Чем грозит безграмотность IT?

Несмотря на значительную роль обучения IT-специалистов, стопроцентных ориентиров в выборе учебных курсов пока нет. Кто-то измеряет качество в ценности учебного материала, кто-то ориентируется на авторитет и статус преподавателя/коуча-руководителя/опытного сотрудника, кто-то предпочитает учиться только на серых курсах, кто-то – на курсах, созданных разработчиком изучаемой технологии, оборудования или ПО.

Нетрудно догадаться, что авторы статьи как эксперты в данной области за обучение на «белых» курсах по ряду обоснованных причин. Однако помимо существенных преимуществ авторизованное обучение имеет один большой недостаток – высокая стоимость. Финансовые препятствия способствуют формированию индустрии неавторизованных, «серых» курсов, которые «порождают» недостаточно квалифицированных сотрудников. Некоторые работодатели и вовсе ограничиваются обучением внутри компании, передачей знаний между коллегами. В итоге это грозит потерей не только профессиональных компетенций, но и мотивации и лояльности сотрудника. В чем риски экономии работодателей на обучении отдела IT и каковы основные заблуждения тех, кто предпочитает «серое» обучение?

Заблуждения работодателей

«Какое может быть обучение? Потратимся, а сотрудник уйдет»

Такое мнение является достаточно распространенным, но давайте разбираться. Есть два пути формирования штата:

  • поиск готовых специалистов, у которых высокие ожидания по зарплате и которые пользуются конкурентным спросом у работодателей;
  • найм «качественных» сотрудников, пока не соответствующих вашим потребностям, но с большим потенциалом.

Во втором подходе действительно есть риск. Инвестируя в сотрудника, мы увеличиваем его капитализацию без гарантии его лояльности. Во многих компаниях на этот случай отработан защитный механизм: в договоре о найме указывается, что сотрудник, обучение или сертификацию которого оплачивает компания, обязан отработать оговоренный срок или возместить работодателю затраты в случае своего ухода. Сотрудник же становится более лояльным, если видит, что компания готова обучать его.

Если провести даже самый простой расчет, выяснится, что «подтягивать» ваших сотрудников за счет обучения выгоднее, чем нанимать новых, с «готовой» экспертизой, но и с большим аппетитом к зарплате.

«Если сотрудник не обучится сам, отправим на «серые» курсы. Еще неизвестно, как пойдет проект»

Если в компании идет полноценный IT-проект с конкретными бизнес-задачами, то в его рамках должна быть построена стратегия отношений с разработчиком и/или вендором:

  • стратегия «на игле»: нет собственной группы IT-специалистов, способной решать вопросы сопровождения и возникающие в ходе его проблемы, что влечет за собой большие расходы на привлечение внешних консультантов; стратегия, когда специалистам компании отводится роль молчаливых статистов;
  • стратегия подготовки профессиональной группы IT-специалистов, прошедших обучение и сертификацию, имеющих право самостоятельно или при минимальной поддержке внешних консультантов сопровождать внедрение.

Один из факторов результативного внедрения – подготовка группы специалистов до начала проекта. То есть к моменту реальных действий в компании уже будет сформирована группа, способная реализовать проект, понимающая, какой продукт она внедряет и с какой стороны к нему подходить. Это позволит не только существенно сэкономить на консультациях, но и сократить сроки внедрения ПО, взять часть работ на себя.

Таким образом, наличие собственной экспертизы вашего IT-департамента, «закрепленной» качественным обучением, сделает шансы на успешное окончание IT-проекта максимальными.

«Учиться можно у коллег, в ходе работы. Сертифицированное обучение ни к чему»

При всей важности сокращения издержек даже в самом прибыльном бизнесе – допустимо ли экономить на повышении квалификации специалиста?

Представьте, вы купили дорогостоящий автомобиль представительского класса. Вы доверите его обслуживание авторизованному сервис-центру или мастерам из гаражей? Аналогичная ситуация с дорогостоящим IT-решением. Если вы экономите на обучении, возникают риски того, что качество внедренного IT-решения будет низким, потребуется увеличивать бюджет проекта из-за потребовавшейся доработки или затянутых сроков.

Особенно показателен в этом контексте пример системных интеграторов. Успешность бизнеса в этой области напрямую зависит от квалификации ее сотрудников. То, сколько сертификатов находится в активе команды, становится веским аргументом в процессе продаж, при подаче заявок на тендеры. Так что пренебрежение возможностями сертифицированного обучения все реже можно встретить со стороны руководства компаний – поставщиков IT-услуг. Практика авторов показывает, что к такому же пониманию постепенно приходят и компании-заказчики.

Заблуждения IT-специалистов

«Теоретики вряд ли сообщат мне что-то новое. А экзамен и сам сдам легко, «дампов» в Интернете полно…»

Как правило, опытные специалисты без труда проходят сертификационное тестирование. Но даже опытным IT-специалистам нужна систематизация знаний. Работая на проекте, специалист решает, как правило, одну или несколько конкретных задач и далеко не всегда представляет себе картину в целом (если, конечно, он не архитектор данного проекта) или не имеет целостного представления о продукте. В большинстве сертифицированных курсов есть «сквозной пример», в процессе выполнения которого слушатель создает целостную учебную модель, осваивая при этом функциональные возможности продукта.

Конечно, можно пойти по пути «серого» обучения, но тут есть риск, связанный с тем, что несертифицированные специалисты смогут решать возникшие проблемы исключительно с консультантами, которые их обучали. Более того, серое обучение нередко проводится на основе нелицензионных или устаревших материалов.

Однако нельзя сказать, что на всех серых курсах преподаватели недостаточно квалифицированы или что везде материалы неактуальны. На некоторых преподают «крепкие» профессионалы, успешные в проектной практике. Правда, часто талант IT-специалиста не дополнен талантом передачи знаний коллегам. К тому же профессионалы высоко востребованы, каждый час их работы продан и расписан не по одному проекту, поэтому уделить достаточно времени обучению они не могут. Либо обучение идет «на бегу», либо без отрыва от «станка» (рабочего места обучающего).

«Поучусь у коллег, в ходе работы. Все равно компания на мое обучение денег не даст…»

Профессиональный рост существенно повышает стоимость специалиста на рынке труда, что в его интересах, особенно если он работает в IT-сфере. Именно поэтому необходимо использовать все возможности для повышения своей квалификации, тем более если она необходима для полноценного участия в проекте.

Допустим, в компании не принято тратить солидные суммы на обучение, но если она ведет значимый для бизнеса IT-проект, то в нем может быть заложена часть бюджета на обучение сотрудников. Обоснование рисков экономии на обучении для успеха проекта может стать объективным аргументов в разговоре с руководством. Если на вас лежит часть ответственности за внедрение дорогого IT-продукта, то станет ли ваш работодатель рисковать, отправляя вас решать задачи по интуиции, по случайно увиденному образцу, по субъективным рекомендациям ваших коллег?

«Не разберусь сам – пойду на серые курсы. Заодно буду застрахован на случай неудачного проекта и моего ухода из него»

Это двойной риск. Если сложится такая ситуация, когда вы сами уже осознали, что не можете разобраться, то искать место для обучения и проходить его вы будете, скорее всего, в цейтноте. А серые курсы – риск гарантий актуальности материалов, подготовки преподавателя, системности курса. Сможете ли вы подтвердить вашу компетенцию по продукту перед будущими работодателем, если об этом будут свидетельствовать только ваши устные рассказы о высокой самообучаемости?

Выводы

Конечно, все многообразие ситуаций, когда люди выбирают, где и по каким программам пройти обучение, не может быть сведено к описанным здесь. Также параметры выбора учебных курсов намного шире, чем выбор между «белыми» и «серыми». Тщательно взвешивайте ваши задачи повышения квалификации, не ставьте экономию во главу угла – используйте и другие объективные ориентиры.

А как обстоят дела с отделом IT в вашей компании? Высказывайтесь в комментариях и участвуйте в опросе.

В подготовке статьи принимал участие Денис Ларионов – преподаватель, ведущий консультант Учебного центра, «СИТРОНИКС Информационные Технологии» (входит в «Энвижн Груп»).

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Статья ориентирована на рекламу ''белых курсов''. Проблемы IT давно известны, они лежат в плоскости безграмотности руководителей компаний. От отношения руководства к вопросам организации IT направления всё и зависит - и то кто это будет организовывать и то как это будет организовано. Не один IT директор не сможет ничего сделать, как бы гениален он не был, пока ему не будет чётко поставлена задача и не предоставлен РЕСУРС для её выполнения. А где, чему и как учить - это уже детали процесса.

Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва

Да, да, все так: свечи проданные вне храма, богу угодными не являются:)

Белые и серые, или сертифицированные и несертифицированные курсы предназначены для решения разных задач. И от этого одни не становятся хуже других. А безграмотность в ИТ, безусловно, грозит. Только масштаб угрозы не связан никак с наличием или отсутствие сертификата, или «процентом белого» в ИТ-курсах.

Knowledge manager, Украина

Почему-то пришла на ум аналогия.
Подходит человек к пианино. Весь мир верещит, что ничего божественного в игре на пианино нет. И начинает он пробовать. То разными пальцами левой руки, то - правой. То по черным клавишам, то по белым. Робко нажимает две клавиши, указательными пальцами обеих рук. Звуки, конечно, извлекаются. Двумя пальцами иногда удается очень даже приятное созвучие получить. Конечно, на успехи Бетховена никто не претендует, но так хочется ''Полонез'' Огинского исполнить. Вот только беда. Никто не учит играть десятью пальцами, да на всех клавишах. В самоучителях, коих полно вокруг, всё только о каком-то одном пальце пишут. Тот самоучитель, в котором обучают еще и ногой на педальку нажимать -- стоит вообще неимоверных денег, откуда их взять.
Ладно, буду учиться сам. Сначала слух жены буду ублажать, а там (почему не помечтать) и для тещи что-то сыграю.
Вот так и развивается бизнес. То маркетингом ''заболеем'', то управу на ИТ-шников ищем, то изыскиваем ресурсы для пряников и маркетологам и ИТ-шникам.
Увы, очень близкая аналогия.

Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Аркадий Затуловский · Работает в Nordea Bank Какая-то пустая статья. Все многообразие проблемы свели только к противопоставлению ''серое'' или ''белое'' обучение. Можно подумать, что только этот признак говорит о качестве обучения ! Рынок есть рынок. Если вы даете качественное обучение, то независимо от вашего ''цвета'' у вас будут заявки на обучение. А если вы кроме сертификата реально больше ничего не можете предложить, то тогда начинайте ругать ''серое'' обучение :) Мы очень много обучаем своих сотрудников, да и я сам лично часто посещаю различные треннинги и курсы. В своей практике встречал разных преподаватей. Я считаю, что все зависит от таланта преподавателя, потому что столько существует бесполезных сертифицированных курсов например в области Project Management, что просто диву даешься. 5 ч. назад Сергей Москвитин · Генеральный директор в ООО ''Бизнес Архитектор'' По моему для руководителя важно не на какие курсы отправиться сотрудник, а чему он там научиться и как проконтролировать качество обучения? Если на предприятии есть целый ИТ отдел с руководителем, то руководитель ИТ отдела еще как-то может проверить результаты обучения. А если на предприятии всего 2 ИТ ника и подчиняются они руководителю без ИТ образования, то результаты обучения проверить нельзя. Проблема в том что ИТ служба занимается обслуживанием предприятия. Она редко приносит доход и руководителю сложно оценить эффективность работы этой службы. Теперь про дорогой автомобиль и сервисные центры. Во первых сервисный центр это другая организация. Поэтому было бы правильно сравнивать сервисный центр со сторонней компанией профессионально внедряющее или обслуживающее купленное заказчиком ИТ решение. А если сравнивать штатных сот…рудников тут правильнее говорить собственном транспортном цехе. Так вот не часто предприятия даже обладая большим парком техники отправляют своих автомехаников на курсы, сейчас тенденция как раз на передачу этих работ специализированным СЦ. Вообще у руководителей предприятий часто возникает желание впихнуть все ИТ знания компании в одну голову. Вот есть у нас системный администратор вот пусть он все и делает. Вот в этом случае и получается что фирма садиться на иглу. Уходит такой универсальный солдат и все знания уходят вместе с ним. А тот кто придет на его место еще очень долго будет впихивать в себя эти знания (их еще найти нужно, на предприятии их не осталось). Вообще в целом, считаю что внедрение ИТ технологий и их обслуживанием должны заниматься сторонние компании занимающиеся этим (только этим) профессионально. Есть много причин почему это выгоднее. Я готов написать об этом отдельную статью. 6 ч. назад Рубен Мелконян · Лучший комментатор · Руководитель консалтингового направления в SBS Consulting Друзья. Совет ''в договоре о найме указывается, что сотрудник, обучение или сертификацию которого оплачивает компания, обязан отработать оговоренный срок или возместить работодателю затраты в случае своего ухода.'' напрямую противоречит законодательству о труде. Даже если такой пункт будет включен в договор,то он будет признан незаконным в суде, поскольку закон имеет первоочередное действие. Так что это пугалка для забитых сотрудников. Здесь таких советов давать не нужно. 3 ч. назад Dmitry Makhnachev · Работает в Telsey На самом деле ситуация будет продолжаться до тех пор, пока у людей в мозгу не щёлкнет кнопка, что оказывается за интеллектуальный труд надо платить, включая программное обеспечение. И этот самый труд ничуть не меньше стоит, чем работа какого-либо ТОПа, а в отделльных случаях даже собственника компании. А пока продолжаем нанимать студентов и будем смелыми, что они никуда от нас не денутся, по крайней мере пока, в обозримом будущем... :) 6 ч. назад Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' ...что еще раз доказывает, что задача обучение персонала не решается в отрыве от задачи построения такой системы менеджмента, чтобы народ не ''бёг'', задачи поиска адекватных руководителей, задачи прописывания внятной корпоративной стратегии и т.п. 16 ч. назад Alexander Abzyanov Согласен, что задача обучения (в том числе чему и как учить) определяется исключительно в связке другими задачами бизнеса. Если ''программы падают и бизнес встает'' - нужно иметь своих спецов под рукой, которые быстро локализуют проблему, учить их и удерживать. А может и не нужно, может быть, лучше один раз вложиться в более качественный софт, и иметь договор на сервисную поддержку. Вариантов может быть масса... 6 ч. назад Алексей Колоколов · Директор в Институт Бизнес-аналитики Заявленная в статье проблема и предложенное решение никак не связаны между собой. Если у вас ''упали программы, бизнес встал'', а ИТ не обеспечивает поддержку - то ''белое'' обучение - это наименьшее, на чем вы пожадничали. И зачастую проблема здесь - это не технологии и тем более не сертифицированные курсы, а как раз ИТ-менеджмент (ITIL/ITSM) 3 ч. назад Anton Alkhimov Однобокая статья. Сертификат без практики никому не нужен. В статье не учтен такой фактор как внутренняя конкуренция внутри IT-отдела которая негативно отражается на атмосфере в коллективе. Никто не любит в коллективе умных сотрудников, особенно, если компания-вендор. Ценно то, что человек сделал своими руками, какой у него опыт. Моя точка зрения та, что надо самому читать книжки, искать в интернете ответы и документы (все же есть, зачем за это переплачивать?) и таким образом формировать себя, делать свое резюме не сертификатами, а достижениями. 41 мин. назад
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.