Куда пойдут инвестиции в IT?

Запад «витает в облаках»

Аналитики крупных зарубежных консалтинговых компаний уверены, что сегодня мы стоим на пороге очередного «золотого века» – эры технологического расцвета. И обеспечить новый взлет рынка высоких технологий, по мнению западных экспертов, должны будут сетевые технологии и облачные вычисления. Booz & Company, например, приводит в своем исследовании график, согласно которому мы находимся сейчас в небольшом кризисном промежутке между двумя периодами развития и длиться следующий период роста будет двадцать-тридцать лет:

10110-ex01.gif

Источник: статья The New Golden Age из издания Strategy+Business

Серьезные проблемы, по мнению западных специалистов, ждут в ближайшее время в основном производителей десктопов: распространение мобильных устройств и, опять же, «облаков» заставит эти компании либо кардинально меняться, либо уходить. В целом, звучит красиво.

Картинка не для нашего рынка?

«Кризис обнажил все недостатки рынка высоких технологий, такие как плохое качество проектов, непонятные сроки окупаемости, неэффективность IT-систем в существующей бизнес-среде, – считает президент LETA Group Александр Чачава. – С наступлением кризиса заказчики в одночасье стали донельзя практичными, циничными и экономными. Требования к более высокому качеству работ за меньшие деньги вкупе с усилившейся конкуренцией серьезно изменили ландшафт рынка. Произошло существенное перераспределение долей во многих нишах, что неудивительно в условиях строжайшей экономии IT-бюджетов».

«В разгар кризиса многие представители рынка смотрели на изменения как бы со стороны – авось пронесет. С самого начала 2009 пришлось столкнуться с новыми реалиями, а именно – с серьезным снижением выручки и уменьшением числа клиентов. Только в течение 2009 года многие IT-компании смогли оценить причины спада, перегруппироваться, наметить новые стратегии, – продолжает мысль Олег Краус, заместитель директора по развитию компании «Русские Навигационные Технологии». – На первый план вышел менеджмент. Оказалось, что в кризис важны не столько эксклюзивность продукта или качество услуги, сколько менеджмент и уровень управления. Поэтому кризис пошел на пользу, но не самим технологиям, а рынку высоких технологий».

«Исход с IT-рынка компаний, которые болезненно переживают кризис, – безусловное благо, но компанией придется-таки пожертвовать, – подытоживает Валерий Андреев, директор по науке и развитию ИВК. – Стали ли высокие технологии от этого «более высокими»? Не факт. Причины крушений, как правило, связаны с дефектами управления. Вполне возможно, что в заделе такой компании было интересное рациональное зерно, реальная инновация, которой неумело распорядились. И в этом смысле кризис – безусловное зло, он часто выплескивает ребенка вместе с водой – разбираться некогда и некому. Наш IT-рынок отличается «рваной поступательностью», умением перепрыгивать через целые пласты технологий и поколения устройств. Это отрицательно влияет на весь рынок в целом, его «память» отрывиста, не систематична, а «иммунитет» ослаблен. Все это – следствие зависимости от Запада и неумение «держать дистанцию». Поэтому честь и хвала тем предприятиям, которые в условиях непростого времени (а когда оно было простым?) продолжают «играть в свою игру», движутся в своем темпе. Результат обязательно будет».

Оргвыводы сделаны. Что дальше?

«По итогам кризиса отечественная IT-отрасль серьезно вырастет качественно, повзрослеет, если можно так выразиться, – уверен Олег Краус. – Конечно, многое будет зависеть от темпов восстановления российской и мировой экономики. Многие компании прошли серьезный путь в кризисное время, переосмыслили взаимоотношения с клиентами, и это, несомненно, окажет положительное влияние на качество и цену IT-продуктов для конечных потребителей».

«Сегодня IT-рынок уже живет по другим законам, чем до кризиса, – согласен с коллегой Александр Чачава. – И возврата не будет, нам предстоит привыкать именно к этим условиям. Мы, скорее всего, увидим рост в 2010 году, но правила игры и критерии принятия решений будут уже посткризисными, и это выгодно профессиональным участникам рынка. К сожалению, оздоровление и эволюция рынка происходит именно в кризис, когда страдать вынуждены все. Но именно после таких периодов больше всего предпосылок для качественного рывка вперед».

Валерий Андреев не столь оптимистичен: «Идут постоянные перемещения внутри компаний, перенацеливающие персонал на выполнение краткосрочных тактических проектов, позволяющих выжить. Это однозначно говорит об остановке развития отрасли в целом. Поэтому широко обсуждаемое падение на 25% – это оптимистичная оценка. Думаю, что эта тенденция продолжится весь 2010 год и перейдет на год 2011. Сегодня выживает тот, у кого имеется задел и потенциальные возможности реализовывать проекты (поставки, работы и пр.) в течение 9-12 месяцев. Гораздо меньше востребованы проекты в 24 месяца. Совсем не многие компании к этому готовы».

«В 2010 году, когда заказчики опять начнут инвестировать в IT, да еще и скажет свое слово отложенный спрос, наступит судный день для всех IT-компаний. Ведь критерии выбора уже изменились в правильную сторону, показатели эффективности и окупаемости инвестиций в технологии занимают теперь принципиально другие места в списке критериев принятия решений», – уточняет правила игры Александр Чачава.

Прогноз по сегментам

Большинство российских IT-компаний, независимо от специализации, прогнозирует для себя рост продаж и прибыли в 2010 году. Многим удалось привлечь высокопрофессиональных сотрудников, о которых, по словам самих участников рынка, до кризиса они и не мечтали. Практически каждая IT-компания строит планы дальнейшего кадрового усиления, в соответствии с корпоративной стратегией. Однако некоторые игроки опасаются, что рынок труда вскоре опять ждет перегрев.

«В ряде отраслей продолжается активная информатизация, причем опережающими темпами, – отмечает Валерий Андреев. – Ведь задач, для решения которых внедряют IT, никто не снимал, более того – сегодня они ставятся гораздо жестче. К числу наиболее важных задач в целом на IT-рынке относится интеграция информационных ресурсов, процессов и пр. Этот сегмент растет, заказчики наводят порядок в своем IT-хозяйстве. Но при решении этих задач для нашего IT-рынка характерно топтание на стадии внедрения многие годы – это очень плохая тенденция. Мешает обилие частных решений, которые не могут устраивать крупного заказчика в долгосрочной перспективе, но создают информационный шум и отвлекают ресурсы на проработку тупиковых вариантов. Нужны условия для оформления жизнеспособных разработок в нормально развивающиеся продукты. А путь к этому лежит через ответственность исполнителя за заявленные характеристики и сопровождение решения».

«Что касается рынка мониторинга и контроля транспорта, на котором мы работаем, то он качественно изменился в течение кризиса и продолжает расти как в количественном, так и в денежном выражении, – свидетельствует Олег Краус. – Ускорились процессы снижения стоимости «железа» и софта, зато появилась консалтинговая составляющая, отвечающая за эффект от внедрений. Для потребителей это сулит положительные изменения. Учитывая связанное с повышенной конкуренцией снижение стоимости продукции на нашем рынке, прибыль не будет расти пропорционально выручке, однако и по этому показателю мы прогнозируем умеренный рост».

Об увеличении доли и роли консалтинговой составляющей IT-проектов говорит и Андрей Конусов, генеральный директор LETA IT-company, входящей в LETA Group. Его компания исходит из того, что крупные предприятия уже в 2010 году увеличат затраты на информационную безопасность на 50%, тогда как сегмент SMB еще не вернется к массовому спросу на услуги и решения в сфере ИБ. При этом большая часть крупных предприятий будет стремиться к созданию целостных систем ИБ, интегрированных в системы корпоративной безопасности и управления рисками, а поставщики решений – к тому, чтобы 20% затрат заказчика обеспечили 80% функциональности.

«2010 год станет знаковым и переломным для российского рынка ИБ, – полагает Андрей Конусов. – Несмотря на успешное докризисное развитие, на рынке ИБ существовала скрытая проблема: за единичными исключениями, потребители продолжали относиться к ИБ-решениям как к способу устранения тех или иных локальных угроз. Две ключевые особенности 2009 года сломали эту ситуацию. С одной стороны, кризис остановил ненужные проекты и научил заказчика экономическому подходу. С другой стороны, жесткая линия государства на повышение защищенности персональных данных показала, что регулирование рынка ИБ дает положительный эффект. Ключевую роль начинает играть разработка и внедрение различных взаимоувязанных стандартов ИБ. Соответствие им и станет главной долгосрочной тенденцией всего корпоративного рынка ИБ. Наступает «эпоха compliance». От участников рынка это требует новой расстановки приоритетов, перенастройки бизнеса, умения мыслить одновременно в категориях управления рисками, IT, ИБ и безопасности в целом, особого управления компетенциями и типизированными разработками. Именно способность быстро решить эти задачи будет определять расстановку сил на послекризисном рынке ИБ».

В сегменте информатизации здравоохранения, по прогнозам Frost & Sullivan, несмотря на свою перспективность, рынок продолжит стагнировать в 2010 году в рамках последствий глобального финансового кризиса, ожидая утверждения поправок в законодательстве и изложения политики правительства. Это дает компаниям немного времени подготовить и усовершенствовать предлагаемые продукты к периоду непрерывного внушительного роста рынка в последующие годы.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Санкт-Петербург

''С наступлением кризиса заказчики в одночасье стали донельзя практичными, циничными и экономными.'' - Это видимо значит, что ''откатами'' теперь дело не ограничивается, нужно и результат показать :-). Если так, то рынок движется в нужном направлении. Вот только нефть дорожает, как бы с приходом нового вала нефтедолларов тренд не пропал.

А вот еще, внимательные читатели, должны заметить, что все в ИТ, что имеет круглую форму, непрочно. Например, ''дот-комы'' в конце 90-х, потом их назвали ''мыльным пузырем''. Каким пузырем назовут ''облака''? 8)

Артем Седловский +65 Артем Седловский Директор по развитию, Москва

Я вот только не понял, это аналитическая статья или рекламный буллшит в форме аналитической статьи? В ИТ-отрасли есть признанные аналитики, есть столь же признанные лидеры рынка в своих сегментах. Неоднократно упомянутые в статье компании ни к первым, ни ко вторым явно не относятся. К чему эта статья?

Менеджер интернет-проекта, Москва
Артем Седловский, что скажут признанные аналитики, можно предсказать, не читая их прогнозов. :) Была мысль показать, как видят развитие отрасли реальные участники рынка, которые живут не только и не столько на бюджеты госмонополий и подобных им заказчиков. Кстати, компании, мягко говоря, не последние в своих сегментах. :)
CIO, Москва
Сейчас основной инвестор в Информационные Технологии - Государство, Практически все лидеры отрасли сидят на этих заказах ''как на игле'', если они хотят расти и развиваться, то они не могут игнорировать эту долю рынка. Государственные инвестиции в Информационные Технологии, в том виде как это происходит сейчас - это ''Троянский конь'' для отрасли. Если кто-то думает, что такими инвестициями поднимается конкурентоспособность отрасли и отечественных компаний, то это стратегическая ошибка. Увеличение объёма рынка за счёт таких инвестиций – это создание «воздушного пузыря». Что-то похожее у нас уже было с рынком недвижимости. Так накачали цены, что теперь по ценам, доступным потребителям, наши строительные компании строить не могут и не умеют, а по тем, по которым они могут, никому не надо. Полезности от таких инвестиций в Информационные Технологии нет ни для Государства, ни для отрасли. Деньги Государство потратит, полезность с точки зрения информатизации и оптимизации своей деятельности не создаст. А самый главный вред – это деградация людей и компаний, задействованных в этих заказах: как чиновников, так и поставщиков. Они кроме как на государство работать ни с кем не смогут. Это не поднятие конкурентоспособности, это её ликвидация. Подробно я об этом Информационные Технологии как средство разбазаривания госбюджета
Руководитель проекта, Новосибирск
Евгений Лернер, спасибо. ценные мысли. статью прочитаю обязательно. но прогноз ведь оправдывается. вот и информатизацию здравоохранения затеяли с планом на 10 лет вперед!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.