Максим Спиридонов: «Мы не штампуем фаст-фуд»

Максим Спиридонов — серийный предприниматель. Он основал несколько интернет-проектов, является создателем и ведущим радиопередач «Рунетология» и «Рунет сегодня». В 2011 году вместе с Юлией Микеда загорелся идеей образовательного проекта. За три года существования «Нетологии» три раза сильно корректировал бизнес-модель. То, что начиналось с семинаров по маркетингу в Москве, в итоге превратилось в центр онлайн-образования с программами интенсивного обучения различным интернет-профессиям и десятками интерактивных курсов, частично бесплатных. В сентябре 2014 года компания объединилась с платформой школьного онлайн-обучения «Фоксфорд», одновременно закрыв второй раунд инвестиций от венчурного фонда InVenture Partners. E-xecutive.ru побеседовал с Максимом о том, каковы сложности ведения образовательного бизнеса в Рунете? Каких ошибок стоит избегать? Стоит ли образовательным бизнесам бояться MOOC (массовых открытых онлайн курсов)? Как превратиться в бренд, который интересен работодателям?

Executive.ru: Дафна Коллер, сооснователь Coursera, отмечает, что самое быстрорастущее их сообщество – как раз из России. Нет страха того, что гиганты вроде Coursera, edX, Udemy и т.д. отберут вашу часть пирога?

Максим Спиридонов: Западные курсы нас не беспокоят потому, что образование очень сильно привязано к ментальности и языку и хорошо тогда, когда оно исходит из реальных потребностей и привычек пользователя здесь и сейчас. Мы предлагаем обучение в конкретных реалиях российского интернета. Даже у курсов «основа интернет-маркетинга» или «аналитика контекстной рекламы» на западных площадках будет присутствовать своя специфика. Я уже не говорю про то, что там вы и вовсе не найдете курса по использованию Яндекс-метрики или особенностям продвижения во «Вконтакте». А, скажем, базовый курс «Основы интернет-маркетинга» будет отличаться разными акцентами, разными игроками (там Google, у нас с сильным перевесом Яндекс; там Yahoo!, у нас Mail.ru Group) и т.д. Даже для InVenture Partners мы не озвучивали тезисы «давайте протестируем это на России, а потом завоюем мир». В ближайшее время мы четко нацелены на русскоговорящее пространство. Россия – да, СНГ, Украина – да, но не Запад, по крайней мере, в ближайшие 3-5 лет.

Executive.ru: Чем должен руководствоваться предприниматель, желающий построить образовательный онлайн-бизнес в России?

М.С.: Во-первых, у него должно быть желание реализоваться в образовательной сфере. Если идти в образование просто как в бизнес – получится никому не интересная подделка. К тому же, вы замучаетесь ждать устойчивого развития и прибыли – как бизнесу образовательному проекту требуется время, чтобы набрать репутацию: нужно закладывать 2-3 года на то, что ваш бизнес будет раскачиваться. Во-вторых, надо иметь очень четкое представление о среде, уметь отличить реальных экспертов от дутых. В бизнес-образовании сплошь и рядом можно наткнуться на огромное количество псевдо-гуру, которые заявляют о себе как о волшебниках, а на самом деле являются пустым местом. Нужно уметь настраивать партнерские отношения с лучшими. В-третьих, мало знать предмет. Особое внимание стоит уделить привлечению правильных людей к методическому построению образовательных программ. Не каждый мастер своего дела умеет чему-то научить. В-четвертых, если говорить об обучении онлайн, нужно понимать, что пока не существует универсальных программных образовательных платформ. Для обеспечения качественного обучения придется создавать платформу под себя.

Исходя из названных причин, я бы не советовал создавать образовательный проект без четкого понимания, зачем вы это делаете, как вы будете строить на этом бизнес, зачем вообще вам это нужно. Однако, если у вас есть ответы на обозначенные выше вопросы, если вы готовы к тому, что вопросов по ходу реализации онлайн-проекта будет еще больше, то сейчас самое время входить в область онлайн-образования. Рынок только становится на ноги, он полон возможностей и открытых ниш, он ждет энтузиастов, увлеченных идеей образования в высокотехнологический век, идеей распространения и всеобщей доступности знаний.

Executive.ru: Бесплатный контент на образовательной онлайн-площадке – это дань моде или необходимость?

М.С.: Мы сейчас живем в ситуации переосмысления парадигмы подхода к образованию вообще, а попутно и к образованию в интернете, к цифровому контенту. Для примера – если раньше за музыкой, видео, книгами пользователи чаще шли на торренты, то сегодня важным фактором становится потребность получить не просто контент, а набор возможностей, комплекс контент+сервис. Тому примерами могут служить онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы типа Google Play Music или Яндекс.Музыка.

То же самое с образованием. За него пока платят неохотно и только когда очень нужно. Особенно это касается российских пользователей. Поэтому для того чтобы платежи состоялись, необходимо провести пользователя через путь обретения лояльности: через бесплатные образовательные продукты. Нужно убедить его в ценности предоставляемых нами образовательных услуг.

Executive.ru: Скептики называют онлайн-курсы образовательным фаст-фудом? Что бы вы им ответили?

М.С.: Недавно, сидя в кафе на Арбате, я видел, как промоутеры ходят по улице и предлагают людям попробовать нарезанную маленькими кубиками выпечку. Как думаете, что вы получаете, попробовав это? Представление о продукте, о вкусе, качестве и ваших предпочтениях. Но полноценно довольствоваться и наесться вы не сможете. То же самое и в образовании. Мы не штампуем фаст-фуд. Открытые лекции являются частью готового образовательного курса. Требования, предъявляемые к подобным проектам, следующие: они должны быть познавательны, полезны и самодостаточны, но не должны пытаться охватить все.

Executive.ru: Пользователь может получить пользу от обучения, не заплатив ни копейки?

М.С.: Теоретически можно было бы самостоятельно составить себе из бесплатных занятий целый курс, сделать расписание, получить сходную информацию с тем, что вам дадут на полном платном курсе. Правда, в этом не будет системы, обратной связи от преподавателей, сдачи диплома, возможности приглянуться преподавателю и быть приглашенным им на работу и т.д… К тому же это займет значительно большее время в сравнении с платными систематизированными курсами. Но будет возможность бесплатно получить качественные знания. К слову, тут еще есть момент субъективной оценки пользователями качества знаний в бесплатных и платных образовательных продуктах. Однако, не смотря на такую возможность, конверсия из регистраций в посещения бесплатных занятий, согласно нашей статистике, составляет порядка 30%. В случае с оплаченными занятиями – почти 100%.

Executive.ru: Почему, на ваш взгляд, разница так велика?

М.С.: Вспомним статистику самой популярной во всем мире образовательной американской онлайн-площадки Cousera: в среднем лишь около 5-8% зарегистрировавшихся на курс доходят до финиша. Я отношу этот вопрос к более глубокому: «Из чего состоит образование?» Из методики донесения, контента, комьюнити, преподавателей… и т.д. Не стоит забывать и об эффективности пресловутого «кнута». В обычном образовании этим кнутом является стоящий над обучающимся преподаватель. В онлайне кнутом может являться четкая временная сетка, дедлайны. Но кнутом, который действует сильнее времени, является комбинация: «деньги плюс нацеленность на результат».

Почему MOOC провисают? Да потому что там люди часто учатся ради учебы, в виде времяпрепровождения. Другое дело – учиться ради результата, ради того, чтобы повысить уровень своей профессии и, возможно, получить более выгодное предложение по работе. И их мотивируют отданные за обучение деньги. Получается, если не воспользоваться тем, за что я заплатил – значит, я дурачок?

Executive.ru: Можно ли превратить онлайн-образование из экзотики в бренд, который будет интересен работодателям?

М.С.: Любой бизнес перспективен тогда, когда он закрывает потребности пользователя, отвечает на чью-то боль. Боль интернет-бизнеса — нехватка специалистов по электронной коммерции, маркетологов, продвиженцев, руководителей проектов. Я считаю, что образовательная площадка должна участвовать в трудоустройстве слушателей. Для образования, ориентированного на результат, ясно, что помощь такого рода – важное условие. Средний возраст наших слушателей – примерно 22-35 лет. То есть это как раз самая активная аудитория в плане стремления к карьерному росту. В идеале мы видим себя с одной стороны – точкой агрегации знаний и экспертов, а с другой – точкой агрегации молодых кадров, которые обучаются и заявляют о своем желании расти и развиваться карьерно. Мы стараемся помогать как преподавателям в поиске сотрудников из числа слушателей, так и слушателям в поиске работодателей из числа преподавателей. Для слушателей есть раздел, где вывешиваются вакансии. Все наши преподаватели – топ-менеджеры, директора по маркетингу, CEO разных компаний. Люди, подобные им, постоянно находятся в состоянии поиска кадров. Дефицит высококлассных специалистов на рынке есть всегда. Поэтому они сами настроены на то, чтобы искать в собеседнике потенциального члена своей команды. Мы также намеренно указываем в дипломах, кто именно учил, так как это придает значительный вес документу. Во-первых, работодатель видит, у кого именно вы обучались, во-вторых, всегда можно в интернете найти его контакты – позвонить и попросить дать рекомендацию.

Executive.ru: Кто именно преподает на вашей площадке?

М.С.: Было бы неправильно выделять кого-то отдельно, но, например, в стартующих в ближайшее время онлайн-интернистах «Нетологии», преподавать будут: Денис Смирнов, директор отдела цифровых изданий Sanoma Independent Media; Андрей Григорьев, главный операционный директор GetShopApp; Гайдар Магдануров, директор по инвестициям Runa Capital; Анна Ветринская, партнер в рекламном агентстве Adventum. В «Библиотеке курсов» недавно появились лекции выпускающего редактора «Коммерсантъ» Ольги Соломатиной.

Executive.ru: Елена Масолова, основатель Eduson, говорит, что 80 тыс. сотрудников Google записались на курс Udemy по языку программирования HTML5. Насколько перспективно онлайн-обрзование в B2B?

М.С.: Мы постоянно расширяем библиотеку курсов, уделяем внимание обучению базовым бизнес-навыкам. Также недавно создали внутри платформы сервис для корпоративного пользователя, своего рода, «кабинет компании» и ее обучающихся сотрудников. Организация покупает определенное количество доступов для своих сотрудников к нашей библиотеке курсов. У администратора корпоративного обучения есть возможность в живой ленте следить, кто как из сотрудников проходит эти курсы, видеть рейтинг активности сотрудников, интересов (какие курсы вызвали наибольший интерес). В рамках этого доступа компания сможет добавлять и свои курсы. То есть, по сути, дополнительно к нашей библиотеке бизнес-курсов, которая ежемесячно пополняется 5-7 новыми курсами, корпоративный клиент получает функционал LMS (Learning Management System).

Executive.ru: Зачем вам потребовалось объединение со школьным образовательным проектом?

М.С.: Рынок школьного образования крайне интересен и, в сравнении с образованием для взрослых, имеет больший потенциал монетизации. У родителей в нашей стране уже есть четко сформированная привычка платить за репетиторов. Она стабильнее и устойчивее, нежели привычка к самообразованию («мне самому учиться, наверно, поздно, но ребенку – надо»). По разным оценкам, рынок репетиторов в России составляет порядка $2 млрд. годового оборота. Это колоссальный объем, причем рынок практически полностью черный – наличными на руки. Остается объяснить родителям, почему альтернатива в виде онлайн-курсов «Фоксфорда» лучше: преподаватели из ведущих вузов России, профессора и кандидаты наук; обучение из дома; контроль обучения через геймифицированную образовательную платформу; возможность для родителей эффективно следить за реальным прогрессом своего ребенка. И стоимость часа обучения – 220 руб., что в 4-6 раз ниже стоимости обучения с репетитором.

Executive.ru: Как долго продлится бум в секторе онлайн-образования?

М.С.: Прорыва уже не будет, все уже найдено и ощупано: и основные методики, и инструменты. Онлайн-образование будет расти и расширяться по охвату числа обучающихся. В течение 3-4 лет оно окончательно перестанет быть экзотикой, это будет естественная часть образовательной сферы.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Павел Горбунов, Светлана Шишкова
Knowledge manager, Вологда

Спасибо, хорошая статья. С профессиональным взглядом и видением ситуации.

Менеджер интернет-проекта, Москва

Анна, спасибо, отличное интервью! Раскрыла спикера с лучших его сторон. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.