные сервисы, чтобы «не идти к ним в рабство». Но при этом бастующие не предложили изменить законодательство, не пробовали обратиться в суд, а самостоятельно за год «выдавить с рынка поганых кровососов» не смогли. Теперь борьба переместилась в СМИ, и сейчас таксисты готовятся ко второй, недельной акции, которая должна пройти в марте.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

''потому что тарифы должны назначать таксопарки, и что 50 рублей за подачи машины, как в GetTaxi — невыгодный для работников тариф.''

Странно в таком бизнесе мне казалось тариф устанавливается рынком.
Не нравиться цена - автобус, троллейбус метро, трамвай, личная машина
Не нравиться тариф и условия - завод, дворник, офис, камаз

Отсутствие такси ещё не остановило ни один город (наверно в районе Манхетона в Нью Йорке будут проблемы).

С таким подходом угольщики должны против Газовиков бастовать.

Генеральный директор, Тольятти
> Протестующие предлагали сразу несколько изменений, и суть большинства > из них сводилась к борьбе не с приложениями, как таковыми, а с самими рыночными механизмами. Пусть лучше с ценой на бензин и курсом доллара поборются. В такой святой борьбе их мнооого народа поддержит.
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь

Да... Будущее наступило. Человеки протестуют против роботов. Интересно, в каком следующем месте ''рванет''?

. . . . Директор по развитию, Москва

Если бы параллельно с ''яндекс. такси'' возникли онлайн сервисы ''яндекс.ремонт авто'', ''яндекс.бензин'', ''яндекс. сыр пармезан'', ''яндекс.штраф гибдд'' то и вопросов бы не возникло. А так не надо делать вид, что таксисты против рынка.

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск
Михаил Кузнецов пишет: сервисы ''яндекс.ремонт авто'', ''яндекс.бензин'', ''яндекс. сыр пармезан'', ''яндекс.штраф гибдд'' то и вопросов бы не возникло. А так не надо делать вид, что таксисты против рынка.
Ну вообще то эти сервисы существуют: Яндекс маркет и Яндекс деньги
Генеральный директор, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Если бы параллельно с ''яндекс. такси'' возникли онлайн сервисы ''яндекс.ремонт авто'', ''яндекс.бензин'', ''яндекс. сыр пармезан'', ''яндекс.штраф гибдд'' то и вопросов бы не возникло. А так не надо делать вид, что таксисты против рынка.
Есть, например, ''Яндекс.Маркет''.
. . . . Директор по развитию, Москва

Только на яндекс маркете цены растут, а на янд.такси - падают.
Есть еще янд.мастер помоему, там тож наблюдается катастрофическое падение цен. Услуги не могут конкурировать с товарами.

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск
Михаил Кузнецов пишет: Услуги не могут конкурировать с товарами.
Спорное утверждение. Например те же автомобили. Конкуренция услуги ремонта авто - и товара новый автомобиль. Особенно актуальна данная конкуренция сейчас, причём в РФ ситуация прямо противоположная например Японии, где товар побеждает услугу.
. . . . Директор по развитию, Москва
Иван Врублевский пишет: Конкуренция услуги ремонта авто - и товара новый автомобиль.
Покупая авто в салоне, вы делаете только первый взнос, все остальное с вас заберут в сервисе. Не оч удачный пример. Хотя этот пример наглядно показывает как нужно бороться с диспропорцией стоимости Т и У. Предложите таксистам вариант - как и им со своими услугами попасть в стоимость авто.
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Заберут в сервисе если вы это захотите, один три года можно тупо без сервиса проехать и это факт.
Попасть в стоимость авто, это вы имеете ввиду окупаемость?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.